Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Рабочая программа по русскому языку к учебнику под редакцией Разумовской М.М. Львовой С.И
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_razumovskaya_m.m._lvova_s.i.docx | 102.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
«ЛИЦЕЙ № 11»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
РУССКИЙ ЯЗЫК
(предметная область, предмет)
Учитель: Шляхова С.А.
Класс (ы): 7 «В»
Количество часов, за которое реализуется рабочая программа: 135 часов.
За год | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Всего |
Всего | 33 | 31 | 40 | 31 | 135 |
Контроль-ные работы | 1 | 1 | 2 | 2 | 6 |
Изложения | 1 | - | - | 1 | 2 |
Сочинения | - | 1 | 2 | 1 | 4 |
Проекты | - | 1 | - | 1 | 2 |
Программа:
Русский язык. 5-9 классы. Под ред. Разумовской М.М. Львовой С.И. «Дрофа».
Учебники:
Разумовская М.М. Львова С.И. Капинос В.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. «Дрофа», 2019-2021.
Интернет-ресурсы:
|
Ростов-на-Дону
2022 – 2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 7 В класса составлена на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» с учётом изменений, внесённых Приказом Минпросвещения от 31.07.2020 №304 (в редакции от 02.07.2021).
- Областной закон «Об образовании в Ростовской области» от 14.11.2013 №26-ЗС (в редакции от 05.12.2018).
- Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. N 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" (в редакции Приказа Минпросвещения от 23.12.2020 № 766).
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577, приказа Минпросвещения России от 11.12.2020 № 712).
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015, протокол №1/15 (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020).
- Примерная программа воспитания в соответствии с ФГОС общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 30.06.2020 № 16 « Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (действует до 01.01.2022).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Концепция преподавания русского языка и литературы в РФ (распоряжение Правительства РФ от 9.04.2016 № 637-р).
- Основная образовательная программа основного общего образования, утверждённая приказом директора от 31.08.2022 № 520.
- Учебный план МАОУ «Лицей № 11» на 2022-2023 учебный год, утверждённый приказом директора от 31.08.2022 № 520.
- Положение о рабочей программе МАОУ «Лицей № 11», утверждённое приказом директора от 29.06.2022 № 451.
- Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, утверждённое приказом директора от 26.03.2020 №180.
Программно-методическое обеспечение
Программа:
Русский язык. 5-9 классы. Под ред. Разумовской М.М. Львовой С.И. «Дрофа».
Реализуется УМК:
Разумовская М.М. Львова С.И. Капинос В.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. «Дрофа», 2022
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного деятельностного подходов к обучению:
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
- осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- осознание эстетической ценности родного языка, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию;
- проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет;
- осуществлять информационную переработку текста и др.;
- овладение видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования;
- развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса;
- расширение объёма используемых в речи грамматических средств;
- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
- развитие умения стилистически корректно использовать лексику и фразеологию русского языка.
В соответствии с указанными целями обучения усиливается и речевая направленность курса. Теоретическую основу обучения связной речи составляет система речеведческих понятий:
- текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;
- функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные стили речи (научный, деловой, публицистический), художественная речь (язык художественной литературы);
- функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности — типовые фрагменты текста: описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий.
Каждый речевой блок включает в себя знаниевый компонент, помогающий учащимся осмыслить через понятия свой практический речевой опыт; коммуникативно-деятельностный компонент, формирующий речевые и коммуникативные умения и навыки; контрольный компонент, направленный на развитие навыков самопроверки, формирование ценностных ориентаций, развивающий навыки учебной рефлексии учащихся.
Особенность данной программы проявляется и в усилении внимания к развитию устной речи: реализуется системная работа, связанная с усвоением норм орфоэпии и формированием навыков выразительной устной речи (логическое ударение, интонация, темп и тембр речи).
Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.). Программа нацеливает и на усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.
Особое место отводится морфемной семантике. Осмысление Место и роль русского языка состоит в формировании ключевых компетенций, так как этот предмет предоставляет возможность для развития многих универсальных умений и способов деятельности, заложенных в спецификации ГИА и ЕГЭ по русскому языку и литературе, таких как:
- умение адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- умение обрабатывать информацию звучащего текста;
- умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
- умение интерпретировать информацию прочитанного текста;
- умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента;
- умение различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
- умение последовательно излагать собственные мысли;
- умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
- умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
- умение проводить информационно-смысловой анализ текста.
Формирование умений, в свою очередь, создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях, а значит является основой для формирования ключевых компетенций, как наиболее общих (универсальных) культурно выработанных способов действий (способностей и умений), позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни.
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только развивает грамматическое мышление ребёнка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей, позволяет сформировать грамматические, лексические, орфографические умения и навыки в их единстве.
Важный аспект в обучении — формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями его единиц, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Роль предмета в учебном плане
Курс предмета «Русский язык» рассчитан на 735 ч, предусмотренных в Федеральном базисном (образовательном) учебном плане для образовательных организаций Российской Федерации. Обязательное изучение русского языка осуществляется в 7 классе в объёме 140ч.
