Урок русского языка в 9 классе. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass.docx3_.docx43.62 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс
Тема урока: Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях

Вид урока: урок усвоения новых знаний

Технологии: технология встречных усилий учителя и учащегося;

информационно-коммуникационная технология

Тип урока: комбинированный

Место урока в системе уроков: первый из уроков в разделе «Бессоюзное сложное предложение»

Задачи организационной деятельности учителя:

  • предметные:

-формирование умений определять вид БСП;

-развитие пунктуационных навыков;

  • метапредметные:

-организовать деятельность учащихся по развитию умений работать с текстом и получать информацию из разных источников;

-формирование умений анализировать полученную информацию;

-формирование умения слушать и вступать в диалог;

  • личностные:

-способствовать формированию умений договариваться в совместной работе;

-формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

-развитие навыков монологической речи;

-развитие навыков индивидуальной и групповой работы;

-развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности).

Цели:

  • Образовательные.

Организовать деятельность учащихся для:

  • обобщения, систематизации и углубления знаний о бессоюзном сложном предложении и его смысловых группах;
  • совершенствования их пунктуационных навыков по данной теме;
  • совершенствования умений находить БСП в тексте, отличать его от простого и союзного.
  • Развивающие:
  • развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
  • развитие умения аргументировать, доказывать;
  • развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;
  • развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
  • правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.
  • Воспитательные

Создать условия для:

  • формирования интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП;
  • активизирования познавательной деятельности учащихся;
  • развития навыков самостоятельной индивидуальной работы;
  • развитие умения работать в паре и в коллективе;
  • обеспечения благоприятной психологической обстановки.

Формы работы обучающихся: индивидуальная, в паре, в группе.

Метод: интерактивный, направленный на развитие критического мышления.

Приёмы: ПРИЁМ - Игра «2-3 лишний», Приём «Знаю – не знаю», ПРИЁМ «Пометки на полях» (инсёрт), Приём «ДА-НЕТКА», Приём «Птичий хор», Найди соответствие, Приём «Учитель-ученик», работа с текстом, работа с таблицей, работа с оценочным листом.

Оборудование урока (средства обучения):

ноутбук учителя, мультимедийный проектор, презентация, таблица «Знаю – хочу знать — узнал», учебник, алгоритм, кн. Программы по самореализации личности, рабочие листы с заданиями, оценочный лист.

Запись на доске: дата, классная работа.

Базовый учебник: Русский язык. 9 класс Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейнекина, О.М.Александрова, М., Просвещение, 2016.

Ожидаемые результаты:

  • ученики умеют определять вид сложного предложения, умеют находить бессоюзное сложное предложение в тексте;
  • ученики умеют правильно поставить знаки препинания и

объяснить их с помощью правил.

Ход урока

I.Организационный этап.

  1. Взаимное приветствие учителя и учащихся.
  2. Визуальный контроль готовности к уроку.

Запись в тетрадь: Дата

Классная работа

II. Актуализация уже имеющихся знаний о сложном предложении.

2.1.Мотивация учебной деятельности.

Интеллектуальная разминкаПРИЁМ - Игра «2-3 лишний» (в результате которой ученики найдут название вида сложного предложения, о котором и будет идти речь на уроке).

Работа в группах (у каждой группы на карточках по 3 предложения, надо выбрать «лишнее». В тетрадях - все схемы, а на доске старший в группе должен нарисовать схему «лишнего» и объяснить выбор).

Учитель: Условие: Найдите одно «лишнее» предложение и объясните, почему оно является «лишним» среди других.

1 гр

  1. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют. ПП
  2. Ярко светило солнце, снег переливался тысячью искр. БСП
  3. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой. ПП

2 гр.

  1. На дворе давно уже кончились сумерки и наступил настоящий вечер. ССП
  2. Не то это было раннее утро, не то уж наступал вечер. ССП
  3. Даль подёрнулась туманом, чешет тучи лунный гребень. БСП

3 гр.

  1. Мы разве помним по весне о том, что осень подойдёт? СПП
  2. Расступается медленно мрак, на берёзах колышутся ветки. БСП
  3. Песчаная дорога ведёт к мостику, под которым сочится и журчит невидимая речка. СПП

2.2.Определение темы урока

(смотрим схемы на доске)

Ответ старшего в группе

- Какое предложение оказалось «лишним», почему?

Учитель: - Подумайте, как это задание может быть связано с новой, пока неизвестной темой урока.

- Можете ли вы предположить, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

СЛАЙД Запись темы в тетрадь

Бессоюзное сложное предложение

- Учитель: Вы будете работать с оценочными листами, которые лежат на партах. Подпишите их.

На оценочных листах каждый должен оценить себя за проделанную работу по игре

«2-3 лишний» (0 -3 б.)

2.3.Определение целей урока.

