Открытый урок Функциональные стили речи и их особенности. 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Никулина Виктория Эдуардовна
Тема урока: Функциональные стили речи и их особенности. Цели урока: Расширить и обогатить знания обучающихся о тексте; закрепить умения распознавать стиль текста; развить навыки мышления (логического, критического), внимания, памяти, способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; сформировать навыки работы по составлению устных и письменных текстов; воспитать интерес к изучению русского языка. Тип урока: комбинированный Вид учебного занятия: урок самостоятельного поиска знаний Методы обучения: словесные, наглядные, практические Средства обучения: презентация, учебник

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 6а    ФИО учителя:   Никулина В.Э.

Тема урока: Функциональные стили речи и их особенности.

Цели урока: 

Расширить и обогатить знания обучающихся о тексте;

закрепить умения распознавать стиль текста; развить навыки мышления (логического, критического), внимания, памяти, способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; сформировать навыки работы по составлению устных и письменных текстов;  

воспитать интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты:

Предметные: осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

• извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

• определение основной и второстепенной информации;

• свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;

• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации

Метапредметные:

  • познавательные:  : исследование лингвистического материала, работа с информацией, установление причинно-следственных связей;
  • регулятивные : уметь осуществлять контроль, корректирование способа действия в случае расхождения эталона и результата; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;
  • коммуникативные:  донесение своей позиции до других; навыки сотрудничества: понимание и принятие других позиций;
  • личностные: оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулировать собственную позицию по отношению к прочитанному.

Тип урока: комбинированный

Вид учебного занятия: урок самостоятельного поиска знаний

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Средства обучения: презентация, учебник.

Ход урока:

I. Мотивационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.  (3 мин.) Проверка готовности к уроку. Опрос дежурного, заполнение журнала.

Стадия «Вызов».Целеполагание. Приём «Ключевые слова».

Предположите, какие из слов, фраз, символов, расположенных

на доске, нам понадобятся сегодня на уроке.

Карточки на доске:

Синтаксис                              Характерные черты

Речевая ситуация                Неофициальная обстановка

Стилистика                          Официальная обстановка

Приставка                              Цель общения

Текст                                      Фонетика

Глагол                                    Подлежащее

Стиль речи                          Орфоэпия

Ученики, выбирая тот или иной термин, обосновывают свой выбор, используя образец рассуждения: «Я выбираю, потому что ...»

(Образец можно озвучить или записать на доске в зависимости от

уровня класса).

Выбранные термины остаются на доске, остальные убираются.

— Разбейте оставшиеся слова, фразы на группы. Какие группы

вы предложили бы сформировать из оставшихся карточек? Почему?

(Варианты могут быть разными; главное, чтобы дети обосновали

свою позицию).

— Какие слова, фразы вы используете, чтобы сформулировать

задачи урока? (Научиться различать стили речи, выявить различия в речевой ситуации этих стилей).

II. Актуализация мотивов учебной деятельности, установка на восприятие, осмысление материала.

1. Задание 1. Прослушайте тексты

1. С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием. Небо то всё заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.

2. В Иркутске сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь.

Ветер слабый. Температура днём + 20 градусов, ночью +13. Местами пройдут грозы.

3. Ну и погода сегодня, Ваня! То дождь, то солнце, то молния сверкает. Да и не очень тепло.

▼ Стадия «Осмысление». Постановка проблемы.

Сравним два текста:

Прочитайте тексты.

— Что общего в этих текстах? (Тема и основная мысль).

— Почему, говоря об одном и том же, выражая одну и ту же

мысль, тексты совершенно разные? (Разная речевая ситуация). Если тексты используются в различных речевых ситуациях, значит эти тексты разных стилей. Предположите, какой из текстов относится к книжному стилю, а какой — к разговорному.

---Как вы понимаете выражение официальная и неофициальная обстановка?

— Чтобы подтвердить или опровергнуть наше предположение, нам нужно знать отличительные признаки этих стилей.

Приём «Сравнительная (системная) таблица».

Чтение текста (раздаточный материал). Подразумевается работа в группах.
Что такое стиль?  (Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики)

  1. Какие стили вы знаете? (учащиеся перечисляют).

Проверьте, все ли стили вы назвали? Повернитесь и посмотрите на схему.

