Дополнительная общеразвивающая программа «За страницами школьного учебника»
рабочая программа по русскому языку (7, 8, 9 класс)

Заливанова Виктория Николаевна

Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках    мало времени, чтобы углубляться в тайны языка. На занятиях кружка легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиям. В данной программе учтены возраст и особенности учащихся. Программа составлена с целью углубления представлений  о языке. В наше время, когда учащиеся больше времени проводит за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьёзная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kruzhok.docx42.69 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

История русского языка удивительна, интересна, богата событиями, что позволяет учителю многие языковые явления преподносить нестандартными способами, дает возможность заинтересовать учеников таким сложным предметом, как русский язык.

Домысливать, строить предположения, фантазировать, понимать, а не зазубривать – именно это привлекательно для учеников. Однако в школьных учебниках грамматика излагается как свод правил и определений: прочитай и запомни. Но почему вот это так, а вот это иначе? На чем основано, из чего выведено то или иное правило? Непонимание вызывает раздражение, а затем скуку. Появляется уверенность, что русский язык хорошо знать невозможно. Да и не нужно.

Разумеется, многое зависит от учителя. Если он сможет в доступной форме рассказать о трудностях русского языка, представить языковые явления так, чтобы стали ясны причины, по которым появились те или иные правила и нормы, то обучение будет успешным.

В современном мире востребованы грамотные люди, способные логично и точно формулировать свои мысли. Данная рабочая программа помогает учащимся комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, овладеть навыками речи, учит избегать грамматических и речевых ошибок, строить высказывания с соблюдением норм, составлять тексты и сообщения, редактировать их.

Основные формы организации кружковых занятий – семинары и практические занятия. Формами контроля  за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения и письменные работы.

Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках    мало времени, чтобы углубляться в тайны языка. На занятиях кружка легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиям. В данной программе учтены возраст и особенности учащихся. Программа составлена с целью углубления представлений  о языке. В наше время, когда учащиеся больше времени проводит за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьёзная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком.
         Программа кружка включает в себя углубленные вопросы по  разделам фонетики, грамматики, лексики, синтаксиса, лингвистике. Но нельзя начинать работу без экскурса в историю. Поэтому включены в программу беседы по истории происхождения письменности, ведь именно появление письменности положило начало лингвистической науке. Несколько занятий посвящается различным вопросам лексики, что объясняется и обилием вызывающего интерес у учащихся материала, и необходимостью воспитать у учащихся внимание к слову, вызвать желание разгадывать тайны языка.                    Занятия по фразеологии вызваны необходимостью обогатить речь учащихся; по этимологии - стремлением воспитать у учащихся интерес к разгадыванию тайн языка.
            Программа составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам грамматики и лексики русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.          

Цель программы:

            Данная программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, социокультурного деятельного подхода к обучению русскому языку; направлена на обеспечение качественной  подготовки учащихся по предмету на основе обобщения и систематизации знаний  и совершенствования различного вида компетенций по текстоведению, имеющих важнейшее значение  для формирования коммуникативной личности; на  помощь учащимся разобраться в  трудных вопросах орфографии и пунктуации, систематизации знаний  по этим разделам, отработке шагов и звеньев для решения конкретной орфографической или пунктуационной задачи в целом, подготовке учащихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.

Задачи программы:

Основные образовательные задачи программы:

  • расширить знания по русскому языку, предусматривающие формирование устойчивого интереса к предмету;
  • повысить уровень логического мышления учащихся;
  • создать условия для формирования языковой компетенции;
  • восполнить пробелы по указанным выше разделам лингвистики;
  • выработать навык комплексного анализа текста;
  •  совершенствовать навыки работы над изложением

    Развивающие задачи программы:

  • развивать умение применять алгоритм решения орфографической и пунктуационной задачи;
  • способствовать развитию речи учащихся;
  • совершенствовать навык работы с книгой (учебником, словарем, справочной литературой);
  • способствовать эффективной подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку.

     Воспитательные задачи программы:

  • формировать ключевые компетенции;
  • повышать интерес к гуманитарному образованию;
  • воспитывать грамотного гражданина РФ.

    По окончании курса учащиеся должны знать:

  • принципы русской орфографии и пунктуации;
  • основные орфографические и пунктуационные правила, ранее представлявшие определенную трудность;
  • алгоритм написания сжатого изложения.

    По окончании курса учащиеся должны уметь:

  • использовать основные приемы информационной переработки текста;
  • оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;

  • использовать основные словари, справочники, необходимые для совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности;
  • применять теоретические знания по разделам «Орфография» и «Пунктуация» на практике (как ранее известные, так и полученные на занятиях кружка);
  • применять алгоритм написания сжатого изложения;
  • уметь работать с текстами ОГЭ по русскому языку;
  • грамотно, свободно и эстетично излагать свои мысли в устной и письменной формах;
  • владеть предметными компетенциями (языковой, лингвистической, культуроведческой).

Требования к уровню подготовки (планируемые результаты)

   Личностные: 

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

4) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.

Предметные результаты: 

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка

Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка

(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей

речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации

речевого общения;

7) проведение анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой

практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов

художественной литературы.

Метапредметные :  

1) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета;
  • овладение приемами самостоятельного отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • способность заниматься исследовательской и проектной деятельностью;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; давать устную и письменную оценку своего выступления и выступления одноклассников.

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

   

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Планированию пути достижения цели.

- Установлению целевых приоритетов.

- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Ученик получит возможность научиться:

- Учитывать условия выполнения учебной задачи.

- Выделять альтернативные способы достижения цели.

- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль ( «как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик получит возможность научиться:

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные универсальные учебные действия

- Чтение и аудирование.

Осмысленно и бегло, с установкой на различение основной и дополнительной информации читать учебно-научные тексты, составлять план. Просматривая тексты, выделять в них определения научных понятий, классификационные схемы, фрагменты с информативным повествованием. Слушая объяснение учителя, следить за ходом его рассуждения, выделять в сообщении главную информацию и запоминать её. На занятиях замечать и фиксировать в устных ответах товарищей недочёты в построении научных определений, «чтении» классификационных схем, в использовании языковых средств, в частности терминов.

- Анализ текста.

Определять стиль речи; находить в текстах языковые средства, характерные для научного и делового стилей; выделять в текстах художественных произведений фрагменты с описанием места и состояния окружающей среды, в учебной литературе находить информативное повествование, рассуждение-доказательство, рассуждение- объяснение, проводить стилистический и типологический анализ текста; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений.

- Воспроизведение текста.

Пересказывать учебно-научные тексты типа рассуждения-объяснения, информативного повествования. Осуществлять информационную переработку текста: передавать его содержание в виде плана (простого, сложного), типологической схемы, таблицы; кратко, в тезисной форме выражать основную мысль текста. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и (или) состояния природы. Сохранять в тексте подробного изложения типологическую структуру исходного текста и языковые средства выразительности.

- Создание текста.

Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению (с учётом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учётом основной мысли); составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать небольшие сочинения-рассказы из собственной жизни, используя в них речь типа изобразительного повествования и описания. Составлять краткое информационное сообщение (типа аннотации) о книге (статье, фильме, телепередаче) двух видов: а) о чём говорится и б) что говорится. Давать отзыв о прочитанной книге (сочинении или устном ответе учащегося) в форме рассуждения с оценочным тезисом и его обоснованием; строить устное определение научного понятия.

- Совершенствование текста.

Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы, неудачное употребление стилистически окрашенных слов и оборотов.

Срок реализации программы – 3 учебных года (204 часа).

Формы организации деятельности:

Кружковые занятия предполагают комбинированный характер: включают в себя теоретическую и практическую часть. Ведущей формой организации занятий является групповая. Также во время занятий осуществляется индивидуальный, дифференцированный подход к детям. Занятия проводятся как в кабинете, оснащённом проектором и интерактивной доской, так и в актовом зале, библиотеке.

Методы работы:
- беседы;
- творческие задания;
- тесты;
-исследования;

- конкурсы;

- семинары

- проекты

- практические работы;

- игры.

Содержание программы – 1 год (68 часов)

Введение.

1. Язык и речь - чудо из чудес. (Высказывания великих людей о русском языке)

2. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов.

Орфография.

3. Необычные правила. (Работа с некоторыми школьными правилами. создание новых формулировок правил.)

4. Путеводные звёзды орфографии. (Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов.

5. Путеводные звезды орфографии. (Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов.)

6. Если матрёшки не откликнулись… (Нахождение внутри слов забавных матрёшек, которые помогут легко запомнить правописание. Но матрёшки живут не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Лингвистические игры.)

7-8. Ъ и Ь – смягчение иль разделение? (Использование знаков в тексте. Конкурс-игра «Что там стоит?..»)

9. Хитрый звук «йот» (Роль его в речи и на письме. Работа с текстом.)

        Лексическая стилистика.

        10. Слова-тёзки. (Омонимы. Омофоны.)

        11. Слова-тезки. (Омографы. Омонимия в основе загадок.).

12. Различай и отличай. (Употребление паронимов. Их отличия.)

13. Дидактические игры и упражнения.

14. Поиск нужного слова. (Жаргоны, диалектизмы)

15. Использование историзмов и лексические неологизмы. Игра- конкурс «Кто больше?»

16. Многословие. (Речевая избыточность и речевая недостаточность.)

17. Плеоназм. Скрытая тавтология.

18. Сочинения-миниатюры «Весенняя симфония», «Песня весёлого ручейка».

19. Каламбур и многозначность. (Знакомство с каламбуром, многозначностью.

20. Лингвистические игры «Давайте поиграем».

21. Тайно слово родилось. (Практическое занятие, определение, как рождаются слова)

22. Судьба слова. (Лингвистические игры «Происхождение слов».)

Грамматика. Морфология и синтаксис. Предложение.

23-24. Проще простого или сложнее сложного. (Составление предложений. Прямой порядок слов.)

25. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях для усиления выразительности речи. Актуальное членение.

26. Согласуй меня и помни. (Составление текстов с согласованием названий городов, названий рек, озер, заливов и пр.)

27-28. Согласование зарубежных республик, административно-территориальных единиц и астрономических названий.

Тема 29-30. Работа над проектом. 1ч. (Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).

 Морфология. Наречие.

 31. Наречие как часть речи.

 32. Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото.

 33-34. Образование бывает разным. (Способы образования наречий. Решение лингвистических примеров и задач.)

 35-36. Разряд, становись в ряд! (Разряды наречий. Употребление наречий в тексте. Кроссворды.)

 37. Узнай меня по суффиксу! (Суффиксы наречий. Зависимость правописания от суффикса.

 38. Наречия в загадках.

 39-40. Некогда или никогда? (Правописание не и ни в наречиях. Работа с текстом. Игра «Кто быстрее?»).

 Слова категории состояния.

 41. Затруднительное состояние. (Слова категории состояния: их виды и применение.

 42. Дидактические упражнения.

 Предлог.

 43-44. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. (Роль предлога в речи и в тексте. Работа с текстом.)

 45-46. Употреби меня со словом. (Конструкции с предлогом и без предлога. Различие предлогов в соответствии с присущими им значениями.

47-48. Употреби меня со словом. (Употребление предлогов с географическими объектами, при названиях островов, гор, местностей, транспортных средств.)

Союз.

49. То же, так же иль за то? (Правописание союзов. Дидактические игры с союзами.)

50. Лингвистическая игра «Найди соответствие»

51-52. Соединю простое в сложное. (Роль союзов в тексте. Построение текстов.)

Частица.

53. Уточню, укажу, на вопрос отвечу. (Разряды частиц. Игры на внимание.)

54-55. Не могу не знать - я знаю! (Значение и роль частицы в тексте.)

56. Конкурс на восстановление деформированного текста.

Междометие.

57. Будешь вежлив ты со мной. (Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы.)

58-59. «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!» (Звукоподражательные слова, их роль и употребление.)

Культура речи.

60-61. Заговори, чтоб я тебя увидел. (Культура речи. Речевой этикет.)

62-63. Насыщенность и культура речи. Решение кроссвордов.

64-65. «Стильная речь» (Функциональные разновидности языка, их особенности).

66. Конкурс вежливых.

67. Типы речи или типы в речи. (Работа с текстами, определение типов речи)

Итоговые занятия.

68. Итоговое занятие за год. Защита проектов.

Содержание программы – 2 год (68 часов)

Наш родной язык

1. Язык мой – друг мой.

Вступительное занятие. Цель, содержание работы кружка. Решение организационных вопросов.

2. Что такое язык? Что такое дружба? Зачем нужно дружить с языком? Беседа с элементами игры.

3.  Письменная творческая работа «Случай в стране Филология».

4.  Дорогой письменности.

Конкурсное игровое занятие.

5. Углубление знаний о появлении письменности. Развитие письменности. Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки.

6. Экология слова.

Круглый стол. Знакомство с термином «экология слова» через культуру художественной поэтической речи.

7. Родной язык – душа нации. Проблемы русского языка в современном обществе.

8. Слова – паразиты. Сквернословие. Заимствование.

9. Молодёжный сленг и жаргонизмы. Сокращение слова в письменной речи пользователей социальных сетей.

10. Брей – ринг знатоков русского языка.

Интеллектуальная игра. Выявление уровня знаний учащихся по русскому языку.

11. Проект «Энциклопедия одного слова»: заседание первое.

Долгосрочный проект «Энциклопедия одного слова». Срок реализации – 1 учебный год.

12. Актуальность, цель, задачи проекта, примерный план работы.

13. Просмотр и обсуждение примеров энциклопедических статей слов. Использование Интернет – ресурсов.

Фонетика. Графика

14. Путешествие в Фонетляндию.

Путешествие в страну Фонетляндию. Обобщение и углубление знаний по фонетике.

15. Индивидуальная, групповая работа с текстом. Инсценирование. Работа с толковым словарем.

16. Сказочный алфавит.

Интегрированное занятие по русскому языку и литературе. Сказочная викторина.

17. Буква ё в алфавите 21 века.

История буквы Ё. Мини-исследование «Ё в текстах 21 века» (на примере газет, детских журналов, детских книг, учебников). Дискуссия «Нужна ли буква ё в алфавите 21 века?».

18-19. Проект «Энциклопедия одного слова»: заседание второе.

Актуальность выбранной темы исследования (исследование одного слова). Составление индивидуального плана работы детей. Определение необходимых источников для проведения исследования.

Морфемика. Словообразование

20. КВН «Слово делится на части, Ах, какое это счастье!»

Занятие в форме КВН по разделу «Морфемика».

21. Путешествие в страну Словообразование.

Занятие в форме путешествия-исследования.

22. Словообразование. Словообразующие морфемы. Способы образования слов.

23. Словообразовательная модель. Словообразовательное гнездо.

24. Загадки, шарады, лингвистические игры – исследования. Работа с картой страны.

25. Парное исследование по словообразованию. Творческая работа.

26. Лингвистические Олимпийские игры.

Выполнение олимпиадных заданий.

27-28. Проект «Энциклопедия одного слова»: заседание третье.

Анализ и отбор языкового материала исследования. Индивидуальная работа. Консультация с руководителем.

Лексикология. Фразеология

29. Собирал человек слова.

Заседание круглого стола. В. И. Даль и его «Толковый словарь живого великорусского языка».

30. Тематические группы слов.

Тематические группы слов. Лингвистические игры.

31. Мини-исследование «Лексика ограниченного употребления в устной и письменной речи».

Лексика ограниченного употребления: диалектная лексика, жаргонная лексика, специальная лексика и терминология. Мини - исследование в группах: «Диалектная лексика в текстах современных СМИ» (на примере газеты «Вперёд»), «Диалектная лексика в речи односельчан», «Специальная лексика и терминология в текстах современных СМИ» (на примере газеты «Вперёд»), «Жаргонная лексика в речи школьника».

32. Мини-исследование «Лексика ограниченного употребления в устной и письменной речи».

33. Выступление с сообщением участников групп по результатам проведённого исследования.

34. Синонимы. Антонимы.

Занятие – презентация. Синонимы. Антонимы.

35. Омонимы. Групповое выступление, блиц-опрос.

36. Творческая мастерская письма.

37. Творческая мастерская письма.

38-39. «Это замашистое, бойкое, метко сказанное русское слово…»

Занятие - соревнование по пословицам, поговоркам, фразеологизмам русского языка.

40. Своя игра.

Интеллектуальная игра по Лексикологии и Фразеологии.

Синтаксис. Пунктуация

41. От глубокой древности до наших дней.

Из истории пунктуации. Знаки препинания.

42-43. Решение пунктуационных задач.

44. Один против всех.

Интеллектуальная игра. Синтаксис.

45. Словосочетание.

46. Предложение.

47. Члены предложения.

48-49. Проект «Энциклопедия одного слова»: заседание четвертое.

Оформление работы. Составление примерного плана выступления – защиты проекта. Создание презентации.

Морфология

50. На приёме у Морфологии.

Ролевая игра. Морфология. Части речи. Инсценирование. Выступление с сообщениями. Выполнение игровых заданий.

51. «Имя существительное – дирижер грамматического оркестра». Теория.

52. «Имя существительное – дирижер грамматического оркестра». Практика.

53-54. Обобщение и систематизация знаний по имени существительному.

55. Тайна имени.

Имена собственные. Сообщение учащихся о происхождении имён.

56. Самопрезентания. Решение лингвистических задач.

57-58. Что? Где? Когда?

Интеллектуальная игра по теме «Имя существительное».

59. В стране Имени Прилагательного.

Занятие – путешествие по стране Имени Прилагательного. Морфологические признаки имени прилагательного.

60. Выполнение лингвистических заданий.

61. Библиотечный урок. Имя прилагательное в названии произведений

детской литературы.

Мини - исследование «Имя - прилагательное в названии произведений детской литературы». Аннотация.

62. Лексическое значение и морфологические признаки имени прилагательного. Групповая, индивидуальная работа. Письменное сообщение учащихся.

63. Чудодейственная сила глагола.

Глагол как единица речи. Лингвистическое путешествие.

64. Поле – чудес.

Интеллектуальная игра по теме «Морфология».

65. Лингвистическая игра «Знай и умей».

Система языка.

66. Обобщение и систематизация знаний о языке. Лингвистическая игра.

Подведение итогов реализации программы

67. Научно-практическая конференция. Проект «Энциклопедия одного

слова».

Презентация проекта «Энциклопедия одного слова». Выступления кружковцев с результатами работы. Обсуждение. Подведение итогов.

68. Кружок «Язык мой – друг мой». Итоговое занятие.

Подведение итогов работы кружка. Анкетирование. Просмотр презентации о проделанной работе кружка.

                                                                   

Содержание программы – 3 год (68 часов)

Лексика.

1. Заговори, чтоб я тебя увидел.2ч. (Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов).

2. Типы речи или типы в речи.2ч. (Работа с текстами, определение типов речи).

Орфография.

3. Необычные правила.2ч. (Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых формулировок правил.).

4. Н+Н=НН . (Нахождение подсказок, которые помогут легко запомнить правописание н и нн в разных частях речи. Но подсказки есть не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Лингвистические игры.)

5. Путеводные звёзды орфографии. 2ч. (Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов).

6. Слитно, раздельно иль через дефис? 2ч. (Употребление дефиса на письме. Роль его в речи и на письме. Работа с текстом.)

7. Не и Ни бывают в слове. 2ч. (Правописание НЕ и НИ в разных частях речи. Трудные случаи написания. Не и НИ в загадках.).

8. Различай и отличай. 2ч. (Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения).

Морфология.

9. Морфологическая семейка.1ч. (Повторение и закрепление сведение о самостоятельных и служебных частях речи. Игра- конкурс «Кто больше?»).

10. Тайна в имени твоём. 2ч. (Имя существительное как часть речи: основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Сочинения-миниатюры «Осенняя симфония»).

11. Именная родня. 2ч. (Все именные части речи русского языка: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное и местоимение. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Лингвистические игры «Давайте поиграем».)

12. Братство глагольное.. (Глагол, причастие и деепричастие. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Практическое занятие, определение, как образуются глагольные формы слова).

13. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.2ч. (Служебные части речи русского языка: предлог, союз и частица. Их применение и употребление в речи и на письме. Лингвистические игры. «Применение слов».)

Синтааксис и пунктуация.

14. Сочетание или словосочетание?2ч. (Обобщение изученного о строении словосочетания, его разновидности и связи. Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото.)

15. Примыкай, управляй, согласуй…2ч..(Составление словосочетаний с согласованием, управлением и примыканием. Согласование различных названий.)

16. Работа над проектом. 2ч. (Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).

17. Это непростое простое предложение. 2ч. (Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение.)

18. Главнее главного. 2ч. (Подлежащее и способы его выражения. Решение лингвистических примеров и задач.)

19. Действую по-разному.2ч. (Сказуемое и способы его выражения. Виды сказуемых. Игра «Кто быстрее?»).

20. Определяй и дополняй. 2ч. (Определение и дополнение как второстепенные члены предложения, их применение в предложении. Частота употребления определений в загадках.)

21. Где? Когда? Куда? Откуда? 2ч. (Обстоятельство как второстепенный член предложения, его применение в предложении. Работа с деформированным текстом).

22. Назывные именные. 2ч. (Односоставные предложения: их виды и применение. Назывные предложения. Дидактические упражнения).

23. Личные отличные.2ч. (Односоставные предложения: их виды и применение. Виды односоставных предложений с главным членом сказуемым. Работа с текстом.)

24. Тройное доказательство родства. 2ч. (Предложения с однородными членами предложения. Признаки однородности. Употребление однородных членов в географических названиях островов, гор, местностей, транспортных средств.)

25. Соединю родных и разделю.2ч. (Как связываются между собою однородные и неоднородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения. Дидактические игры с однородными членами. Лингвистическая игра «Найди несоответствие»).

26. Обратись ко мне красиво!2ч. (Роль обращения в предложении и в тексте. Виды обращений. Построение текстов.)

27. Водные или вводные.2ч. (Значение и роль вводных слов в предложении и в тексте. Конкурс на восстановление деформированного текста. Игры на внимание.)

28. Сочетай, конструируй и вставляй.2ч. (Вводные слова, предложения и вставные конструкции. Их роль и использование в тексте предложения. Использование при них знаков препинания. Конкурс-игра «Что там стоит?..»)

29. Обособим мы тебя.. (Предложения с обособленными членами предложения. Их роль в предложении. Понятие обособления. Использование при них знаков препинания. Работа с деформированным текстом).

30. Квадратное обособление.2ч. (Основные принципы обособления слов в речи и на письме. Обособление второстепенных членов предложения. Сочинение-миниатюра «Весёлая семейка»).

31. Распространённые одиночки.2ч. ( Обособление приложения, распространённого и нераспространённого. Решение кроссвордов.)

32. Скажи прямо, не молчи…2ч. ( Строение прямой речи, виды речи. Конкурс высказываний на лингвистическую тему.)

33. Косвенно чужая речь.2ч. (Строение косвенной речи, перестроение прямой речи в косвенную и обратно. Работа с текстами, определение видов речи).

Защита проекта.

34. Итоговое занятие за год. Защита проекта.2ч.

Тематическое планирование кружка «За страницами школьного учебника»

(1-й год обучения)

Тема

Количество часов

Введение.

2

Орфография.

7

Лексическая стилистика.

13

Грамматика. Морфология и синтаксис. Предложение.

8

Морфология. Наречие.

10

Слова категории состояния.

2

Предлог.

6

Союз.

4

Частица.

4

Междометие.

3

Культура речи.

7

Итоговые занятия.

2

Тематическое планирование кружка «За страницами школьного учебника»

(2-й год обучения)

Тема

Количество часов

Наш родной язык

13

Фонетика. Графика

8

Морфемика. Словообразование

8

Лексикология. Фразеология

12

Синтаксис. Пунктуация

9

Морфология

16

Подведение итогов реализации программы

2

Тематическое планирование кружка «За страницами школьного учебника»

(3-й год обучения)

Тема

Количество часов

Лексика

4

Орфография

12

Морфология

10

Синтааксис и пунктуация

40

Защита проекта

2

Список литературы:

1. Аверьянова А. П. Как образуются слова. М. 2004.

2. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М. 2004.

3. Александрова Н. Ф. Занимательная грамматика. Минск. 2001

4. Арсирий А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М. 2005.

5. Зарецкий А. И. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М. 2006.

6. Лопатин В. В. Рождение слова. М. 2001.

7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Правильность речи. Словарь – справочник. М. 2003.

8. Уразов И. Почему мы так говорим. М. 2005.

9. Чуковский К. Живой как жизнь. М. 1999.

10. Шанский Н. М. В мире слова. М. 2007.

11. Шанский Н. М. Краткий этимологический словарь русского языка. М. Учпедгиз. 2001.

12. В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Ленинград. «Просвещение». Ленинградское отделение, 1990
13.А. Т. Арсирий, Г. М. Дмитриева. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть первая. М. Учпедгиз. 1963.
14.А. Т. Арсирий. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть 2.изд. «Просвещение», М., 1967.
15. Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. М. «Просвещение», 1976
Львова С.И. За страницами школьного учебника. Русский язык.  Пособие для учащихся.

Литература для обучающихся.

  1. А. Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. М., «Просвещение», 1995.
  2. И. Я. Бурау. Загадки мира слов. Д., «Сталкер», 1997.
  1. Э. А. Вартаньян. Путешествие в слово. Книга для учащихся старших классов, издание второе исправленное, М., Просвещение, 1982.
  2. Ю. В. Откупщиков. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии.
  3. Г. Александрова. Занимательный русский язык(серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург, «Тригон», 1997.

Словари и справочная литература

  1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Наука, 1966.- 226 с.
  2. Короткий англо-український-російський словник наукової лексики / Упорядники М.І. Балла, В.Я. Карачун, В.Г. Коряченко, Ю.З. Прохур. – К.: Грамота, 2001. – 319 с.
  3. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: Ок. 13000 слов / А.А. Семенюк, И.Л. Городецкая, М.А. Матюшина и др. – М.: Рус яз., 1994. – 586 с. – (Малая б-ка словарей рус. яз.).
  4. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика: Пособие для студентов гуманитарных вузов и учащихся лицеев. - М.: Аспект Пресс, 1996.- 284 с.
  5. Михальская А.К. Основы стилистики. От мысли к тексту. - М.: Высшая школа, 1996.- 322 с.
  6. Новиков Л.А. Искусство слова. - М.: АСТ, 1991. - 266 с.
  7. Одинцов В.В. Стилистика текста. - М.: Педагогика, 1980. - 286 с.
  8. Розенталь Д., Теленкова М. Словарь–справочник лингвистических терминов. - М.: Книга, 1985.- 322 с.
  9. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика / Д.Э. Розенталь. - 2-е изд., перераб. – М.: ООО Издательство Оникс: ООО Издательство Мир и образование, 2007.- 217 с.
  10. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Прописная или строчная? / Д.Э. Розенталь. - 7-е изд. перераб. и доп. – М.: ООО Издательский дом ОНИКС 21 век, 2005. – 304 с. Новинская Н.И. Орфоэпический словарь русского языка. / Н.И. Новинская – Изд. 4-е. – Ростов н /Д: Феникс, 2007.- 336 с.
  11. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. - М.: Книга, 2000.- 320 с.
  12. Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М.: Наука, 1993.- 362 с.
  13. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. - М.: Педагогика, 1986. - 412 с.
  14. Энциклопедический словарь литературоведа. - М.: Аванта, 1998.- 642 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «За страницами школьного учебника химии»

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «За страницами школьного учебника химии» может использоваться для учащихся 9 классов с целью расширения зна...

Рабочая (дополнительная общеразвивающая) программа для 7 класса «За страницами учебника русского языка»

Данная образовательная программа носит интеллектуально-познавательную направленность. Программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать много слов в одном и одно во многих, ра...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Естественнонаучной направленности «За страницами учебника математики» Возраст учащихся:11-13лет Срок реализации: 1год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Естественнонаучной   направленности  «За страницами учебника математики»Возраст  учащихся:11-13лет Срок реализации: 1годА...

Программа «За страницами школьного учебника» 3 класс

Программа «За страницами школьного учебника» 3 класс...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ГЕОГРАФИИ»

                     АННОТАЦИЯк дополнительной общеразвивающей программе «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ГЕОГРАФИИ» Направле...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника немецкого языка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника немецкого языка» ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника английского язык»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программасоциально – гуманитарной  направленности«За страницами школьного учебника английского язык»  Возраст обучаю...