Урок в 5 классе по теме "Простые и сложные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Техкарта урока по теме "Простые и сложные предложения", 5 класс, по учебнику Ладыженской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.docx | 40.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка по ФГОС в 5 «А» классе учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ №7»
Крюковой Натальи Васильевны
Тема урока: «Простые и сложные предложения».
Цель урока: закрепить понятие о сложных предложениях; дать понятие о видах сложных предложения; развивать навыки синтаксического разбора; проверить знания о словосочетании в предложении; развивать мотивацию к исследовательской деятельности.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся различать сложные и простые предложения, отличать средства связи в них; конструировать сложные предложения; объяснять лингвистические явления.
Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование культурологической компетенции.
Регулятивные: учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему самостоятельно; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в соответствие с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по выработанным алгоритмам.
Познавательные: осознают познавательную задачу; самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя её; учатся подтверждать аргументы фактами, соблюдая правила ведения диалога.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Вид урока: урок развивающего обучения
Методы обучения: репродуктивный, поисковый, творческий, индивидуализация и дифференциация обучения.
УМК: УМК Ладыженской, М.: Дрофа, 2012.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- мультимедийная презентация к уроку.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. | |
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
| Приветственное слово учителя: - Сегодня я предлагаю вам, ребята, провести не обычный урок, а урок-исследование. Работать вы будете в группах. Я желаю вам успехов и творческих удач! (слайд 1) Девизом нашего урока будут слова русского философа Александра Пятигорского: «Человек достигнет результата, только делая что-то сам» Число, Классная работа, девиз урока
А что значит исследовать? - А вот как толковый словарь дает значение слова исследовать – подвергнуть научному изучению, выяснению! - Какие качества необходимы исследователю? (умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы). |
Приветствие учащихся. Запись в тетрадь. Ответы детей. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. | |
Актуализация знаний
Постановка учебной цели.
| I. Фронтальный опрос. - Ребята, какие разделы науки о языке мы изучаем? (Синтаксис и пунктуацию) - Мы продолжаем изучать тему «Предложение». Ответьте на вопросы: - Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные). - По интонации? (Восклицательные, невосклицательные). -- По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные). - Что такое грамматическая основа предложения? (Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое). II. Синтаксическая зарядка. Запишите предложение и произведите полный синтаксический разбор: В морозном воздухе кружились снежинки. (Ученик разбирает предложение за доской) III. Создание проблемной ситуации. Постановка цели исследования. Прочитайте предложения. Спишите их в тетрадь, вставьте пропущенные буквы. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу Пришла долгожданная зима. Улицы, вчера еще по-осеннему унылые, покрыл белый снег, и со…нце переливает(…)ся в нем сл…пящим блеском. Вопросы: 1.Рассмотрите схемы. А) [ = -]. Б) [- =]. Что они означают? 2.Соотнесите их с записанными предложениями. 3. - С какими трудностями вы столкнулись? В чем особенность второго предложения? 4. Какова тема нашего исследования? (Слайд 4) 5. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, выведенные на экран: 1) Узнать, какие предложения называются ... ; 2) учиться различать ... и ...; 3) учиться ставить ... (Слайд 5) Сегодня на уроке-исследовании по теме « Простое и сложное предложение» мы с вами проведём ряд экспериментов, благодаря которым сможем сформулировать определение сложного предложения, научимся определять виды сложных предложений, расставлять знаки препинания в сложном предложении; решать жизненно-практические задачи конструировать предложения и создавать собственные тексты, используя простые и сложные предложения с союзами и без них. | Отвечают на вопросы
Записывают предложение и производят полный синтаксический разбор Анализируют предложения. Отвечают на вопросы, формулируют тему урока. Запись учащимися темы урока
Формулируют цель урока |
Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. | |
1 этап исследования.
Физминутка для глаз
2 этап исследования.
Первичное закрепление знаний.
Физ. минутка Творческое задание по группам.
Домашнее задание.
Подведение итогов. Рефлексия.
|
Читаем правила на С.107-108 Записываем в тетрадь для конспектов схему (Слайд ) V.Физминутка для глаз Анализ предложений: спишите предложения, найдите грамматические основы, расставьте знаки препинания. Встало солнце и улыбнулось ярко и приветливо. На землю легли голубые тени, и снег засверкал, заискрился. Проверка выполнения задания (Слайды ) I.Определите виды сложных предложений (Слайд ) II. Какие это предложения? Составьте их схемы. Прилетели в лес метели, замостил мороз мосты. Выпал снег, и деревья оделись белым покрывалом. Измените (устно) последнее предложение так, чтобы получилось БСП. III. Тест. (Раздаточный материал) Проверка (Слайд ) Обучающиеся выполняют творческие дифференцированные задания.
Написать мини-сочинение на тему: «Приход зимы» (Слайд )
- Ребята, вы молодцы сегодня, очень хорошо работали. Давайте подведем итог! - Какие открытия вы сегодня сделали? Что нового узнали? А теперь оцените свою работу на уроке. (Слайд ) |
Анализируют предложения, делают выводы о видах сложных предложений..
Работают с учебником. Выполняют физкультминутку для глаз Анализируют, сравнивают, делают выводы Отвечают на вопросы, составляют схемы предложений
Конструируют предложения
Выполняют тестовые задания Выполняют задания творческого характера
Записывают Д/з. Отвечают на вопросы, оценивают полученные на уроке знания.
| Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания обучающихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: регулятивные (работа с предложениями, умение выражать свою точку зрения).
УУД: личностные, коммуникативные.
| |
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Организационный момент Цель - привлечь внимание учащихся к началу урока 1 мин. | Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя, самопроверка готовности к уроку | Личностные формируются на протяжении всего урока коммуникативные: психологический настрой |
2. | Мотивация Цель - Мотивировать учащихся к учебной деятельности средствами проблемной ситуации 3 мин. | Задает проблемные вопросы - Какой раздел в русском языке мы сейчас изучаем? - Что изучает синтаксис? - Для чего нам нужно изучать словосочетание и предложение? - Какую единицу языка мы сейчас изучаем? Продолжите предложение: Я буду изучать тему « Сложное предложение», чтобы… | Отвечают на проблемные вопросы …синтаксис …словосочетание и предложение …, чтобы уметь правильно их строить и грамотно писать и говорить …предложение Работа в парах. | Регулятивные: применять знания, полученные на предыдущем уроке в рамках созданной учителем учебной ситуации, реализовывать навыки решения практической задачи индивидуальным образом. Коммуникативные: реализация практических навыков в индивидуальной и коллективной деятельности. |
3. | Проверка домашнего задания Цель – зафиксировать затруднения учащихся 3 мин. | Взаимопроверка домашнего задания в парах | Взаимопроверка домашнего упражнения | Регулятивные: формировать и реализовывать умения включаться в разные виды учебной деятельности, применять знания, полученные на предыдущем уроке в рамках созданной учителем учебной ситуации, реализовывать навыки решения практической задачи индивидуальным образом. Коммуникативные: уметь проявлять себя, аргументировать свой ответ товарищу. |
4. | Актуализация знаний Цель – актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала 2 мин. | Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний Определение темы и целеполагание урока: - Что вы знаете о сложном предложении? - Чем оно отличается от простого? - Какова тема нашего урока? | По опорным словам и уже составленным предложениям в группах формулируют тему, и определяют, чему хотят научиться и как это сделать? | Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование. Коммуникативные: Различать функции языковых единиц, называть (слово, словосочетание) и выражать мысли, чувства (предложение, текст). |
5 | Первичное закрепление Цель – стимулировать интерес учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы 5мин. | Выдвигает проблему. Посмотрите на экран. Появились тучи, и солнце исчезло. Из-за горизонта появились тяжёлые тучи, потому что надвигалась гроза. Солнце исчезло, надвигалась гроза. - Что вы видите? - Почему? Дайте характеристику этим примерам. | Отвечают на вопросы - Сложные предложения. - Каждое состоит из нескольких грамматических основ. - первое и второе соединены разными союзами, третье – без союза. | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: выработка учащимися индивидуального маршрута преодоления зон затруднения.Волевая саморегуляция оценки – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
6. | Открытие нового знания Цель – организовать освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения задания 5 мин. | Организует самостоятельную работу с теоретическим материалом учебника | Читают текст учебника, выявляют главное, сравнивают с уже имеющимися знаниями, составляют алгоритм использования полученных знаний | Познавательные: Обнаруживать общее (называть) и различное в функциях слова и словосочетания. Коммуникативные: различать функции языковых единиц, наблюдать над условиями связи разных частей речи предложении регулятивные: анализ, синтез, выбор основания для сравнения. |
7. | Динамическая пауза Цель – сменить вид деятельности 1мин. | Делают вместе с учителем гимнастику для глаз | Личностные: сохранение здоровья. Коммуникативные: создание доброжелательной атмосферы сотрудничества. | |
8.
