ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ГЕОГРАФИИ»
рабочая программа по географии (8 класс)
АННОТАЦИЯ
к дополнительной общеразвивающей программе
«ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ГЕОГРАФИИ»
Направленность: естественнонаучная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст учащихся: 12-15 лет (8-9 класс)
Срок реализации: 1 год (38 час)
Актуальность программы.
Кружок «За страницами учебника географии» способствует развитию географического кругозора, познанию географических закономерностей, накоплению новых знаний о природе своего края, привитию навыков самостоятельной и исследовательской работы и тем самым повышению качества географической подготовки школьников.
Цель Программы:
воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение обучающихся к работе по изучению природы своего края и проблем экологического состояния природной среды.
Ожидаемые результаты:
Приоритетами для программы являются:
- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства, владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Сюда входят умения выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой; оформить результаты своей деятельности (построение диаграмм, графиков, таблиц, создание презентаций).
- Информационные компетенции формируют умения подбирать, обрабатывать, обобщать информацию из разных источников и делать выводы; осуществлять классификацию анализируемой информации; представлять информацию в обобщенной форме в виде графиков, таблиц и диаграмм в письменных отчетах и электронных презентациях.
- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
za_str._geografii._tsybin_e.p.docx | 41.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ГЕОГРАФИИ» Направленность: естественнонаучная Уровень программы: ознакомительный Возраст учащихся: 12-15 лет (8-9 класс) Срок реализации: 1 год (38 час)
Автор-составитель: Цыбин Евгений Павлович, педагог дополнительного образования Москва, 2020 |
АННОТАЦИЯ
к дополнительной общеразвивающей программе
«ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ГЕОГРАФИИ»
Направленность: естественнонаучная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст учащихся: 12-15 лет (8-9 класс)
Срок реализации: 1 год (38 час)
Актуальность программы.
Кружок «За страницами учебника географии» способствует развитию географического кругозора, познанию географических закономерностей, накоплению новых знаний о природе своего края, привитию навыков самостоятельной и исследовательской работы и тем самым повышению качества географической подготовки школьников.
Цель Программы:
воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение обучающихся к работе по изучению природы своего края и проблем экологического состояния природной среды.
Ожидаемые результаты:
Приоритетами для программы являются:
- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства, владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Сюда входят умения выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой; оформить результаты своей деятельности (построение диаграмм, графиков, таблиц, создание презентаций).
- Информационные компетенции формируют умения подбирать, обрабатывать, обобщать информацию из разных источников и делать выводы; осуществлять классификацию анализируемой информации; представлять информацию в обобщенной форме в виде графиков, таблиц и диаграмм в письменных отчетах и электронных презентациях.
- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Автор-составитель:
Цыбин Евгений Павлович,
педагог дополнительного образования
Москва, 2020
Раздел 1. Пояснительная записка.
Направленность: естественнонаучная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст учащихся: 12-15 лет (8-9 класс)
Срок реализации: 1 год (38 час)
Актуальность программы.
Кружок «За страницами учебника географии» является одним из видов образования – дополнительное образование по географии. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружок способствует развитию географического кругозора, познанию географических закономерностей, накоплению новых знаний о природе своего края, привитию навыков самостоятельной и исследовательской работы и тем самым повышению качества географической подготовки школьников.
Цель Программы:
воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение обучающихся к работе по изучению природы своего края и проблем экологического состояния природной среды.
Задачи:
последовательное расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных на уроках географии; развитие навыков исследовательской деятельности;
развитие навыков оформления исследовательских работ и умения работать с научно- популярной и художественной литературой, со статистическими материалами;
повышение интереса у обучающийся к исследовательской деятельности и к изучению предмета.
Ожидаемые результаты.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых метапредметных компетенций. В этом направлении приоритетами для программы «За страницами учебника географии» являются:
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства, владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Сюда входят умения выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой; оформить результаты своей деятельности (построение диаграмм, графиков, таблиц, создание презентаций).
Коммуникативные компетенции - это владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; делать выводы по ходу обсуждения и подводить итоги обсуждения.
Информационные компетенции формируют умения подбирать, обрабатывать, обобщать информацию из разных источников и делать выводы; осуществлять классификацию анализируемой информации; представлять информацию в обобщенной форме в виде графиков, таблиц и диаграмм в письменных отчетах и электронных презентациях.
