Технологическая карта урока русского языка в 3 классе.
план-конспект по русскому языку
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка.
Дата проведения:28.10.2022г.
Предмет | Русский язык | ||||||||
Класс | 3 | ||||||||
Тема урока | «Падеж имён существительных» | ||||||||
Тип урока | Урок систематизации и обобщения знаний и умений | ||||||||
Цель | закрепить знания о системе падежей русского языка. | ||||||||
Задачи | -Образовательные – отработать алгоритм определения падежа имён существительных в предложении; -Развивать внимание, монологическую речь, орфографическую зоркость, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, коммуникативных и познавательных действий; -Воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, настойчивость в достижении цели и уверенность в себе, культуру общения, аккуратность в работе; –Формирование правильной осанки, гигиенических навыков письма и чтения, развитие мышц глаз, укрепление нервной системы.
| ||||||||
Методы проведения урока | Игровые, коммуникационные, проблемные. | ||||||||
Формы работы | Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная. | ||||||||
Технологии | Здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные. | ||||||||
Оборудование | Компьютер, доска, карточки с заданиями, перфокарты, светофоры. | ||||||||
Формирование УУД | |||||||||
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||||||
- осознание значимости отобранного материала; - формирование своего отношения к учебной задачи и осознание ее значимости; - формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности | - формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности; - целеустремленность и настойчивость в достижении цели; - готовность к преодолению трудностей. | - развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | - формировать умение находить общее решение; - умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; - способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. | ||||||
Планируемые результаты | |||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
- закрепление навыка определения падежей имён существительных, правописание слов с безударными гласными в корне, проверяемых ударением, слов с парными глухими и звонкими согласными, закрепление умения разбора предложения по членам предложения; - создание условий для исследовательской деятельности учащихся; - выведение алгоритма действий. | Формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей. Способность строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Полно и точно выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи, усидчивость, дисциплинированность, умение находить выход из спорных ситуаций. | |||||||
Организационная структура урока | |||||||||
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность | Время, Мин | ||||||
учителя | учащихся | ||||||||
№1 Организационный этап. Цель: создать благоприятный психологический климат №2 Минутка чистописания | Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Слушать, отвечать и реагировать на реплику адекватно речевой ситуации. Регулятивные: Целеполагание. Личностные: Самоопределение. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, формирование мотивации и формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию. | Учитель: Ребята, станьте ровно, красиво. Порядок у всех на рабочих местах? Первыми сядут девочки, мальчики сядьте ещё тише. Молодцы! Учитель: Ребята, а вы готовы к уроку русского языка? И сейчас мы это проверим. 2. Минутка чистописания. ИРДВТП Учитель: Ребята, посмотрите на доску и скажите написание каких букв мы будем сегодня повторять? (Сегодня мы будем повторять написание заглавных букв ИРДВТП). Когда на письме мы используем заглавные буквы? О каких правилах надо помнить, чтобы правильно и красиво написать буквы? (Буквы надо писать с наклоном, на одинаковой высоте и на одинаковом расстоянии). Открою тетрадь, напишу на «5»! Выполните минутку чистописания, а я посмотрю кто красивее всех напишет? Спинки, локти на месте? Молодцы! Красивее всех написала… (Имя ребенка). | Готовятся к уроку, настраивают себя на работу. Читает стихотворение наизусть Я живу в России, и русский – мой язык. Нет его красивей, я к нему привык. Хоть язык мой трудный, я его люблю: Я пишу диктанты, правила учу И хотя он не цветок, он нуждается в заботе. Прихожу я на урок и уже готов к работе. Открывают тетрадь, записывают число, «классная работа», выполняют запись в тетрадь. Дети отвечают на вопросы. | 3 5 | |||||
№3 Этап актуализации знаний. Цель: Проверить изученный материал, стимулировать активность ученика на восприятие учебного материала. | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: умение использовать речь для регуляции своего действия, строить понятные для окружающих высказывания. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. | 3. Актуализация знаний. Учитель: Может, кто-то догадался, почему именно эти буквы вы писали? (Первые буквы в названиях падежей). а) Дети, а что вы знаете о названиях падежей? Как они появились? Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный. Родился – стал Родительный. Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный.
А что вы знаете о падежах? В каком падеже стоит подлежащее? (Им.п.) Какой падеж без предлога не употребляются? (П.п.) Предлоги к и по пишутся с существительными в (Д.п.) Вспомогательное слово “вижу” (В.п.) Какой падеж никогда не имеет при себе предлога? (И.п.) Вспомогательное слово “горжусь” (Т.п.) Какая поговорка помогает запомнить последовательность падежей в русском языке? | Слушают вопросы учителя. Отвечают на поставленные вопросы. (В русском языке 6 падежей, И.,Р., Д., В., Т., П., у которых есть вопросы и слова – помощники). (Иван рубит дрова, Варвара топит печь) | 3 | |||||
№4 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: познакомить с темой урока и целью | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач; умение использовать речь для регуляции своего действия, строение понятные для окружающих высказывания. Регулятивные: Целеполагание. Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой. Личностные: Самоопределение, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | 4. Постановка темы и целей урока. Учитель: Ребята, а кто-нибудь догадался какая у нас будет тема урока? Тема урока русского языка «Падеж имён существительных» И как вы думаете чем мы будем заниматься на уроке? (Упражняться в определении падежей имён существительных). | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Называют тему урока «Падеж имён существительных» Проговаривают цели урока. | 5 | |||||
№ 5 Работа над темой урока. Цель: повторить правило определения падежа у имен существительных | Познавательные: умение ориентироваться в системе своих знаний. | 5. Работа над темой урока. Как определить падеж имени существительного? 1. Найти слово, к которому относится имя существительное и поставить от него вопрос. 2. По вопросу и предлогу определить падеж. Например: а) Работа по учебнику. Работа с текстом. Учитель: Тогда приступим к определению падежей имён существительных. б.) Работа в группах. Выполнение творческих заданий. Приступаем к выполнению творческих заданий. Они у вас на карточках. 1 и 2 группа - из данных слов составить предложения так, чтобы получились пословицы. Перьями птица человек, а красна ученьем. Не спеши делом торопись языком. Определить падежи имен существительных, объяснить значение пословиц. 3 группа - вписать подходящие по смыслу предлоги, указать падеж. Доехать….. дома, подбежать …. школе, летел …. полем, думал …. маме, смотрел …. море. Задание по определению падежей. Проверка заданий. | Проговаривают правила: Как определить падеж имени существительного? Работа по учебнику. Осуществляют проверку Выполняют задания в группах | 10 | |||||
№6 Физминутка. Цель: Сменить деятельность, обеспечить эмоциональ-ную разгрузку учащихся. | Личностные: личностная ориентация на здоровый образ жизни. | Топай мишка, хлопай мишка! Приседай со мной, братишка! Руки вверх, вперед и вниз! Улыбайся и садись! | Повторяют движения за учителем. | 2 | |||||
№7 Этап обобщения и систематизации знаний Цель: повторить падежные вопросы, корректировать знания учащихся после выполнения задания. | Познавательные: умение ориентироваться в системе своих знаний. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли контроль, коррекция, оценка. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Личностные: формирование позитивной самооценки. | 7. Закрепление. Учитель: Что такое родина? Подберите к нему слова синонимы (отечество, отчизна). - Измените слово родина по падежам. И.п. что? родина Р.п. нет чего? Родины Д.п. рад чему? родине Р.п. вижу что? родину Т.п. любуюсь чем? родиной П.п. говорю о чём? О родине Это слова родственные? Изменение слова по падежам – это … Придумайте предложение, чтобы в них было слово родина. А что значит любить родину? (Сажать цветы, деревья, заботиться о людях, помогать всем, своим трудом и достижениями прославлять её, изучать историю нашей России). Учитель: А что для вас родина? (родной дом, село, школа и, конечно, урок русского языка). | Выполняют оценку результатов деятельности. | 10 | |||||