   

       

Проверка осуществляется таким образом: одна пара учащихся называет один отличительный признак, остальные проверяют, выражая согласие или несогласие, предлагают свои варианты, доказывая своё мнение; такая же работа проводится по остальным пунктам таблицы.

Обратимся к цитате Джонатана Свифта:

      «Нужные слова в нужном месте - вот подлинное определение стиля».

 В чём заключается его основная мысль ?

Учащиеся: Главная мысль цитаты заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст.

Учитель: Правильно. А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?

Учащиеся: Для того, чтобы написать заявление или научную работу, нужно знать, в каком стиле его оформлять.

Учитель: Верно, у каждого стиля речи свои специфические особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты, которые необходимо уметь определять и учитывать при работе с каким-либо текстом.

III. Закрепление знаний. Частичный стилистический анализ текстов разных стилей.

Задание1. Определить стиль речи, охарактеризовать языковые средства, назвать сферу употребления, функции.

Стр. 128, упр. 175

Опираясь на известный вам материал о стилях речи, определите, к какому стилю речи относится текст ?

В выполнении этого задания используйте опорную схему: (слайд )

  1. Сфера употребления стиля.
  2. Цель употребления стиля.
  3. Лексические особенности стиля.
  4. Характерные черты стиля.

Это текст разговорного стиля.

Учитель: Верно. А как вы определили, что это текст именно разговорного стиля? По каким признакам?

 Разговорный стиль используется в повседневной жизни: люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам. Например, это может быть телефонный звонок, дружеская беседа, письма. В непринуждённой обстановке мы используем разговорную и просторечную лексику (заоблачило, почтарше, восвояси). Для  этого стиля характерны эмоциональность, образность (Моя косынка беду отвела-это гипербола).

Учитель: Вы правильно охарактеризовали разговорный стиль речи. Стоит отметить, что в разговорном стиле речи мы можем использовать лексику разных стилей: художественного («Белая косынка, шитая белой нитью» и слово «помысли»).

Задание 2. (Картинки) Приём «Ассоциации»

О каком явлении природы пойдёт речь? слайд

Какую картину Вы представляете, когда надвигается гроза?

Что общего у грозы и чувства негодования? ( развиваются стремительно )

А грозы и погремушки? ( звук, форма, движения резкие).

Задание 3.

Изучите облако. Как думаете, о чём пойдёт речь?

Объясните значение слов гроза и молния. ( Стр. 120, текст 2)

Установите связь этих слов и словосочетаний)

Прочитаем текст. Стр. 120, упр. 168( ч.1- 1 абзац).

1.        Сфера употребления стиля.( рассказ)

2.        Цель употребления стиля.( воздействия на читателя)

3.        Лексические особенности стиля (Главной особенностью этого стиля является широкое употребление тропов и фигур. Например, стих « раскаты, обнимающие небосклон - это олицетворение

4.        Характерные черты стиля (отличается единством коммуникативной и эстетической функций.  Этому стилю присуща также эмоциональность).

- Перескажите текст, используя облако , сохраняя особенности стиля. СЛАЙД

Задание 4. Попробуйте определить, о каком стиле речи говорится в приведенном тексте 2 на стр. 120. ( о научном).

1. Характерные черты: Логичность, объективность, использование слов в прямом значении, отсутствие образности (тропов и фигур), неэмоциональность текста – это характерные черты научного стиля.

2. Лексические особенности стиля: Для описания общего понятия или явления используются термины,  профессионализмы ( холодный фронт, осадки)

3. Сфера употребления стиля (справочник)

4.Цель употребления стиля. (передача информации и доказательство её истинности ).

Задание 4.

 В Иркутске сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь.

Ветер слабый. Температура днём + 20 градусов, ночью +13. Местами пройдут грозы.

1.        Сфера употребления стиля.( Прогноз погоды является жанром газетно-публицистического стиля и относится к группе информационных жанров )

2.        Цель употребления стиля.( информирование об актуальных событиях)

3.        Лексические особенности стиля (публ. лексика)

4.        Характерные черты стиля (являются информативность, достоверность и оперативность.).

Задание 5. Посмотрите на слайд. Какой это стиль?

Опираясь на известный вам материал о стилях речи, определите, к какому стилю речи относится текст ?