Проблемные компетенции формируют умения определять проблемную ситуацию и способы её решения; анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы через наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Содержание программы кружка способствует развитию ОУУН и способов деятельности:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественно – научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; - приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением выдвигать возможные результаты своих действий;
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства.
Важное место на занятиях кружка уделяется навыкам оформления исследовательских работ и умениям работать с научно- популярной и художественной литературой, со статистическими материалами. Данные навыки и умения обучающиеся могут применять на уроках и в жизненных ситуациях.
На занятиях кружка используются наглядные пособия (в том числе собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний о географических, биологических, экологических особенностях своего края.
Практическая часть программы предусматривает выполнение практических работ на местности, проведение экскурсий, полевых практик. Результаты, полученные в ходе экскурсий, полевых практик и практических работ используются для написания исследовательских работ и во внеклассной работе по географии.
Программа кружка рассчитана на 38 часов (1 час в неделю). Руководитель кружка вправе вносить коррективы в программу в соответствии с учебно-методическими и материально-техническими возможностями образовательного учреждения, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ, экскурсий.
Раздел 2. Формы аттестации и оценочные материалы.
Входящий контроль: устный опрос, тестирование.
Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной практической работы и самоанализ; устный фронтальный опрос.
Текущий контроль: опрос, практическая работа, тестирование, творческая работа, наблюдение.
Итоговый контроль: тестирование, подготовка исследовательских работ.
Формы контроля знаний:
- устный опрос;
- исследовательская работа;
- тестовый;
- практическая работа.
Раздел 3. Содержание программы:
Учебный (тематический план)
| Наименование раздела, темы
| Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
Раздел 1. Введение | |||||
1 | Тема 1. Формы и методы организации исследовательской деятельности. Вводный инструктаж | 1 | 1 | 0 | |
2 | Тема 2. Особенности чтения научно-популярной и методической литературы. Приемы конспектирования. Источники получения информации. Отбор и анализ литературы | 1 | 1 | 0 | |
Раздел 2. Оформление исследовательских работ | |||||
3 | Тема 1. Основы научного исследования. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы | 1 | 1 | 0 | |
4 | Тема 2. Отбор и анализ научно- популярной и методической литературы | 1 | 1 | 0 | |
5 | Тема 3. Составление рабочего плана исследования. Конспектирование научно- популярной статьи | 1 | 1 | 0 | |
6 | Тема 4. Оформление страниц исследовательской работы в соответствии с требованиями | 1 | 1 | 0 | |
7 | Тема 5. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Наглядный материал в исследовательской работе | 1 | 1 | 0 | |
8 | Тема 6. Эстетическое оформление работы. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности | 1 | 1 | 0 | |
9 | Тема 7. Новые типы загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы. Шум. Меры предотвращения шумового воздействия | 1 | 1 | 0 | |
10 | Тема 8. Возможности появления новых видов загрязнений природы. Особенности охраны природы в городах и сельской местности | 1 | 1 | 0 | |
11 | Тема 9. Сбор материалов по охране природы своего края. Обмен опытом природоохранной работы с учащимися | 1 | 0 | 1 | |
12 | Тема 10. Виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в природе. Обобщающее занятие. Методы обработки результатов наблюдений и исследований | 1 | 1 | 0 | |
13 | Тема 11. Выявление растений, наиболее и наименее устойчивых к загрязнению воздуха. Обработка результатов исследований | 1 | 1 | 0 | |
Раздел 3. Исследования в области экологии | |||||
14 | Тема 1. Предмет и задачи экологии. Характеристика экологической ситуации в Москве и Подмосковье. Рациональное и нерациональное природопользование. Природоохранная деятельность | 1 | 1 | 0 | |
15 | Тема 2. Нормативно-правовые документы в области охраны природы. «Красная книга» | 1 | 1 | 0 | |
16 | Тема 3. Биосфера, границы биосферы. Биосфера как среда жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу. Ноосфера | 1 | 1 | 0 | |