Технологии и методики обучения:
- Проблемно-диалогическая технология
- Интерактивные технологии.
- Технология развития критического мышления.
- Технология дифференцированного обучения
- Информационные технологии.
- Метод проектов.
- Технология смыслового чтения.
- Технология продуктивного чтения.
- Здоровьесберегающие технологии.
Реализация Донского регионального компонента (ДРК) происходит в течение года (10-12%) в темах программы, которые по содержанию соотносятся с региональной тематикой.
Конкретизация часов ДРК выделена в КТП курсивом.
В 7 классе «В» в рамках организации контроля за реализацией программы используются следующие виды письменных работ: контрольная работа (6), сочинение (4), изложения (2), проект (2).
В условиях временной реализации образовательных программ основного общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в режиме самоизоляции детей руководствоваться Положением об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В процессе осуществления реализации применяются следующие формы обучения:
- непосредственное взаимодействие с обучающимися в режиме видеоконференции – смешанное обучение с использованием сервиса Google meet, с сохранением объема учебного материала, выносимого на текущий контроль (в том числе автоматизированный) и промежуточную аттестацию, а также сроков и формы текущего контроля, промежуточной аттестации.
- опосредованное взаимодействие с обучающимися с использованием ЭО и ДОТ с сохранением объема заданий для самостоятельного изучения, сроки консультаций, объем учебного материала, выносимого на текущий контроль (в том числе автоматизированный) и промежуточную аттестацию, сроки и формы текущего контроля, промежуточной аттестации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные образовательные функции родного языка рассматриваются в школьной программе как система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Они включают в себя:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
- владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.
Говорение и письмо:
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Регулятивными:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу до окончательного её решения;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно, в том числе и во внутренней речи) свои действия в соответствии с решаемой задачей;
- действовать по плану, а также по инструкциям учителя или содержащимся в других источниках информации – в учебнике, тетради с печатной основой и т.д.
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и пути преодоления.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
- адекватно оценивать свои достижения (что усвоил в результате решения учебной задачи, и на каком уровне), осознавать трудности, понимать их причины, в сотрудничестве с учителем намечать действия для преодоления затруднений, восполнять пробелы в знаниях и умениях.
Познавательными:
Выпускник научится:
- анализировать своё знание и незнание, умение и неумение по изучаемому вопросу (теме, разделу) и использовать свои выводы для постановки соответствующей учебно-познавательной задачи;
- осознавать учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу, читая учебный текст (формулировку задания), слушая учителя или одноклассников, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её в материалах учебников, тетрадей с печатной основой;
- различать основную и второстепенную информацию, под руководством учителя фиксировать информацию разными способами (словесно, схематично и др.);
- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;
- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы);
- анализировать изучаемые объекты с целью выделения их признаков (существенных, несущественных), описывать (характеризовать) их на основе предложенного плана;
- сравнивать изучаемые объекты по указанным признакам и свойствам, находить общие существенные признаки и распределять (классифицировать) их на группы.
- владеть общими способами решения учебных задач; ориентироваться на возможность решения конкретных учебных задач разными способами;
- проводить для решения учебных задач анализ, сравнение, классификацию по заданным критериям;
- осуществлять подведение под понятие на основе разграничения существенных и несущественных признаков объектов;
- под руководством учителя устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;
- строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе несложные по форме рассуждения;
- использовать рисунки, рисунки-схемы, чертежи, планы, отражающие пространственное расположение предметов, отношения между ними или их частями для решения познавательных задач;
- преобразовывать реальный объект наблюдения из чувственной формы в модель (пространственно-графическую или знаково-символическую), в которой выделены существенные признаки объекта;
- кодировать/замещать, использовать знаки и символы в качестве условных заместителей реальных объектов и явлений окружающего мира;
- декодировать/интерпретировать информацию, представленную в условных знаках.
Выпускник получит возможность научиться:
- пользоваться различными дополнительными источниками информации (справочники, энциклопедии, научно-популярные, учебно-познавательные книги, СМИ и др.), осуществлять поиск и выделение в них необходимой информации, фиксировать её разными способами и сопоставлять;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую (словесную информацию переводить в наглядную и наоборот); систематизировать и структурировать информацию, отображая её в разной форме (план описания, схема, таблица и др.);
- осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения конкретной учебной задачи; устанавливать аналогии с целью более простого и быстрого её решения;
- проводить синтез как составление целого из частей, самостоятельно восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций;
- выявлять причинно-следственные связи, выстраивая логические цепи рассуждений, доказательств;
- выделять проблему (совместно с учителем и одноклассниками), при изучении новой темы, решении новой задачи, проведении исследования;
- анализировать результаты исследования и представлять их в разных формах (словесной, наглядной).
- создавать собственные простые модели;
- участвовать в коллективной проектной деятельности, проводимой в урочное и внеурочное время.
Коммуникативными:
Выпускник научится:
- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;
- под руководством учителя участвовать в организации и осуществлении групповой работы: распределять роли, сотрудничать, оказывать взаимопомощь взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
- строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.
