технологическая карта урока "Имя прилагательное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Повторение ранее изученного материала по теме "Имя прилагательное"6 класс с применением приёмов технологии критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse_po_teme_-imya_prilagatelnoe-_.doc | 420 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Класс: 6
УМК: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык ФГОС, Москва, Просвещение.
Предмет: русский язык
Тип урока: повторение изученного в 5 классе
Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи».
Цель урока: повторить основные сведения о прилагательном как о части речи.
Задачи урока:
1)повторить изученный в 5 классе материал об имени прилагательном
как части речи (значение, изменение, синтаксическая роль,
употребление в речи), закрепить умение правильно писать падежные
окончания, правописание кратких прилагательных;
2)создать условия для развития языковой, лингвистической и
речеведческой компетентности учащихся, образного и логического
мышления, их познавательной активности и творческих способностей,
обогащение активного словаря учащихся;
3)воспитать любовь к родному языку, родной природе, творчеству
мастера словесного искусства А.С.Пушкина, привить интерес к их
познанию.
Средства обучения: компьютер, проектор, ИКТ, учебник, карточки с заданиями.
ХОД УРОКА
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты УУД |
Мотивация к деятельности Стадия вызова Цель этапа: включение учащихся в деятельность. | Урок начинается с психологической разминки: Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу, Улыбки подарим гостям! К уроку готовы? Тогда - за работу! Удачи желаю я Вам! - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!» Открываем тетради, записываем число, оставив пустую строчку для темы, название которой вы сами сформулируете немного позже. а) Приём «Удивляй!» Восстановите по памяти пропущенные слова в отрывке из известного вам стихотворения. Слайд 1. Под……………….. н..бесами ……………………. к..врами, Бл..стя на солнце, снег лежит; .……………. лес один черне..т, И ель сквозь иней зелене..т, И реч(?)ка подо льдом бл..стит. ( ? ) -Прочитайте его выразительно. -Назовите автора, название произведения (А.С.Пушкин «Зимнее утро»). -Запишите этот отрывок в тетрадь. (1 ученик работает на доске: голубыми, Великолепными, Прозрачный). б) Орфографическая разминка. - Сгруппируйте слова с одинаковой орфограммой парами, объясните их написание (небесами – коврами, блестя – блестит, чернеет – зеленеет). Какие из них являются однокоренными? (блестя – блестит) А реч(?)ка? Найдите для неё пару среди слов в записанном отрывке (прозрачный). в) -Какие слова в стихотворении говорят о том, что перед нами действительно зимнее утро? (Снег, иней, подо льдом). -Назовите только слова, которые вы вставили. К какой части речи они относятся? -Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Имена прилагательные). Запись темы в тетрадях и на доске. г) Формулирование цели урока: повторить изученное об имени прилагательном в 5 классе, а именно: значение, изменение, их роль в предложении и нашей речи, а также правописание падежных окончаний прилагательных, правописание кратких прилагательных. | Подготовка класса к работе Выразительное чтение стихотворения. Восстановление текста. Работа у доски и в тетрадях. Орфографическая разминка. Логическая разминка Формулировка темы и целей урока. | Личностные результаты Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель этапа: подготовка мышления учащихся Стадия осмысления. Цель этапа: повторение ранее изученных знаний, приобретение лингвистического опыта. | Приём «Кластер» а) -Для начала вспомним, какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем? МОРФОЛОГИЯ Имя сущ Имя прил Глагол(допишем позже) и др -Что изучает морфология? (Слова как части речи). -Какую часть речи мы уже изучили? (Имя существительное). -А с сегодняшнего дня мы будем изучать …( Имя прилагательное) А сейчас мы поиграем и вспомним определение имени прилагательного. Приём «Пинг-понг» Имя прилагательное – это … б) -Начнём со значения. (Имя прилагательное обозначает признак предмета). -Что может быть признаком? (Цвет, форма, размер, запах, качество, ……). -Охарактеризуйте вставленные прилагательные из стихотворения с этой точки зрения. (Голубыми – цвет, великолепными и прозрачный – качество) -А теперь подберите к существительным, которые записаны на карточках, признаки, выраженные именами прилагательными. Постарайтесь, чтобы признаки были разными: цвет, размер, качество и т.п. Ветер снег облака ( Сильный ветер, рыхлый снег, лёгкие облака и др.) - Какие слова в записанных словосочетаниях являются главными? Обозначьте их соответствующим значком 🞪. в) -Какие ещё слова в стихотворении, кроме прилагательных, помогают нам увидеть картину зимнего утра «в цвете»? (Чернеет, зеленеет). -К какой части речи относятся эти слова? (Это глаголы). Почему вы так решили? ( Они отвечают на вопрос: что делает?). дописать кластер -А на какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Какой? Чей?). - Запишите слова. -Зима, зимний, зимовать, зимостойкий, зимовка, зимой, зимоустойчивый. -Что объединяет эти слова?( однокоренные) -Какие из названных прилагательных являются синонимами? (Зимостойкий и зимоустойчивый) -Какие слова по своему составу являются сложными? (Зимостойкий и зимоустойчивый) -Какое слово из стихотворения Пушкина тоже когда-то было сложным? (Великолепными) -Выделите в нём современный корень. (Великолеп-) -Из каких корней оно состояло? Можно их выделить пунктиром. (-велик- и –леп- с соединительной гласной О) Вспомните, пожалуйста, похожее слово только с противоположным значением. (нелепый) Как называется такое слово? (антоним) -Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля даёт такое толкование слова:
