Методическая разработка урока "Функциональные стили речи русскогоязыка.Разговорный стиль"
методическая разработка по русскому языку (10 класс)
Цели: обобщение и углубление знаний о разговорном стиле, об особенностях речевых жанров (письмо, SMS).
Обучающие:
Систематизировать у учащихся знания о стилях русского литературного языка; повторить правила составления и написания писем; познакомить с правилами грамотного оформления SMS; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки у учащихся;
Развивающие:
Развивать у учащихся коммуникативные и культуроведческие навыки, творческие способности, речь, мышление, внимание, память; формировать интерес к исследовательской и групповой работе;
Воспитывающие:
Стимулировать познавательную активность учащихся; воспитывать вежливость, тактичность, доброжелательность, бережное отношение к слову
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обобщение и углубление знаний о разговорном стиле, об особенностях речевых жанров (письмо, SMS). | 29.15 КБ |
urok.docx | 29.15 КБ |
urok.docx | 29.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 10 классе.
Тема: Функциональные стили речи русского языка. Разговорный стиль.
Цели: обобщение и углубление знаний о разговорном стиле, об особенностях речевых жанров (письмо, SMS).
Обучающие:
Систематизировать у учащихся знания о стилях русского литературного языка; повторить правила составления и написания писем; познакомить с правилами грамотного оформления SMS; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки у учащихся;
Развивающие:
Развивать у учащихся коммуникативные и культуроведческие навыки, творческие способности, речь, мышление, внимание, память; формировать интерес к исследовательской и групповой работе;
Воспитывающие:
Стимулировать познавательную активность учащихся; воспитывать вежливость, тактичность, доброжелательность, бережное отношение к слову.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Повторение.
Сообщение обучающимся о том, что во время урока будет работать группа консультантов по лексике, орфографии, синтаксису, стилистике, получивших опережающее задание к уроку.
Предварительное задание:
Консультанты по стилистике:
1. Подготовить:
- проект: «Стили речи»;
- презентацию: «Разговорный стиль речи»,
- презентацию: «Письмо. Особенности письма».
- Социальный опрос пользователей SMS общения.
- Домашнее задание по вариантам: подобрать примеры текстов : научного, официально-делового, публицистического, художественного стилей.
1. Словарная работа.
Словосочетания даны на интерактивной доске.
Библиотечный каталог (согласование), распахнувшаяся душа(согласование), протокол собрания(управление), по данным социологического опроса(управление), с ума сошел от счастья(управление), действовал стремительно (примыкание)
Задание №1:
- указать типы связи слов в словосочетаниях.
- Определение каждого типа связи. (При допуске ошибки - ответ консультанта по синтаксису с объяснением)
Задание №2.
Указать принадлежность данных словосочетаний стилям речи.
Вопрос:
- Назовите функциональные стили речи русского языка.
2. Об особенностях стилей речи: научного, официально-делового, публицистического, художественного представляют консультанты по стилистике с проектом «Стили речи».
В качестве примеров используются тексты домашнего задания по вариантам.
Вопрос: названы все стили речи?
- Новая тема.
Вопрос: о каком стиле речи пойдет речь на уроке?
Интерактивная доска: тема урока: Разговорный стиль.
Цель: что должны узнать о нем? Почему ему придается столь важное внимание наравне с другими стилями?
1. Вопрос:
Что знаете о данном стиле? Почему он так назван?
2. Презентация: «Разговорный стиль речи».
Вопрос: какой способ передачи устной речи используется при разговорном стиле?
Задание: Составьте по парам разговор двух приятелей.
Вопрос: какой самый распространенный жанр разговорной письменной речи?
Слово учителя: Это письмо. Чтобы уметь писать интересные и содержательные письма, необходимо знать правила, законы эпистолярного жанра, о которых нам расскажет группа консультантов по стилистике.
- Презентация: «Письмо. Особенности письма».
Начинать письмо следует с обращения к адресату. Это обращение сразу задаёт нужный тон и определяет восприятие письма. Например, слово «уважаемый» звучит нейтрально, с оттенком холодной официальности, а «дорогой» – передаёт личную заинтересованность писавшего. Воспитанный человек обратится к своему адресату «глубокоуважаемый» или «многоуважаемый». В переписке с зарубежным корреспондентом принято обращение «господин». Однако, если вы близко знакомы с адресатом, можно написать «дорогой»
Задание: запишите примеры обращений к официальному лицу, приятелю.
Часто бывает необходимо поблагодарить адресата за что-либо: за помощь, за поздравление, за подарок. В русском речевом этикете существует целый ряд формул благодарности: «Спасибо Вам (тебе); Большое (огромное) спасибо; Благодарю Вас (тебя); Я хочу поблагодарить Вас (тебя); Мне хочется выразить Вам (тебе) свою благодарность (признательность); Позвольте Вас поблагодарить»
Задание: Учащиеся записывают в тетрадях примеры обращения ( по вариантам) с благодарностью к близким, друзьям, официальному лицу.