Выпускник получит возможность научиться:
- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
- создавать высказывания для решения различных коммуникативных задач, адекватно использовать в них разнообразные средства языка;
- оперировать в речи языком предметной области (филологии, математики, естествознания, технологии), правильно (адекватно) использовать соответствующие понятия (лингвистические, математические, естественнонаучные и др.);
- стараться уважать позицию партнёра в процессе совместной деятельности, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем, принимать и реализовывать общее решение;
- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, оказывать помощь взрослым и сверстникам для достижения общего успеха.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
В результате изучения учебного предмета «русский язык» на уровне основного общего образования:
Выпускник научится:
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
- по морфемике и словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи;
- по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым словарем;
- по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;
- по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами;
- по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами;. правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;
- по пунктуации: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
- совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
- понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь их объяснять;
- объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
- аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
- демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
7 класс
Общие сведения о языке
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка. Взаимосвязь языка и истории народа. Нормы современного русского литературного языка, их изменчивость.
Речь. Речевое общение. Текст
Повторение и обобщение сведений о тексте как речевом произведении.
Понятие текста, основные признаки текста: смысловая цельность (единство темы и основной мысли), информативность, связность (смысловая и грамматическая связь предложений), членимость (деление текста на составляющие его части), относительная законченность. Структура текста. Абзац. Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях тек- ста. Способы и средства связи предложений в тексте (обобщение). Наречия и предложно-падежные сочетания со значением места и времени, союзы и, да, а, но, же как средства связи предложений и частей текста. Языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные (приставки, уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы оценки), лексические средства выразительности (неологизмы, синонимы, антонимы, омонимы, тропы) в тексте (обобщение).
Типы речи (повторение). Строение типового фрагмента текста
с описанием состояния человека.
Рассуждение как функционально-смысловой тип речи. Структурные особенности текста-рассуждения. Рассуждение- размышление.
Понятие о функциональных разновидностях языка (повторение и обобщение).
Разговорный язык и функциональные стили речи. Функциональные стили речи (научный, публицистический,
официально-деловой), язык художественной литературы.
Публицистический стиль речи. Сфера употребления, функции, особенности. Жанры (репортаж, заметка в газету, рекламное сообщение).
Информационная переработка текста. План (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный).
Нормы построения текстов, принадлежащих к различным типам речи (описание, повествование, рассуждение): соответствие текста теме и основной мысли; цельность и относительная законченность; последовательность изложения (развёртывание содержания в зависимости от цели текста, типа речи); правильность выделения абзацев в тексте; наличие грамматической связи предложений в тексте.
Нормы построения текстов публицистического стиля. Употребление языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Закрепление и углубление изученного в 6 классе
Звуковая сторона речи: звуки речи, словесное и логическое ударение, интонация.
Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис.
Именные части речи: морфологические признаки, синтаксическая функция, употребление в речи, правописание.
Наречие: морфологические признаки, синтаксическая функция, употребление в речи, правописание.
Глагол: морфологические признаки, синтаксическая функция, употребление в речи, правописание.
Культура речи. Основные морфологические нормы русского языка. Использование грамматических словарей и справочников.
Правописание изученных частей речи.
Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Ушаков.
МОРФОЛОГИЯ
Причастие
Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий.
Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Полные и краткие страдательные причастия; их синтаксическая роль.
Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями.
Склонение причастий. Правописание окончаний причастий. Синтаксическая роль причастий в словосочетании и предложении.
Деепричастие
Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями.
Деепричастный оборот.
Синтаксическая роль деепричастий в словосочетании и предложении.
Культура речи.
Ударение в некоторых формах причастий и деепричастий. Правильное употребление в речи однокоренных слов типа висящий — висячий, горящий — горячий. Правильное употребление причастий с суффиксом -ся.
Правильное согласование причастий в словосочетаниях типа
«прич. + сущ.». Правильное употребление падежной формы имени существительного в словосочетаниях типа «прич. + сущ.».
Правописание падежных окончаний причастий. Правописание гласных в суффиксах причастий. Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных имён прилагательных.
Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом (элементарные случаи).
Правильное построение предложений с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
Правописание гласных в суффиксах деепричастий. Слитное и раздельное написание не с причастиями и деепричастиями. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом (элементарные случаи).
Наблюдение за использованием причастий и деепричастий в текстах разных стилей. Текстообразующая функция дее- причастных оборотов.
Выдающиеся лингвисты: И. А. Бодуэн де Куртенэ.
Служебные части речи
Самостоятельные и служебные части речи. Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи. Роль служебных частей речи.
Предлог
Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные.
Правописание предлогов.
Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т. д.), существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.
Нормы употребления предлогов с одним или несколькими падежами.
Употребление предлогов в предложении в соответствии с их грамматическим значением.
Правописание производных предлогов из-за, из-под. Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Союз
Союз как служебная часть речи. Союз как средство связи одно- родных членов предложения и частей сложного предложения.
Разряды союзов по значению: сочинительные (соединительные, противительные, разделительные), подчинительные (изъяснительные, обстоятельственные: времени, цели, сравнения, причины, условия, следствия, уступки).
Разряды союзов по строению: простые и составные.
Роль союзов в тексте: союзы как средство связи предложений.