№8 Этап подведения итогов учебного занятия Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | Познавательные: структурировать, выделять главное и второстепенное. Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения целей на основе учета выделенных. Личностные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | 8. Итог урока. Учитель: Скажите, в чём упражнялись мы на уроке русского языка? Как же определить падеж имени существительного? 1.Найти слово, к которому относится имя существительное и поставить от него вопрос. 2. По вопросу и предлогу определить падеж. Например… Ребята, а как вы думаете, где в жизни могут пригодиться знания о падежах? (Грамоте учиться – всегда пригодиться). И где же? (Грамотно писать диктанты, помочь младшему брату или сестре). Теперь, используя фразы-помощники, расскажите о вашем мнении об уроке: - сегодня я узнал… - было интересно… - я научился… - было трудно… | Отвечают на вопросы. | 3 | |||||
№ 9. Домашнее задание: Цель: обеспечение понимания детьми содержания и выполнения домашнего задания | Познавательные: осуществлять анализ информации. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. | 9. Домашнее задание: | Записывают в дневник: Фиксируют информацию, задают вопросы. | 2 | |||||
№10 Рефлексия Цель: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении темы. | Познавательные: рефлексия. Коммуникативные: умение анализировать собственные успехи, неудачи, определять пути коррекции. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке. Личностные: формирование самооценки. | 10 Рефлексия Учитель: Закончился наш урок русского языка, все старались, кто как мог, и сейчас я хочу, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке. | Оценивают свою работу на уроке. | 2 |
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- я научился…
- было трудно…
Красный круг –
недоволен своей работой.
Жёлтый круг –
есть над чем работать.
Зелёный круг –
доволен своей работой.
Карточки в конвертах
1 группа –
из данных слов нужно составить предложения так, чтобы получились пословицы. Определить падежи имен существительных, объяснить значение пословиц.
Красна птица перьями, а человек учением.
2 группа –
из данных слов нужно составить предложения так, чтобы получились пословицы. Определить падежи имен существительных, объяснить значение пословиц.
Не спеши языком торопись делом.
3 группа - вписать подходящие по смыслу предлоги, указать падеж.
Доехать….. дома,
подбежать …. школе,
летел …. полем,
думал …. маме,
смотрел …. море.
Конспект урока математики (УМК «Перспективная начальная школа»)
Ф.И.О. учителя: Смазнова Лариса Валентиновна
Класс: 3
Тема урока: «Алгоритм сложения столбиком»
Цель для учителя | Цель для обучающихся | Планируемый результат | Критерии оценки |
Организовать работу по знакомству с алгоритмом сложения столбиком. | Знать алгоритм сложения столбиком многозначных чисел. | Знание алгоритма сложения многозначных чисел столбиком.Умение выполнять сложение многозначных чисел столбиком. | Знание алгоритма сложения столбиком. Умение правильно записывать числа столбиком. Умение выполнять сложение по алгоритму. |
Задачи для учителя | Задачи для обучающихся |
|
|
1.Совершенствовать вычислительные навыки. 2. Повторить таблицу разрядов и классов. 3. Организовать работу по самостоятельному построению алгоритма сложения столбиком на основе пошагового выполнения соответствующих математических действий. 4.Обеспечить выявление обучающимися умений, необходимых для правильного применения алгоритма при выполнении вычислений столбиком. В данном случае, что при переходе через разряд, приходится «открывать» следующий разряд. 5.Формировать умение выполнять сложение столбиком, применяя алгоритм. 6. Учить оценивать свою деятельность. | 1. Вспомнить таблицу разрядов и классов. 2.Повторить поразрядный способ сложения с использованием разрядной таблицы. 3. Самостоятельное формулирование алгоритмасложения столбиком. 4. Поупражняться в вычислениях столбиком при решении выражений и задач. 5. Учиться самостоятельно применять новые знания. 6. Оценить свою работу. |
|
|
Оборудование к уроку: учебник, рабочая тетрадь № 1, таблица разрядов и классов, карточки по самооценке, карточки со знаками, карточки для индивидуальной работы.
Этапы урока, задачи в деятельности обучающихся | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационно - мотивационный | Учитель организует класс на работу, проверяет готовность рабочего места обучающихся. Настраивает на хорошую работу. Мотивирует. -Для чего нам необходимы знания по математике? Обобщает ответы детей. | Обучающиеся проверяют готовность к уроку.
Отвечают на вопросы, высказывают свои мысли. | Познавательные УУД Общеучебные (контроль процесса) Личностные УУД Смыслообразование (развитие познавательных интересов, учебная мотивация) |
Целеполагание и постановка задач (планирование деятельности по достижению цели) Определить тему урока и сформулировать цель урока, наметить путь достижения цели через задачи. | Определение темы урока. Слушает, контролирует, обобщает. - Проанализируйте тему урока, выделите известное понятие. -Сформируйте цель урока. - Для чего нам нужно знать этот материал? ---- Где в жизни он может нам пригодиться? - Что мы должны сделать, чтобы эту цель достичь? -Какие задачи должны выполнить? 1. Устный счет. 2. Повторение. 3. Алгоритм -? 4. + 5. С.р. 6.Оценивание. - По каким критериям будем себя оценивать в конце урока? - Что знаете по данной теме? Определение прогностической оценки.
| Смотрят в учебник и определяют тему урока, проговаривают вслух (стр.63). Определяют знакомое понятие «сложение». Новое понятие «алгоритм». Формируют цель и задачи урока. -Познакомиться с алгоритмом сложения столбиком. Отвечают на вопросы, приводят примеры из жизни, где могут применить знания.
Определяют задачи урока.
Определяют критерии оценивания.
На листе самооценки отмечают прогностическую оценку.
| Познавательные УУД Поиск и выделение необходимой информации.
Личностные УУД (учебная мотивация)
Регулятивные УУД Выделение и формулирование познавательной цели в совместной деятельности, планирование (составление плана и последовательности действий) Коммуникативные УУД Умение находить общее решение, монологические высказывания детей.
Самооценка. |
Актуализация знаний обучающихся. | - Выполнение 1 задачи. 1. Игра «Догоняй-ка» Найти и соотнести правильные ответы. Соревнование по колонкам. 60-4 33 56 35:7 49-30 93 9 49:7 20+58 56 28 5*9 62+4 78 5 8*6 82-60 19 7 4*7 100-722 48 81:9 40-7 66 45 7*8 2.Записать самое большое и самое маленькое числа, которые можно составить из цифр 8, 2, 4, 7. (2478, 8742) 3. Записать числа по названиям.
4. Записать записанные числа в порядке возрастания. Проверка. -Оцените свою деятельность. Учитель подводит итог работы.
| Осуществление взаимопроверки. Сверка с образцом на доске.
Обучающихся работают на индивидуальных карточках (дополнительные задания)
Работа в паре. Взаимопроверка с доски. Взаимооценивание.
Оценивают деятельность (+, ?, -) | Коммуникативные УУД Умение договариваться, находить общее решение.
Познавательные УУД Логические (подведение под понятие, анализ, синтез, сравнение, составление целого из частей) |
Открытие новых знаний (практическая деятельность обучающихся)
Физминутка
Формирование первичных умений на основе самоконтроля.
Формировать умение самостоятельно применять и использовать полученные знания. | Выполнение 2 задачи. Мотивирование. - Повторить таблицу разрядов и классов и компонентов при сложении. Выполнение 3 задачи. Работа по учебнику (стр.63, № 212) ПоможемМаше и Мише правильно выполнить сложение данных чисел с помощью разрядной таблицы. Обращает внимание на запись чисел. И особое внимание на то, что слагаемые являются пятизначными числами и, что вычислении в «старшем» разряде слагаемых происходит переход через разряд, а это значит, что при записи результата приходится «открывать» следующий разряд. Обратить внимание на ? в таблице.
Организует работу в группах по составлению алгоритма сложения столбиком, № 215 Обобщает ответы детей. Обращает внимание на новое понятие «алгоритм», работа со словарём. -В каких различных жизненных ситуациях применяем алгоритм? Учитель дополняет ответы детей. (Последовательность действий, которую необходимо соблюдать для того, чтобы завести, притормозить или остановить автомобиль, посадить самолёт, включить стиральную машину, включить мобильную связь, выйти в Интернет и т.д.) Сложение многозначных чисел выполняется по аналогии со сложением трёхзначных чисел.
40528 40528 +76391 + 6351 -Оцените себя. Итог.
Осуществляет контроль.
Выполнение 4 задачи. Учебник № 213 Организует работу. Комментированное выполнение задания у доски. Контролирует, выявляет и исправляет ошибки. Организует работу в парах № 214. Выполнение 5 задачи. Организует самостоятельную работу в тетради на печатной основе стр.41 № 91
Осуществляет контроль. Оказывает помощь. Учебник № 217 Коллективное выполнение с комментированием у доски. -Оцените себя. Корректирует работу. Оказывает поддержку тем, кому она необходима. Организует работу по внесению соответствующих исправлений.
| Повторяют названия разрядов и классов. Названия компонентов при сложении (слагаемое, слагаемое, значение суммы, сумма) Проверка. Взаимопроверка. Взаимооценка.
Работают в тетради на печатной основе стр. 41. Один ученик объясняет, остальные выполняют записи в тетради.
Работают в группах. Формулируют алгоритм сложения столбиком, отвечая на вопросы учебника.
Проверка по группам. При затруднении обучающиеся могут обратиться за помощью к словарной статье (стр.149) Пересказывают словарную статью своими словами. Приводят примеры из жизни. Проверка. Взаимооценка. Задания повышенного уровня (для сильных детей). Выполняют сложение столбиком и проверяют по листу самопроверки. Оценивают себя на данном этапе. Составляют задачу по круговой схеме, определяют способ решения, записывают решение в тетрадь, проверяют сличение по образцу. Базовый уровень: получают карточку алгоритма работы с задачей. Взаимооценка.
Физминутку проводит ученик. Дети выполняют упражнения.
Выполняют задание с комментирование у доски. Сверяют результаты выполненных вычислений по образцам, записанным на доске (9920, 10832, 72264, 73892, 630845) Оценивание. (+, ?, - ) Выполняют ретроспективную самооценку. Сообщают результаты. Проверяют по цепочке (58987, 33705, 93500)
Читают задание. Составляют задачу по краткой записи, данной в таблице. Обратить внимание на направление стрелочек. Выполняют сложение столбиком. Самостоятельное оформление решения и вычисление задачи в тетрадях. Два ученика решают у доски. Проверка. 48257+1743=50000(т.) Ответ: 50000 тонн груза. При необходимости используются карточки для дополнительной индивидуальной работы для повышенного уровня. | Личностные УУД Смыслообразование (учебная мотивация)
Познавательные УУД Построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД
Умение находить общее решение с товарищем, монологические высказывания детей. Умение продуктивно взаимодействовать в группе.
Регулятивные УУД
Познавательные УУД Выполнение действия по заданному алгоритму.
Регулятивные УУД Осуществление самоконтроля и контроля. Контроль вформе сличения способа действия и результата с заданным эталоном. Контроль в форме сличения способа действия и результата с заданным эталоном.
|
Рефлексивно-оценочный Формировать умение оценивать себя. | - Какую цель ставили в начале урока? -Достигли поставленной цели урока? -Все ли пункты плана выполнили? -Для чего надо знать алгоритм сложения столбиком? -По каким критериям будем оценивать свою работу? -Как вы можете оценить свою работу на уроке?
-Над чем ещё надо поработать? | Анализируют свои действия. Рассказывают о результате своей работы на уроке. Вспоминают критерии. Выполняют оценивание на листе самооценки.
Определяют, совпадает или не совпадает прогностическая оценка с итоговой оценкойв конце урока. Оценивают свою работу на листе самооценки (работа в группе, работа в паре, самостоятельная работа)
| Регулятивные УУД Учиться удерживать цель, осуществлять самоконтроль и оценку своих умений, осознание уровня и качества усвоения. Регулятивные УУД Оценка (осознание уровня и качества усвоения) |
Итог урока | Подводит итог урока. | Формулируют конечный результат работы на уроке. Делятся своим настроением в конце урока. | Коммуникативные УУД Умение с полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...
технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.
Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....
Технологическая карта урока русского языка. 6 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...