технологическая карта урока "Имя прилагательное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Родкина Наталья Алексеевна

Повторение ранее изученного материала по теме "Имя прилагательное"6 класс  с применением приёмов технологии критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс: 6

УМК: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык ФГОС, Москва, Просвещение.

Предмет: русский язык

Тип урока: повторение изученного в 5 классе

Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи».

Цель урока:     повторить основные сведения о прилагательном как о части речи.

Задачи урока:

                                 1)повторить изученный в 5 классе материал об имени прилагательном

                                   как части речи (значение, изменение, синтаксическая роль,

                                   употребление в речи), закрепить умение правильно писать падежные

                                   окончания, правописание кратких прилагательных;

                               2)создать условия для развития языковой, лингвистической и

                                  речеведческой компетентности учащихся, образного и логического  

                                  мышления, их познавательной активности и творческих способностей,

                                  обогащение активного словаря учащихся;

                               3)воспитать любовь к родному языку, родной природе, творчеству

                                  мастера словесного искусства А.С.Пушкина, привить интерес к их

                                  познанию.

                           

Средства обучения: компьютер, проектор, ИКТ, учебник, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

Мотивация к деятельности

 Стадия вызова

Цель этапа: включение учащихся

 в деятельность.

Урок начинается с психологической разминки:                                                                         Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда - за работу!

Удачи желаю я Вам!

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш  урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!» 

Открываем тетради, записываем  число, оставив пустую строчку для темы, название которой вы сами сформулируете немного позже.

а) Приём «Удивляй!»  Восстановите по памяти пропущенные слова в отрывке из известного вам стихотворения. Слайд 1.

Под……………….. н..бесами

……………………. к..врами,

Бл..стя на солнце, снег лежит;

                          .……………. лес один черне..т,

И ель сквозь иней зелене..т,

И реч(?)ка подо льдом бл..стит.

                                                                              (    ?    )

-Прочитайте его выразительно.

-Назовите автора, название произведения (А.С.Пушкин «Зимнее утро»).

-Запишите этот отрывок в тетрадь. (1 ученик работает на доске: голубыми, Великолепными, Прозрачный).  

б) Орфографическая разминка. 

- Сгруппируйте слова с одинаковой орфограммой парами, объясните их написание ебесами – коврами, блестя – блестит, чернеет – зеленеет). Какие из них являются однокоренными? (блестя – блестит)  А реч(?)ка? Найдите для неё пару среди слов в записанном отрывке (прозрачный).

в) -Какие слова в стихотворении говорят о том, что перед нами действительно зимнее утро? (Снег, иней, подо льдом).

-Назовите только слова, которые вы вставили. К какой части речи они относятся?

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Имена прилагательные). Запись темы в тетрадях и на доске.

г) Формулирование цели урока: повторить изученное об имени прилагательном в 5 классе, а именно: значение, изменение, их роль в предложении и нашей речи, а также правописание падежных окончаний прилагательных, правописание кратких прилагательных.

Подготовка  класса  к  работе

Выразительное чтение стихотворения.

Восстановление текста.

Работа у доски и в тетрадях.

Орфографическая разминка.

Логическая разминка

Формулировка темы и целей урока.

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель этапа: 

подготовка мышления учащихся

Стадия осмысления.

Цель этапа: повторение ранее изученных знаний, приобретение лингвистического опыта.

Приём «Кластер»

а) -Для начала вспомним, какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем?                                                                                    МОРФОЛОГИЯ

             Имя сущ       Имя прил          Глагол(допишем позже)      и др

-Что изучает морфология? (Слова как части речи).

-Какую часть речи мы уже изучили? (Имя существительное).

-А с сегодняшнего дня мы будем изучать …( Имя прилагательное)

А сейчас мы поиграем и вспомним определение имени прилагательного.

 Приём «Пинг-понг» Имя прилагательное – это …

б) -Начнём со значения. (Имя прилагательное обозначает признак предмета).

-Что может быть признаком? (Цвет, форма, размер, запах, качество, ……).

-Охарактеризуйте вставленные прилагательные из стихотворения с этой точки зрения.

(Голубыми – цвет, великолепными и прозрачный – качество)

-А теперь подберите к существительным, которые записаны на карточках, признаки, выраженные именами прилагательными. Постарайтесь, чтобы признаки были разными: цвет, размер, качество и т.п.

            Ветер                  снег                    облака

 ( Сильный ветер, рыхлый снег, лёгкие облака  и др.)

- Какие слова в записанных словосочетаниях являются главными? Обозначьте их соответствующим значком 🞪.

в) -Какие ещё слова в стихотворении, кроме прилагательных, помогают нам увидеть картину зимнего утра «в цвете»? (Чернеет, зеленеет).

-К какой части речи относятся эти слова? (Это глаголы). Почему вы так решили? ( Они отвечают на вопрос: что делает?).  дописать кластер

-А на какие вопросы отвечают имена прилагательные?

 (Какой? Чей?).

- Запишите  слова.  

-Зима, зимний, зимовать, зимостойкий, зимовка, зимой, зимоустойчивый.

