Представление опыта работы с детьми с ТНР с использованием методики "Формирования языковой системы Новиковой-Иванцовой Т.Н".
материал
Методика формирования языковой системы Новиковой-Иванцовой Т.Н. в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2016_gmo_novieova-ivantsova_opyt_raboty_s_negovoryashchimi.pptx | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТАМАРА НИКИФОРОВНА НОВИКОВА-ИВАНЦОВА -Директор ГБОУ специальной (коррекционной) начальной школы-детского сада 5 вида № 1708 г. Москвы. Заслуженный учитель Российской Федерации, логопед высшей категории, кандидат экономических наук. Автор уникальной методики логопедической работы с неговорящими детьми и методических пособий для логопедов «От слова к фразе», «Тексты», «Слоговая». Методика формирования языковой системы Новиковой-Иванцовой Т.Н .
Задачи на начальных этапах работы с детьми. Учить слышать и понимать речь взрослого. Отрабатывать на гласных звуках ответные голосовые реакции. Учить повторять за взрослым слова в доступной для ребёнка форме (звукоподражание, осколки слов и тд ). Одновременно формировать высшие психические функции (зрительное и слуховое восприятие, внимание. Память, элементарные мыслительные операции, которые в совокупности являются для формирования речи. Вырабатывать когнитивные навыки. Следовать принципу многократного повторения отрабатываемого материала, но не механически повторяя его, я с использованием дидактического материала, игровых приемов. Закреплять использование «указывающего жеста» при выполнении заданий по инструкции логопеда. Накапливать элементарный номинативный словарь.( Ляля-девочка, миша -медведь, зая -зайка и тд ) Вырабатывать сопряженное, отраженное самостоятельное употребление фраз типа «Дай кису», «На Лялю»
В языковой системе существует 4 кода Фонетико-фонематический (Формирование самой артикуляции и фонематического слуха. Каждый звук имеет звукоразличительные характеристики, по звонкости, глухости , мягкости и твёрдости) М+ Лексический (Связь с мышлением слово не существует само по себе, оно существует когда имеет предметную соотнесённость) М+ Синтаксический ( формирование предложений с выходом на связную речь) М+ Морфологический ( это уровень грамматики когда за счет морфемы формируется связь слов в предложении) М+
РМИСР- (темп, ритм, интонация) – это база которая стоит над всеми 4 кодам и. Сам по себе звук , он не живет в слоге, в слове, что бы слог начинал жить в слоге, этот слог должен существовать в слове, поэтому должна быть ритмическая организация. Ритмико-интонационная сторона формируется до года. Дальше она просто развивается. Если её упустить и не сформировать, то и будет нарушение ритмической структуры, ритмической организации, нарушения слоговой структуры. Некуда укладываться слогам если не сформирована ритмико-интонационная система Приоритеты: 1 . Формирование ритмико-интонационной системы через ритмы. (ритмы с первым ударным и со 2 ударным) 2. Гласные первого ряда укладываем в эти два ритма. Главное, что бы артикуляция, голос и дыхание работали как одно целое).
. 1й Этап работы: На первом этапе нам нужно получить произвольное дыхание, произвольную голосопадачу , произвольную артикуляцию. Ритм организовывает речь. Ритмизирует, предает оттенок, эмоциональность. Сопряженно Длительно С переключением Гласные структурируют слово, а согласные придают смысл слову.
Формирование слоговой структуры слова у детей с системной патологией. - ритмы и слоги (открытые) -ритмы и слоги (закрытые со стечением согласных) -слова (классы по А.К. Марковой) 13 классов Цель работы по формирование сорговой структуры слов а-соблюдая количество слогов, типы слогов, их последовательность и ударность в слове, учить детей слитно плавно произносить слова сложной слоговой структуры изолированно, в словосочетаниях и предложениях. Работа распределяется по трем разделам «Ритмы», «Слоги» и «Слова». Каждый из них имеет свою цель и содержание работы .
1 раздел РИТМЫ Цель работы- учить воспринимать. Различать и воспроизводить ритмические контуры (рисунки) в соответствии с количеством слогов (в слове) и ударностью. Отрабатываем шесть ритмов. Каждый из этих ритмов соотнесен с конкретным символом. Работа над ритмическим рисунком Для работы над ритмическим контуром нужно сформировать позицию рук «Замочки». Все ритмы имеют количественную и качественную характеристику. Количество (сколько?-один, два.), а качество (как?) –тихо (безударный), громко (ударный). Вся работа проводится поэтапно: сопряженно, отраженно, самостоятельно .
2 ой РАЗДЕЛ Цель работы – учить плавно переключаться со слога на слог в слоговых цепочках (рядах) из открытых слогов со сменой гласных, из открытых слогов со сменой согласных, в цепочках из закрытых слогов и слогов со стечением согласных. Для формирования слога мы используем систему звуков, которая разработана М. Ф Фомичевой. Этапы работы над слогом. 1 Длительность произнесения гласных 2 Образование открытого слога и произнесения слогов со сменой гласных (для образования открытого слога нужен согласный) 3 Произнесение слогов со сменой согласных ( отрабатывание плавного произнесения цепочек из открытых слогов со сменой согласных 4 Отрабатывание закрытого слога, по формированию цепочки закрытых слогов со сменой согласных, по формированию слогов со стечением согласных.
3 раздел Слова Цель работы- Учить детей плавно и слитно произносить слова основных продуктивных классов ( по Марковой) изолированно, в словосочетаниях, предложениях, соблюдая количество слогов, типа слогов, их последовательность и ударность в слове.
Этап работы- Формирование фразы у детей с тяжелой речевой потологией . Методической пособие «От слова к фразе» состоит из 3 частей Книга 1 Цель-составление предложений из двух слов. Подобран лексический и дидактический материал, который способствует интересному многократному упражнению детей в построении постой фразы (двухсоставной) предмет и его действие и употребление её в речи. Не важно звукопроизношение на данном этапе. Необходимо их многократное повторение, употребление в разных ситуациях, что будет способствовать пониманию, уточнению, расширению. А также совершенствованию словаря, те постоянному улучшению его звукослоговой структуры.
2 КНИГА Цель –составлять предложения из двух слов. Вторая книга по формированию у детей с тяжелой патологией речи умения пользоваться фразой , в работе добавляется категория числа. В нормативном онтогенезе из всей грамматики она формируется первой. Единственное и множественное число отрабатывается в сопоставлении друг с другом.
3 КНИГА Цель – Научить ребенка составлять предложения из трех слов: подлежащие, сказуемое и прямое дополнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы по теме "Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках «Музыки»
Предлагаю теоретическую часть из представленного опыта работы по применению ИКТ на уроках музыки....
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА работы по методической теме: "Формы и методы работы по созданию на уроках русского языка развивающей языковой среды".
По данной теме работаю два года, вижу необходимость анализа своей работы для дальнейшей коррекции в плане методических приёмов и применения технологий. Представляю опыт работы, результаты деятел...
Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики»
Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики». Так же материал содержит презентацию....
Представление опыта работы учителя истории и обществознания по использованию электронных информационно - образовательных ресурсов в учебном процессе
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания...
Представление опыта работы с детьми-мигрантами.Семинар.
Представление опыта работы с детьми-мигрантами.Семинар....
Представление опыта работы с детьми ТНР, с использованием элементов по методике Новиковой-Иванцовой Т.Н «Метод формирования языковой системы»
Алалия – грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в течение трех лет жизни ре...
Представление опыта работы на РМО учителей-логопедов по теме:«Нейропсихологические приёмы в практике учителя-логопеда, применяемые в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»
Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензитивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного ...