Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Конспект урока русского языка

_6___ класс

Тема: Местоимение как часть речи.

Роль местоимений в письменной и устной речи

 

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий

 

Цель деятельности учителя: создать условия для формирования умений находить местоимения в тексте, обобщать материал в таблице, повторение пунктуационных правил и норм

Планируемые результаты:

Предметные: имеют представления о местоимении; определяют местоимения в тексте;; составляют и извлекают необходимую информацию из справочных материалов.

Метапредметные:

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества; развивают морально - нравственные качества личности.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания; анализируют, делают выводы, устанавливают причинно - следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебными действиями.

 

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах, умеют формулировать собственное мнение и позицию, выстраивают учебный диалог с учителем.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал, презентация

 

Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, самоконтроля.

Эпиграф урока

«…Местоимения выделяются в особый класс слов – заменителей, которые, как «запасные игроки» на футбольном поле или «дублеры» в театре, выходят на поле, когда «вынужденно освобождают игру» знаменательные слова.

Реформатский Александр Александрович – российский языковед( 1900 – 1978гг.)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

_6___ класс

Тема: Местоимение как часть речи.

Роль местоимений в письменной и устной речи

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий

Цель деятельности учителя: создать условия для формирования умений находить местоимения в тексте, обобщать материал в таблице, повторение пунктуационных правил и норм

Планируемые результаты:

Предметные: имеют представления о местоимении; определяют местоимения в тексте;; составляют и извлекают необходимую информацию из справочных материалов.

Метапредметные:

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества; развивают морально - нравственные качества личности.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания; анализируют, делают выводы, устанавливают причинно - следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебными действиями.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах, умеют формулировать собственное мнение и позицию, выстраивают учебный диалог с учителем.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал, презентация

 

Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, самоконтроля.

Эпиграф урока

«…Местоимения выделяются в особый класс слов – заменителей, которые, как «запасные игроки» на футбольном поле или «дублеры» в театре, выходят на поле, когда «вынужденно освобождают игру» знаменательные слова.

Реформатский Александр Александрович – российский языковед( 1900 – 1978гг.)

  •  

Ход урока.

Конспект

Используемые приёмы

педагогической техники

Организационный момент

Улыбайся солнцу, улыбайся песне!
Улыбайся также радости друзей.
Уж тогда и жизнь покажется чудесней,
При любом ненастье, при любой грозе.

- Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Я начала наш урок с этого замечательного стихотворения, потому что хочу, чтобы вы тоже улыбнулись, чтобы у вас все получилось

(Название приёма,

 если используется)

Мотивация учащихся на учебную деятельность

Очень часто мы  в работах творческого характера (сочинения, изложения и т.д) допускаем речевые ошибки. Одной из них является неоправданный повтор одних и тех же слов. Но есть такая часть речи, помогающая избежать этой ошибки. Именно о такой части речи предстоит нам сегодня поговорить.

Введение в тему

Тема урока и цели

Тема сегодняшнего урока: Местоимение как часть речи

- Над чем мы сегодня будем работать?

- Чему нужно сегодня научиться?

Обсуждение эпиграфа.

«…выделяются в особый класс слов – заменителей, которые, как «запасные игроки» на футбольном поле или «дублеры» в театре, выходят на поле, когда «вынужденно освобождают игру» знаменательные слова.

Реформатский Александр Александрович – российский языковед( 1900 – 1978гг.)

Я о себе такого мнения:

Огромна роль----------------!

Работе отдаюсь сполна:

Я заменяю имена.

- О какой части речи идет речь?

( О местоимении)

Страница » Корректор»

Работа с текстом

 - Выразительно прочитайте текст.

 - В тексте есть ошибки, которые вы должны исправить

А начнем работу сегодня над редактированием его

В доме у нас жил ежик. Ежик был ручной.

Когда ежика гладили, ежик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким.За Работа в группах( редактирование текста,  формулировка вывода)это мы ежика прозвали Пушком.

- В чем несовершенство данного текста?

-Как называется речевая ошибка, состоящая в неоправданном повторе в тексте одного и того же слова?( Тавтология)

- Что нужно сделать, чтобы не было повторов слова?

( Заменить местоимением)

- Какой вывод мы можем сделать о местоимении?

(Местоимение – важнейшее средство в тексте, позволяющее исключить лексические повторы)

Отредактированный текст:В доме у нас жил ежик . Он был ручной. Когда зверька гладили, тот прижимал к спине колючки и делался

совсем мягким.За это мы его прозвали Пушком.)

Вывод: местоимения в речи заменяют имена существительные, прилагательные , числительные и наречия.

Словарная орфографическая работа

Игра»Или нет , или да»

Местоимение – это часть речи?

Местоимение обозначает предмет, признак предмета, количество?

Местоимение – важная часть речи?

Физминутка

Достойная замена

- Будьте любезны, - как- то обратилось  Имя существительное к Местоимению, - займите мое место на время, я уже всем глаза намозолило… И встало Местоимение на место Существительного. Но вот беда:  имя унесло с собой Существительное. И пришлось Местоимению не называть имя предмета . а лишь указывать на него.

Занимательная лингвистика

Загадки – шутки

 - Какое местоимение спрятано в алфавите?

( я)

- Какие местоимения встречаются на дороге и мешают транспорту?( Я, мы)

- Какое местоимение нужно спрятать за букву ц, чтобы получилось название грызуна?( за – я –ц)

Задание в группах: заменить существительные местоимениями, найти в предложениях местоимения и определить их синтаксическую роль

Велик океан, но и капля для океана – прибыль.

Лучше не иметь сердца, чем не иметь в сердце любовь к народу.

Одна у человека мать, одна у человека и родина.

 -  Какие части речи заменяют местоимения?

- Какими членами предложения являются местоимения?

( местоимения в предложении являются подлежащим, дополнением , определением.)

- Какую часть речи не может заменить местоимение?

а) имя числительное

б) имя прилагательное

в) глагол

г)  имя числительное

Рефлексия

Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке мне понравилось..

Сегодня на уроке я повторил..

Сегодня на уроке я закрепил..

Оцените свое настроение на уроке

Итог урока

Местоимение – важная часть речи.

Благодаря местоимениям наша речь становится яркой, выразительной, точной.

Функции местоимений в тексте:

помогают избежать повтора слов,

обеспечивают связь между предложениями

Домашнее задание:

  1.  уровень(минимальный) - упр 416
  2. Уровень( тренировочный) выписать из художественного произведения 4 предложенияс местоимениями , определить их синтаксическую роль

3)уровень творческое задание( составить ребусы, кроссворды о местоимениях) или

творческое задание( составить сказку на тему» Местоимение»

Работа в группах( редактирование текста, формулировка вывода)

Прием»Лови ошибку»

Эвристическая беседа

Прием»Игра»

 

Самостоятельная работа в группах

Прием»Ярмарка настроений»

Прием» Три уровня домашнего задания»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 7 классе "Местоимение как часть речи"

План-конспект урока русского языка в 7 классе специальной (коррекционной)  общеобразовательной школы VIII вида "Местоимение как часть речи"...

Урок русского языка в 6 классе "Местоимение как часть речи"

Урок русского языка в 6 классе "Местоимение как часть речи" по УМК Ладыженской, Баранова. Первый урок в разделе "Местоимение". Этот урок был проведен в ГКОУ "Казачий кадетский корпус" (г. Буденно...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Местоимение как часть речи"

Презентация к уроку русского языка "Местоимение как часть речи" рассчитана на учащихся 6 класса, обучающихся по УМК Т.А.Ладыженской. Может быть использована для знакомства с разрядами местоимений. Зад...

Урок русского языка в 6 классе "Местоимение как часть речи"

Данный урок является уроком изучения нового материала по теме «Местоимение как часть речи». Учитель ставит задачу совершенствования   языковых знаний, умений и навыков по данной теме. На уро...

Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи. Разряды местоимений»

Конспект урока в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи. Разряды местоимений» по УМК Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова  и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для...