Урок русского языка "Эта удивительная часть речи - глагол"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
"Эта удивительная часть речи - глагол" Урок обобщения и систематизации знаний в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnaya_chast_rechi_glagol_6_kl..doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 В КЛАССЕ
«УДИВИТЕЛЬНАЯ
ЧАСТЬ РЕЧИ – ГЛАГОЛ!»
Подготовила и провела урок
учитель русского языка и
литературы
Мартынова М.Б.
ЦЕЛИ УРОКА: повторение, обобщение и систематизация изученного материала по теме «ГЛАГОЛ», а именно:
- знания учащихся о глаголе как части речи;
- умения находить изученную часть речи;
- обоснования правильности выбора орфограммы при написании глаголов;
- умения использовать глаголы в речи.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с заданиями, перфокарты, лотки для игры «Ярмарка», высказывание А. Югова и народные изречения (на листе ватмана), кодоскоп.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Учитель читает отрывок из стихотворения.
Что без меня предметы?
Лишь названия
Но я приду – всё в действие придёт,
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растёт.
(В.Кондрашов)
Беседа.
1.О какой части речи говорится здесь?
2. Почему?
Объясняется тема урока, цель урока.
- Слово учителя.
« Глаголы – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. И назначение глагола – выражать само действие!» А. Югов.
3) Проверка домашнего задания.
Вопрос. Каков же словесный портрет глагола?
Ученик (читает):
ГРАММАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА
Жил-был Глагол. Он не очень любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил… Там что-то выкопает, там построит, там склеит, там пришьёт, и всё волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть? А ты как думаешь? Успеет? Сможет? Добежит?
Учитель. Да, портрет Глагола нарисовать трудно: он ведь постоянно меняется. Он больше похож на волшебника, на волшебную палочку, с помощью которой легко изменить всё, что угодно. А как вы думаете?
Ученики. (Называют предметы, на которые похож, по их мнению, глагол)
Учитель. Глаголия – это целая страна со своим гербом, гимном и т.д.
(Учащиеся представляют выполненные работы в рисунках, в текстах…)
- Внешность Глагола.
- Герб крепости Глаголии.
- Гимн Глаголу
В это время на доске, разделённой на три части, учащиеся выполняют задания по карточкам 1,2,3 (Задания прилагаются)
Ученики-консультанты проверяют работы школьников под руководством учителя.
- Работа с перфокартой.
Цель работы: проверка умения учащихся определять орфограмму в безударных личных окончаниях глаголов - -е или –и (задание прилагается).
5) Учитель. Ребята, мы с вами изучили всё о глаголе. Знаем его общее грамматическое значение, морфологические признаки. Одним из заданий к этому уроку было создание творческой работы в виде грамматической сказки о морфологических признаках глагола.
Учащиеся представляют на обсуждение класса свои творческие работы по темам:
«Сказка об Инфинитиве».
«Сказка о себялюбивом и эгоистичном суффиксе –ся».
«Зачем глаголу столько видов?»
«Как много времён у глагола?»
«Бедный глагол! Век живи, век спрягайся!»
«Наклонение, привыкшее повелевать»
«Это мечтательное наклонение!»
Обобщение: учащиеся обобщают сказанное.
- Самостоятельная работа по вариантам.
Задание: списать, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.
1 вариант
Участв…вал в соревнованиях, уклад…вал чемодан, бесед…вал с мамой, доклад…вал командиру, команд…вал ротой, рассчит…вал на успех.
2 вариант
Испеч… пирог, улыбаеш…ся мне, стереч… дом, отреж… кусок, мягкий карандаш…, возле дач…, смотриш…в окно.
Проверка.
6) Записать предложение, выполнить морфологический разбор глагола.
Между тучами и морем гордо реет3 буревестник. (М.Горький)
7) Задание – игра «Ярмарка»
Учащиеся (два заранее подготовленных ученика) выходят к классу с ярмарочными лотками, на которых лежат карточки с заданиями.
1. Продолжите фразеологизмы и объясните их значение.
