Открытый урок. Русский язык 7 класс Тема: «Категория состояния и другие части речи»
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)
Открытый урок. Русский язык 7 класс Тема: «Категория состояния и другие части речи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_7_kl_kategoriya_sostoyaniya.docx | 16.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок. 7 класс
«Категория состояния и
другие части речи»
Цель:-закрепить понятие о категории состоянии
как самостоятельной части речи;
-научить отличать категорию состояния от
наречий и кратких прилагательных.
Учитель: Верушкина Г. А.
Ход урока.
- Орг. момент.
Ребята, послушайте стихотворение-загадку. Попробуйте отгадать, о чём здесь идёт речь.
Я никому не подчиняюсь никогда,
И в предложении я слово главное всегда.
Я то явление природы называю,
То состояния души обозначаю.
Учитель: Ребята, что мы знаем об этой части речи? Сейчас мы выясним. Кто подготовил вопросы для штурмующей атаки класса.
- Чем является категория состояния?
- Что обозначает категория состояния?
- Изменяется ли категория состояния?
- В каких предложениях употребляется?
- С какими глаголами сочетается?
- Чем является в предложении?
Учитель: Проведём лингвистическую разминку.
Задание: Собрать предложения с категорией состояния.
1. Состояния природы. 2.Состояния человека.
- Мне холодно. 2. Стало ясно на душе. 3. С утра подморозило. 4. Радоваться было рано. 5. Вам это интересно. 6. Неожиданно быстро сделалось темно. 7. Тучи рассеялись, и сделалось ясно. 8.Тмхо вокруг.
Состояния природы- 3,6,7,8. Человека- 1,2,4,5.
Учитель: Дополните примерами из домашнего задания.
(упр. 275.) Состояния природы-3,4. Человека-2,5,6,7.
2. Тема: Категория состояния и другие части речи.
Цели: - закрепить понятие о категории состояния как
самостоятельной части речи;
- научить отличать категорию состояния от
наречий и кратких прилагательных.
Учитель: Ребята, опираясь на тему урока, какую цель можно поставить перед собой.
(надо научиться отличать категорию состояния от других частей речи).
Карточки.
- Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка.
2.И тяжело Нева дышала,
Как с битвы прибежавший конь.
3.-Эй, пошёл, ямщик!- Нет мочи:
Коням, барин, тяжело.
Учитель: - Найдите омонимичные слова. Что такое омонимы?
Ребята, как вы думаете, что мы должны сделать с этими словами? (определить какой они являются частью речи).
- Что для этого нужно? (алгоритм).
1.Поставить вопрос.
2.От чего зависит.
3.Что обозначает.
4. Чем является в предложении.
Вывод: Чтобы отличить категорию состояния от других частей речи (от наречий и кратких прилагательных), необходимо задать вопрос, посмотреть от какого слова зависит, что обозначает, чем является в предложении.
3. Учитель: Выполним упр.277. читаем задание. Выполняем 1вариант- нечётные предложения;2- чётные.
3-предложение - сделать синтаксический разбор.
Я вступил в эту жизнь, пережив её уже мысленно, и мне стало скучно и гадко. Проверить.
Работа в парах. Выписать и определить какими частями речи являются выделенные слова.
1Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем иль худо,
И какое в свете чудо?
2За морем житьё не худо,
В свете ж вот какое чудо.
1Видно, на море не тихо;
Смотрит – видит дело лихо.
2…Вдруг шатёр
Распахнулся…и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияет как заря,
Тихо встретила царя.
4. Выполнение упражнения.
Упражнение 278: выразительное чтение, обсуждение вопросов, письменное выполнение.
(Состояние природы и человека передаётся с помощью слов категории состояния: повеет, хорошо, а также с помощью прилагательных-эпитетов: тёплый, влажный, в пустом, ласковое, золотыми; наречий-эпитетов: ярко, весело, грустно; глаголов: пригреет, повеселело, сияет.)
-Обратим внимание на слова весело, грустно. Их легко можно перепутать со словами категории состояния. Найдем слово, от которого они зависят: небо сияет как? весело и грустно.
5. Рефлексия (самооценка)
Подводя итоги урока, ребята, хочу у вас спросить,
что нового узнали и чему научились?
Выставление оценок.
6.Домашнее задание.
Упр.279.(с дополнительным заданием).
Карточка.
Ученики с помощью смайликов оценивают свою работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.
Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...
Урок русского языка на тему "Деепричастие как часть речи"
Презентация к уроку-экскурсии по родному селу....
Урок русского языка в 7 классе СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Технология естественного обучения Термин "технология естественного обучения" введен Н.Н. Суртаевой и подробно описан в ее диссертационном исследовании (1995). В основу данной технологии положены идеи ...
Урок русского языка по теме "частица как часть речи"
Урок русского языка по теме "частица как часть речи"...
Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс
Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....