Виктория Александровна Томилова

сайт учителя русского языка и литературы

Учись, трудись, мечтай, люби! Успех тебя ждет впереди!

Профессия: учитель русского языка и литературы

Профессиональные интересы: накопление опыта педагогических технологий, форм, методов и приёмов обучения по предмету, заданий ИКТ

Увлечения: спорт

Страна: Россия

Регион: Томская область

Населенный пункт: Стрежевой

Место работы: МОУ СОШ№2 г.о.Стрежевой

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/tomilova-viktoriya-aleksandrovna
Быть учителем - это судьба, Которой не может быть лучше, Она огнем зажигает сердца, Теплом согревает души.
неизвестный

О себе

Лозунгом своей жизни считаю афоризм: «Учитель – это не профессия, это образ  жизни и состояние души!»

Школьный звонок… Я иду по коридору на урок… Там меня ждут МОИ ученики! Каждый мой класс – новая ступенька!

Мне нравится быть учителем и классным руководителем!

Учительская профессия – профессия счастливых людей!

И мне хочется, чтобы в школе всегда жили счастье познания, радость общения, атмосфера любви и творчества, постоянного поиска, единства ученика и учителя. Верю, что вместе с детьми преодолею многое. Только б они верили мне.

Ведущей педагогической идеей в своей  работе считаю выработку орфографических навыков у учащихся на основе использования компьютерных технологий.

Меня интересуют вопросы, связанные с внедрением компьютерных технологий в процесс преподавания русского языка и литературы. В своей работе использую современные образовательные технологии: ИКТ, игровые технологии, групповые технологии, проектное обучение и т. д.

Мультимедиа средства значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств мультимедиа позволяет создавать активный познавательный процесс и повышать заинтересованность школьников  в образовательной деятельности. ИКТ позволяют существенно повысить уровень усвоения и закрепления учебного материала.

На уроках я применяю специально разработанную систему компьютерных тестов, позволяющую контролировать уровень владения орфографией и пунктуацией, а также выявить в ходе тестирования причины ошибок и получить обоснованную индивидуальную рекомендацию, помогающую избежать ошибок в дальнейшем Ученик сам задает темп работы и ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу. Он может воспользоваться подсказкой, может посмотреть количество допущенных ошибок. Конечно, преимущество использования на уроке компьютерных программ по русскому языку неоспоримо: это и оперативный контроль знаний, что дает значительную экономию учительского времени, и элемент занимательности, повышающий интерес учащихся к обучению, и создание условий для индивидуальной работы. Благодаря компьютерным тестам учащиеся приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала.

Вся эта работа способствует осознанию учащимися своих возможностей и умственных способностей, пониманию учебных задач, формированию устойчивых 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

По причине сегодняшнего состояния и нарастания на Украине националистических настроений, сложилось общее впечатление, что так было всегда. Я не случайно в своем сочинении хочу обратиться к этой теме, потому что родом я с Западной Украины, где прошло мое детство.

 В детстве все интересно и загадочно. Вот за селом есть сказочный лес, где живут загадочные существа. А за лесом - озеро, там много русалок… Детская фантазия безгранична, благодаря ей окружающий мир становится увлекательным и таинственным.

Я всегда вспоминаю свое детство с трепетом и восторгом в душе. Было в моем детстве то, что сегодня навсегда утрачено в детстве наших детей – это романтика и ожидание чуда.

Детство - это замечательная пора, когда можно верить в чудеса, верить в эльфов и русалок, искать чудесный цветок папоротника ночью и ждать чуда… А как здорово, когда на Новый год взрослые вместе с детьми готовят постановку прекрасной сказки по произведению замечательной писательницы-землячки Леси Украинки «Лесная песня», где мы, дети, желая принимать самое активное участие, играем роль деревьев, чтобы все видеть своими глазами и думать, что ты играешь самую главную роль. И как награда за твое старание - Дед Мороз приносил подарки!

Взрослея, я узнала, что сказку, которую традиционно играют на сцене в новогодние праздники, написала моя землячка Леся Украинка. Несколько раз я была на экскурсии в селе Колодяжном, музее-усадьбе семьи Косач. Здесь впервые я почувствовала насколько творчество писательницы тесно связано с традициями и обычаями простого народа.