Культура речи. Нормы употребления двойных союзов с одно- родными членами предложения.
Употребление союзов в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями.
Правописание союзов тоже, также, чтобы, потому что, так как, как будто и др.
Знаки препинания в сложных союзных предложениях; знаки препинания в предложениях с союзом и.
Частица
Частица как служебная часть речи. Разряды частиц по значению (частицы, выражающие вопрос, отрицание, восклицание, усиление, сомнение, уточнение, ограничение, выделение).
Формообразующие частицы.
Разряды частиц по составу (простые, составные).
Роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола, степеней сравнения имени прилагательного, наречия.
Интонационные особенности предложений с частицами.
Культура речи. Нормы употребления частиц в предложении и тексте в соответствии с их значением и стилистической окраской.
Слитное, раздельное, дефисное написание частиц; правописание частиц не и ни, правописание формообразующих частиц.
Правильное произношение частиц.
Наблюдение за использованием частиц в тексте: частицы как средство выразительности речи.
Междометия и звукоподражательные слова
Омонимия слов разных частей речи
Понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. Роль междометий в речи.
Группы междометий по значению.
Культура речи. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи для выражения эмоций, формул речевого этикета.
Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов в речи.
Речь. Характеристика человека
Лексическая и грамматическая омонимия. Омонимия слов разных частей речи. Переход слов одной части речи в другую.
Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему — по-прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что (мест.) — что (союз), обежать — обижать и т. п.
Омонимия как средство художественной выразительности.
Культура речи. Употребление омонимов в речи. Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Выдающиеся лингвисты: Г. О. Винокур.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Целевой приоритет на уровне ООО: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживанию отношений с коллегами по работе в будущем и созданию благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Название темы, раздела, модуля, блока | Количество часов (4 часа в неделю) | Формируемые социально значимые, ценностные отношения (№) |
Глава 1. О языке (1 ч.) | ||
О языке | 1 | 3, 5, 6, 7, 9 |
Глава 2. Повторение изученного в 5—6 классах (40 ч.) | ||
Повторение изученного в 5—6 классах | 13 | 2, 6, 7, 10 |
Правописание: орфография и пунктуация (повторение и углубление изученного) | 27 | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
Глава 3. Речь. Речевое общение. Текст (24 ч.) | ||
Речь. Публицистический стиль (повторение) | 5 | 2, 6, 7, 9, 10 |
Типы речи. Рассуждение-размышление | 6 | 2, 4, 6, 7 |
Текст. Порядок слов в речи | 11 | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8,9,10 |
Речь. Характеристика человека | 2 | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
Глава 4. Морфология (70 ч.) | ||
Причастие | 28 | 2, 4, 6, 7 |
Деепричастие | 18 | 2, 4, 6, 7 |
Предлог | 9 | 2, 4, 6, 7 |
Союз | 6 | 2, 4, 6, 7 |
Частица | 5 | 2, 4, 6, 7 |
Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи | 4 | 2, 4, 6, 7 |
Всего | 135 ч. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 «В» класс
№ урока | Дата | Модуль (глава) Разделы главы Тема | Домашнее задание |
О языке (1ч.) | |||
02.09 | Русский язык как развивающееся явление. | § 1. Упр.7 | |
Повторение изученного в 5—6 классах (13ч.) | |||
05.09 | Что мы знаем о стилях речи | § 2 Упр.14 | |
06.09 | Что мы знаем о типах речи | § 3 Упр.19 | |
07.09 | Фонетика и орфоэпия | §4 Упр.30 | |
09.09 | Фонетическая транскрипция и её роль. Практикум. Фонетический разбор слова | §4 Упр.41 | |
12.09 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи | §5 Упр.46 | |
13.09 | Входная диагностическая работа | §5 Упр.48 | |
14.09 | Способы образования слов с помощью морфем: приставочный, суффиксальный, приставочно- суффиксальный, сложение. | §5 Упр.62 | |
16.09 | Словообразовательная цепочка однокоренных слов и морфемное строение слова. Словообразовательное гнездо. | §5 Упр.63 | |
19.09 | Словообразовательный словарик учебника и школьный словообразовательный словарь. | §5 Упр.72 | |
20.09 | Неморфологические способы образования слов. Этимологический словарик учебника Практикум. Словообразование знаменательных изменяемых частей речи | §5 Упр.76 | |
21.09 | Текст. Способы и средства связи предложений | § 6 Упр.79 | |
23.09 | Практикум. Способы и средства связи предложений | § 6 Упр.81 | |
26.09 | С.р. Обучающее изложение | ЗСП-2 | |
Правописание: орфография и пунктуация (повторение и углубление изученного) (27 ч.) | |||
27.09 | О роли чтения и письма в жизни людей. Орфография и пунктуация | § 7 Упр. 84 | |
28.09 | Правила употребления некоторых букв. Буквы ъ и ь как разделительные | § 7 Упр.88 | |
30.09 | Буква ь для обозначения мягкости и как показатель грамматической формы слова | § 7 Упр.93 | |
03.10 | Буквы о—е (ё) после шипящих и ц в разных морфемах | § 7 Упр.96 | |
04.10 | Правописание приставок. Неизменяемые приставки | § 7 Упр.100 | |
05.10 | Правописание приставок. Приставки при- и пре- Практикум. Правописание приставок. | § 7 Упр.103 | |
07.10 | Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем. Проверяемые гласные и согласные в корне | § 7 Упр.105 | |
10.10 | Обозначение на письме гласных и согласных в корне слова. Корни с чередованием Практикум. Правописание проверяемых и чередующихся гласных в корне | § 7 Упр.109 | |
11.10 | Обозначение на письме гласных и согласных в корне слова. Буквы о —ё после шипящих в корне слов. Практикум. Буквы о —ё после шипящих в корне слов | § 7 Упр.111 | |
12.10 | Правописание суффиксов в существительных | § 7 Упр.113 | |
14.10 | Правописание суффиксов в прилагательных | § 7 Упр.114 | |
17.10 | Правописание суффиксов в наречиях | § 7 Упр.116 | |
18.10 | Практикум. Правописание суффиксов в разных частях речи | § 7 Упр.121 | |
19.10 | Правописание окончаний существительных | § 7 Упр.123 | |
21.10 | Правописание окончаний глаголов | § 7 Упр.119 | |
24.10 | Контрольная работа по теме «Орфография и пунктуация» (повторение и углубление изученного) | § 7 Упр.120 | |
25.10 | Не с глаголами и существительными | § 7 Упр.124 | |
26.10 | Не с прилагательными и наречиями Практикум. Не с глаголами и существительными | § 7 Упр.106 | |
28.10 | Не и ни в отрицательных местоимениях | § 7 Упр.132 | |
2 четверть | |||
07.11 | Слитно-дефисно-раздельное написание слов. Употребление дефиса | § 7 Упр.138 | |
08.11 | Практикум. Слитно-дефисно-раздельное написание прилагательных и наречий | § 7 Упр.142 | |
09.11 | Словарное богатство русского языка. Толковые словари | § 8 Упр.147 | |
11.11 | Словарное богатство русского языка. Лингвистические словари | § 8 Упр.159 | |
14.11 | Грамматика: морфология и синтаксис. Что такое грамматика | § 9 Упр.171 | |
15.11 | Грамматика: морфология и синтаксис. Морфологический и синтаксический анализ предложений | § 7 Упр.174 | |
16.11 | Практикум. Морфологический анализ слов. Синтаксический анализ предложений ДРК. Лингвистический анализ текста (на примере текстов донских писателей). | § 7 Упр.175 | |
18.11 | К.р. «Повторение пройденного в 5-6 классах» | ЗСП-7 | |
Речь. Публицистический стиль (повторение) (5 часов) | |||
21.11 | Стили речи. Публицистический стиль речи | § 10 Упр.182 | |
22.11 | Публицистический стиль речи | § 10 Упр.183 | |
23.11 | ДРК. Заметка в газету | § 11 Упр.186 | |
25.11 | С.р. Сочинение «Заметка в газету» | § 11 Упр.187 | |
28.11 | Анализ сочинения | Сделать работу над ошибками | |
МОРФОЛОГИЯ | |||
Причастие (28 часов) | |||
29.11 | Что такое причастие. Место причастия в системе частей речи. | § 12 Упр.192(2) | |
30.11 | Причастие и его грамматические признаки. | § 12 Упр.195 | |
02.12 | Признаки глагола и прилагательного в причастии. | § 12 Упр.196 | |
05.12 | Суффиксы причастий. | § 12 Упр.198 | |
06.12 | Грамматические и семантические различия причастия и прилагательного | § 12 Упр.202 | |
07.12 | Причастный оборот. Признаки причастного оборота. Определяемое слово и зависимые от причастия слова. | § 13 Упр.209 | |
09.12 | Причастный оборот. Обособленные и необособлен- ные определения, выраженные причастными оборотами | § 13 Упр.212 | |
12.12 | Практикум. Причастный оборот. | § 13 Упр.213 | |
13.12 | Образование причастий. Действительные причастия | § 14 Упр.218 | |
14.12 | Правописание суффиксов действительных причастий | § 14 Упр.220 | |
16.12 | Практикум. Правописание суффиксов действительных причастий | § 14 Упр.222 | |
19.12 | Образование причастий. Страдательные причастия | § 14 Упр.223 | |
20.12 | Правописание суффиксов страдательных причастий | § 14 Упр.225 | |
21.12 | Практикум. Правописание суффиксов страдательных причастий | § 14 Упр.226 | |
23.12 | Полные и краткие причастия. Синтаксические функции. | § 15 Упр.230 | |
26.12 | Полные и краткие причастия. Их | § 15 Упр.233 | |
27.12 | Проект «Рождественская открытка» | § 15 Упр.236 | |
28.12 | Морфологический анализ причастий (закрепление) | § 15 Упр.237 | |
3 четверть | |||
09.01 | Буквы н и нн в причастиях полных причастиях и отглагольных прилагательных | § 16 Упр.251 | |
10.01 | Буквы н и нн в полных причастиях и отглагольных прилагательных (закрепление) | § 16 Упр.255 | |
11.01 | Практикум. Буквы н и нн в полных причастиях и отглагольных прилагательных | § 16 Упр.256 | |
13.01 | Буквы н и нн в кратких причастиях | § 16 Упр.257 | |
16.01 | Практикум. Буквы н и нн в кратких причастиях ДРК. Лингвистический анализ текста (на примере текстов донских писателей) | § 16 Упр.259 | |
17.01 | Слитное и раздельное написание не с причастиями | § 17 Упр.264 | |
18.01 | Слитное и раздельное написание не с причастиями (закрепление) | § 17 Упр.266 | |
20.01 | Практикум. Слитное и раздельное написание не с причастиями ДРК. Лингвистический анализ текста (на примере текстов донских писателей) | § 17 Упр.267 | |
23.01 | К.р. по теме «Причастие» | ЗСП-9 | |
24.01 | Анализ контрольной работы ДРК. Лингвистический анализ текста (на примере текстов донских писателей). | Подобрать примеры | |
Типы речи. Рассуждение-размышление (2ч.) | |||
25.01 | Рассуждение-размышление. Строение типового фрагмента со значением рассуждения-размышления. ДРК. Средства публицистической выразительности | § 18 Упр.276 | |
27.01 | С.р. Сочинение- рассуждение | § 22 Упр.278 | |
Деепричастие (18 ч.) | |||
30.01 | Что такое деепричастие. Глагольные и наречные признаки деепричастия. Суффиксы деепричастия. | § 19 Упр.281 | |
31.02 | Практикум. Опознавание деепричастий в предложении и в тексте ДРК. Лингвистический анализ текста (на примере текстов донских писателей) | § 19 Упр.286 | |
01.02 | Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. | §20 Упр.287 | |
03.02 | Практикум. Знаки препинания при деепричастном обороте. ДРК. Лингвистический анализ текста (на примере текстов донских писателей) | § 20 Упр.288 | |