- Составьте с этим словом предложение. Прочитайте. Встаем. Приём « Лови ошибку!». Я утверждаю, что все данные слова являются именами прилагательными. Вы должны хлопнуть в ладоши, если названо имя прилагательное, покачать головой, если – глагол, махать руками, если - имя существительное. Итак, веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные. Молодцы, ребята! г) -А теперь настала пора вспомнить, как же изменяются имена прилагательные. -Сравните слова голубыми и прозрачный по признаку числа (первая группа), вторая группа - падежа, а третья группа по признаку рода прозрачный лес и прозрачная даль. Как правильно определить эти признаки у прилагательных? Сделайте соответствующий вывод. д) А теперь откроем учебник. Работа с таблицей. Упр 321 – устно е) упр 322 письменно ж) -Ну и наконец, поговорим о роли прилагательных в предложении и в нашей речи. ( Чаще всего в предложении прилагательные бывают определениями). - Обратимся к нашему тексту. Сколько в нём предложений? (Одно). Найдите и подчеркните в нём грамматическую основу (или основы). Работа выполняется в тетрадях: снег лежит, лес чернеет, ель зеленеет, речка блестит. -Сделайте вывод: какое это предложение по количеству грамматических основ? (Сложное) -Нарисуйте схему этого предложения. ( [1) - = ] ; [2) - = ], и [3) - = ], и [4) - = ] ) Объясните постановку запятых перед союзом И. -Подчеркните прилагательные из стихотворного текста как члены предложения. (Все они являются определениями: голубыми, великолепными, прозрачный) -Для чего употребляются прилагательные в речи? ( Делают нашу речь выразительной, яркой, красивой, образной, эмоциональной) -Как мы называем красочные, яркие определения? (Эпитеты) - Являются ли эпитетами прилагательные в записанном отрывке? (Да) З) Приём «Инсерт» На стр. 4 вашего учебника найдите в рамочке теоретический материал об имени прилагательном, внимательно прочитайте его про себя и найдите то, о чем сегодня на уроке не шла речь. ( Прилагательные могут иметь краткую форму. Имена прилагательные бывают сказуемыми) Проблемная ситуация Упр 323 – Какое правило нам необходимо вспомнить для выполнении данного упр? | Составление кластера Ответы на вопросы Формулировка определения имени прилагательного Чтение высказывания «Прилагательное-это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении», - утверждал известный русский лингвист Виктор Владимирович Виноградов. Эстафета Работа над словосочетанием Диалог Письмо под диктовку Разбор по составу Работа со словарной статьёй Самостоятельная работа Составление предложения. физкультминутка Работа в группах Работа с таблицей Выполнение упр
Синтаксический разбор Пунктуационный разбор Решение проблемной ситуации | Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические) Планирование, прогнозирование (Р), Моделирование, выдвижение гипотез (П) |
Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Домашнее задание | Синквейн о прилагательном прилагательное Оформление листа успешности. Верными были слова в начале урока: «Ученику – удача, учителю – радость»
Оценки. Молодцы, ребята! Спасибо Вам за работу на уроке!
Упр 324, правило | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Рефлексия (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Личностные результаты Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.
Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...
Технологическая карта урока "Имя существительное - часть речи удивительная"
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по учебнику Е.А.Быстровой - обобщение изученного об имени существительном...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.«Имя прилагательное как часть речи.»
Урок служит для актуализации и востановления знания об имени прилагательном, углубить понятия о роли прилагательных в речи, формировать умения правильного выбора падежных окончаний прильных....
Технологическая карта учебного занятия. Имя прилагательное как часть речи
Консрект урока по русскому языку для 5 класса по теме "Имя прилагательное как часть речи"....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи"
Автор УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012....
Технологическая карта урока по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи" для 5 класса
Технологическая карта урока по русскому языку...
Технологическая карта урока "Наречие как часть речи" в ZOOM
Разработан урок для проведения в дистанционном режиме...