-Учитель: определите для себя, что именно вы знаете по теме и что хотите сегодня узнать, какие поставите цели на сегодняшний урок?

2.3.1.Приём «Знаю – не знаю»

СЛАЙД (заполнена только 1-я колонка)

-Учитель: На слайде есть таблица «Знаю – хочу узнать сегодня — узнал(а)». Первая колонка в ней уже заполнена. Сделайте СВОЙ ВЫБОР: 
В
 ТЕТРАДЬ поставьте: 1 + (знаю) или – (не знаю), 2….,3…..,4…..

2.3.2. См. 2-ю колонку таблицы

-Учитель: Сформулируйте, что именно вы хотите узнать сегодня на уроке.

Учащиеся формулируют цели урока-устно (ОЗВУЧИТЬ)

Что такое сложные бессоюзные предложения?

  1. Все сложные предложения состоят из нескольких простых.

Из чего они состоят?

  1. В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.

Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?

Какие смысловые отношения между частями бессоюзных предложений имеются?

  1. Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов.

Что такое сложные бессоюзные предложения?

СЛАЙД - (2 столбик таблицы)

-Учитель: Сообщение целей урока (совпали или нет наши цели?)

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ 0-4 б.

III. Работа по теме урока.

  1. Первичное усвоение новых знаний

-Учитель: Я поняла, что вы хотите узнать; наши цели урока совпадают.

- Ребята, что такое знание? Знание –это проверенная информация. И сегодня нам предстоит работа с разной информацией, чтобы достичь тех целей, которые мы поставили перед собой.

- А из каких источников мы можем получить новую информацию? (Учебник, учитель, интернет…)

Из уроков в 7-8 кл. вы уже обладаете некоторой информацией о БСП.

Давайте проверим, а всё ли мы знаем о БСП.

Сейчас вы будете работать с уже знакомыми программами самореализации личности, откройте, пожалуйста, стр.133 и 140 СМ. (Сб. Русский язык. Программы самореализации личности учащихся 9 кл. Мельниковой Л.В. Донецк, 2011. Стр.133 и 140 – до II. ПРИЧИННЫЕ)

ПРИЁМ «Пометки на полях» (инсёрт — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо).

- СЛАЙД –слово- инсёрт-это….

-Учитель: - Получение теоретической информации – не всегда интересное занятие. В отличие от учебника здесь предлагается вам изучить материал не совсем обычным способом. Вы можете выразить своё мнение о прочитанном с помощью специальных знаков

Сделайте пометки карандашом на полях по инструкции (работа в паре)

3.2. Первичная проверка понимания

Приём «ДА-НЕТКА»

Учащимся на слух даётся тезис. Он может быть правильным или неправильным. Соответственно ученик либо соглашается (+), либо не соглашается (-).

«Да – нетка» (ВЫСКАЖИТЕ СВОЁ СОГЛАСИЕ/НЕСОГЛАСИЕ С ДАННЫМ УТВЕРЖДЕНИЕМ)

+

2

На письме части БСП выражаются соответствующими знаками препинания.

+

3

Простые предложения соединяются в БСП при помощи союзов и при помощи относительных местоимений.

_

4

Простые предложения, входящие в состав БСП, по отношению друг к другу являются равноправными и взаимозаменяемыми.

_

5

Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений.

+

6

Знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

_

7

В БСП смысловые отношения между предложениями выражаются менее четко, чем в союзных.

+

Свои ответы уч-ся записывают в оценочный лист (0 – 7 б.)

  1. Первичное закрепление - УЧИМСЯ НАХОДИТЬ БСП (+ -)

Приём Птичий хор» - Составить памятку: Как найти БСП в тексте. 
1.Прочитать текст.

2. Найти грамматические основы в предложениях.

3. Вычеркнуть номера простых предложений.

4. Определить смысловые отношения между простыми, входящими в состав сложного, попробовать задать вопрос.

5. Найти средства связи ПП, обозначить границы простых предложений в составе сложного, составить схемы предложений.

6. По схеме определить бессоюзное предложение.

ПРОВЕРЯЕМ ПО СЛАЙДУ.

  1. Закрепление. Задание (по группам)

Найди соответствие

ПРОВЕРЯЕМ ПО СЛАЙДУ.

В ОЦЕНОЧНОМ ЛИСТЕ (от 0 до 5 б.)

ФИЗМИНУТКА

Учитель: «Писать и читать, не зная правил пунктуации и не умея ими пользоваться в своей повседневной работе, недопустимо не только для филолога, но и в равной мере для врача, для инженера, для агронома». А.Б. Шапиаро (Абра́м Бориа́сович (Беа́ркович) Шапиа́ро (1890—1966) — советский языковед)

  1. Знаки препинания в БСП

Работа в паре. Приём «Учитель-ученик» - рассказать о знаках препинания в БСП друг другу по АЛГОРИТМУ № 22

Слайд АЛГОРИМ № 22 (Алгори́тм — набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения некоторого результата. В старой трактовке вместо слова «порядок» использовалось слово «последовательность»...)