06.02 | Деепричастный оборот. Различение деепричастных и причастных оборотов | §20 Упр.289 | |
07.02 | КР Практикум. Различение деепричастных и причастных оборотов | §20 Упр.290 | |
08.02 | Правописание не с деепричастиями | §21 Упр.293 | |
10.02 | Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного вида. Суффиксы деепричастий несовершенного вида | § 22 Упр.300 | |
13.02 | Образование деепричастий. Деепричастия совершенного вида. Суффиксы деепричастий совершенного вида | §22 Упр.305 | |
14.02 | ДРК. Употребление причастий и деепричастий в речи. Роль причастия и деепричастия и соответствующих оборотов в текстах донских писателей | § 23 Упр.312 | |
15.02 | Употребление причастий и деепричастий в речи. Причастия и отглагольные прилагательные. | § 23 Упр.316 | |
17.02 | Употребление причастий и деепричастий в речи. Деепричастия во фразеологизмах. Практикум. | § 23 Упр.321 | |
20.02 | Произношение глаголов, причастий и деепричастий | § 23 Упр.338 | |
21.02 | Практикум. «Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации». Правописание н-нн в прилагательных, наречиях и причастиях | Стр.128 Упр.342 | |
22.02 | Практикум. «Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации». Правописание не с разными частями речи | Стр.129Упр.343 | |
27.02 | Практикум. «Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации» ДРК. Лингвистический анализ текста (на примере текстов донских писателей) | Стр.132 Упр.350 | |
28.02 | К.р. «Причастие и деепричастие» | ЗСП-10 | |
01.03 | Анализ контрольной работы | Стр.134 Упр.357 | |
Типы речи (продолжение) (4 ч.) | |||
03.03 | Описание состояния человека. Способы выражения «данного» и «нового» в типовых фрагментах со значением состояния человека | § 24 Упр.363 | |
06.03 | Описание состояния человека. Описание состояния человека по фотографии, репродукции картины, при непосредственном общении с кем-либо | § 24 Упр.366 | |
07.03 | С.р. Сочинение-воспоминание «Как я первый раз…» | § 24 Упр.371 | |
10.03 | ДРК. Комплексный анализ текста (на примере текстов донских писателей) | § 24 Упр.372 | |
Служебные части речи | |||
Предлог (9 ч.) | |||
13.03 | Предлог как часть речи. Разряды предлогов | § 25 Упр.378 | |
14.03 | Морфологический анализ предлога | § 25 Упр.381 | |
15.03 | Слитное, раздельное, дефисное написание предлогов | §26 Упр.388 | |
17.03 | Слитное, раздельное, дефисное написание предлогов(закрепление) | §26 Упр.389 | |
20.03 | Практикум. Слитное, раздельное, дефисное написание предлогов | §26 Упр.390 | |
21.03 | Употребление предлогов в речи. Предлоги в составе глагольных и именных словосочетаний. Ошибки, связанные с употреблением производных и непроизводных предлогов | §27 Упр.398 | |
4 четверть | |||
03.04 | Употребление предлогов в речи. | §27 Упр.401 | |
04.04 | Практикум. Употребление предлогов в речи | §27 Упр.402 | |
05.04 | ДРК. Лингвистический анализ текста (на примере текстов донских писателей) | §27 Упр.403 | |
Текст. Порядок слов в речи (5 ч.) | |||
07.04 | Текст. Прямой порядок слов в спокойной монологической речи | §28 Упр.405 | |
10.04 | Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи | § 29 Упр.420 | |
11.04 | Практикум. Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи. ДРК. Лингвистический анализ текста (на примере текстов донских писателей). | § 29 Упр.422 | |
12.04 | С.р. Изложение | ЗСП-11 | |
14.04 | ДРК. Комплексный анализ текста (на примере текстов донских писателей). | § 37 Упр.440 | |
Союз (6 ч.) | |||
17.04 | Союз как часть речи. Разряды союзов | § 30 Упр.432 | |
18.04 | Правописание союзов | § 31 Упр.454 | |
19.04 | Практикум. Правописание союзов | § 31 Упр.455 | |
21.04 | Употребление союзов в простых и сложных предложениях | § 32 Упр.464 | |
24.04 | ДРК. Комплексный анализ текста (на примере текстов донских писателей). | § 32 Упр.470 | |
25.04 | К.р. «Предлоги. Союзы» | § 32 Упр.471 | |
Текст (продолжение) (6 ч.) | |||
26.04 | Текст. Описание внешности человека. Признаки, необходимые для описания внешности человека | § 33 Упр.479 | |
28.04 | Практикум. Описание внешности человека | § 33 Упр.476 | |
02.05 | Текст. Описание предмета. Конструкции, характерные для описания предмета | § 33 Упр.477 | |
03.05 | Практикум. Описание предмета | § 33 Упр.478 | |
05.05 | ДРК. Комплексный анализ текста (на примере текстов донских писателей) | § 33 Упр.485 | |
10.05 | С.р. Сочинение-миниатюра «Кто он? Портрет интересного человека» | § 33 Упр.494 | |
Частица (5 ч.) | |||
12.05 | Частица как часть речи. Разряды частиц | § 34 Упр.502 | |
15.05 | Правописание частиц не и ни с отдельными частями речи. Частицы и приставки не и ни | § 35 Упр.517 | |
16.05 | Правописание частиц ли, же, бы,-то, -ка. | § 35 Упр.513 | |
17.05 | К.р. Годовая промежуточная аттестация | ЗСП-12 | |
19.05 | Произношение предлогов, союзов, частиц | § 36 Упр.541 | |
Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи (4 ч.) | |||
22.05 | Междометия. Звукоподражательные слова | §37 Упр.559 | |
23.05 | Омонимия слов разных частей речи | § 38 Упр.574 | |
24.05 | Практикум. Омонимия слов разных частей речи | § 38 Упр.575 | |
26.05 | ПРОЕКТ. Лингвистическая сказка о… | § 38 Упр.576 | |
Речь. Характеристика человека (2 ч.) | |||
29.05 | Характеристика человека | § 39 Упр.580(4) | |
30.05 | ДРК. Комплексный анализ текста (на примере текстов донских писателей) | Подготовиться к защите проекта |
Всего: 135 час
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ ОТВЕТОВ
