Технологическая карта урока "Имя существительное как часть речи" по русскому языку 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_gr._41_vlasenko.docx | 28.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Тема урока: «Существительное как часть речи».
Урок-исследование
Цель урока:
- развитие умений определять морфологические признаки имени существительного, группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам; определять выбор прописной и строчной букв.
Задачи урока:
- организовать наблюдение над существительным через нахождение их в тексте, дать понятие о грамматических признаках существительного (род, число, падеж), познакомить с разрядами существительных: собственное –нарицательное;
- создать условия для формулировки цели урока, рефлексии;
- развивать речь учащихся, внимание, память, мышление; коммуникативные навыки;
- формировать работу в парах постоянного состава, самостоятельную работу.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности, определение целей. Цель:
| Приветствие учащихся. - Прозвенел звонок наш в срок. Вы готовы начать урок? Все ль на месте? Всё в порядке? Учебник и тетрадка? Каждый хочет отвечать и оценки получать? Все ли тут хотят учиться? Значит, можно всем садиться. - Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок-путешествие. (на экран проецируется изображение сказочного государства) мы совершим путешествие в княжество МОРФОЛОГИЯ. Дайте определение этому понятию . -С давних пор в княжестве живут волшебные части речи, одни из них очень знаменательные , самостоятельные (назовите их), а прислуживают им служебные части речи (назвать). ). Несмотря на разницу в знаменательном положении, все части речи дружат между собой, особенно все дружат со старым волшебником. А как его зовут, вы должны сказать сами, отгадав загадку, которая дана в эпиграфе к уроку. (Я в языке одни предметы называю, Запомните, друзья, - вот главный мой секрет: Когда процесс и признак я обозначаю, То их всегда вам представляю как предмет. П. Чесноков) Верно, этот волшебник - Имя Существительным (Слайд ). И он приглашает нас к себе в гости, чтобы мы смогли ближе познакомиться с ним. Из этого путешествия вы вернетесь с новыми знаниями. - Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? Предположите, какие задания мы будем сегодня выполнять? | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Дают определение: «Морфология - раздел науки о языке, который изучает части речи Называют самостоятельные и служебные части речи Определяют цели: познакомиться с морфологическими признаками имени существительного, его синтаксической функцией | Регулятивная: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Целеполагание: - принятие учебной задачи; |
2. Проверка домашнего задания. Цель: Проверить усвоение предыдущих знаний и умений. | Вы знаете, что в любой сказке, никакое путешествие не обходиться без препятствий. Перед вами камень (Слайд ), за ним три дорожки. Куда пойдем?
Налево пойдешь непременно» .
И ждет его диктант распределительный.
Если знаешь, четко, ясно Где писать какую букву, То направо ты пойдешь. | Учащиеся поднимают руку, выбирают дорожку и выполняют задания соответствующей дорожки: Синтаксический разбор предложения по карточке. Пишут распределительный диктант, взаимопроверка в парах. Индивидуальная работа по карточкам. | Регулятивная: - формировать умение выполнять задания за определенный период времени; - формировать умение планировать свои действия. Познавательная: - актуализировать знания по теме урока. Исполнительная: - закреплять умение работать самостоятельно, осмысленно выполнять задания. |
3. Подготовка к изучению новой темы. Цель:
| Вот и пришли мы в гости. И вот старый волшебник хочет проверить, что вы уже знаете об имени существительном. (Слайд) Все любовались бегом юного спортсмена. -Разбирая слово «бегом» как часть речи, Коля назвал его глаголом. Верно? (Нет.) - Почему? Ведь спортсмен бежал, а бежать – глагол, обозначает действие. Докажите, что это имя существительное. - Давайте проверим свои суждения и прочитаем правило | Объясняют, что слово «бегом» обозначает предмет, относится к одному из трех родов (м.р.), в Т.п. Чтение и пересказ правила | Регулятивная: - планирование своих действий; - оценка правильности выполнения своих действий; - внесение необходимых изменений в действие, в случае неправильного выполнения. Познавательная: - построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативная: - формулирование собственного мнения; - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. построение речевого высказывания в устной форме. |
4. Наблюдение над фактами языка. Цель: при помощи сравнения и сопоставления языковых фактов выделить существенные признаки понятия.