Интерактивная доска:
Перед вами образец фрагмента письма писателю Владимиру Яковлевичу Лакшину Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, писателя, рассказчика, очеркиста, отличавшегося пристальным вниманием к человеку, природе, животным.
Интерактивная доска:
23 июня 1969. Карачарово.
Дорогой Владимир Яковлевич!
Посылаю последнюю страничку “Вертушинки”. Благодарю за доброту, дружеское письмецо.… Радуюсь тому, что ваш славный корабль продолжает свой путь, минуя подводные и надводные рифы. Прошу передать привет друзьям новомировцам.
Дружески обнимаю.
И. Соколов-Микитов.
P.S . Если возможно, пошлите, пожалуйста, в Карачарово седьмую книжку “Нового мира”, когда она появиться на божий свет.
Можно выделить основные компоненты письма: начало (дата, место, форма обращения к адресату); основная часть (деловая или служебная информация, просьбы, предложения, пожелания, приветы родным и знакомым); конец (пожелания адресату, подпись); дата и местонахождение отправителя письма (если они не были указаны в самом начале); Post sckriptum (P .S.): используется, когда нужно добавить важную информацию. (Учащиеся записывают в тетрадях компоненты письма.)
4. Слово учителя.
- Не избалованы мы такого рода корреспонденцией, отвыкли от тёплых душевных писем, от деликатных слов, любезных обращений. Но потребность в общении осталась. Трудно представить себе современного школьника, который бы не стремился к ежедневному общению. Группа консультантов провела опрос учащихся VIII – XI классов . Среди вопросов, касающихся их постоянного общения со сверстниками, были вопросы о современных способах и видах общения, которые предпочитают школьники. Оказалось, что самым популярным является общение при помощи SMS-сообщений. Но опрошенные сознаются, что не всегда соблюдают правила русского языка.
Вопрос: Вы при написании SMS -сообщений соблюдаете эти правила? (Учащиеся отвечают, что пишут SMS-сообщения, не задумываясь о правилах их составления и написания.)
- Хотелось бы вам грамотно писать SMS?
5. Беседа.
По своей структуре чем является SMS -сообщение?
- К какому стилю речи относится? (Относится к разговорному стилю речи.) - SMS – это новая форма речевого общения, и поэтому не все умеют грамотно писать SMS. На уроке мы постараемся восполнить этот пробел.
- Давайте определим одну из целей нашего урока. (Познакомиться с правилами общения при помощи SMS.)
6. Из истории появления SMS.
Расшифруйте аббревиатуру SMS . (Учащиеся оказываются в затруднении.)
Сообщение консультанта:
SMS – это стандартная служба коротких сообщений, позволяющая обмениваться между пользователями короткими текстовыми сообщениями. Первое короткое текстовое сообщение было передано в 1992 году по каналам передачи сигналов европейской сети GSM . Придумал SMS Нейл Папуорти – инженер фирмы Vodafon . Он же отправил первую в мире SMS -ку. Случилось это под Рождество в 1992 году. В послании так и значилось: “Merri Christmas-92”. Однако после об этой новой технологии забыли. Лишь в 2000 году сотовые компании ввели услугу Short Message Service , то есть SMS. [ По материалам интернет.]
7. Беседа.
- Какими символами вы чаще всего пользуетесь при составлении SMS? (смайлики.)
- Пользуетесь ли вы шаблонами при отправке SMS? (Нет.) Почему?
(В шаблонах даются только стандартные вопросы, ответы, поздравления. Интереснее составлять SMS самим.)
- Могут ли, по вашему мнению, SMS передавать интонационные особенности предложения? ( SMS не могут передать все интонационные особенности предложения.)
- Используете ли вы вежливые слова?
8. Вежливые слова в SMS .
- Согласно опросу, проведённому среди учащихся, многие искажают написание вежливых слов.
(На экране интерактивной доски демонстрируется ) Спасибо - “посиба”, “спс”, “псип”;
Пожалуйста – “пожалусто”, “пжл”, “плиз”, “пжалста”;
Здравствуйте – “здрасте”, “дарова”;
С днем рождения – “с др”;
С праздником – “с празнегом”;
До свидания – “досвидос”, “поке”, “пок”, “поки”.
- Подчеркните те слова, которые написаны грамотно.
- Нельзя допускать в своей речи – ни в письменной, ни в устной – коверкания русских слов, употребления жаргонизмов. Умение грамотно оформлять свои мысли говорит о вашей культуре речи, о культуре вообще.
IV. Практическая работа.
1.Выполнение упражнений.
Задание: Прочитайте предложения из “эсэмэсок”, содержащие обращения.
(На экране интерактивной доски демонстрируется)
- Выделите обращения, расставьте недостающие знаки препинания. (Один ученик работает у доски, остальные пишут в тетрадях.)
- Привет солнышко письмо дошло спасибо скоро отвечу твой лучик Марина.
- Катюш перезвони мне на домашний.
- Чем занимаешься Даш.
