ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛ «Расширение понятия о слитном и раздельном написании НЕ с глаголами»
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛ «Расширение понятия о слитном и раздельном написании НЕ с глаголами»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока русского языка в 6 классе.
Учитель: Лискина Елена Александровна | Класс: 6 | ||||
Тема: «Расширение понятия о слитном и раздельном написании НЕ с глаголами» | |||||
Предмет: русский язык | Тип урока: систематизация и обобщение изученного, расширение знаний о правописании глаголов с приставкой НЕДО и частицы НЕ с глаголами, начинающимися с приставки ДО. | ||||
Цель: актуализировать знания об известных учащимся правилах правописания не с глаголами; расширение знаний о правописании глаголов с приставкой НЕДО и частицы НЕ с глаголами, начинающимися с приставки ДО. Задачи:
| |||||
Планируемые результаты: | |||||
Предметные:
| Метапредметные: Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему,находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные: участвовать в диалоге по теме, отстаивать свою точку зрения; умение определять и формулировать тему и цель урока вместе с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие с учетом характера сделанных ошибок; вносить свое предположение. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. | Личностные: Понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. | |||
Ресурсы урока: | |||||
Для учителя: компьютер, презентация (слайды к уроку), учебник по русскому языку для 6 класса под редакцией Т.А.Ладыженской. | Для учащихся: учебник по русскому языку для 6 класса под редакцией Т.А.Ладыженской, экран, рабочие листы. | ||||
№ п/п | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | ||
I.Организационный момент. Психологический настрой. | -Добрый день, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям и с хорошим настроением начнём работать. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. -А ещё я хотела бы пожелать вам, ребята, сегодня на уроке приятного аппетита... Вы удивлены? Не удивляйтесь. Французский писатель Анатоль Франс говорил: "Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом". Как вы понимаете эти слова? Будьте активны на уроке, не бойтесь говорить, я принимаю любой ответ. -На уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка. -Каждый из вас сегодня должен будет оценить себя по линейке достижений, в которой вы будете отмечать свои успехи по трехбалльной шкале. Условные обозначения вы видите на слайде. Достаточно обвести в кружок нужную цифру. Подпишите их с обратной стороны. -А работать сегодня мы будем на специальных листах, они есть у каждого из вас. -А чтобы наше сотрудничество было плодотворным, давайте вспомним «Правила поведения на уроке». Посмотрите на слайд. разговаривать на уроке лениться на уроке мешать соседу рисовать на партах -Вы согласны с этими правилами? Какие они? (вредные) -Как вредные правила превратить в полезные, не меняя того, что есть на слайде? Кто самый догадливый? Добавить частицу НЕ (выплывают на слайде) Как пишется частица НЕ с глаголом? | Слушают, участвуют в диалоге, демонстрируют свою готовность к уроку. | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют вместе с учителем и одноклассниками необходимые действия. Коммуникативные: работают, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера. | ||
2.Самооценка по линейке достижений | -Оцените себя по ЛИНЕЙКЕ ДОСТИЖЕНИЙ за БЛИЦ-ОПРОС на этапе «Вредные советы». | Оценивают свои знания, умения, определяя задачи для роста их уровня. | Регулятивные: формирование самооценки уровня своих знаний и умений. | ||
II. Работа по теме урока. | |||||
1.Формулированиение темы урока. | - Кто готов сформулировать тему нашего урока. Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами. (Учитель пишет тему урока на доске). Записываем тему урока. | Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют и записывают ему. Формулируют цели и задачи урока. Строят монологическое высказывание. Вступают в диалог, дают рецензию на ответ товарищей, задают вопросы | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, анализируя, делают выводы. Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. | ||
2. Целеполагание | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. - Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на слайде и в ваших рабочих листах. Что нам нужно знать о написании не с глаголами? Какое умение будем отрабатывать? 1) расширить и углубить знания… о правописании НЕ с глаголами. 2) учиться находить и правильно писать…. НЕ с глаголами. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, составляют алгоритм действий. Работают с опорными словами, повторяют орфограмму | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. | ||