В выполнении этого задания используйте опорную схему: (слайд )

1.        Сфера употребления стиля (деловое общение)

2.        Цель употребления стиля(передача информации);

3.        Лексические особенности стиля( речевые клише, недопустимость эмоциональной, разговорной лексики, , шаблонность )

4.        Характерные черты стиля(точность выражения мысли,  краткость, точность,  монотонность и сухость изложения).

Задание 6 (3 группа). Творческая работа с текстом. Приём «Метаморфозы».

Чтение текста (раздаточный материал). Определение стиля текста. Обоснование своей точки зрения. Исправьте текст согласно требованиям к оформлению заявления

Отпустите завтра меня, пожалуйста, потому что на улице будет гроза, и я не смогу приехать.

2 ряд.  Составить ментальную карту «Стили речи»

3 группа (АРИНА, НОМИН, ИЛЬЯ). Обыграть слова : ветер, гроза, туман.

4 группа (КРИСТИНА, ТОНЯ) Упр. 170, нарисовать иллюстрацию по ассоциации.

1v. Рефлексия.  В чём заключается его основная мысль

Нужно ясно понимать,

Что задача не простая.

Мысль словами выражать –

Суть стилистики такая.

Диссертация, беседа,

Речь, статья или роман?

Заявление на соседа,

Что устроил балаган.

В языке во всём система.

Не к чему же нам гадать,

Чтоб не мучила делема, -

Нужно стили речи знать!

- Главная мысль стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст.

- А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?

- От чего зависит выбор стиля речи?

Предлагаю обобщить материал с помощью приема «Дневники и бортовые журналы». 

Это я уже знал

Узнал новое

Есть вопрос. Хочу узнать.

Молодцы, ребята!   Я думаю, что каждый из вас теперь чётко понимает, насколько важно знать стили речи, уметь определять их по характерным признакам.

На уроке мы повторили изученный ранее материал о стилях речи и научились определять характерные признаки стилей на основе текстов. Полученные знания вы можете применять в разных сферах жизнедеятельности, используя приобретённые на уроке умения и навыки.

V Домашнее задание: слайд

  • П. 23, стр. 130, упр. 191

Предположим, Вам нужно написать текст о продаже телефона. Каким образом Вы можете его написать:

Вопросы:

1.Вы пишете обзор с основными характеристиками   (научный стиль)

2.Вы пишете продающий текст  (разговорный стиль)

3.Вы пишете статью для блога  (публицистический стиль)

4.Вы пишете гипнотический текст  (художественный стиль)

5.Вы пишете коммерческое предложение  (официально-деловой стиль)

  • Индивидуальное задание: продолжить рассказ по данному началу, придерживаясь того же стиля:  слайд 15

Как-то утром ко мне в окно заглянул лучик солнца и ….

Подводится общий итог урока о том, что знали из школы, что узнали нового.  Каждый отметит   вопрос, сформулированный в последней колонке Бортового журнала и ответ постарается найти сам дома. (в случае, если ответ не будет найден на этот вопрос, то на следующем уроке будет искать ответ вся группа под руководством учителя).

Комментируются оценки за урок, учитывается взаимооценивание и самооценивание.

Критерии оценки: 10 б.- «5»    7- 8 б.- «4»    5 - 6 б. - «3»   4б. и < 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 11 классе по теме "Функциональные стили речи"

Урок повторения по теме "Стили речи" позволяет повторить изученный материал , отработать навыки выполнения отдельных заданий части А по подготовке к ЕГЭ, способствует развитию творческих способностей ...

Открытый урок по развитию речи "Весна пришла" 2 класс

Цель урока: Развитие у учащихся целостной картины весенней природы, систематизирование и  обобщение знаний детей. Обогащение словарного запаса. Формирование лексико- грамматического строя языка п...

Методическая разработка урока "Функциональные стили речи русскогоязыка.Разговорный стиль"

Цели: обобщение и  углубление знаний о разговорном стиле, об особенностях речевых жанров (письмо, SMS).Обучающие:Систематизировать у учащихся знания о стилях русского литературного языка; повтори...

Открытый урок по теме "Функциональные стили речи"

Представлен конспект урока по теме: "Функциональные стили речи" с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо"...

Конспект урока: "Функциональные стили речи"

Конспект  урока: "Функциональные стили речи"...