Технологические карты уроков
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Разработки уроков по русскому языку для 5 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема: "Местоимения" | 30.91 КБ |
Тема: "Определение" | 35.93 КБ |
Тема: "Прилагательное" | 26.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕСТОИМЕНИЯ. РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ С ПРЕДЛОГАМИ
Цель деятельности учителя | Актуализировать и восстановить знания о местоимении, углубить понятие о роли местоимений в речи, формировать умения определять синтаксическую роль местоимения в предложении, отработать умение правильно писать |
Тип урока | Урок систематизации ЗУН |
Планируемые образовательные резуль- таты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать личные местоимения 1, 2 и 3-го лица; склонение личных местоимений, правило раздельного написания личных местоимений с предлогами и их употребление; уметь находить личные местоимения в тексте; определять их падеж и число; правильно писать личные местоимения с предлогами; употреблять местоимения 3-го лица после предлогов. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные ресурсы | http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия | Местоимение, морфема, морфемный разбор, приставка, предлог |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность | Формы ствия | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1. Актуализация | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, ответы на вопросы | Я талантлив от рождения! Не дурак и не простак! И мое местоимение Все вокруг склоняют так. Перво-наперво решительно Скажет всем моя семья, Что, конечно, Именительный – Это я и только я! Не смотрите подозрительно, У меня родня – броня! И запомните: Винительный Не касается меня! Жизнь легка и упоительна За родительской спиной!.. Мать склонилась умилительно, А за ней и вся родня. И не зря. Падеж родительный Для кого? А для меня. Все заботятся старательно И заслуженно вполне Дарят мне подарки. Дательный – Это значит – только мне! Нет, друзья, падеж Творительный Сотворен совсем не мной! Ждете, видимо, Предложного? Новых данных обо мне? Не просите невозможного, Хватит с вас и так вполне. – О какой части речи говорится в стихотворении М. Раскатова «Моя грамматика»? (Местоимение.) – Что мы знаем о местоимениях? (Употребляются вместо существительного, изменяются по падежам, бывают 1, 2, 3-го лица.) | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания | Групповая | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы |
2. Выявление места | Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах | – Прочитайте текст и выпишите из него все местоимения. Обоснуйте вашу точку зрения. В субботу наш отряд отправился на экскурсию в музей. Он расположен в доме, где жил поэт И. А. Некрасов. Самолет летел над тайгой. Она раскинулась на сотни километров. Дорога круто спускалась к озеру, которое искрилось в лучах яркого солнца. На пришкольном участке трудились ребята. Они сажали цветы, окапывали деревья. – Прочтите запись: У нее, к нему, до тебя, мне, за вами, к ним. – Назовите лишнее в записи. (Мне.) – Почему? (Без предлога.) Объявляет тему урока | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Групповая, индивидуальная | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье | Вопросы для уточнения информации |
Физкультминутка | Буратино потянулся, Руки в сторону развел, Раз – нагнулся, Ключик, видно, не нашел. Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать, Три – нагнулся. Нужно на носочки встать | Выполняют элементарные физические упражнения | Фронтальная | |||
3. Целеполагание и постро- ение про-екта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Беседа по вопросам. Формулирование правила, составление схемы-помощницы. Просмотр мультимедийной презентации «Местоимение. Правописание местоимений с предлогами» | Местоимения с предлогами пишутся раздельно: – Измените местоимения 1-го лица по вопросам: Кто? Я Мы У кого? У меня У нас К кому? Ко мне К нам На кого? На меня На нас С кем? Со мной С нами О ком? Обо мне О нас – По каким вопросам мы изменяли местоимения? (По падежным.) – Как нужно писать местоимения с предлогами? (Раздельно.) – Почему? (Предлог – это слово.) Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах | Устные ответы. Вопросы для уточнения информации |
