Открытый урок. Русский язык 7 класс Тема: «Категория состояния и другие части речи»
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)

Галина Алексеевна Верушкина

Открытый урок. Русский язык 7 класс  Тема: «Категория состояния и  другие части речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_7_kl_kategoriya_sostoyaniya.docx16.13 КБ

Предварительный просмотр:

                       Открытый урок. 7 класс

«Категория состояния и

                       другие части речи»

         

          Цель:-закрепить понятие о категории состоянии

                    как самостоятельной части речи;                      

                    -научить отличать категорию состояния от

                     наречий и кратких прилагательных.                    

                     

                                            Учитель: Верушкина Г. А.

 

              Ход урока.

  1. Орг. момент.

Ребята, послушайте стихотворение-загадку. Попробуйте отгадать, о чём здесь идёт речь.

Я никому не подчиняюсь никогда,

И в предложении я слово главное всегда.

Я то явление природы называю,

То состояния души обозначаю.

Учитель: Ребята, что мы знаем об этой части речи? Сейчас мы выясним. Кто подготовил вопросы для штурмующей атаки класса.

- Чем является категория состояния?

- Что обозначает категория состояния?

- Изменяется ли категория состояния?

- В каких предложениях употребляется?

- С какими глаголами сочетается?

- Чем является в предложении?

       

Учитель: Проведём лингвистическую разминку.

Задание: Собрать предложения с категорией состояния.

            1. Состояния природы.    2.Состояния человека.

                 

  1. Мне холодно. 2. Стало ясно на душе. 3. С утра подморозило. 4. Радоваться было рано. 5. Вам это интересно. 6. Неожиданно быстро сделалось темно. 7. Тучи рассеялись, и сделалось ясно. 8.Тмхо вокруг.

Состояния природы- 3,6,7,8. Человека- 1,2,4,5.

 Учитель: Дополните примерами из домашнего задания.

(упр. 275.) Состояния природы-3,4. Человека-2,5,6,7.

2.          Тема: Категория состояния и другие части речи.                              

   Цели:  - закрепить понятие о категории состояния как

                  самостоятельной части речи;

              - научить отличать категорию состояния от

                наречий и кратких прилагательных.

Учитель: Ребята, опираясь на тему урока, какую цель можно поставить перед собой.

(надо научиться отличать категорию состояния от других частей речи).

Карточки.   

  1. Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка.

2.И тяжело Нева дышала,

   Как с битвы прибежавший конь.

3.-Эй, пошёл, ямщик!- Нет мочи:

   Коням, барин, тяжело.

Учитель: - Найдите омонимичные слова. Что такое омонимы?

Ребята, как вы думаете, что мы должны сделать с этими словами? (определить какой они являются частью речи).

- Что для этого нужно?    (алгоритм).

1.Поставить вопрос.

2.От чего зависит.

3.Что обозначает.

4. Чем является в предложении.

Вывод: Чтобы отличить категорию состояния от других частей речи (от наречий и кратких прилагательных), необходимо задать вопрос, посмотреть от какого слова зависит, что обозначает, чем является в предложении.  

3.   Учитель: Выполним упр.277. читаем задание. Выполняем 1вариант- нечётные предложения;2- чётные.

3-предложение - сделать синтаксический разбор.

Я вступил в эту жизнь, пережив её уже мысленно, и мне стало скучно и гадко. Проверить.

Работа в парах. Выписать и определить какими частями речи являются выделенные слова.

1Ой вы, гости-господа,

  Долго ль ездили? Куда?

  Ладно ль за морем иль худо,

  И какое в свете чудо?

2За морем житьё не худо,

  В свете ж вот какое чудо.

1Видно, на море не тихо;

  Смотрит – видит дело лихо.  

       

 2…Вдруг шатёр

   Распахнулся…и девица,

   Шамаханская царица,

   Вся сияет как заря,

   Тихо встретила царя.

4. Выполнение упражнения.            

Упражнение 278: выразительное чтение, обсуждение вопросов, письменное выполнение.

(Состояние природы и человека передаётся с помощью слов категории состояния: повеет, хорошо, а также с помощью прилагательных-эпитетов: тёплый, влажный, в пустом, ласковое, золотыми; наречий-эпитетов: ярко, весело, грустно; глаголов: пригреет, повеселело, сияет.)

-Обратим внимание на слова весело, грустно. Их легко можно перепутать со словами категории состояния. Найдем слово, от которого они зависят: небо сияет как? весело и грустно.

5. Рефлексия (самооценка)

Подводя итоги урока, ребята, хочу у вас спросить,

что нового узнали и чему научились?  

Выставление оценок.

6.Домашнее задание.      

Упр.279.(с дополнительным заданием).

Карточка.      

Ученики с помощью смайликов оценивают свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Урок русского языка на тему "Деепричастие как часть речи"

Презентация к уроку-экскурсии по родному селу....

Урок русского языка в 7 классе СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Технология естественного обучения Термин "технология естественного обучения" введен Н.Н. Суртаевой и подробно описан в ее диссертационном исследовании (1995). В основу данной технологии положены идеи ...

Урок русского языка по теме "частица как часть речи"

Урок русского языка по теме "частица как часть речи"...

Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...