Формами контроля, выявляющими подготовку учащихся по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные выступления учащихся, письменные творческие работы, диктанты, словарные диктанты, тесты, изложения, сочинения.
Словарные и текстовые диктанты – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности, которые сопровождаются дополнительными (фонетическими, лексическими, орфографическими, грамматическими) заданиями.
Изложения и сочинения позволяют проверить сформированность уровня речевой подготовки учащихся и грамотность, т.е. соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. К изложениям предъявляются требования последовательного изложения событий, соблюдения точной передачи фактов и описания героев.
Познавательные универсальные учебные действия на уровне приобретённых знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
- полноту и правильность ответа;
- степень осознанности, понимания изученного;
- языковое оформление ответа.
Отметка «5» ставится, если ученик:
- полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
- обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
- излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 —2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
- излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
- не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
- излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание, большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.) Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Контрольный словарный диктант может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20 слов, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса – 25-30 слов, для 8 класса – 30-35 слов, для 9 класса – 35-40 слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
- на правила, которые не включены в школьную программу;
- на еще не изученные правила;
- в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
- в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
- в исключениях из правил;
- в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
- в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
- в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
- в написании ы и и после приставок;
- в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
- в собственных именах нерусского происхождения;
- в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
- в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Оценка «5» выставляется за
- безошибочную работу;
- при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте
- 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок;
- 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок;
- 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок;
- 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены
- 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки;
- 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок;
- 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено
- до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок;
- 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок;
- 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок;
- 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
Оценка дополнительных заданий при диктанте
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка контрольного словарного диктанта
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 - 2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 - 4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
Оценка сочинений и изложений
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | - Содержание полностью соответствует теме. - Фактические ошибки отсутствуют. - Содержание излагается последовательно. - Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. - Достигнуто стилевое единство и выразительность текста | - 1 орфографическая ошибка - 1 пунктуационная ошибка - 1 грамматическая ошибка |
«4» | - Содержание соответствует теме. - Имеются единичные фактические неточности. - Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. - Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. - Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью | - 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки - 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки - 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок - 2 грамматические ошибки |
«3» | - В работе допущены существенные отклонения от темы. - Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. - Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. | - 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки. |
Реферат:
Оценка складывается из ряда моментов: учитываются формальные требования к реферату, грамотность раскрытия темы, защита работы, ответы на вопросы, заданные после защиты реферата; в оформлении должен быть титульный лист, оглавление, сноски, источники; введение должно включать краткое обоснование актуальности темы, цель работы, задачи, краткий обзор изученной литературы; основная часть содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения темы, мнение учащегося по проблеме, должно быть разделение на параграфы с названием, логика изложения, правильно оформленные сноски; заключение – выводы о том, насколько удалось выполнить обозначенные во введении задачи и цели; защита проходит в течение 5-15 минут, во время которой рассказывается об актуальности темы, поставленных целях и задачах, изученной литературе, о структуре основной части, выводах.