3. Исследование языкового материала. Анализ стихотворения А.Пушкина. Работа в группах. | -Продолжаем работать с малоизвестным стихотворением Пушкина. А история его такова: Однажды Александр Сергеевич пришел к своему другу Петру Вяземскому и написал в детский альбом его сына, Павла, стихотворение, в котором содержался совет. Я загадала слово из этого стихотворения, связанное с темой нашего урока , а какое, над этим вы подумаете, пока мы читаем стихотворение? Прочитайте выразительно эти строчки (Дети читают) Душа моя, Павел, Держись моих правил: Люби то-то, то-то, (Не) делай того-то… Кажись, это ясно? Прощай, мой прекрасный! -Спасибо, какое слово я загадала? А почему это? (Оно связано с темой урока) Раскройте скобки. Как надо писать НЕ с глаголом? (зачеркните скобки) -Как вы думаете, что посоветовал Пушкин юному другу НЕ ДЕЛАТЬ? (хорошо, спасибо. Сейчас вы поразмышляете над этим вопросом в группе 1 минуту и в рабочих листах я попрошу вас записать не менее 3 глаголов. (ответы детей) -Правильно, в своем обращении поэт советует НЕ ЛГАТЬ, НЕ ГОРДИТЬСЯ, НЕ ХВАЛИТЬСЯ, НЕ ОБИЖАТЬ, НЕ ЗАБЫВАТЬ ДОБРА и т.д. -Ребята, а сами вы придерживаетесь этих советов? Родителей не обманываете, младших не обижаете? Молодцы! Как вы считаете, ценные советы дал великий русский поэт? -Нам необходимо придерживаться этих советов, чтобы быть культурными, воспитанными людьми. -Посмотрите ещё раз на тему урока и скажите, как вы написали глаголы с НЕ. | Воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы. Читают стихотворение, анализируют его, называют слово, связанное с темой урока, делают выводы. Строят монологическое высказывание. Вступают в диалог, дают рецензию на ответ товарищей, задают вопросы | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, анализируя, делают выводы.
Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. | ||
4.Самооценка по линейке достижений | -Оцените себя по ЛИНЕЙКЕ ДОСТИЖЕНИЙ на этапе исследовательская работа по «Совету А.С. Пушкина». | Оценивают свои знания, умения, определяя задачи для роста их уровня. | Регулятивные: формирование самооценки уровня своих знаний и умений. | ||
5.Словарная работа Анализ слова КАЖИСЬ | -Ребята, а кто из вас самый зоркий?- Назовите уже изученные орфограммы? пунктограммы? -Ребята, а как вы понимаете слово КАЖИСЬ (просторечное). КАЖИСЬ можно заменить другим словом -КАЖЕТСЯ, которое на письме выделяется запятыми. | Читают стихотворение, анализируют его, называют слово , являющееся просторечным, подбирают нейтральный синоним.
| Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, анализируя, делают выводы. Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. | ||
6.Лексическая работа ( в парах) | Следующее задание будем выполнять в парах. Нашли в рабочих листах таблицу, в которой даны глаголы и их значения. Вы должны стрелочками правильно указать значения глаголов. На работу вам 1 минута. Недоумевать – растеряться, не понимать, теряться в догадках Неволить – принуждать, заставлять делать что-то Недомогать – испытывать болезненное состояние -Справились? Чья пара готова? Проверяем. Молодцы Нездоровится – испытывать нездоровье Неможется – испытывать нездоровье Недомогать – болеть Ненавидеть – испытывать отвращение Негодовать – возмущаться Недоумевать – не понимать чего-нибудь Неистовствовать - бушевать Недоставать – не хватать чего-либо Невзлюбить – чувствовать неприязнь Неволить – принуждать, заставлять | Устанавливают связи между словом и его лексическим значением
| Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, анализируя, делают выводы. Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. | ||
7.Самооценка по линейке достижений | -Оцените себя по ЛИНЕЙКЕ ДОСТИЖЕНИЙ на этапе на этапе «Лексическая работа».
| Оценивают свои знания, умения, определяя задачи для роста их уровня. | Регулятивные: формирование самооценки уровня своих знаний и умений. | ||
8Динамическая пауза |
| Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: осознают необходимость заботы о своем здоровье. | |||
9. Расширение знаний по теме. Правописание НЕДО и НЕ ДО…. Проблемная ситуация. | -Присаживайтесь, А сейчас НОВОЕ ОТКРЫТИЕ. -Запишите два словосочетания: НЕДОСОЛИТЬ СУП и НЕ ДОПИТЬ ЧАЙ. -Кто готов прокомментировать написание словосочетаний? Все ли согласны с таким ответом? -У нас возникла проблемная ситуация. -КАК ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ? КАК ПРАВИЛЬНО ОБЪЯСНИТЬ? Оказывается, ребята, в РЯ есть приставка НЕДО (пишем её) и частица НЕ при глаголе, который начинается с приставки Д О (записываем). Как различить где приставка НЕДО и писать её надо будет слитно, а где частица НЕ, которую надо будет писать раздельно? Оказывается, дело в значении. Подумайте, в каком значении употребляется приставка НЕДО. Что значит недосолить? = «мало», «ниже нормы»; А частица НЕ при глаголе = «сделано не до конца». Недосолить суп. (посолила ниже нормы, мало посолила). Не допить чай (действие сделано не до конца, но можно допить в следующий раз). | Отвечают на вопросы. Строят понятные высказывания. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: участвуют в диалоге, формулируют собственную точку зрения и дают ее обоснование. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний | ||
III. Закрепление материала. | |||||
1.Творческий диктант. | 1.Миша не досмотрел фильм. (посмотрел не до конца, можно досмотреть в следующий раз), 2.Маша недосмотрела за братиком. (за ребенком не перестали смотреть, а смотрели плохо, мало). Как напишем? | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: участвуют в диалоге, формулируют собственную точку зрения и дают ее обоснование. Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. | |||
2.Самооценка по линейке достижений | -Оцените себя по ЛИНЕЙКЕ ДОСТИЖЕНИЙ на этапе на этапе «Новое открытие.Творческий диктант».
