Открытый урок по теме "Функциональные стили речи"
план-конспект урока (10 класс)

Степина Елена Алексеевна

Представлен конспект урока по теме: "Функциональные стили речи" с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Группа: 243- ТМ-1

Тема занятия: Функциональные стили речи и их особенности.

Цели занятия: Обеспечение знаний о функциональных стилях речи, их особенностях; развитие навыков критического мышления, способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; формирование навыков работы по составлению устных и письменных текстов;  воспитание интереса к изучению русского языка.

Достижение обучающимися:

личностных результатов:

−понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского            языка как явления национальной культуры;

−формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а            также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире.

метапредметных результатов:

−владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

 владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать         свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на         межпредметном уровне;

−  применение навыков сотрудничества со сверстниками,  взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах         деятельности;

− овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения.

предметных результатов:

−сформированность представлений об изобразительно-выразительных   возможностях русского языка;

−   способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

−  владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики.

Тип учебного занятия: комбинированный

Вид учебного занятия: урок самостоятельного поиска знаний

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Средства обучения: конспекты, методические  пособия (на каждого студента), презентация.

Ход урока:

1, Вызов  

2. Осмысление.

3.Рефлексия.

           

      Организационный момент (3 мин.)

Проверка готовности к уроку. Опрос дежурного, заполнение журнала.

1.Вызов . (10-12 мин.) 

Актуализация мотивов учебной деятельности, установка на восприятие, осмысление материала. Сообщение темы, цели и задач урока.

Проверка домашнего задания. Повторяем  тему: «Разделы русского языка». Студенты  работают по  методике «Толстые» и «тонкие» вопросы. На доске написаны вопросы . Кто-то из студентов задает вопрос, другой отвечает.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Может?

Согласны ли?

Верно ли?

Было ли?

Объясните почему?

Почему вы  думаете…?

Почему вы считаете…?

В чем различия?

Что, если…?

   

На «тонкие» вопросы отвечают односложно, как правило «да», «нет».

Например, согласны ли, что Грамматика состоит из Синтаксиса и Морфологии?

На «толстые» вопросы требуется рассуждать, объяснять.

Например,  в чем различие между Морфемикой и Морфологией?

  1. Осмысление ( 60 мин.)

Каждому студенту раздается методическое пособие, с которым они  работают в течение всего урока.

Обратимся к цитате Джонатана Свифта:

 

      «Нужные слова в нужном месте- вот подлинное определение стиля».

Студенты  делают вывод, что на уроке речь пойдет о разделе русского языка – Стилистике.

Выпишите самостоятельно из методического пособия определение стиля.

Стиль - это разновидность литературного языка, которая закреплена в обществе за одной из сфер жизни.

 

Студентам предлагается задание: составить кластер по теме: «Классификации стилей речи».  В центр доски записывается  словосочетание: Стили речи. ( можно вызвать двух  студентов, чтобы  одновременно выполняли задание  на доске, остальные в тетради). Студенты могут пользоваться методическим пособием.

Один из наиболее удачных кластеров  оценивается студентами.

   

       

Изучение стилей предлагаю начать с презентации о происхождении стилей речи. Комментирую слайды, студенты делают выводы о заслуге М. В. Ломоносова в развитии русского языка.

Переходим к самостоятельной работе. Студенты разбиваются на группы по 5 человек. Каждая группа должна с помощью методического пособия подготовить выступление об одном стиле речи, по примерному плану:

- основная функция стиля

- признаки и сфера употребления

- особенности лексики

- особенности морфологии

- особенности синтаксиса

Важно, чтобы в группе при подготовке был задействован каждый студент. Затем начинают представление стиля, студенты отвечают  по очереди. После выступления группы, остальные студенты могут задать вопросы (особенно если что-то непонятно).

Предлагаю подробнее на практике остановиться на стилях речи,  как они могут пригодиться в жизни. Разбираем с помощью методического пособия виды деловых писем и структурную схему делового письма. Студенты самостоятельно выполняют в тетради задание: написать на выбор образец заявления, доверенности или кратко резюме. Через 5- 7 мин.  зачитываются и оцениваются работы (оценивают сами студенты).

3.Рефлексия.  (15 мин.)

Происходит осмысление полученной информации. Предлагаю составить синквейн со словами:   Речь или Стиль

Вспомним! Синквейн -  это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

1 строчка- имя существительное

2 строчка-надо написать 2 прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

3 строчка- записываются 3 глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

4 строчка-размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение. Это может быть крылатое выражение.

5 строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Студенты составляют синквейн .

Пример синквейна:

Речь

Образная, красочная, яркая

Развивает, спасает, восхваляет

Речь- образ души

Человек.

 

Зачитываются варианты синквейна, студенты самостоятельно оценивают варианты

Предлагаю обобщить материал с помощью приема «Дневники и бортовые журналы». На доске и в тетрадях студенты записывают таблицу:

Это я уже знал

Узнал новое

Есть вопрос. Хочу узнать.

Студенты заполняют таблицу. Сообщают информацию  группе и преподавателю. Подводится общий итог урока о том, что знали из школы, что узнали нового.  Каждый студент отметит   вопрос, сформулированный в последней колонке Бортового журнала и ответ постарается найти сам дома. (в случае, если ответ не будет найден на этот вопрос, то на следующем уроке будет искать ответ вся группа под руководством преподавателя).

Для студентов предлагается д/з повышенной трудности: составить диаманту по теме: «Слово».

Вспомним! Диаманта – это стихотворная форма из 7 строк.

1 строчка – это тема (сущ.)

2 строчка – определение ( два прилагательных)

3 строчка – 3 причастия

4 строчка – ассоциации ( 4 сущ.)

5 строчка – действие (3 причастия, противоположные 3 строчке)

6 строчка – определение (два прилагательных, противоположные 2 строчке)

7 строчка – существительное (противоположное началу)

 Комментируются оценки за урок, учитывается взаимооценивание и самооценивание. Выставляются в журнал. (в дальнейшем на сайт «Сетевой город»)

Урок окончен. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок: Силуэт и стиль в одежде

познакомить учащихся с понятием силуэта и стиля в одежде....

Технологическая карта урока "Официально-деловой стиль речи"

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения как таковые, а способность пользоваться приобретенными; не объём информации, а умение получать ее и моделировать; н...

Урок русского языка. Стили речи.

План  урокаПредмет:    Русский язык...

Урок 6 класс Стили речи

Урок 3. Стили речи.Стили речи — это системы речевых средств, исторически сложившихся и социально закрепленных, которые используются при общении в зависимости от сферы направленности общения или сферы ...

Урок «Официально-деловой стиль речи»

Уроки «Обособленные члены предложения» и «Официально-деловой стиль речи», главной задачей которых является обобщение и углубление знаний, содержат в себе приемы и методы инновационных технологий, напр...

Презентация к уроку русского языка "Стили речи. Официально-деловой стиль"

Презентация содержит образцы и шаблоны официально-деловых бумаг, а также теоретический материал по теме урока...

Методическая разработка урока русского языка "Стили речи", 5 класс

Данный конспект  предназначен для проведения урока русского языка в 5 классе, ФГОС....