| Слайд - Посмотрите внимательно на рисунок: у Существительного много гостей. -К каким словам на картинке можно поставить вопрос «Кто?» (к живым существам) -К каким поставим вопрос «Что?» (К неживым предметам.) -Пользуясь подсказкой, дайте определение одушевленным и неодушевленным существительным. Слайд -Посмотрите: на рисунке изображены животные. Много ли на свете кошек и собак? О любой кошке мы говорим – кошка, о любой собаке – собака. Это существительные нарицательные. Но у каждой кошки и собаки есть свое, собственное имя (Мурзик, Шарик). Как мы назовем такие существительные? (Собственными) | Дают определение одушевленные –неодушевленные существительные, собственные-нарицательные | Регулятивная: - формировать умение работать с интерактивной доской. Познавательная: - формировать умение выделять нужные понятия в тексте, сопоставлять их с другими и на основе сопоставления делать вывод; - графически оформлять признаки изучаемого понятия. |
5. Обобщение структурных и семантических признаков понятия. Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. | Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы. Упражнение 453 | Выполнение упр. 453. | Регулятивная: - контроль за выполнением задания; - оценка правильности выполнения упражнения. Познавательная: - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; - построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативная: - построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет; - использование речи для регуляции своего действия. |
6. Применение понятия на новом языковом материале. Цель: закрепить понимание нового материала; формировать умение применять полученные знания на практике (работать по алгоритму). | - На доске записаны существительные: сила, цирк, Москва, помощь, журнал, Кавказ, баян, Америка, Енисей. - Превратите неодушевленные существительные в одушевленные, какие возможно. -какие из этих слов превратились из собственных в нарицательные ? (Москва, Кавказ) - А теперь Имя существительное предлагает отправиться на сказочный луг .(Слайд). Представьте: лето, поют птицы, порхают бабочки. А весь луг усыпан одуванчиками. (Фонограмма «Звуки природы») -На что похожи цветы одуванчика? (На солнце). - Запишем предложение: Одуванчик – солнышко на ножке. (Повеств.,невоскл.,простое,распр.) Незабудки –кусочки голубого неба. На лугу растут колокольчики. . | Преобразовывают неодушевленные существительные в одушевленные (Силач, циркач, москвич, помощник, журналист, кавказец, баянист, американец). Находят собственные и нарицательные Делают вывод о том, какими членами предложения может быть существительное | Регулятивная: - контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного, осуществление итогового и пошагового контроля по результату; - адекватное восприятие оценки учителя; - внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Познавательная: - приобретение опыта применять понятие в практике. Коммуникативная: - умение называть существенные признаки. |
7. Рефлексия. Цель:
| Мини-тест На какие вопросы отвечают имена существительные? 3. В каком ряду все существительные одушевленные а)Киев, житель, народ б)музыкант, казак, учитель. в)школьник, школа, одноклассник. 4. В каком ряду все существительные нарицательные а)поезд, газета, Москва б)Краснодар, город, Екатерина в)пейзаж, родина, семья. -Наше путешествие подходит к концу Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Продолжите предложения: Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные…. Я вспомнил(а) о том, что существительные… Мне необходимо повторить материал о… Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что… Вы хорошо поработали. Добрый волшебник Имя существительное вами доволен. (Отметки за урок). Но лучшая награда для вас – знания, которые сегодня вы получили на уроке. | Работают с системой голосования. Учащиеся имеют возможность поставить себе отметки Проводят самоанализ. | Регулятивная: - сопоставление цели и результата; - тренинг. Познавательная: - структурирование знаний; - выдвижение гипотез и их обоснование; - формулируется определение понятия; - выводится алгоритм действий «узнавания» понятия. Коммуникативная: - умение высказывать свои мысли, производить их анализ на основе знаний, делать вывод. |
8. Задание на дом. | - Чтобы проверить, хорошо ли вы поняли материал урока, предлагаю выполнить следующее домашнее задание п. 37, упр. 459. | Выполняют задания дома. | Регулятивная: - формировать умение узнавать понятия, с которыми работали на уроке. Коммуникативная: - сформулировать то умение, которое надо узнавать, в данном случае «существительное», «признаки существительного». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта с учетом требований ФГОС урока русского языка в 6 классе по теме "Сложносокращенные слова", учебник для 6 класса Ладыженской Т.А.
Технологическая карта урока русского языка по теме "Сложносокращенные слова " в 6классе предназначена для уроков с учетом ФГОС. Это урок-исследование, где формируются универсальные учебные...
Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Данный интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...
Технологическая карта урока "Обособление определений и приложений", русский язык 8 класс
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе....
Технологическая карта интегрированного урока (физическая культура и русский язык) для 6 класса
Технологическая карта интегрированного урока (физическая культура и русский язык) для 6 класса...
Технологическая карта к уроку "Чередующиеся корни" по русскому языку в 5 классе (УМК В.В.Бабайцевой)
Цепная и параллельная связь предложений в тексте "Любовь и уважение к русскому языку"...
Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 уро
Технологическая карта интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся зара...
Технологическая карта урока, реализующего системно-деятельностный подход : . Русский язык _5 класс. Приставки на з-с
Технологическая карта урока, реализующего системно-деятельностный подход Предмет:_Русский язык...
- Мне нравится (1)