       Готовясь написать это сочинение я, естественно, открыла компьютер, чтобы еще раз перечитать автобиографию и любимые произведения Леси Украинки. Я была поражена и возмущена той информацией, что прочитала. Из талантливой писательницы, поэтессы сделали националистического героя, которая всем своим творчеством боролась против империалистической России. При этом хочу подчеркнуть, что информация не из украинских сайтов. Интересно, кем же теперь на Украине является образ писательницы? Как могла она бороться против империалистической России, если Волынь в те годы была то под Австрией, то под Польшей?

     Я очень хорошо помню, как мы изучали творчество и биографию Леси Украинки в школе на уроках украинской литературы. Самое главное, что хотел донести до нас, детей, учитель, что на примере этой женщины, которая вопреки сложившимся жизненным условиям, не сдавалась, а всей своей жизнью доказывала, что нужно жить и работать, быть полезным семье, людям и обществу.

Хочу рассказать в сочинении о моей любимой писательнице, стихи и отрывки которой помню до сих пор, от воспоминаний всегда  наворачиваются слезы на глаза, как ностальгия по дому, по маме, по детству, которое уже не повторится…

Леся Украинка... Ее имя стоит в одном ряду с великими писателями Украины начала XX века: Иваном Франко, Григорием Квитка-Основьяненко, Ольгой Кобылянской и другими… Её имя носит Волынский государственный университет, который я  закончила тридцать лет тому назад.  Существует мемориальный комплекс-усадьба, где она родилась и жила, где устраивали и, наверное, устраивают по сей день торжественные концерты в ее честь и не подозревают, что дух ее всегда присутствует среди нас. Женщина-борец, женщина, которая "в сердце имеет то, что не умирает".

       Лариса Петровна Косач (Леся Украинка) родилась 13(25) февраля 1871 года в городе Новоград-Волынский в дворянской семье. Родители Леси Украинки поселились на Волынь летом 1868 года, переехав из Киева на новое место службы главы семейства.

     Необычайно талантливая, восприимчивая, ранимая, с глубоким, истинным, музыкальным дарованием. Она начала играть и сочинять маленькие музыкальные пьесы с пяти лет, в возрасте восьми лет написала первое стихотворение.  Лариса в 1881 году неожиданно тяжело заболела. Ее мучила нестерпимая боль в правой ноге. Сперва решили, что у нее острый ревматизм, лечили ваннами, мазями, травами, но все было бесполезно. Боль перешла в руки. Врачи, наконец, смогли определить, что это - туберкулез кости. На музыкальной карьере был поставлен крест. После первой, сложной, но крайне неудачной операции рука осталось искалеченной. В глазах хрупкой девочки впервые появилась печаль. Она и в дальнейшем, словно легкое покрывало, будет окутывать все ее творчество. С этого момента девочка должна лежать в постели, не делать резких движений, все время испытывать мучительную боль...

Родители не сдавались. Они возили девочку к морю, на грязевые ванны и купания, обращались к лучшим врачам, народной медицине, заграничным профессорам в Германии, но все было тщетно. Болезнь если и отступала, то ненадолго. Ларисе теперь приходилось только вспоминать ее таинственные ночные прогулки по усадебному парку в Колодяжном, когда она слушала сонное дыхание листвы и трав, представляла, что видит купающуюся в пруду ведьму-русалку Мавку…

     Она понимала, что неизлечимо больна, поэтому всегда и во всем пыталась отыскать радость, даже в малом. В ней жил неукротимый дух. Самозабвенно ночами изучала языки: болгарский, испанский, латинский, древнегреческий, итальянский, польский, немецкий, не говоря об английском и французском, географию, историю Востока и восточных культур, историю искусства и религий, а для своих младших сестер в 19-тилетнем возрасте написала учебник "Древняя история восточных народов".

