Открытый урок по теме "Функциональные стили речи"
план-конспект урока (10 класс)
Представлен конспект урока по теме: "Функциональные стили речи" с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по русскому языку "Функциональные стили речи" | 42.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Группа: 243- ТМ-1
Тема занятия: Функциональные стили речи и их особенности.
Цели занятия: Обеспечение знаний о функциональных стилях речи, их особенностях; развитие навыков критического мышления, способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; формирование навыков работы по составлению устных и письменных текстов; воспитание интереса к изучению русского языка.
Достижение обучающимися:
личностных результатов:
−понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
−формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире.
метапредметных результатов:
−владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
− применение навыков сотрудничества со сверстниками, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
− овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения.
предметных результатов:
−сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики.
Тип учебного занятия: комбинированный
Вид учебного занятия: урок самостоятельного поиска знаний
Методы обучения: словесные, наглядные, практические
Средства обучения: конспекты, методические пособия (на каждого студента), презентация.
Ход урока:
1, Вызов
2. Осмысление.
3.Рефлексия.
Организационный момент (3 мин.)
Проверка готовности к уроку. Опрос дежурного, заполнение журнала.
1.Вызов . (10-12 мин.)
Актуализация мотивов учебной деятельности, установка на восприятие, осмысление материала. Сообщение темы, цели и задач урока.
Проверка домашнего задания. Повторяем тему: «Разделы русского языка». Студенты работают по методике «Толстые» и «тонкие» вопросы. На доске написаны вопросы . Кто-то из студентов задает вопрос, другой отвечает.
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Кто? Что? Когда? Может? Согласны ли? Верно ли? Было ли? | Объясните почему? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чем различия? Что, если…? |
На «тонкие» вопросы отвечают односложно, как правило «да», «нет».
Например, согласны ли, что Грамматика состоит из Синтаксиса и Морфологии?
На «толстые» вопросы требуется рассуждать, объяснять.
Например, в чем различие между Морфемикой и Морфологией?
- Осмысление ( 60 мин.)
Каждому студенту раздается методическое пособие, с которым они работают в течение всего урока.
Обратимся к цитате Джонатана Свифта:
«Нужные слова в нужном месте- вот подлинное определение стиля».
Студенты делают вывод, что на уроке речь пойдет о разделе русского языка – Стилистике.
Выпишите самостоятельно из методического пособия определение стиля.
Стиль - это разновидность литературного языка, которая закреплена в обществе за одной из сфер жизни.
Студентам предлагается задание: составить кластер по теме: «Классификации стилей речи». В центр доски записывается словосочетание: Стили речи. ( можно вызвать двух студентов, чтобы одновременно выполняли задание на доске, остальные в тетради). Студенты могут пользоваться методическим пособием.
Один из наиболее удачных кластеров оценивается студентами.
Изучение стилей предлагаю начать с презентации о происхождении стилей речи. Комментирую слайды, студенты делают выводы о заслуге М. В. Ломоносова в развитии русского языка.
Переходим к самостоятельной работе. Студенты разбиваются на группы по 5 человек. Каждая группа должна с помощью методического пособия подготовить выступление об одном стиле речи, по примерному плану:
- основная функция стиля
- признаки и сфера употребления
- особенности лексики
- особенности морфологии
- особенности синтаксиса
Важно, чтобы в группе при подготовке был задействован каждый студент. Затем начинают представление стиля, студенты отвечают по очереди. После выступления группы, остальные студенты могут задать вопросы (особенно если что-то непонятно).
Предлагаю подробнее на практике остановиться на стилях речи, как они могут пригодиться в жизни. Разбираем с помощью методического пособия виды деловых писем и структурную схему делового письма. Студенты самостоятельно выполняют в тетради задание: написать на выбор образец заявления, доверенности или кратко резюме. Через 5- 7 мин. зачитываются и оцениваются работы (оценивают сами студенты).
3.Рефлексия. (15 мин.)
Происходит осмысление полученной информации. Предлагаю составить синквейн со словами: Речь или Стиль
Вспомним! Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
1 строчка- имя существительное
2 строчка-надо написать 2 прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3 строчка- записываются 3 глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4 строчка-размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение. Это может быть крылатое выражение.
5 строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Студенты составляют синквейн .
Пример синквейна:
Речь
Образная, красочная, яркая
Развивает, спасает, восхваляет
Речь- образ души
Человек.
Зачитываются варианты синквейна, студенты самостоятельно оценивают варианты
Предлагаю обобщить материал с помощью приема «Дневники и бортовые журналы». На доске и в тетрадях студенты записывают таблицу:
Это я уже знал | Узнал новое | Есть вопрос. Хочу узнать. |
Студенты заполняют таблицу. Сообщают информацию группе и преподавателю. Подводится общий итог урока о том, что знали из школы, что узнали нового. Каждый студент отметит вопрос, сформулированный в последней колонке Бортового журнала и ответ постарается найти сам дома. (в случае, если ответ не будет найден на этот вопрос, то на следующем уроке будет искать ответ вся группа под руководством преподавателя).
Для студентов предлагается д/з повышенной трудности: составить диаманту по теме: «Слово».
Вспомним! Диаманта – это стихотворная форма из 7 строк.
1 строчка – это тема (сущ.)
2 строчка – определение ( два прилагательных)
3 строчка – 3 причастия
4 строчка – ассоциации ( 4 сущ.)
5 строчка – действие (3 причастия, противоположные 3 строчке)
6 строчка – определение (два прилагательных, противоположные 2 строчке)
7 строчка – существительное (противоположное началу)
Комментируются оценки за урок, учитывается взаимооценивание и самооценивание. Выставляются в журнал. (в дальнейшем на сайт «Сетевой город»)
Урок окончен. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок: Силуэт и стиль в одежде
познакомить учащихся с понятием силуэта и стиля в одежде....
Технологическая карта урока "Официально-деловой стиль речи"
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения как таковые, а способность пользоваться приобретенными; не объём информации, а умение получать ее и моделировать; н...
Урок русского языка. Стили речи.
План урокаПредмет: Русский язык...
ОТКРЫТЫЙ УРОК элективного курса «Стиль жизни – здоровье». Занятие по теме: «Мораль и нравственность в жизни человека»
В текущем учебном году после прохождения курсов повышения квалификации на кафедре НИПКПиПРО г. Новосибирска, я взялась за апробацию программы «Стиль жизни – здоровье», авторы: И.В. Габер, М.П. Радченк...
Урок 6 класс Стили речи
Урок 3. Стили речи.Стили речи — это системы речевых средств, исторически сложившихся и социально закрепленных, которые используются при общении в зависимости от сферы направленности общения или сферы ...
Урок «Официально-деловой стиль речи»
Уроки «Обособленные члены предложения» и «Официально-деловой стиль речи», главной задачей которых является обобщение и углубление знаний, содержат в себе приемы и методы инновационных технологий, напр...
Презентация к уроку русского языка "Стили речи. Официально-деловой стиль"
Презентация содержит образцы и шаблоны официально-деловых бумаг, а также теоретический материал по теме урока...