4. Твор-ческая практическая деятельность | Игра, письменная работа, выполнение упр. 112 | – Итак, мы вспомнили правило правописания местоимений с предлогами. Между предлогом и существительным можно вставить другое слово, например: у школы – у новой школы. А между предлогом и местоимением? (Вопрос.) Игра«Сколько местоимений в тексте?» Читает текст из рассказа К. Паустовского. – Запишите местоимения, которые вы услышали. Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у нее птенца и она просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету. – Какие местоимения вы записали? (Я, (ко) мне, она, (около) меня, меня, его, ей, он, (надо) мной, мне, их.) | Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы над заданием | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в материалах учебников. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах | Устные ответы |
5. Первичное закрепление с комментирова- нием во внешней речи | Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах, письменная работа | – А теперь давайте закрепим наши знания, выполнив небольшой тест. Тест* 1. Укажите местоимения 1-го лица. 1) Я, вы. 2) Он, ты. 3) Я, мы. 4) Он, она. 2. Укажите местоимения 1-го лица в родительном падеже. 1) У тебя, у вас. 3) Со мной, с нами. 2) У меня, у нас. 4) С ним, с ними. 3. В каком предложении местоимение является подлежащим? 1) У нас в классе есть аквариум. 2) Сегодня он пришел раньше всех. 3) Девочки вышли с нами на прогулку. 4. Укажите предложения с местоимением 1-го лица ед. ч. 1) Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи. 2) Лучше, мама, не пищи, ты мне няньку поищи. 3) Жук летает над лужком, он устал ходить пешком. 4) Мы шли-шли-шли, земляничку нашли | Отвечают на вопросы. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями | Индивидуальная | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения | Организует выполнение разных по сложности упражнений, подобранных в соответствии с уровнем подготовки класса | Выполняют упражнения 111, 113 и др. | Индивидуальная, групповая | Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Письменные работы |
7. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | Игра«Четвертое лишнее». На доске записаны группы слов. Одно из слов в каждой группе является лишним. Нужно найти это слово и ответ обосновать. 1) ОН, ОНА, ОНО, Я. (Я – местоимение 1-го лица, остальные 3-го лица.) 2) Я, ТЫ, ОНИ, ОН. (ОНИ – местоимение во множественном числе, остальные – в единственном.) 3) МЫ, ОН, НО, ВЫ. (НО – союз, остальные – местоимения.) 4) ТЫ, К, ОТ, ЗА. (ТЫ – местоимение, остальные – предлоги.) 5) МНЕ, МНУ, МНИ, МНЕМ. (МНЕ – местоимение, остальные – глаголы.) | Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний | Индивидуальная, групповая | Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности. Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли | Оценивание работы обучающихся на уроке |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? – Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений | Индивидуальная, групповая | Личностные: стремятся к приобретению новых знаний и умений. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят монологические высказывания | Листы обратной связи |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Определение".
1.Предмет: русский язык
2.Класс: 5
3. Тема урока: "Определение".
4. Тип урока: Урок общеметодической направленности.
5. Цель урока: познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения, его ролью в усилении выразительности художественного описания.
6. Задачи урока:
Формировать умение находить определения в предложениях и верно графически обозначать их.
Развивать навыки использования определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания; отработка орфографических навыков (безударная гласная в корне, проверяемая ударением)
Воспитывать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.
7. УУД:
личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;
познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;
коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку
зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других
8. Планируемые результаты: учащиеся должны знать
определение понятия «определение», способ выражения определения, графическое обозначение определения как члена предложения, роль определения в усилении выразительности художественного описания;
должны уметь
находить определения в предложениях; верно обозначать определения как член предложения, распространять предложения определениями,
использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.