| Закрепление изученного материала Цель – определение степени освоения содержания учебной темы 7 мин. | Организует индивидуальная самостоятельная работа: Запишите предложения, подчеркните грамматические основы. Как называются такие предложения? - посмотрите в учебнике Какие предложения называются сложными? Каковы их отличительные признаки Организовывает работу Работа по учебнику. Прочитайте задание. - Как построите свою работу? | Записывают предложения, подчеркивают члены предложения Осуществляют взаимопроверку Списывают предложения, подчёркивают основу, характеризуют. Осуществляют взаимопроверку | Регулятивные: формирование и реализация навыков составления лингвистического высказывания, прогнозирование. Личностные: формирование умений к самоанализу результатов и самооценке готовности к выполнению заданий разного уровня сложности. |
9. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 6 мин. | На экране вы видите 10 предложений, укажите № сложных предложений № простых Проверяем! сложные: 1,2,4, 7. простые: 3,5,6,8,9,10. - Какие предложения вызвали затруднения? Почему? | Учащиеся записывают № предложений, распределяя в 2 группы, проверяют по эталону. Простые предложения, осложненные однородными членами Предложения, в определении вида которых возникли затруднения, записывают, объясняют. | Познавательные: формирование умения применять полученные знания на практике. Регулятивные: формирование и реализация навыков решения практической задачи индивидуальным и коллективным образом. Личностные: уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их |
10. | Включение нового знания в систему знаний и повторение – 4 мин. | Организовывает беседу с элементами самостоятельной работы Какое предложение вы видите на экране? Почему? Осень пришла и украсила наш сквер. Перестройте так предложение, чтобы получилось сложное. Что вы должны сделать? | Отвечают на вопросы - простое с однородными членами предложения. - Вставить вторую грамматическую основу Работают в парах, осуществляют взаимопроверку | Коммуникативные: умение аргументированно доказывать свою точку зрения, уважительно относясь к однокласснику |
11. | Закрепление – 4 мин. | Контролирует выполнение заданий на выбор: 1. Выполнить упражнение 2. Работа по карточкам. В предложенных предложениях подчеркнуть главные члены, составить схемы. Учитель: напоминает о правилах взаимодействия в группе, предлагает соседям по парте обменяться выполненными работами. | Выполняют самостоятельную работу | формирование умения применять полученные знания на практике, уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их |
12. | Рефлексия Цель – оценить результаты собственной деятельности 3 мин. | Побуждает к высказыванию своего мнения Что сегодня на уроке повторили? Что узнали нового? - какие предложения вам больше всего нравятся? Почему? Оцените свои знания по теме, значками на полях: + - всё понятно + - не уверен в своих знаниях ! – необходимо повторить. | Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) Осуществляют самооценку | Познавательные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: прогнозирование. |
13. | Домашнее задание 2 мин. | Учитель поясняет, как нужно выполнить д/з. Задание на экране на выбор: 1) подготовить опорный конспект по теме; 2) выполнить упр. по алгоритму; 3) составить текст, используя только сложные предложения | Записывают в дневниках задание по выбору | |
14. | Подведение итогов. 2 мин. | Учитель объявляет отметки обучающимся | Личностные: формирование умений к самоанализу результатов и самооценке готовности к выполнению заданий разного уровня сложности. Познавательные: умение структурировать знания; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок презентация "Поверь, не так и сложное предложение сложное"
ØЧто такое предложение? •ØБез чего не может существовать предложение: -без однородных членов -без второстепенных членов -без грамматической основы ? ...
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...
Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."
Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".
Урок закрепления знаний по теме, где применяется групповая и парная работа....
Урок русского языка в 9-м классе на тему: Виды сложных предложений( урок-обобщение)
Данный урок- обобщение по теме " Виды сложных предложений" разработан в форме деловой игры на тему Зимних Олимпийских игр в Сочи. Необычная форма урока побуждает учащихся к активной работе...
Урок русского языка в 9 классе. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП».
Представленная модель урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП» является уроком изучени...