- Привет Вася как дела Вась давай на физике махнемся вариантами.
- Лапа с 8 Марта тебя целую желаю счастья красоты и больших успехов.
- Оля привет скажи пожалуйста номер Вали а то у меня комп не работает.
- Прочитайте диалог двух друзей, представляющий собой SMS-переписку. Найдите в нём ошибки, исправьте их. В правую колонку запишите окончательный вариант.
(На экране интерактивной доски далее)
- Превед-)
- Прет
- Как дела.
- норм.
- Чво делаешь?
- ниче.
- пшли гулять?
- Ок.-)
- А ты чво?
- в комп рубаюсь, весело
- Ой, ща предки прийдут
- Ха-))), лан бай
- Пока.
- Прочитайте реплики из SMS -диалогов.
(На экране интерактивной доски.)
- Почему эти предложения нельзя считать правильными? (Употребляются жаргонные и обидные слова в адрес друг друга. Культурный человек даже в SMS-ках не будет так писать.)
- Исправьте диалоги так, чтобы их можно было легко понять.
1.
- Дай списать ПЛЗ?
- Перебьёшьсо!
- Ну пожалста!..
- Нефиг!
- Тож.
2.
- Приф.
- Здрасть.
- Как делы?
- Норм, а у тя?
Следующее задание выполните самостоятельно.
(На экране интерактивной доски демонстрируется )
- нi как делишки.
- ни чё сибе.
- :-) споки ноки
- Чё задали по алгебре
- Скажи ща плиз. Оч прошу.
- Не я сеня не могу!
- А чё эт тя так заинтересовала? Ась?
- Ок пасиб
- я сеня к те зайду за бумагой по биологии, ме оч нада дашь?
- Исправьте ошибки, допущенные в SMS , запишите в тетрадях правильный ответ.
По окончании работы проверяется правильность выполнения задания.
Задание: записать предложение, произвести полный анализ предложения.
- С помощью этого предложения мы подчеркнём главную мысль ваших ответов.
(Консультанты по синтаксису и орфографии проверяет правильность выполнения задания)
Побудительное, невосклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное, осложнено однородными членами предложения – дополнениями.
V. Рефлексия.
- Что повторили сегодня на уроке? (Повторили о характерных особенностях, сфере употребления стилей речи.)
- Что вспомнили? (правила написания письма.)
- Что нового вы для себя узнали на сегодняшнем уроке? (SMS – это тоже письмо, относится к разговорному стилю речи. При написании SMS надо помнить о правилах русского языка, о правилах культуры общения.)
Как правильно писать SMS ?
(- SMS, как и любое письмо, надо начинать с вежливого обращения.
- Начало предложения и имена собственные надо писать с заглавной буквы.
- Всегда надо помнить о правилах постановки знаков препинания.
- Нельзя коверкать слова.
- Нельзя употреблять жаргонизмы.
- Нельзя допускать нарушений языковых норм.
- SMS-ка – это короткое письмо, и поэтому при его написании надо помнить об основных компонентах письма.)
VI. Домашнее задание.
- SMS-консультантам – составить план мероприятий по обучению всех желающих правильному написанию SMS.
- Остальным учащимся – составить для своего сверстника памятку о том, как писать SMS. Начните её с определения, что такое SMS. Определите стиль составленной памятки.
- Творческая работа: «Письмо другу 19века».
VII. Подведение итогов урока.
Оценивается работа всех учащихся на уроке, работа творческих и рабочих групп, презентации, проекты.
- Уверена, что знания, полученные на этом уроке, помогут вам грамотно оформлять свои мысли и в устной, и в письменной речи.
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 10 классе.
Тема: Функциональные стили речи русского языка. Разговорный стиль.
Цели: обобщение и углубление знаний о разговорном стиле, об особенностях речевых жанров (письмо, SMS).
Обучающие:
Систематизировать у учащихся знания о стилях русского литературного языка; повторить правила составления и написания писем; познакомить с правилами грамотного оформления SMS; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки у учащихся;
Развивающие:
Развивать у учащихся коммуникативные и культуроведческие навыки, творческие способности, речь, мышление, внимание, память; формировать интерес к исследовательской и групповой работе;
Воспитывающие:
Стимулировать познавательную активность учащихся; воспитывать вежливость, тактичность, доброжелательность, бережное отношение к слову.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Повторение.
Сообщение обучающимся о том, что во время урока будет работать группа консультантов по лексике, орфографии, синтаксису, стилистике, получивших опережающее задание к уроку.
Предварительное задание:
Консультанты по стилистике:
1. Подготовить:
- проект: «Стили речи»;
- презентацию: «Разговорный стиль речи»,
- презентацию: «Письмо. Особенности письма».
- Социальный опрос пользователей SMS общения.
- Домашнее задание по вариантам: подобрать примеры текстов : научного, официально-делового, публицистического, художественного стилей.
1. Словарная работа.
Словосочетания даны на интерактивной доске.