9. Межпредметные связи: литература, музыка
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время | Формируемые УУД | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организацион ный момент | 1. Приветствие учащихся | Приветствие друг друга Принцип психологической комфортности | 1 мин | УУД: личностные: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха); коммуникативные умение работать в коллективе | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Мотивация к учебной деятельности | 1. Работа со словами, «конструирование» предложения (использование презентации слайд 1) Россыпь слов: большой, удача, успех, с, малый, начинается - Почему именно с этой фразы мне хочется начать урок? -Чем будут для нас эти слова? «Не говори – не умею, а говори – научусь!»- Вы все прекрасно знаете, какую роль играет знание русского языка для каждого человека. Только изучая его с желанием, можно научиться правильно, грамотно говорить и писать. Итак, сегодня мы собрались здесь для того, чтобы показать наши знания и получить новые. - Дайте синтаксическую характеристику предложений. Придумайте предложения по схемам. - Что вы знаете о дополнении? Фронтальный опрос по вопросам таблицы
| Учащиеся составляют из слов предложение, выделяют грамматическую основу С малой удачи начинается большой успех (СЛАЙД 2)
Учащиеся дают характеристику предложения Показывают знания предыдущей темы | 2мин 3мин | -личностные: мотивация к учебной деятельности, - регулятивные: планирование своих действий в диалоге с учителем -познавательные (осознают познавательную задачу) коммуникативные: слушают ответы друг друга, отвечают, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Актуализация знаний | Работа по теме урока (изучение нового, работа по развитию речи). На доске (слайд)
- Прочитайте сочинение ученика. -Оно вам понравилось? -Чего не хватает? -Как сделать это сочинение красивым? Этому мы сегодня научимся. Показ презентации (Приложение) (см. Приложение. Слайд 1) - Кого считают мастерами письменной и устной речи? (писателей и поэтов) (см. Приложение. Слайд 2) – Поучимся у мастеров художественного слова украшать свою речь. (см. Приложение. Слайд 3) Звучит “Лунная соната” Л.В.Бетховена. (Звуковой файл) На фоне зимнего пейзажа портрет С.Есенина. Коротко вспоминаем этого поэта, о чем он писал. Подготовленный обучающийся выразительно читает стихотворение С.Есенина “Белая береза”. - Как описывает С.Есенин зимнюю березу? (см. Приложение. Слайд 4) - Какие предложения он использует? Найдем их основу. (графическое оформление основ предложений) (см. Приложение. Слайд 5) - Вот основы предложений. Они передают основной смысл предложений? А передают ли они красоту природы, чувства? (см. Приложение. Слайд 6) - Какие же слова помогают поэту передать красоту зимнего пейзажа? - На какие вопросы они отвечают? (графическое оформление вопросов) - Как называются эти второстепенные члены? (графическое оформление определений как членов предложений) Признак предмета или явления (см. Приложение. Слайд 7) - Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определения обычно выражаются прилагательным. Филин: работает, учится, думает!
(см. Приложение. Слайд 8) | Рассуждения и ответы учащихся Работа с учебником – чтение определения Заполнение таблицы, сравнение с учебником | 10 мин | - личностные: оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; - регулятивные: самостоятельное фор мулирование цели и задач, планирование, прогнозирование; - познавательные: осуществляют для решения учебной за дачи операции анализа, синтеза; - коммуникативные: слушают, отвечают, анализируют ответы товарищей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Физкультминутка | Мы словно деревья в чаще лесной, Ветвями качаем под ветром зимой. Весною мы выше и выше растем, И тянемся к солнышку ночью и днем. А осенью листья стряхнем постепенно. И кружит, и кружит их ветер осенний. | 2 мин | - личностные: осознание необходимости продолжать урок; - коммуникативные: выполнение упражнений вместе, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Целеполагание и мотивирование 6. Применение нового знания в стандартной ситуации | - Давайте потренируемся украшать свою речь. Подберите определения, которые называют признаки изображенных предметов. (см. Приложение. Слайд 9-13) (см. Приложение. Слайд 14) - Теперь попробуем украсит определениями предложения: Осень. Падают листья. Пошел дождь. (см. Приложение. Слайд 15) - Определения помогут сделать вашу речь образной, выразительной, поэтичной, музыкальной. Творческая работа. Мини-сочинение (по вариантам). - Теперь вы смело можете исправить сочинение ученика, превратите его в красивый, выразительный рассказ. (см. начало урока) Вывод о важности использования в речи определения | На экране появляются изображения животных, растений, обучающиеся устно подбирают к ним красивые определения. Дети составляют предложения, записывают их в тетради, подчеркивают главные члены предложения и определения; отмечают слова, к которым относятся определения. Самостоятельная работа: составление рассказа – описания по картине Пишут творческую работу, затем читают её в классе, оценивая и рецен зируют работы одноклассников. Определения помогают выстроить наиболее точное высказывание, иногда в тексте без них невозможно обойтись | 5 мин 1 мин | - личностные: положительное отношение к обучению: - регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; познавательные: выполняют учебно –познава тельные действия, осуществляют для решения учебной задачи операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно – следственные связи; - коммуникативные: формулируют свои собствен ные мысли, понимают точку зрения другого. - личностные: осознание необходимости продолжать урок; - регулятивные: самостоятельное решение поставленной задачи; - познавательные: применение нового знания в стандартной ситуации; - коммуникативные: умение работать в | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Самостоятельная работа в парах | Изображение мальчика и девочки: работа в парах. 1) Самостоятельная работа с текстом стихотворения И. Бунина (текст распечатан). Стихотворение списать, вставить пропущенные буквы, в словах с безударными гласными, проверяемыми ударением, обозначить корень. Определение подчеркнуть вместе с тем словом, к которому оно относится. В глуш... л...сной, в глуш... з...леной, - А теперь послушайте музыкальный фрагмент из цикла «Времена года» П.И. Чайковского «Осенняя песнь». - Какая картина представится вашему воображению? Подумайте, к каким стихотворным строкам эта музыка могла бы стать аккомпанементом? Впечатления, навеянные осенью, великие мастера искусства передают по-разному: поэты с помощью словесного выражения, а композиторы с помощью музыкального темпа, мелодии. Но, несмотря на это, настроения и чувства в их произведениях одинаковы. | Выполняют задания предложенного материала. Словесное рисование картины по прослушанной музыке. | 8 мин | - личностные: желание проверить свои знания, самостоятельно находят нужную информацию - регулятивные : самостоятельное решение поставленной задачи; -познавательные: способность понять информацию; - коммуникативные: умение работать в парах, принимать точку зрения другого человека, обосновывать свою точку зрения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Письменная работа Применение нового знания в нестандартной ситуации (вторая мини-физкультминутка) | - Ребята, а есть среди вас те, кому нравится осень? Известно, что осень была любимым временем года многих людей творческих, а особенно ее любил А.С.Пушкин, у него есть такие строки: Унылая пора! очей очарованье! (на слайд) Изображение задумчивого ребёнка Всем этим строкам можно найти подтверждение в ваших сочинениях «Вид из окна» (Чайковский) | Задание. Написать мини-сочинение (небольшое сочинение-описание) «Вид из окна», используя второстепенные члены предложения. Зачитать 1-2 работы. | 8 мин | - личностные: желание проверить свои знания, самостоятельно находят нужную информацию; - регулятивные: самостоятельное решение поставленной задачи; производит необходимые действия по плану; - познавательные: использует полученную информацию в действии; - коммуникативные: учится искать свою позицию | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Подведение итогов | Что узнали на уроке? От какого слова зависит определение? Что обозначает определение? На какие вопросы отвечает определение? Какой частью речи выражено определение? | Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках | 2 мин | - личностные: критическая оценка своих знаний; - коммуникативные: умение слушать друг друга | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Рефлексия | Оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока с помощью рисунков. | Оценивание своей работы, возвращение к эпиграфу и толкование | 1 мин | коммуникативные (оценка своей работы), - личностные: приобретение мотивации к учебному процессу, - познавательные: установление взаимосвязи между объёмом приобретённых знаний и желания приобрести ещё, - коммуникативные: умение слушать друг друга, оценивать критично ответы друг друга, умение посмотреть на ситуацию с иной позиции | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. Домашнее задание | Предлагает проверить полученные знания Упр. 186 или 187 (по выбору) | 1 мин | личностные: учащиеся выбирают упражнение по сложности. |
Приложения:
задания в «сюрпризах»
1группа продолжает фразу и отвечает на теоретические вопросы
Грамматическая основа предложения – это…
Подлежащее – это…
Сказуемое – это…
-Чем отличается односоставное предложение от двусоставного?
-Какие члены предложения называются второстепенными?
-Что такое дополнение?
2 группа вставляет пропущенные определения в текст, напечатанный на «осеннем листочке»:
Над полем пролетели……………… птицы. Они громко кричали, будто прощались с… ……….краями. У ………….птиц путь ….
……….Летят они в ………….края. Совсем скоро закружатся в воздухе… ……….снежинки.
Слова для справки:
родные, долгий, робкие, тёплые, перелётные,
3 группа вставляет пропущенные определения в текст (слова подбирают сами)
Наступила …………….осень. Стоят ………………… дни. Небо над головой……………………..
……………..ветерок играет ……………..листьями. Между ветками деревьев повисли …………… ….паутинки.
4 группа: продолжают начатый рассказ
Вчера светило яркое солнышко. Дул слабый, тёплый ветерок.
Сегодня…..
Предварительный просмотр:
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Цель деятельности учителя | Актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить представление о роли прилагательных в речи, формировать умения обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных; определять синтаксическую роль |
Тип урока | Урок систематизации ЗУН |
Планируемые образовательные резуль- таты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать вопросы, на которые отвечает имя прилагательное, особенности изменения прилагательных по родам, падежам и числам, согласования прилагательных с существительными, способ определения правильного написания безударного окончания прилагательного (по вопросу); уметь изменять прилагательные по родам, падежам и числам; согласовывать прилагательные с существительными; разбирать имена прилагательные по образцу, пользоваться способом определения безударного окончания прилагательного; графически обозначать условия выбора правильных написаний. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные ресурсы | http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстра-ционный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия | Имя прилагательное, словосочетание, согласование прилагательного и существительного |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность | Формы ствия | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово: Вот книжки на столе, а вот – тетрадки, Не хочется играть сегодня в прятки. И недосуг дуть на корабль бумажный – Сегодня у ребят урок уж очень важный. Тема нашего урока: «Имя прилагательное». – Постарайтесь показать свои знания по этой теме. Будем развивать наблюдательность, свою речь, обогащать словарный запас. – Вы будете работать в группах. Помните – важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь не только личный результат, а результат работы всей группы приведет к успеху всего класса | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции | Листы обратной |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа по теме урока. Просмотр мультимедийной презентации с тестовыми заданиями «Правописание окончаний прилагательных» | Лингвистическая разминка*. – Назовите 4-е лишнее: светло-зеленый, розоватый, розоветь, розовенький; белый, белизна, бел, белый-пребелый. Вывод. Итак, ребята, почему лишними оказались слова розоветь и белизна? (Это не прилагательные.) – Как вы узнали, что остальные слова – имена прилагательные? – Назовите морфологические признаки имени прилагательного. – Для чего необходимо знать морфологические признаки частей речи? (Чтобы правильно определить, к какой части речи относится слово.) Ученики вставляют пропущенные буквы в тексте, представленном на слайде, и выделяют орфограммы; затем записи сверяются с ключом. Великолепным певцом, к очаровательному цветку, на пришкольном участке, прекрасным ландышем, желтенького цыпленка, синицын хвостик, воздух свеж, медвежонок неуклюж, лес дремуч, дуб могуч, жгучая крапива, древний город. Организует и сопровождает деятельность обучающихся, контролирует правильность выполнения заданий | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы | Фронтальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению | Устные ответы. Листы обратной |
3. Выявление места | Эвристическая беседа, ответы на вопросы | – Какие орфограммы мы повторили при работе с презентацией? – Как вы думаете, могли ли прилагательные быть первыми появившимися словами? Почему нет? – Нужны ли в речи прилагательные? – В каком стиле речи чаще употребляются прилагательные и для чего? – Как называются прилагательные, способные пе- редать настроение, чувства, эмоциональное состояние ? (Эпитеты, то есть художественные определения.) | Слушают других, рассматривают учебные пособия, выполняют задание | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | Устные ответы |
Физкультминутка | Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем, А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей! Хлопай, хлопай веселей! | Выполняют элементарные физические упражнения | Фронтальная | Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье | ||
4. Целеполагание из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах | Формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающимися, принимающими ее на себя. – Сейчас мы проанализируем стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус». Представьте себе бескрайнее море и парус вдали. – Какое настроение преобладает в стихотворении? (Грусть.) – Это стихотворение только лишь о парусе? (Нет, о человеческом одиночестве, неприкаянности.) – И помогают это понять прилагательные. Назовите их. – В роли каких образных средств выступают прилагательные? – Запишем 1-е предложение из этого стихотворения и сделаем синтаксический разбор. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой, Что кинул он в краю родном? – Один ученик у доски выполнит синтаксический разбор предложения. Другой – морфологический разбор прилагательного | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Знакомятся с заданием, слушают учителя; под руководством педагога составляют план работы над заданием | Индивидуальная, групповая | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | Вопросы для уточнения ин-форма-ции |
5. Твор- ческая практическая деятель-ность по реализации построенного проекта | Организация рабочего места. Письменная работа по группам | 1. Выполнение упр. 102. 2. Задания по группам: ввести в текст прилагательные, превратив «карандашный набросок» в «цветной рисунок». – Рассмотрите картину. Составим предложения с прилагательными. – Перед вами репродукция одной из самых известных картин И. Левитана «Март». Уже не зима, но и весна еще не утвердилась. Природа еще только пробуждается, «невольно улыбнувшись» приближающейся весне. Задумывались ли вы, что есть картины, которые поражают не только красками, но и запахом? Я не оговорилась! Именно запахом! Взгляните на картину Левитана, и вы почувствуете, как свеж мартовский воздух, как он «нежен и упруг». Небо уже не поражает зимней голубизной, оно бледнее и тяжелее, будто напоено будущими грозами. Такие картины еще называют пейзажами настроения. – Рассмотрите картину и введите в предложенный текст прилагательные. Объясните свой выбор. Вот и закончилась … зима. Март! … солнышко согрело … березки, и их вершины кажутся розовыми. Снег стал … . На крыше он уже подтаял и … каплями скатывается вниз. Мартовский воздух … и … . Так приятно распахнуть дверь и впустить его в комнату. (Текст с пропусками и репродукция картины Левитана помещены на слайдах презентации.) Организует и сопровождает деятельность учеников, контролирует правильность выполнения заданий | Работают с заданием. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Устные ответы. Выполнение письмен-ной работы |
6. Первичное закрепление с комментированием | Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Эвристическая беседа | Чтение и обсуждение работ обучающихся. Задание. Написать сочинение-миниатюру (описание природы), используя в нем прилагательные (по заданию упр. 103). Организует и сопровождает деятельность обучающихся, контролирует правильность выполнения заданий | Высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Индивидуальная, групповая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме | Листы обратной связи |
7. Самостоятельная работа с самопро-веркой по эталону | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения | Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса. Создает условия для устранения перегрузки обучающихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке. Организует и сопровождает деятельность обучающихся, контролирует правильность выполнения заданий | Выполняют упр. 105–107 | Индивидуальная, групповая | Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения | Письменные работы |
8. Включение в систему знаний и повторение | Проверка и обсуждение работ обучающихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | – К выделенным в тексте словам подберите имена прилагательные, определите их роль в тексте: Был ( ) ( ) день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого ( ) утра небо ( ); ( ) заря не пылает пожаром: она разливается ( ) румянцем. Солнце – не ( ), не раскаленное, как во время ( ) засухи, не ( ), как перед бурей, но ( ) и приветливо ( ) – мирно всплывает под ( ) и ( ) тучкой, свежо просияет и погрузится в ( ) ее туман. – Назовите произведение и автора этих строк. (И. С. Тургенев «Бежин луг».) – Зачитайте свой вариант текста и сравните с авторским. – Какова же роль прилагательных в тексте? – Какова синтаксическая роль имен прилагательных? | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод | Фронтальная | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Оценивание работы обучающихся на уроке |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? – Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с изображением улыбающегося лица, нет – карточку с рисунком грустного лица | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений | Индивидуальная, групповая | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Листы обратной |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...