НЕ ВЫЗЫВАТЬ!!! СРАЗУ ДРУГОЕ ЗАДАНИЕ!

ОЦЕНИТЕ ДРУГ ДРУГА (0 – 2 б.)

Учитель: Любое знание лучше запомнится, если оно отрабатывается на практике.

  1. Тренировочное упражнение. СЛАЙД

Самостоятельная работа с последующей взаимоповеркой по слайду.

Учитель: Найдите и выпишите в тетрадь БСП, объясните знаки препинания.

1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.

2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.

3) В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку и уехал в деревню.

4) Лягушата прыгают под ногами; уж, свернувшись в клубок, греется на солнце.

СЛАЙД Бессоюзное сложное предложение

(Результат записать в оценочный лист 0 – 4 б.)

  1. Работа с текстом

Учитель: Ребята, вам предстоит сдавать в 10, 11 кл. ПА, потом ГИА, ЕГЭ. Одно из заданий, которые предлагаются, проверяет умение правильно определять виды предложений в тексте

слайд

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

-Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в начале урока?

Достигли ли вы их? (СМ!!! таблицу с колонками “Знаю”, “Хочу узнать”, “Узнал(а)”)

У нас осталась незаполненной третья графа таблицы. Посмотрите на неё и скажите, что вы узнали сегодня на уроке?

(Уч-ся говорят, слайд открывается 3-я часть)

Что такое сложные бессоюзные предложения?

БСП – это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией

Все сложные предложения состоят из нескольких простых.

Из чего они состоят?

Все сложные предложения состоят из нескольких простых.

В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.

Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?

Какие смысловые отношения между частями бессоюзных предложений имеются?

По смыслу (на письме) и интонацией (в устной речи)

Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов.

При помощи каких знаков в них соединяются простые?

, ; : -


  1. Подведение итогов

Мне было приятно с вами сегодня работать. Я надеюсь, что знания, полученные сегодня на уроке, помогут вам успешно сдать экзамены. Спасибо.

Я предлагаю обратиться к оценочному листу, подсчитайте к-во б., переведите их в оценку, смайликом выразите своё отношение к результату.

Кто получил «5»-?

«4»-?

Сдайте оценочные листы и рабочие тетради на проверку.

  1. Домашнее задание

Варьирую задание на дом по уровням.

Первый уровень (обязательный) - должны знать все:

прочитать параграфы № 31 – 33 (выучить правило)

Второй уровень - на выбор:

1. Выполнить упр.193 (объяснить!) ИЛИ

2. Написать сочинение

«Роль знаков препинания в бессоюзном сложном предложении




ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Ф.И.________________________________

Оцените себя, на сколько баллов вы выполняли каждое задание.

Затем посмотрите, сколько баллов вы набрали в итоге, и поставьте себе оценку за урок.


баллов

Достигнутый

результат

1

Игра «2-3 лишний»

0-3 б.

2

Знаю-не знаю

0-4 б.

3

Да-Нетка

0-7 б.

4

Работа в группе (таблица)

0-5 б.

5

«Учитель-ученик»

0-2 б.

6

Самостоятельная работа

0-2 б.

7

Работа с текстом

0-2 б.

Оценка за урок из 25 б.

«1»

6-10 баллов

«2»

11-15 баллов

«3»

15-20 баллов

«4»

21-25 баллов

«5»


0-25 б.

« … »

Выбери смайлик

hello_html_2ccc919d.jpg


Приложение 2.


АЛГОРИТМ № 22

Тема. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ



1. Разбейте данное сложное предложение на простые.


2. Определите смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

|

______________________________________________

/ \

Последовательность, Другие смысловые отношения

одновременность событий |

(между этими предложениями см. алг. № 23, 24

можно вставить союз и)

|

3 Значительно ли распространены

простые предложения, далеки ли

они по смыслу и содержат ли

собственные знаки?

|

____________________

| |

Нет Да

| |

Ставьте Ставьте

запятую точку с запятой

Н-р: Пришла пора цветов и трав, Н-р: Ночь была холодная, тусклая, серая; в воздухе пахло дождём. (Г.)

Земля работы нашей просит. (Долм.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

урок русского языка. 9 класс.Понятие о сложносочиненном предложении

урок русского языка в 9 классе по теме "Сложносочиненные предлжения"...

Урок русского языка. 9 класс. Сложные предложения с разными видами связи.

На уроке раасматриваются предложения с союзной и бессоюзной связью, имееется презентация к уроку....

Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.

Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

урок русского языка 9 класс "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"

Урок русского языка в 9 классе по теме "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....