Быть не в своей …
Обвести вокруг …
Попасть пальцем …
2. Укажите прямое и переносное значения слова-глагола «петь».
А) Вот солдаты идут по степи опалённой,
Тихо песню поют про берёзки да клёны…
Б) В облаке пыли летучей
Трубы тревогу поют…
В) Люблю моё Отечество,
Пою моё Отечество…
3.Замените в предложениях глаголы, поставив их в форму будущего времени.
Чужую беду руками легко развести.
Близок локоть, да не укусить.
Это цветочки, а ягодкам быть впереди.
4. Найдите глаголы в повелительном наклонении.
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь, уши,
Мойся, шейка!
Шейка, мойся хорошенько!
5. Подберите антонимы к глаголам.
Замёрзнешь, поссоришься.
8) Проверочная работа. Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм. (Текст спроецирован на доску с помощью кодоскопа).
Бушу..т в поле (не)погода. По небу стел..тся ни..кие т..жёлые обл..ка. Ярос..ные порывы ветра гон..т по дорогам снег. Но это (не)пугает партизан. (Не)нависть к фашистам с..брала их в глухом л..су.
Во многих сражениях вместе с партизанами участв..вал Коля Зайков. Сейчас он пр..бежал из бл.жн..й д..ревн.. и доклад..вает к..мандиру, что он вид..л на д..рог.. немецкие танки. Партизаны рас..читывают уничтожить их внезапным ударом.
9) Подведение итогов работы на уроке.
Выставляются оценки, учитель отмечает сильные и слабые стороны в усвоении темы «Глагол», отмечает активную работу учащихся.
Домашнее задание: используя лексику, данную учителем, написать сочинение-миниатюру на тему «Первый снег».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ»
Карточка № 1
Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор орфограммы.
1.Тот, кто труда (не)бои…ся, тот умеет труди..ся. 2. Дело мастера бои..ся. 3. По труду и честь воздаё..ся. 4.Человек по делам узнаё..ся. 5. Надо труди..ся, не надо лени..ся.
Карточка № 2
Спишите, раскройте скобки.
(Не)чувствовал усталости, (не)был в школе, ураган (не)истовствовал, мне (не)здоровится, (не)прикасался к проводам, (не)участвовал в разговоре.
Карточка № 3
Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор орфограммы.
Тучи разве..лись, наде..лся на брата, обид..л сестру, постро..л дом, скле..л конверт, услыш..л шорох.
Перфокарты.
1вариант | 2 вариант |
Стон..т | Стел..т |
Завис..т | Стро..т |
Пил..т | Кол..т |
Крош..т | Ненавид..т |
Пен..тся | Бор..тся |
Смотр..т | Дыш..т |
Жал..т | Ед..т |
Хлещ..т | Се..т |
Ре..т | Ла..т |
Клее..т | Люб..т |
Руб..т | Вид..т |
Загора..т | Броса..т |
Гон..т | Дыш..т |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку для 5 класса по теме "Удивительная часть речи - глагол"
Разработка урока для учащихся 5 класса по русскому языку. Цель: систематизировать, обобщить и закрепить изученный материал по теме "Глагол"....
Слайдовая презентация к уроку "Удивительная часть речи - глагол".
Слайдовая презентация к уроку по русскому языку для учащихся 5 класса....
«Удивительная часть речи – глагол!»
Урок письма и развития речи в 9 классеПо теме «Глагол. Обобщение»«Удивительная часть речи – глагол!»...
Удивительная часть речи - глагол!
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Глагол"...
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема урока "Имя существительное - удивительная часть речи "
Урок русского языка в 5 классе. Обобщающий урок по теме "Имя существительное - удивительная часть речи "....
Урок по разделу «Глагол». Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Удивительная часть речи – глагол"
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся.Структура урока: актуализация прежних знаний обучающихся.Форма урока: урок-практикумЦели урока:Обучающие: обобщение...
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Удивительная часть речи – глагол"
Обучающие цели урока: обобщение изученного по теме «Глагол»: 1. знания учащихся о глаголе как части речи;2. умения находить изученную часть речи;3. обоснование правильности выбора орф...