Урок русского языка. 6 класс. Тема: Изложение" Речкино имя"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

ТЕМА: Изложение «Речкино имя»

Цели:

учиться сохранять при пересказе  сложное типологическое строение текста;

строить развернутое описание состояния окружающей среды;

использовать изобразительные и выразительные языковые средства, встретившиеся в тексте.

ХОД УРОКА:

Организационный момент

Сообщение темы и целей урока

Работа с текстом:

Определение темы текста.

Какова основная мысль текста?

Определение типа речи.

Почему сложно однозначно ответить на этот вопрос?

Текст имеет сложное типологическое строение.

Типологическое строение текста

         Повествование                   Вступительная часть

                                        Завязка

Рассуждение-размышление

Развернутое рассуждение-доказательство

Обоснование тезиса (описание) абзацы  5-8

Вывод, итог                           9 абзац

Стиль текста

Докажите, что это текст художественного стиля.

1. Сказовый характер повествования (порядок слов, парные однородные сказуемые, вопросительные и восклицательные предложения)

2. Изобразительно-выразительные средства.

3.Сравнительные обороты. Слова в переносном значении.

Повествователь

От чьего лица ведется повествование?

Каков образ повествователя?

Почему он говорит от лица нескольких людей?

 

Составление плана

1.Топографы посмеялись над названием речки.

2.Мы забеспокоились.

3.А речка на самом деле бывает хрустальной.

4.Прозрачные ледяные столбики.

5.Нельзя речку «Болотным ручьем» назвать!

Поиск ключевых слов

Топографы   вымеряли, расспрашивали, услыхали, усмехнулись.

Можно переплюнуть

Половодье, ледяные кораллы

Перезвон

Вспыхнет, заискрится

Беседа по тексту

Какие из глаголов использованы в переносном смысле?

Найдите эпитеты. Какие признаки они обозначают?

Для чего в тексте так много прилагательных «цвета»?

Почему в тексте так много эмоционально-окрашенных предложений? Какова их функция?

Орфографический и пунктуационный анализ текста

Слова каких изученных вами орфограмм встретились в тексте?

Найдите в тексте слова на незнакомые вам орфографические правила.

Объясните знаки препинания.

Написание изложения в «черновики».

Чтение и анализ двух-трех работ.

Чтение и пересказ текста.

Написание изложения в «чистовик".

Итог урока

 

 

Текст изложения

 

   Работали у нас топографы. Вымеряли дороги, ручьи, озера, а потом расспрашивали, что и как называется, чтобы поставить на карте верные названия. Услыхали, что наша речка Хрустальной зовется, усмехнулись:

    - Хрустальная! Откуда ж такое название? Ведь ее переплюнуть можно! И тиной она поросла.

   Сказали и ушли. А мы забеспокоились. Вдруг да и правда изменят у нашей речки имя? Возьмут да и назовут её Петлянкой, Мелководной или вовсе Болотным ручьем…Обидно!

   Любят у нас эту речку. Она ведь на самом деле бывает хрустальной.

   Весною, после половодья, ранним студеным утром берега речки вдруг покрываются ледяными кораллами. На каждой травинке, на каждом стебле осоки и даже на нижних ветках кустов рождаются прозрачные ледяные столбики. Они большие – величиной с палец.

    Набежит ветер, качнет кусты и траву – над рекой перезвон. Тонкий, стеклянный.

    А взойдет солнце – каждый столбик вспыхнет темным, фиолетовым, зеленым огнем. Так заискрится, будто внутри него лампочку зажгли.

    Не видать тогда ни топких берегов, ни зарослей рыжей тресты. Бежит светлая речка в хрустальных сияющих берегах.

      Вот какой у нас она бывает! Разве можно ее «Болотным ручьём» обозвать?

                                                                                                     ( По Э. Шиму)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: Изложение «Речкино имя»

Цели:

учиться сохранять при пересказе  сложное типологическое строение текста;

строить развернутое описание состояния окружающей среды;

использовать изобразительные и выразительные языковые средства, встретившиеся в тексте.

ХОД УРОКА:

Организационный момент

Сообщение темы и целей урока

Работа с текстом:

Определение темы текста.

Какова основная мысль текста?

Определение типа речи.

Почему сложно однозначно ответить на этот вопрос?

Текст имеет сложное типологическое строение.

Типологическое строение текста

         Повествование                   Вступительная часть

                                        Завязка

Рассуждение-размышление

Развернутое рассуждение-доказательство

Обоснование тезиса (описание) абзацы  5-8

Вывод, итог                           9 абзац

Стиль текста

Докажите, что это текст художественного стиля.

1. Сказовый характер повествования (порядок слов, парные однородные сказуемые, вопросительные и восклицательные предложения)

2. Изобразительно-выразительные средства.

3.Сравнительные обороты. Слова в переносном значении.

Повествователь

От чьего лица ведется повествование?

Каков образ повествователя?

Почему он говорит от лица нескольких людей?

 

Составление плана

1.Топографы посмеялись над названием речки.

2.Мы забеспокоились.

3.А речка на самом деле бывает хрустальной.

4.Прозрачные ледяные столбики.

5.Нельзя речку «Болотным ручьем» назвать!

Поиск ключевых слов

Топографы   вымеряли, расспрашивали, услыхали, усмехнулись.

Можно переплюнуть

Половодье, ледяные кораллы

Перезвон

Вспыхнет, заискрится

Беседа по тексту

Какие из глаголов использованы в переносном смысле?