Библиотечный каталог (согласование), распахнувшаяся душа(согласование), протокол собрания(управление), по данным социологического опроса(управление), с ума сошел от счастья(управление), действовал стремительно (примыкание)
Задание №1:
- указать типы связи слов в словосочетаниях.
- Определение каждого типа связи. (При допуске ошибки - ответ консультанта по синтаксису с объяснением)
Задание №2.
Указать принадлежность данных словосочетаний стилям речи.
Вопрос:
- Назовите функциональные стили речи русского языка.
2. Об особенностях стилей речи: научного, официально-делового, публицистического, художественного представляют консультанты по стилистике с проектом «Стили речи».
В качестве примеров используются тексты домашнего задания по вариантам.
Вопрос: названы все стили речи?
- Новая тема.
Вопрос: о каком стиле речи пойдет речь на уроке?
Интерактивная доска: тема урока: Разговорный стиль.
Цель: что должны узнать о нем? Почему ему придается столь важное внимание наравне с другими стилями?
1. Вопрос:
Что знаете о данном стиле? Почему он так назван?
2. Презентация: «Разговорный стиль речи».
Вопрос: какой способ передачи устной речи используется при разговорном стиле?
Задание: Составьте по парам разговор двух приятелей.
Вопрос: какой самый распространенный жанр разговорной письменной речи?
Слово учителя: Это письмо. Чтобы уметь писать интересные и содержательные письма, необходимо знать правила, законы эпистолярного жанра, о которых нам расскажет группа консультантов по стилистике.
- Презентация: «Письмо. Особенности письма».
Начинать письмо следует с обращения к адресату. Это обращение сразу задаёт нужный тон и определяет восприятие письма. Например, слово «уважаемый» звучит нейтрально, с оттенком холодной официальности, а «дорогой» – передаёт личную заинтересованность писавшего. Воспитанный человек обратится к своему адресату «глубокоуважаемый» или «многоуважаемый». В переписке с зарубежным корреспондентом принято обращение «господин». Однако, если вы близко знакомы с адресатом, можно написать «дорогой»
Задание: запишите примеры обращений к официальному лицу, приятелю.
Часто бывает необходимо поблагодарить адресата за что-либо: за помощь, за поздравление, за подарок. В русском речевом этикете существует целый ряд формул благодарности: «Спасибо Вам (тебе); Большое (огромное) спасибо; Благодарю Вас (тебя); Я хочу поблагодарить Вас (тебя); Мне хочется выразить Вам (тебе) свою благодарность (признательность); Позвольте Вас поблагодарить»
Задание: Учащиеся записывают в тетрадях примеры обращения ( по вариантам) с благодарностью к близким, друзьям, официальному лицу.
Интерактивная доска:
Перед вами образец фрагмента письма писателю Владимиру Яковлевичу Лакшину Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, писателя, рассказчика, очеркиста, отличавшегося пристальным вниманием к человеку, природе, животным.
Интерактивная доска:
23 июня 1969. Карачарово.
Дорогой Владимир Яковлевич!
Посылаю последнюю страничку “Вертушинки”. Благодарю за доброту, дружеское письмецо.… Радуюсь тому, что ваш славный корабль продолжает свой путь, минуя подводные и надводные рифы. Прошу передать привет друзьям новомировцам.
Дружески обнимаю.
И. Соколов-Микитов.
P.S . Если возможно, пошлите, пожалуйста, в Карачарово седьмую книжку “Нового мира”, когда она появиться на божий свет.
Можно выделить основные компоненты письма: начало (дата, место, форма обращения к адресату); основная часть (деловая или служебная информация, просьбы, предложения, пожелания, приветы родным и знакомым); конец (пожелания адресату, подпись); дата и местонахождение отправителя письма (если они не были указаны в самом начале); Post sckriptum (P .S.): используется, когда нужно добавить важную информацию. (Учащиеся записывают в тетрадях компоненты письма.)
4. Слово учителя.
- Не избалованы мы такого рода корреспонденцией, отвыкли от тёплых душевных писем, от деликатных слов, любезных обращений. Но потребность в общении осталась. Трудно представить себе современного школьника, который бы не стремился к ежедневному общению. Группа консультантов провела опрос учащихся VIII – XI классов . Среди вопросов, касающихся их постоянного общения со сверстниками, были вопросы о современных способах и видах общения, которые предпочитают школьники. Оказалось, что самым популярным является общение при помощи SMS-сообщений. Но опрошенные сознаются, что не всегда соблюдают правила русского языка.
Вопрос: Вы при написании SMS -сообщений соблюдаете эти правила? (Учащиеся отвечают, что пишут SMS-сообщения, не задумываясь о правилах их составления и написания.)
- Хотелось бы вам грамотно писать SMS?
5. Беседа.
По своей структуре чем является SMS -сообщение?
- К какому стилю речи относится? (Относится к разговорному стилю речи.) - SMS – это новая форма речевого общения, и поэтому не все умеют грамотно писать SMS. На уроке мы постараемся восполнить этот пробел.