Читая  стихи Леси, ты не веришь, что писала их хрупкая, больная женщина, которая долгие годы была прикована к постели страшной и в то время неизлечимой болезнью - туберкулезом. Эта борьба за жизнь, за возможность реализовать собственные мечты и желания началось еще в детстве и продолжалась тридцать лет. Однако невыносимые муки не сломили девушку, не сделали ее слабой и безвольной, а наоборот, воспитали чрезвычайную силу воли. Её мужеству могли бы позавидовать и взрослые мужчины.

«Читая…сочинения украинцев - мужчин и сравнивая их с этими бодрыми, сильными и смелыми, и вместе с тем, такими искренними словами Леси Украинки, невольно думаешь, что эта больная, слабая девушка - едва ли не единственный мужчина во всей Украине!» - с горьким юмором заключал И.Франко.

Когда умру, на свете запылают

Слова, согретые моим огнем.

И пламень, в них сокрытый, засияет

Зажженный в ночь, гореть он будет днем...

                                                                                 (Перевод Н.Брауна)

        Михайло Павлык - украинский писатель и общественный деятель, вспоминал об одной из встреч с поэтессой во Львове в 1891 году: " Леся просто ошеломила меня своим образованием и тонким умом: Я думал, что она живет только поэзией, но это далеко не так. Для своего возраста это - гениальная женщина. Мы говорили с ней очень долго, и в каждом ее слове я видел ум и глубокое понимание поэзии, науки и жизни!"

      Болезнь сделала Лесю чувствительной к чужому горю, она видела тяжелое состояние родного народа и, как никто другой, желала изменений. Однако Леся находит другой путь - ее оружием стало слово. Поэтесса поставила свое творчество на защиту обездоленных, она стремилась пробудить сознание народа, её слова вдохновляли, призывали к решительным действиям:

Слово, моё ты единственное оружие,

Мы не должны погибнут оба!

Может, в руках неизвестных братьев

Станешь ты лучшим мечом для палачей.

И её слова действительно стали оружием, они разоблачали все ужасные деяния власти, говорили об обнищании украинского народа, обвиняли интеллигенцию в бездействии. Леся Украинка не могла простить здоровым, сильным людям их пассивность, равнодушие к горю других. Поэтесса была уверена, что следует надеяться даже без надежды, что нужно что-то делать ради изменений, даже если это кажется бессмысленным:

Да! Я буду сквозь слезы смеяться,

Среди бедствия петь песни,

Без надежды надеяться,

Жить хочу! Долой думы грустные!

Трудно представить, какой внутренней силой должен обладать человек, чтобы, будучи обреченным на смерть, писать такие слова. Поэтесса презирала слезы и сострадание к себе и, я думаю, имела на это полное право.

Действительно, жизнь и творчество Леси Украинки - это подвиг, пример гражданского мужества. За свою короткую жизнь, большая часть которой была полна страшными муками, Леся Украинка сделала столько, сколько не смог сделать  здоровый человек, проживший долгую жизнь. В каждом строчке ее стихов чувствуется любовь к родной земле, озабоченность состоянием народа, но и искренняя уверенность, что изменения таки состоятся, надо только решительно действовать, а не лить слезы, сидя на одном месте. Гражданская лирика Леси Украинский - это не только ее оружие, ее вклад в дело освобождения родного народа, это еще и ее искренний, полный любовью подарок своему народу.

       Во многих ее стихах часто повторяются два слова: «крылья» и «песня». Может быть, оттого, что самой сильной мечтой ее всегда было взлететь, преодолевая оковы слабого тела, а строки ее стихов, наполнены мягкими и печальными напевами родной земли…  

        Она скончалась в г. Сурами (Грузия) первого августа 1913 года. Улетела «на крыльях песни». Осуществилась её давняя мечта: она всегда хотела потрогать руками облака…

      Моим любимым произведением Леси Украинки есть и остается одно из самых лучших ее творений  - драма-феерия «Лесная песня». Природа - неотъемлемая часть произведения и занимает в нем одно из основных мест. Она тесно связана с жизнью народа и фантастических существ, с её судьбой. Ощущая красоту родной природы, чудесно понимая ее, поэтесса создает прекрасные пейзажные рисунки. В пьесе использованы народные поверья, заговоры, легенды, сказки, услышанные в детстве на Волыни. Они становятся поэтическим средством создания образов.