Найдите эпитеты. Какие признаки они обозначают?

Для чего в тексте так много прилагательных «цвета»?

Почему в тексте так много эмоционально-окрашенных предложений? Какова их функция?

Орфографический и пунктуационный анализ текста

Слова каких изученных вами орфограмм встретились в тексте?

Найдите в тексте слова на незнакомые вам орфографические правила.

Объясните знаки препинания.

Написание изложения в «черновики».

Чтение и анализ двух-трех работ.

Чтение и пересказ текста.

Написание изложения в «чистовик".

Итог урока

 

 

Текст изложения

 

   Работали у нас топографы. Вымеряли дороги, ручьи, озера, а потом расспрашивали, что и как называется, чтобы поставить на карте верные названия. Услыхали, что наша речка Хрустальной зовется, усмехнулись:

    - Хрустальная! Откуда ж такое название? Ведь ее переплюнуть можно! И тиной она поросла.

   Сказали и ушли. А мы забеспокоились. Вдруг да и правда изменят у нашей речки имя? Возьмут да и назовут её Петлянкой, Мелководной или вовсе Болотным ручьем…Обидно!

   Любят у нас эту речку. Она ведь на самом деле бывает хрустальной.

   Весною, после половодья, ранним студеным утром берега речки вдруг покрываются ледяными кораллами. На каждой травинке, на каждом стебле осоки и даже на нижних ветках кустов рождаются прозрачные ледяные столбики. Они большие – величиной с палец.

    Набежит ветер, качнет кусты и траву – над рекой перезвон. Тонкий, стеклянный.

    А взойдет солнце – каждый столбик вспыхнет темным, фиолетовым, зеленым огнем. Так заискрится, будто внутри него лампочку зажгли.

    Не видать тогда ни топких берегов, ни зарослей рыжей тресты. Бежит светлая речка в хрустальных сияющих берегах.

      Вот какой у нас она бывает! Разве можно ее «Болотным ручьём» обозвать?

                                                                                                     ( По Э. Шиму)

 

Просмотрено: 100%

Текст изложения 

   Работали у нас топографы. Вымеряли дороги, ручьи, озера, а потом расспрашивали, что и как называется, чтобы поставить на карте верные названия. Услыхали, что наша речка Хрустальной зовется, усмехнулись:

    - Хрустальная! Откуда ж такое название? Ведь ее переплюнуть можно! И тиной она поросла.

   Сказали и ушли. А мы забеспокоились. Вдруг да и правда изменят у нашей речки имя? Возьмут да и назовут её Петлянкой, Мелководной или вовсе Болотным ручьем…Обидно!

   Любят у нас эту речку. Она ведь на самом деле бывает хрустальной.

   Весною, после половодья, ранним студеным утром берега речки вдруг покрываются ледяными кораллами. На каждой травинке, на каждом стебле осоки и даже на нижних ветках кустов рождаются прозрачные ледяные столбики. Они большие – величиной с палец.

    Набежит ветер, качнет кусты и траву – над рекой перезвон. Тонкий, стеклянный.

    А взойдет солнце – каждый столбик вспыхнет темным, фиолетовым, зеленым огнем. Так заискрится, будто внутри него лампочку зажгли.

    Не видать тогда ни топких берегов, ни зарослей рыжей тресты. Бежит светлая речка в хрустальных сияющих берегах.

      Вот какой у нас она бывает! Разве можно ее «Болотным ручьём» обозвать?

Текст изложения

 

   Работали у нас топографы. Вымеряли дороги, ручьи, озера, а потом расспрашивали, что и как называется, чтобы поставить на карте верные названия. Услыхали, что наша речка Хрустальной зовется, усмехнулись:

    - Хрустальная! Откуда ж такое название? Ведь ее переплюнуть можно! И тиной она поросла.

   Сказали и ушли. А мы забеспокоились. Вдруг да и правда изменят у нашей речки имя? Возьмут да и назовут её Петлянкой, Мелководной или вовсе Болотным ручьем…Обидно!

   Любят у нас эту речку. Она ведь на самом деле бывает хрустальной.

   Весною, после половодья, ранним студеным утром берега речки вдруг покрываются ледяными кораллами. На каждой травинке, на каждом стебле осоки и даже на нижних ветках кустов рождаются прозрачные ледяные столбики. Они большие – величиной с палец.

    Набежит ветер, качнет кусты и траву – над рекой перезвон. Тонкий, стеклянный.

    А взойдет солнце – каждый столбик вспыхнет темным, фиолетовым, зеленым огнем. Так заискрится, будто внутри него лампочку зажгли.

    Не видать тогда ни топких берегов, ни зарослей рыжей тресты. Бежит светлая речка в хрустальных сияющих берегах.

      Вот какой у нас она бывает! Разве можно ее «Болотным ручьём» обозвать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)

Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой....

Урок русского языка по теме «Могущество, значимость и неповторимость великого русского языка».

Урок- исследование по теме "Могущество, значимость и неповторимость великого русского языка  предназначен для обучающихся 8 класса и направлен на расширение знаний школьников о русском языке, его...

Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"

Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точк...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Урок русского языка по теме "Вводный урок. Слово о русском языке"

Цели: познакомить уч-ся с учебником русского языка;Показать значение и роль слова, объяснить необходимость бережного обращения со словом;Развивать языковой вкус, творческие способности уч-ся;Совершенс...