- Давайте определим одну из целей нашего урока. (Познакомиться с правилами общения при помощи SMS.)
6. Из истории появления SMS.
Расшифруйте аббревиатуру SMS . (Учащиеся оказываются в затруднении.)
Сообщение консультанта:
SMS – это стандартная служба коротких сообщений, позволяющая обмениваться между пользователями короткими текстовыми сообщениями. Первое короткое текстовое сообщение было передано в 1992 году по каналам передачи сигналов европейской сети GSM . Придумал SMS Нейл Папуорти – инженер фирмы Vodafon . Он же отправил первую в мире SMS -ку. Случилось это под Рождество в 1992 году. В послании так и значилось: “Merri Christmas-92”. Однако после об этой новой технологии забыли. Лишь в 2000 году сотовые компании ввели услугу Short Message Service , то есть SMS. [ По материалам интернет.]
7. Беседа.
- Какими символами вы чаще всего пользуетесь при составлении SMS? (смайлики.)
- Пользуетесь ли вы шаблонами при отправке SMS? (Нет.) Почему?
(В шаблонах даются только стандартные вопросы, ответы, поздравления. Интереснее составлять SMS самим.)
- Могут ли, по вашему мнению, SMS передавать интонационные особенности предложения? ( SMS не могут передать все интонационные особенности предложения.)
- Используете ли вы вежливые слова?
8. Вежливые слова в SMS .
- Согласно опросу, проведённому среди учащихся, многие искажают написание вежливых слов.
(На экране интерактивной доски демонстрируется ) Спасибо - “посиба”, “спс”, “псип”;
Пожалуйста – “пожалусто”, “пжл”, “плиз”, “пжалста”;
Здравствуйте – “здрасте”, “дарова”;
С днем рождения – “с др”;
С праздником – “с празнегом”;
До свидания – “досвидос”, “поке”, “пок”, “поки”.
- Подчеркните те слова, которые написаны грамотно.
- Нельзя допускать в своей речи – ни в письменной, ни в устной – коверкания русских слов, употребления жаргонизмов. Умение грамотно оформлять свои мысли говорит о вашей культуре речи, о культуре вообще.
IV. Практическая работа.
1.Выполнение упражнений.
Задание: Прочитайте предложения из “эсэмэсок”, содержащие обращения.
(На экране интерактивной доски демонстрируется)
- Выделите обращения, расставьте недостающие знаки препинания. (Один ученик работает у доски, остальные пишут в тетрадях.)
- Привет солнышко письмо дошло спасибо скоро отвечу твой лучик Марина.
- Катюш перезвони мне на домашний.
- Чем занимаешься Даш.
- Привет Вася как дела Вась давай на физике махнемся вариантами.
- Лапа с 8 Марта тебя целую желаю счастья красоты и больших успехов.
- Оля привет скажи пожалуйста номер Вали а то у меня комп не работает.
- Прочитайте диалог двух друзей, представляющий собой SMS-переписку. Найдите в нём ошибки, исправьте их. В правую колонку запишите окончательный вариант.
(На экране интерактивной доски далее)
- Превед-)
- Прет
- Как дела.
- норм.
- Чво делаешь?
- ниче.
- пшли гулять?
- Ок.-)
- А ты чво?
- в комп рубаюсь, весело
- Ой, ща предки прийдут
- Ха-))), лан бай
- Пока.
- Прочитайте реплики из SMS -диалогов.
(На экране интерактивной доски.)
- Почему эти предложения нельзя считать правильными? (Употребляются жаргонные и обидные слова в адрес друг друга. Культурный человек даже в SMS-ках не будет так писать.)
- Исправьте диалоги так, чтобы их можно было легко понять.
1.
- Дай списать ПЛЗ?
- Перебьёшьсо!
- Ну пожалста!..
- Нефиг!
- Тож.
2.
- Приф.
- Здрасть.
- Как делы?
- Норм, а у тя?
Следующее задание выполните самостоятельно.
(На экране интерактивной доски демонстрируется )
- нi как делишки.
- ни чё сибе.
- :-) споки ноки
- Чё задали по алгебре
- Скажи ща плиз. Оч прошу.
- Не я сеня не могу!
- А чё эт тя так заинтересовала? Ась?
- Ок пасиб
- я сеня к те зайду за бумагой по биологии, ме оч нада дашь?
- Исправьте ошибки, допущенные в SMS , запишите в тетрадях правильный ответ.
По окончании работы проверяется правильность выполнения задания.
Задание: записать предложение, произвести полный анализ предложения.
- С помощью этого предложения мы подчеркнём главную мысль ваших ответов.
(Консультанты по синтаксису и орфографии проверяет правильность выполнения задания)
Побудительное, невосклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное, осложнено однородными членами предложения – дополнениями.
V. Рефлексия.
- Что повторили сегодня на уроке? (Повторили о характерных особенностях, сфере употребления стилей речи.)
- Что вспомнили? (правила написания письма.)
- Что нового вы для себя узнали на сегодняшнем уроке? (SMS – это тоже письмо, относится к разговорному стилю речи. При написании SMS надо помнить о правилах русского языка, о правилах культуры общения.)
Как правильно писать SMS ?
(- SMS, как и любое письмо, надо начинать с вежливого обращения.
- Начало предложения и имена собственные надо писать с заглавной буквы.
- Всегда надо помнить о правилах постановки знаков препинания.
- Нельзя коверкать слова.
- Нельзя употреблять жаргонизмы.
- Нельзя допускать нарушений языковых норм.
- SMS-ка – это короткое письмо, и поэтому при его написании надо помнить об основных компонентах письма.)
VI. Домашнее задание.
- SMS-консультантам – составить план мероприятий по обучению всех желающих правильному написанию SMS.
- Остальным учащимся – составить для своего сверстника памятку о том, как писать SMS. Начните её с определения, что такое SMS. Определите стиль составленной памятки.
- Творческая работа: «Письмо другу 19века».
VII. Подведение итогов урока.
Оценивается работа всех учащихся на уроке, работа творческих и рабочих групп, презентации, проекты.
- Уверена, что знания, полученные на этом уроке, помогут вам грамотно оформлять свои мысли и в устной, и в письменной речи.
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 10 классе.
Тема: Функциональные стили речи русского языка. Разговорный стиль.
Цели: обобщение и углубление знаний о разговорном стиле, об особенностях речевых жанров (письмо, SMS).
Обучающие:
Систематизировать у учащихся знания о стилях русского литературного языка; повторить правила составления и написания писем; познакомить с правилами грамотного оформления SMS; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки у учащихся;
Развивающие:
Развивать у учащихся коммуникативные и культуроведческие навыки, творческие способности, речь, мышление, внимание, память; формировать интерес к исследовательской и групповой работе;
Воспитывающие:
Стимулировать познавательную активность учащихся; воспитывать вежливость, тактичность, доброжелательность, бережное отношение к слову.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Повторение.
Сообщение обучающимся о том, что во время урока будет работать группа консультантов по лексике, орфографии, синтаксису, стилистике, получивших опережающее задание к уроку.
Предварительное задание:
Консультанты по стилистике:
1. Подготовить:
- проект: «Стили речи»;
- презентацию: «Разговорный стиль речи»,
- презентацию: «Письмо. Особенности письма».
- Социальный опрос пользователей SMS общения.
- Домашнее задание по вариантам: подобрать примеры текстов : научного, официально-делового, публицистического, художественного стилей.
1. Словарная работа.
Словосочетания даны на интерактивной доске.
Библиотечный каталог (согласование), распахнувшаяся душа(согласование), протокол собрания(управление), по данным социологического опроса(управление), с ума сошел от счастья(управление), действовал стремительно (примыкание)
Задание №1:
- указать типы связи слов в словосочетаниях.
- Определение каждого типа связи. (При допуске ошибки - ответ консультанта по синтаксису с объяснением)
Задание №2.
Указать принадлежность данных словосочетаний стилям речи.
Вопрос:
- Назовите функциональные стили речи русского языка.
2. Об особенностях стилей речи: научного, официально-делового, публицистического, художественного представляют консультанты по стилистике с проектом «Стили речи».
В качестве примеров используются тексты домашнего задания по вариантам.
Вопрос: названы все стили речи?
- Новая тема.
Вопрос: о каком стиле речи пойдет речь на уроке?
Интерактивная доска: тема урока: Разговорный стиль.
Цель: что должны узнать о нем? Почему ему придается столь важное внимание наравне с другими стилями?
1. Вопрос:
Что знаете о данном стиле? Почему он так назван?
2. Презентация: «Разговорный стиль речи».
Вопрос: какой способ передачи устной речи используется при разговорном стиле?
Задание: Составьте по парам разговор двух приятелей.
Вопрос: какой самый распространенный жанр разговорной письменной речи?
Слово учителя: Это письмо. Чтобы уметь писать интересные и содержательные письма, необходимо знать правила, законы эпистолярного жанра, о которых нам расскажет группа консультантов по стилистике.
- Презентация: «Письмо. Особенности письма».
Начинать письмо следует с обращения к адресату. Это обращение сразу задаёт нужный тон и определяет восприятие письма. Например, слово «уважаемый» звучит нейтрально, с оттенком холодной официальности, а «дорогой» – передаёт личную заинтересованность писавшего. Воспитанный человек обратится к своему адресату «глубокоуважаемый» или «многоуважаемый». В переписке с зарубежным корреспондентом принято обращение «господин». Однако, если вы близко знакомы с адресатом, можно написать «дорогой»
Задание: запишите примеры обращений к официальному лицу, приятелю.
Часто бывает необходимо поблагодарить адресата за что-либо: за помощь, за поздравление, за подарок. В русском речевом этикете существует целый ряд формул благодарности: «Спасибо Вам (тебе); Большое (огромное) спасибо; Благодарю Вас (тебя); Я хочу поблагодарить Вас (тебя); Мне хочется выразить Вам (тебе) свою благодарность (признательность); Позвольте Вас поблагодарить»
Задание: Учащиеся записывают в тетрадях примеры обращения ( по вариантам) с благодарностью к близким, друзьям, официальному лицу.
Интерактивная доска:
Перед вами образец фрагмента письма писателю Владимиру Яковлевичу Лакшину Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, писателя, рассказчика, очеркиста, отличавшегося пристальным вниманием к человеку, природе, животным.
Интерактивная доска:
23 июня 1969. Карачарово.
Дорогой Владимир Яковлевич!
Посылаю последнюю страничку “Вертушинки”. Благодарю за доброту, дружеское письмецо.… Радуюсь тому, что ваш славный корабль продолжает свой путь, минуя подводные и надводные рифы. Прошу передать привет друзьям новомировцам.
Дружески обнимаю.
И. Соколов-Микитов.
P.S . Если возможно, пошлите, пожалуйста, в Карачарово седьмую книжку “Нового мира”, когда она появиться на божий свет.
Можно выделить основные компоненты письма: начало (дата, место, форма обращения к адресату); основная часть (деловая или служебная информация, просьбы, предложения, пожелания, приветы родным и знакомым); конец (пожелания адресату, подпись); дата и местонахождение отправителя письма (если они не были указаны в самом начале); Post sckriptum (P .S.): используется, когда нужно добавить важную информацию. (Учащиеся записывают в тетрадях компоненты письма.)
4. Слово учителя.
- Не избалованы мы такого рода корреспонденцией, отвыкли от тёплых душевных писем, от деликатных слов, любезных обращений. Но потребность в общении осталась. Трудно представить себе современного школьника, который бы не стремился к ежедневному общению. Группа консультантов провела опрос учащихся VIII – XI классов . Среди вопросов, касающихся их постоянного общения со сверстниками, были вопросы о современных способах и видах общения, которые предпочитают школьники. Оказалось, что самым популярным является общение при помощи SMS-сообщений. Но опрошенные сознаются, что не всегда соблюдают правила русского языка.
Вопрос: Вы при написании SMS -сообщений соблюдаете эти правила? (Учащиеся отвечают, что пишут SMS-сообщения, не задумываясь о правилах их составления и написания.)
- Хотелось бы вам грамотно писать SMS?
5. Беседа.
По своей структуре чем является SMS -сообщение?
- К какому стилю речи относится? (Относится к разговорному стилю речи.) - SMS – это новая форма речевого общения, и поэтому не все умеют грамотно писать SMS. На уроке мы постараемся восполнить этот пробел.
- Давайте определим одну из целей нашего урока. (Познакомиться с правилами общения при помощи SMS.)
6. Из истории появления SMS.
Расшифруйте аббревиатуру SMS . (Учащиеся оказываются в затруднении.)
Сообщение консультанта:
SMS – это стандартная служба коротких сообщений, позволяющая обмениваться между пользователями короткими текстовыми сообщениями. Первое короткое текстовое сообщение было передано в 1992 году по каналам передачи сигналов европейской сети GSM . Придумал SMS Нейл Папуорти – инженер фирмы Vodafon . Он же отправил первую в мире SMS -ку. Случилось это под Рождество в 1992 году. В послании так и значилось: “Merri Christmas-92”. Однако после об этой новой технологии забыли. Лишь в 2000 году сотовые компании ввели услугу Short Message Service , то есть SMS. [ По материалам интернет.]
7. Беседа.
- Какими символами вы чаще всего пользуетесь при составлении SMS? (смайлики.)
- Пользуетесь ли вы шаблонами при отправке SMS? (Нет.) Почему?
(В шаблонах даются только стандартные вопросы, ответы, поздравления. Интереснее составлять SMS самим.)
- Могут ли, по вашему мнению, SMS передавать интонационные особенности предложения? ( SMS не могут передать все интонационные особенности предложения.)
- Используете ли вы вежливые слова?
8. Вежливые слова в SMS .
- Согласно опросу, проведённому среди учащихся, многие искажают написание вежливых слов.
(На экране интерактивной доски демонстрируется ) Спасибо - “посиба”, “спс”, “псип”;
Пожалуйста – “пожалусто”, “пжл”, “плиз”, “пжалста”;
Здравствуйте – “здрасте”, “дарова”;
С днем рождения – “с др”;
С праздником – “с празнегом”;
До свидания – “досвидос”, “поке”, “пок”, “поки”.
- Подчеркните те слова, которые написаны грамотно.
- Нельзя допускать в своей речи – ни в письменной, ни в устной – коверкания русских слов, употребления жаргонизмов. Умение грамотно оформлять свои мысли говорит о вашей культуре речи, о культуре вообще.
IV. Практическая работа.
1.Выполнение упражнений.
Задание: Прочитайте предложения из “эсэмэсок”, содержащие обращения.
(На экране интерактивной доски демонстрируется)
- Выделите обращения, расставьте недостающие знаки препинания. (Один ученик работает у доски, остальные пишут в тетрадях.)
- Привет солнышко письмо дошло спасибо скоро отвечу твой лучик Марина.
- Катюш перезвони мне на домашний.
- Чем занимаешься Даш.
- Привет Вася как дела Вась давай на физике махнемся вариантами.
- Лапа с 8 Марта тебя целую желаю счастья красоты и больших успехов.
- Оля привет скажи пожалуйста номер Вали а то у меня комп не работает.
- Прочитайте диалог двух друзей, представляющий собой SMS-переписку. Найдите в нём ошибки, исправьте их. В правую колонку запишите окончательный вариант.
(На экране интерактивной доски далее)
- Превед-)
- Прет
- Как дела.
- норм.
- Чво делаешь?
- ниче.
- пшли гулять?
- Ок.-)
- А ты чво?
- в комп рубаюсь, весело
- Ой, ща предки прийдут
- Ха-))), лан бай
- Пока.
- Прочитайте реплики из SMS -диалогов.
(На экране интерактивной доски.)
- Почему эти предложения нельзя считать правильными? (Употребляются жаргонные и обидные слова в адрес друг друга. Культурный человек даже в SMS-ках не будет так писать.)
- Исправьте диалоги так, чтобы их можно было легко понять.
1.
- Дай списать ПЛЗ?
- Перебьёшьсо!
- Ну пожалста!..
- Нефиг!
- Тож.
2.
- Приф.
- Здрасть.
- Как делы?
- Норм, а у тя?
Следующее задание выполните самостоятельно.
(На экране интерактивной доски демонстрируется )
- нi как делишки.
- ни чё сибе.
- :-) споки ноки
- Чё задали по алгебре
- Скажи ща плиз. Оч прошу.
- Не я сеня не могу!
- А чё эт тя так заинтересовала? Ась?
- Ок пасиб
- я сеня к те зайду за бумагой по биологии, ме оч нада дашь?
- Исправьте ошибки, допущенные в SMS , запишите в тетрадях правильный ответ.
По окончании работы проверяется правильность выполнения задания.
Задание: записать предложение, произвести полный анализ предложения.
- С помощью этого предложения мы подчеркнём главную мысль ваших ответов.
(Консультанты по синтаксису и орфографии проверяет правильность выполнения задания)
Побудительное, невосклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное, осложнено однородными членами предложения – дополнениями.
V. Рефлексия.
- Что повторили сегодня на уроке? (Повторили о характерных особенностях, сфере употребления стилей речи.)
- Что вспомнили? (правила написания письма.)
- Что нового вы для себя узнали на сегодняшнем уроке? (SMS – это тоже письмо, относится к разговорному стилю речи. При написании SMS надо помнить о правилах русского языка, о правилах культуры общения.)
Как правильно писать SMS ?
(- SMS, как и любое письмо, надо начинать с вежливого обращения.
- Начало предложения и имена собственные надо писать с заглавной буквы.
- Всегда надо помнить о правилах постановки знаков препинания.
- Нельзя коверкать слова.
- Нельзя употреблять жаргонизмы.
- Нельзя допускать нарушений языковых норм.
- SMS-ка – это короткое письмо, и поэтому при его написании надо помнить об основных компонентах письма.)
VI. Домашнее задание.
- SMS-консультантам – составить план мероприятий по обучению всех желающих правильному написанию SMS.
- Остальным учащимся – составить для своего сверстника памятку о том, как писать SMS. Начните её с определения, что такое SMS. Определите стиль составленной памятки.
- Творческая работа: «Письмо другу 19века».
VII. Подведение итогов урока.
Оценивается работа всех учащихся на уроке, работа творческих и рабочих групп, презентации, проекты.
- Уверена, что знания, полученные на этом уроке, помогут вам грамотно оформлять свои мысли и в устной, и в письменной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по психологии Доклад на тему:"Стили педагогического общения учителя"
В данном материале изложены рекомендации А.К. Марковой и А.Я. Никоновой по проведению диагностики среди педагогов с целью изучения и выявления стилей педагогического общения. В основу различения...
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....
Презентация к уроку русского языка "Стили речи. Официально-деловой стиль"
Презентация содержит образцы и шаблоны официально-деловых бумаг, а также теоретический материал по теме урока...
Презентация на тему "Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи"
Презентация на тему "Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи"...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ
Предлагаемые уроки развития речи в 6, 8, 9 и 10 классах являются плановыми уроками по изучению официально-делового стиля. Официально-деловой стиль – язык деловых бумаг, деловых отношений ...
Разработка урока "Официально-деловой и публицистический стили речи, сфера их использования, основные жанры. "
Материал представляет собой разработку урока раздела программы по русскому языку"Язык и речь.Функциональные стили речи". Раздел программы «Язык и речь. Функциональные стили речи»...
Кейс – технология Стили речи. Особенности публицистического стиля. Урок русского языка в 10 классе.
Урок русского языка в 10 классе с использованием кейс-технологии....