| Оценивают свои знания, умения, определяя задачи для роста их уровня. | Регулятивные: формирование самооценки уровня своих знаний и умений. | ||
3. Работа с деформированным текстом. | А сейчас вы начнете выполнять творческую работу на тему «Настоящий друг». Вам предлагается заполнить пропуски подходящими по смыслу глаголами с частицей НЕ. (пишут) Кто готов прочитать? | . (пишут глаголы в пропусках текста Настоящий друг нужен для того, чтобы не быть одиноким. Много настоящих друзей человек обретает в школе и в дальнейшем не расстается с ними всю свою жизнь. Настоящие друзья никогда не бросают в беде, не обижают друг друга. | Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Регулятивные: контролируют учебные действия, осознают возникающие трудности, ищут пути их преодоления, оценивают свою работу и работу своих товарищей; исправляют и объясняют ошибки. Личностные: оценивают содержание с нравственно-этической точки зрения. | ||
4.Самооценка по линейке достижений | -Оцените себя по ЛИНЕЙКЕ ДОСТИЖЕНИЙ на этапе на этапе «Новое открытие.Творческий диктант». А теперь посчитайте свои баллы и запишите результат: 15-13- «5»; 13-10-«4»; 10-8 -«3». Это ваши оценки за урок IV. Домашнее задание. | Оценивают свои знания, умения, определяя задачи для роста их уровня. | Регулятивные: формирование самооценки уровня своих знаний и умений. | ||
Дома вы напишите творческую работу на тему «Мой лучший друг», используя глаголы с частицей НЕ. | Слушают объяснение, записывают задание, задают вопросы. | Личностные: осознают необходимость закрепления знаний. | |||
V. Итог урока. Рефлексия. | |||||
- Как вы думаете, ребята, достигли мы целей урока? - А почему вы думаете, что цель урока достигнута? - Кто доволен своим результатом? Продолжи предложение, употребив одну –две из фраз: • Сегодня я узнал… • Было трудно… • Теперь я могу… • Я научился… • Для меня было открытием то, что… • Мне показалось важным… -Спасибо Вам за наш урок. Я говорю наш, потому что вы помогли мне его провести. Вместе мы были сегодня исследователями, раскрывали тайны родного слова, красоту и выразительность речи. Урок окончен. Удачи Вам! До свидания! | Подводят итоги под руководством учителя. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние. | Личностные: приобретают мотивацию процесса образования, стремятся к приобретению новых знаний. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: Строят небольшие монологические высказывания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта немецкого языка 5 класс
Технологическая карта немецкого языка 5 класс. Тема занятия "Где расположен дом?"...
ФГОС Технологическая карта. Русский язык. 9 класс.
ФГОС. Технологическая карта по русскому языку. 9 класс....
ФГОС технологическая карта русский язык 9 класс
ФГОС технологическая карта русский язык 9 класс...
Технологическая карта.Русский язык 5 класс. Тема: Спряжение глагола.
Технологическая карта урока русского языка по теме "Спряжение глагола" 5 класс....
Технологическая карта урока Гимнастика. Инструкция ОТ. Два кувырка вперёд слитно.
Технологическая карта урока Гимнастика. Инструкция ОТ. Два кувырка вперёд слитно....
технологическая карта урока ИЗО в 6 классе понятие формы многообразие форм окружающего мира
Формировать знания о многообразности форм окружающего мира; учить анализировать и видеть внутреннюю конструкцию предмета, его форму; развивать ассоциативные качества образного видения окружающей среды...
Технологическая карта занятия по геометрии «Призма, основные понятия»
Технологическая карта занятия по геометрии «Призма, основные понятия»...