Тест (или любая работа, в которой оценивают % выполнения):
85% от максимальной суммы баллов – «5»
70-85 % - «4»
50-70 % - «3»
0-49 % - «2»
Общие для лицея:
Оценка проектной деятельности учащихся
Критерий 1 | Продукт (материализованный результат ПДУ) | Баллы | |
Показатель | 1.1 | Новизна. Оригинальность. Уникальность | 1-2 |
1.2 | Оптимальность (наилучшее сочетание параметров продукта) | 1 | |
1.3 | Эстетичность | 1-2 | |
Максимальное количество баллов | 5 | ||
Критерий 2 | Процесс (работа по выполнению проекта) | ||
Показатель | 2.1 | Актуальность | 1-2 |
2.2 | Проблемность | 1-2 | |
2.3 | Соответствие требованиям объема | 1 | |
2.4 | Содержательность | 1-3 | |
2.5 | Завершенность | 1 | |
2.6 | Наличие творческого компонента в процессе проектирования | 1-2 | |
2.7 | Коммуникативность (в групповом проекте) | 1-2 | |
2.8 | Самостоятельность | 1-3 | |
Максимальное количество баллов | 16 | ||
Критерий 3 | Качество оформления материала | ||
Показатель | 3.2 | Материал оформлен с грубыми нарушениями требований | 0 |
3.3 | Допущены незначительные нарушения требований | 1-2 | |
3.4 | Материал оформлен в соответствии с требованиями | 3-4 | |
Максимальное количество баллов | 4 | ||
Критерий 4 | Защита проекта | ||
Показатель | 4.1 | Качество доклада (системность, композиционная целостность, полнота представления проблемы, краткость, четкость, ясность формулировок) | 1-3 |
4.2 | Ответы на вопросы | 1-3 | |
4.3 | Личностные проявления докладчика | 1-2 | |
4.4 | Культура речи докладчика | 1-2 | |
Максимальное количество баллов | 10 | ||
Максимальное количество баллов по всем критериям | 35 |
Перевод баллов в оценку
85% от максимальной суммы баллов, 35-30 баллов – «5»
70-85 %, 29-25 баллов – «4»
50-70 %, 23-17 баллов – «3»
0-49 % - «2»
Критерии и показатели оценивания исследовательской деятельности обучающегося
Критерий 1 | Уровень актуальности темы исследования | Баллы | |
Показатель | 1.1 | Актуальность темы исследования не доказана | 0 |
1.2 | Приведены недостаточно убедительные доказательства актуальности темы исследования | 1-2 | |
1.3 | Приведены достаточно убедительные доказательства актуальности темы исследования | 3-4 | |
Критерий 2 | Качество содержания исследования | ||
Показатель | 2.1 | Соответствие содержания исследования его теме | |
2.1.1 | Содержание исследования не соответствует заявленной теме | 0 | |
2.1.2 | Содержание исследования не в полной мере соответствует заявленной теме | 1-2 | |
2.1.3 | Содержание исследования в полной мере соответствует заявленной теме | 3-4 | |
Показатель | 2.2 | Логичность изложения материала | |
2.2.1 | Материал изложен не логично, не структурирован, хаотичен | 0 | |
2.2.2 | Недостаточно соблюдается логичность изложения материала | 1-2 | |
2.2.3 | Материал изложен в строгой логической последовательности | 3-4 | |
Показатель | 2.3 | Количество и разнообразие источников информации | |
2.3.1 | Отсутствие списка источников информации | 0 | |
2.3.2 | Использованы однотипные источники информации | 1 | |
2.3.3 | Использовано незначительное количество источников информации | 2 | |
2.3.4 | Использовано значительное количество разнообразных источников информации | 3-4 | |
Критерий 3 | Качество оформления исследовательского материала | ||
Показатель | 3.1 | Соответствие оформления принятым требованиям | |
3.1.1 | Материал оформлен с грубыми нарушениями требований | 0 | |
3.1.2 | Допущены незначительные нарушения требований | 1-2 | |
3.1.3 | Материал оформлен точно в соответствии с требованиями | 3-4 | |
Максимальное количество баллов | 20 |
Перевод баллов в оценку
85% от максимальной суммы баллов, 20-17 баллов – «5»
70-85 %, 16-14 баллов – «4»
50-70 %, 13-10 баллов – «3»
0-49 % - «2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....