-Что объединяет эти слова?( однокоренные)

-Какие из названных прилагательных являются синонимами? (Зимостойкий и зимоустойчивый)

-Какие  слова по своему составу являются сложными? (Зимостойкий и зимоустойчивый)

-Какое слово из стихотворения Пушкина тоже когда-то было сложным? (Великолепными)

-Выделите в нём современный корень. (Великолеп-)

-Из каких корней оно состояло? Можно их выделить пунктиром. (-велик- и –леп- с соединительной гласной О) 

Вспомните, пожалуйста, похожее слово только с противоположным значением. (нелепый)

Как называется такое слово? (антоним)

-Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля даёт такое толкование  слова:

  • Нелепый – некрасный, некрасивый, непригожий, неизящный; бессмысленный, вздорный, пустой; или несвязный, нескладный. Божье лепо, а вражье нелепо. Нелепость. Нелепица

- Составьте с этим словом предложение. Прочитайте.

Встаем.  Приём « Лови ошибку!».

          Я утверждаю, что все данные слова являются именами прилагательными.

Вы должны хлопнуть в ладоши, если названо имя прилагательное, покачать головой, если – глагол, махать руками, если  - имя существительное.

 Итак, веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.

Молодцы, ребята!

г) -А теперь настала пора вспомнить, как же изменяются имена прилагательные. -Сравните слова голубыми и прозрачный  по признаку числа (первая группа), вторая группа -  падежа, а третья группа по признаку рода прозрачный лес и прозрачная даль. Как правильно определить эти признаки  у прилагательных? Сделайте соответствующий вывод.

д) А теперь откроем учебник.  Работа с таблицей. Упр 321 – устно

е) упр 322 письменно

ж) -Ну и наконец, поговорим о роли прилагательных в предложении и в нашей речи.

( Чаще всего в предложении прилагательные бывают определениями).

- Обратимся к нашему тексту. Сколько в нём предложений? (Одно). Найдите и подчеркните в нём грамматическую основу (или основы). Работа выполняется  в тетрадях: снег лежит,   лес чернеет, ель зеленеет, речка  блестит.

-Сделайте вывод: какое это предложение по количеству грамматических основ? (Сложное) 

-Нарисуйте схему этого предложения. ( [1) -  =   ] ; [2) -  =   ], и [3) -  =   ], и [4) -  =   ]  ) Объясните  постановку запятых перед союзом И.

-Подчеркните прилагательные из стихотворного текста как члены предложения. (Все они являются определениями: голубыми, великолепными, прозрачный)

-Для чего употребляются прилагательные в речи? ( Делают нашу речь выразительной, яркой, красивой, образной, эмоциональной)

-Как мы называем красочные, яркие определения? (Эпитеты)

- Являются ли эпитетами прилагательные в записанном отрывке? (Да)

З) Приём «Инсерт»

На стр. 4 вашего учебника найдите в  рамочке теоретический материал об имени прилагательном, внимательно прочитайте его про себя и найдите то, о чем сегодня на уроке не шла речь.

( Прилагательные могут иметь краткую форму. Имена прилагательные бывают сказуемыми)

Проблемная ситуация

Упр 323 – Какое правило нам необходимо  вспомнить для выполнении данного упр?

Составление кластера

Ответы на вопросы

Формулировка определения имени прилагательного

Чтение высказывания

«Прилагательное-это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении», - утверждал известный русский лингвист Виктор Владимирович Виноградов.

Эстафета

Работа над словосочетанием

Диалог

Письмо под диктовку

Разбор по составу

Работа со словарной статьёй

Самостоятельная работа

Составление предложения.

физкультминутка

Работа в группах

Работа с таблицей

Выполнение упр

 

Синтаксический разбор

Пунктуационный разбор

Решение проблемной ситуации

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои  мысли (К)

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Планирование, прогнозирование (Р),

Моделирование, выдвижение гипотез (П)

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Домашнее задание

Синквейн о прилагательном

прилагательное
качественное, притяжательное
относится, согласуется, склоняется
признак предмета обозначается
часть речи

Оформление листа успешности.

img23

Верными были слова в начале урока: «Ученику – удача, учителю – радость»

     

      Оценки.

Молодцы, ребята! Спасибо Вам за работу на уроке!

 

Упр 324, правило

Осуществляют  оценку  урока  и  самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности  (Л)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.

Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...

Технологическая карта урока "Имя существительное - часть речи удивительная"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по учебнику Е.А.Быстровой - обобщение изученного об имени существительном...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.«Имя прилагательное как часть речи.»

Урок служит для актуализации и востановления знания об имени прилагательном, углубить понятия о роли прилагательных в речи, формировать умения правильного выбора падежных окончаний прильных....

Технологическая карта учебного занятия. Имя прилагательное как часть речи

Консрект урока по русскому языку для 5 класса по теме "Имя прилагательное как часть речи"....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Автор  УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова  и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012....

Технологическая карта урока "Наречие как часть речи" в ZOOM

Разработан урок для проведения в дистанционном режиме...