В своей пьесе поэтесса ставит и старается решить вечные вопросы: жизни и смерти, любви и ненависти, верности и измены, поиска правды, справедливости. Есть в этой драме-феерии и современное прочтение, что сегодня звучит особенно остро - это трагическая тема отношений человека с природой.

      Главные герои «Лесной песни» - это представители человечества и природы. Лукаш - простой крестьянин, представитель человеческого мира. Мавка - ребенок природы, лесная девушка, которая влюбляется в Лукаша и идет к нему жить, оставляя лес, в котором прошла все ее жизнь, идет к нему, несмотря на то, что вся природа против этого. Ее дедушка Леший предупреждает Мавку, что люди жестокие, жадные, они плохо относятся к природе, что они никогда не смогут принять ее за свою. Но Мавка, вопреки всем отказам, пошла жить к Лукашу и испытала лишь несчастье, трудности и горе.

Большую роль в «Лесной песне» играет природа. Лес «реагирует» на все переживания Мавки, на ее душевный покой. Мавке хорошо, и лес просыпается, на деревьях распускаются почки; Мавке тяжело от разлуки с Лукашем, и «…все покрывается протяжным печальным волчьим вытьем, который словно кричит: «Защиты меня, не трогай меня! Сохрани меня!» В произведении лес - это источник творчества, красоты. Не напрасно дядя Лев так старательно бережет старый дуб-великан, даже отказывается его продать купцам. За уважение к природе, доброту, искренность его любит Мавка, уважает Леший.

      Поэтесса писала эту поэму-драму дней десять, почти сразу в чистовик, словно выплескивая из себя накопившийся поток слов и образов.  Читая это произведение, чувствуется связь с волшебным миром Андерсена и его «Русалочкой».

В этом произведении Леся Украинка говорит о том, что человек и природа - это единое целое, что человек должна заботиться об окружающем мире. Сегодня, когда возрождается наша культура, духовность, такие произведения мировой литературы как «Лесная песня» нужна читателю. Она бесконечная, как безгранична наша природа, поэзия и красота.

 «Лесная песня»- рассказ о трагической любви русалки-Мавки, погибшей в жестоком и циничном мире людей с восторгом была принята читателями. Впервые была поставлена 22 ноября 1918 года в Киевском драматическом театре. Следующая сценическая  постановка была осуществлена только много позднее Киевским театром драмы имени Леси Украинки где-то в середине двадцатого века, в советское время. С тех пор она не сходит с театральных афиш самых разных театров.

Тридцать  лет как я живу и работаю в Стрежевом. И когда мне на одном из открытых уроков представилась возможность рассказать детям об одном из писателей мировой литературы, я выбрала жизнь и творчество Леси Украинки. Урок проходил в 8 классе, и я до сих пор помню слезы в глазах девочек, когда они слушали мой рассказ. На уроке присутствовал мой любимый директор-Владимир Петрович Турубанов, который тоже впервые слышал о жизни и творчестве писательницы. Я хочу сказать, что с тех директор стал меня называть Лесей из Полесья. Судьба раскидала нас по разным городам, но при возможности мы предаем приветы друг другу, и привет для Леси всегда до меня доходит с большим знаком вопросы от людей, которые его мне передают. Эта связь с творчеством моей землячки осталось на всю жизнь…

Каждый раз, приезжая домой в Луцк, особенно в последние годы, я иду с моими детьми на театральную площадь имени Леси Украинки, где установлен памятник этой мужественной женщине во весь рост, и не перестаю себе задавать вопрос: «Что такое случилось в сознании тысяч моих земляков, что заставляет их совершать такие поступки, которые для моего миропонимания неприемлемы и чужды? И о таком ли будущем мечтала Леся Украинка для своего народа? »

Невже се так?..» Я мовчки все приймала;
Чим мала я розбить докори ці?
Мов на позорищі прикута я стояла,
І краска сорому горіла на лиці…

                                                    («До товаришiв»)

 

Мои достижения

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы