Конспект открытого урока в 11 классе по теме "Функциональные стили речи"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме
Урок повторения по теме "Стили речи" позволяет повторить изученный материал , отработать навыки выполнения отдельных заданий части А по подготовке к ЕГЭ, способствует развитию творческих способностей и подготовке к сочинению, нацелен на патриотическое воспитание учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок повторения по теме "Стили речи" | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
по теме «Функциональные стили речи» в 11 классе
Проведён на районном семинаре учителей русского языка и литературы 25 октября 2011года
Учитель - Гейко Раиса Петровна
Цели: актуализация знаний учащихся о функциональных стилях и сфере их употребления, совершенствование навыков анализа текста, подготовка к ЕГЭ
(задания А1, А 13-14, часть С);
развитие творческих способностей;
воспитание патриотизма и внимательного отношения к языку.
Методическая цель: формирование речевой компетенции, подготовка
к ЕГЭ путём применения эффективных форм и методов работы.
Оборудование: презентация, каточки, оценочная карта урока.
Ход урока
1.Организационный момент. Здравия желаю, милостивые государи и государыни! - Ребята, вас ничего не смущает в таком приветствии?
Поскольку язык, как знаковая система, может претерпевать изменения в зависимости от сферы использования или функции, мы должны опираться на речевую ситуацию, учитывать сферу употребления, тему и цель высказывания.
-Что же позволит нам правильно отобрать и использовать языковые средства, наиболее пригодные в конкретной ситуации?
-Стили речи. О них мы и поговорим сегодня.
- Ребята, с какой целью вы сегодня пришли на урок? Просмотрите свои задания-карточки и сформулируйте цели нашего урока.
2. Проверка домашнего задания
- Сгруппировать слова по типу стилистической окраски (книжная, разговорная, нейтральная).
- Ахнуть, взыскание, забота, книга, огорошить, усыновитель, плохой, окошко, злющий, огонь, картошка, хапать, лингвистика, читать, увековечить, ксенофобия, ходатайство.
- Укажите, в каких стилях употребляются книжные слова.
- Объяснить лексическое значение слов огорошить, ксенофобия.
- Поставить ударение в последнем слове.
3.Терминологический диктант. Просмотрите карточку №1, озаглавьте запись. (Основные понятия стилистики) Запишите слова под мою диктов ку.
- Ст..листика, функц..ональные стили, л..т..ратурный язык, ст..листические сре..тва языка, ст..листическая (о,а)краска, ст..листическая с..ч..таемость, ст..листическая норма, ст..листическая оши..ка.
- Объясните правописание пропущенных букв.
4. Беседа о стилях речи (схема на слайде), сообщения учащихся.
5. Выполнение теста. Карточка №2
1.Вставить пропущенные слова
А. В научном стиле речи обычно … средства художественной выразительности.
Б. Неподготовленность, непринуждённость, неполнота выражений – особенности … стиля.
В. Для художественного стиля характерно единство коммуникативной и … функций.
Г. Воздействие на мысли и чувства адресата – цель … стиля.
2. Отметьте ошибочное утверждение
А. Нейтрально окрашенные слова могут употребляться в текстах любых функциональных стилей.
Б.Употребление просторечных слов в книжных стилях является стилистической ошибкой.
В. Воздействие на чувства и мысли читателей с помощью создания образа – цель публицистического стиля.
Г. Отвлечённость, конкретность, обобщённость, объективность - особенности научного стиля.
6.Проверка теста (слайд)
7 Устная работа. Определить стили речи, обосновать своё мнение. (Можно пользоваться таблицей, в которой обобщены сведения учебника о функциональных стилях речи.) Пополняем копилку справочных материалов к ЕГЭ
А. Я, Александр Ефимович Екимцев, родился 30 августа 1929 года в селе Акуличи Брянской области. Окончил школу, служил на Дальнем Востоке. После демобилизации поступил в Московский институт культуры. С 1960 года живу и работю в Ставрополе. Первая подборка моих стихов появилась в журнале «Мурзилка» в 1962 году…
Б. Светает быстро. В тёплом доме тишина. Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света. И брёвна загораются, как слоистый янтарь. Восходит весёлое солнце. Г. Паустовский
В.Понятие стиля тесно связано с понятием речевая ситуация (о чём? где? с кем? зачем? говорят). Правильные ответы на эти вопросы помогут определить, где этот текст может быть использован: в средствах массовой информации, в художественном произведении, в учебнике или научной монографии. Таким образом, сфера применения, задачи, типы речи, лексические особенности - ведущие стилевые черты.
Г. Я люблю своё село, хотя в нём нет особенных красот. Здесь часто дует прнизывающий ветер. А летом такая жарища, что и нос страшно высунуть на улицу. Зато весной какой аромат акаций и сирени! А как хороши поля золотой пшенички! Так и ахнешь, ослепнув от блеска золотых просторов!
Д. Что такое патриотизм? Страстное желание видеть свою землю свободной? Мужество? Да. Но не только это. Тогда патриотизм проявлялся бы лишь в грозное время. А вмитные дни разве не патриот каждый из нас?
Впрочем, нет, не любой. Тот, кто не чтит память героев, для кого военные и тудовые награды просто игрушки, тот вряд ли сам станет когда-нибудь героем, того нельзя назвать патриотом. Значит, скажешь ты, мой читатель, патриотизм - это мужество, бесстрашие, уважение к подвигам, совершённым во имя Родины и народа? Да. Но опять-таки не только это. С. Михалков
8.Коль мы заговорили о патриотизме, как тут не вспомнить нашу недавнюю поездку в город-герой Волгоград. Давайте вспомним, где мы побывали. Смотрим фото и видео.
Минутка релаксации
А теперь выполним творческое задание в группах.
1 группа составит отчёт о поездке.
2 группа - репортаж с Мамаева кургана.
3группа- монолог экскурсантки своей подруге.
9. Проверка текстов. Определение стиля
10. Выводы. Наш язык так богат, что об одном и том же можно рассказать по-разному. Важно только научиться пользоваться его богатством.
11. А теперь попрошу вас оценить урок, используя высказывания различных стилей речи (от каждой группы).
12. Домашнее задание. Повторить материал о функциональных стилях речи (таблица). Составить объяснительную записку юношам, отсутствовавшим на соревнованиях допризывной молодёжи, или написать текст об осени с использованием средств художественной выразительности.
Приложение
Оценочная карта урока
№ | Этап урока | Самооценка |
1. | Домашнее задание | |
2. | Терминологический диктант. | |
3. | Работа по теории, сообщение (подчеркнуть) | |
4. | Тест | |
5. | Практическое задание (определение стиля текста) | |
6. | Творческое задание ( составление текста определённого. стиля) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план конспект открытого урока по теме:РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ УСТНОЙ РЕЧИ НА БАЗЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ: СЕМЬЯ.ПРОФЕССИИ.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ HAVE GOT.
план-конспект открытого урока в 2-ом классе...
План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."
План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...
Конспект открытого урока 5 класс "School"УМК "Enjoy English"
Конспект открытого урока 5 класс "School"УМК "Enjoy English" ...
Конспект открытого урока 8 класс
Открытый урок в 8 классе Тема урока: «Колокольные звоны на Руси» Цели урока: • восприятие образного содержания музыкальных произведений русских компо...
Конспект открытого урока по классу фортепиано «Развитие духовности и общей культуры через развитие образно-музыкального мышления»
Автор Ульева Ирина Николаевнапедагог дополнительного образования,педагог-организатов ЦДТ "Царицыно"Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы заняти...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТЫЙ УРОК 9 КЛАСС Zukunftspläne
5ЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ ,ТеМА Zukunftspläne...
Конспект открытого урока по теме: «Повествование как тип речи. Рассказ». 6 класс.
Урок включает в себя методы ИКТ, технологию объяснительно - иллюстрированного обучения, технологию формирования приемов учебной работы, элементы технологии проектной деятельности (дом.зада...
Комментарии
Урок проведён в 11 классе с
Урок проведён в 11 классе с опорой на материалы, полученные путём экскурсии в город-герой Волгоград.
"Функциональные стили речи"
На уроке преследовались следующие методические цели : формирование речевой компетенции, использование эффективных форм и методов работы по подготовке к ЕГЭ.