17 | Тема 4. Составление картосхемы (списка) предприятий, влияющих на окружающую среду в районе Капотня | 1 | 0 | 1 | |
18 | Тема 5. Источники загрязнения атмосферного воздуха. Загрязнение воздуха автотранспортом на территории своего населенного района | 1 | 1 | 0 | |
19 | Тема 6. Новые типы загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы | 1 | 1 | 0 | |
20 | Тема 7. Шум. Меры предотвращения шумового воздействия. Возможности появления новых видов загрязнений природы | 1 | 1 | 0 | |
21 | Тема 8. Виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в природе | 1 | 1 | 0 | |
22 | Тема 9. Выявление растений, наиболее и наименее устойчивых к загрязнению воздуха | 1 | 0 | 1 | |
23 | Тема 10. Методы обработки результатов наблюдений и исследований | 1 | 1 | 0 | |
Раздел 4. Исследовательская работа | |||||
24 | Тема 1. Исследования водных объектов. Гидробиология | 1 | 1 | 0 | |
25 | Тема 2. Методы гидробиологических исследований | 1 | 1 | 0 | |
26 | Тема 3. Распространение водных организмов в связи с условиями освещенности. Охрана водоемов от загрязнения | 1 | 1 | 0 | |
27 | Тема 4. Физические и химические свойства воды в природе | 1 | 1 | 0 | |
28 | Тема 5. Изучение климата. Метеорология. Прогноз погоды | 1 | 1 | 0 | |
29 | Тема 6. Измерение климатических показателей с помощью приборов | 1 | 0 | 1 | |
30 | Тема 7. Метеорологические явления по сезонам года. | 1 | 1 | 0 | |
31 | Тема 8. Изменение режима реки по сезонам года | 1 | 0 | 1 | |
32 | Тема 9. Осадки. Преобладающие виды осадков по сезонам. | 1 | 1 | 0 | |
33 | Тема 10. Построение и анализ диаграммы осадков, графика хода температур по данным наблюдений | 1 | 0 | 1 | |
34 | Тема 11. Обработка результатов метеорологических наблюдений | 1 | 1 | 0 | |
35 | Тема 12. Ведение дневника погоды. Обработка результатов наблюдений | 1 | 0 | 1 | |
36 | Тема 13. Особенности рельефа своей местности. Горные породы, их хозяйственное использование | 1 | 1 | 0 | |
37 | Тема 14. Влияние природных факторов на разрушение горных пород. Образование почвы | 1 | 1 | 0 | |
38 | Тема 15. Обобщение. Природные и антропогенные объекты на территории района | 1 | 1 | 0 | |
ИТОГО: |
38 часов |
31 час |
7 часов |
Содержание учебно-тематического плана
I. Введение (2 ч.)
Формы и методы организации исследовательской деятельности. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение, просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы.
Экскурсия в библиотеку.
Учащиеся должны знать:
формы и методы исследовательской деятельности;
правила работы с источниками получения информации;
особенности чтения научно- популярной литературы;
особенности и приемы конспектирования.
Учащиеся должны уметь:
анализировать научно-популярную литературу;
2. Оформление исследовательских работ (11 ч.)
Основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”.
Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.
Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения.
Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление.
Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление “Заключения”.
Практические работы: 1. Оформление исследовательских работ для участия в районной экологической конференции и других конкурсах по проблемам охраны окружающей среды. 2. Выступление с результатами исследований перед обучающимися своей школы. 3.Конспектирование научно- популярной статьи.
Учащиеся должны знать:
требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ;
вклад каждого участника группы (если работает несколько авторов) в работу.
Учащиеся должны уметь:
оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями;
логически выстраивать текстовой материал;
обрабатывать результаты экспериментальной деятельности.
3. Исследования в области экологии (10 ч.)
Предмет и задачи экологии. Экология- синтез естественных наук.
Краткая характеристика экологической ситуации в России, Московской области. Природоохранная деятельность как антропогенный фактор. Рациональное и нерациональное природопользование.
Нормативно- правовые документы, действующие на территории России в области экологии. “Красная книга” Московской области. Охрана редких растений, животных и мест их обитания.
Биосфера, границы биосферы. Основные формы организации жизни. Биосфера, биоценоз, популяции, организм - ступени организации жизни. Биосфера как среда жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы. Ноосфера.
Главные источники загрязнения атмосферного воздуха. Меры предотвращения загрязнения воздушного бассейна. Роль растительности в охране и оздоровлении атмосферного воздуха.
Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы и современный источник сырья для различных отраслей промышленности. Шум. Воздействие шума на биологические объекты. Меры предотвращения шумового воздействия на окружающую природную среду. Возможности появления новых видов загрязнений природы и меры по их предупреждению.
Особенности охраны природы в городах и сельской местности. Общность, различия природоохранных мероприятий в городе и сельской местности. Необходимость объединения совместных усилий городских и сельских организаций в области охраны природы.
Наблюдения, эксперименты, другие виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в области экологии. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.
Практические работы:
1. Составление картосхемы предприятий своей местности, влияющих на окружающую среду.
2. Сбор материалов по охране природы своего края.
3. Загрязнение воздуха автотранспортом на территории своего населенного пункта.
4. Обмен опытом природоохранной работы между городскими и сельскими школьниками.
5. Проведение опытов и наблюдений по выявлению растений, наиболее и наименее устойчивых к загрязнению воздуха.
6. Подготовка сообщений о растениях и животных “Красной книги”.
7. Обработка результатов исследований.
Учащиеся должны знать:
экологическое состояние природной среды в Москве и Подмосковье;
основные нормативно- правовые документы в области экологии;
растения и животных своего края, находящихся под охраной;
понятия “ноосфера”, “биосфера”, границы биосферы;
основные формы организации жизни;
влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы;
новые типы загрязнений;
особенности охраны природы в Москве и Подмосковье;
виды исследований;
главные источники загрязнения воздуха;
меры по предотвращению загрязнения воздуха;
роль растительности в охране и оздоровлении воздуха.
Учащиеся должны уметь:
давать характеристику экологической ситуации в Москве и Подмосковье;
приводить примеры рационального и нерационального природопользования;
определять степень воздействия хозяйственной деятельности человека на биосферу;
прогнозировать возможности появления новых видов загрязнений;
осуществлять практическую деятельность по охране природы своего края;
обладать навыками исследовательской деятельности;
выявлять растения, наиболее и наименее устойчивые к загрязнению воздуха.
4. Исследовательская работа (15 ч.)
Исследования водных объектов. Водоем как замкнутая экологическая система.
Гидробиология как наука, изучающая водные организмы и биологические процессы, происходящие в водоемах. Методы гидробиологических исследований.
Охрана водоемов. Меры охраны и очистки вод от загрязнения.
Общее понятие о распространении водных организмов. Распространение водных организмов в связи с условиями освещенности. Состояние численности водных животных на водоемах Москвы и Подмосковья.
Значение воды в круговороте веществ. Физические и химические свойства воды.
Изучение климата. Метеорология как наука. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы.
Метеорологические явления по сезонам года. Продолжительность дня. Температура воздуха и ее влияние на жизнь растений и животных. Вскрытие и замерзание водоемов. Осадки, преобладающие виды осадков по сезонам года.
Организация метеорологических наблюдений. Обработка результатов наблюдений.
Особенности рельефа своей местности. Изучение горных пород окружающей территории, их важнейшие свойства и хозяйственное использование. Влияние ветра, воды, температуры воздуха на разрушение горных пород. Образование почвы.
Практические работы:
1. Гидрологические исследования на водоемах своего края.
2. Изучение физических и химических свойств воды.
3. Ведение дневника погоды. Обработка результатов наблюдений.
4. Изучение режима реки по сезонам года.
5. Построение и анализ диаграммы осадков, графика хода температур.
6. Измерение климатических показателей с помощью приборов и подручными средствами.
7. Наблюдения за деятельностью природных факторов (воды, ветра, температуры воздуха) в местных условиях, их роль в формировании рельефа.
8. Сбор образцов полезных ископаемых.
Экскурсии на местный водоем; на метеостанцию своего района, на производства по добыче и переработке горных пород.
Учащиеся должны знать:
гидрологические и гидробиологические методы исследования водных объектов;
меры по охране вод от загрязнения;
состояние численности водных организмов на водоемах своего края;
метеорологические явления по сезонам года, характерные для своей местности;
влияние температуры воздуха на жизнь растений и животных;
преобладающие виды осадков по сезонам года;
особенности рельефа своей местности;
свойства местных горных пород, их хозяйственное использование;
процесс образования почвы.
Учащиеся должны уметь:
проводить гидрологические и гидробиологические исследования на водоеме;
определять физические и химические свойства воды;
давать краткосрочные прогнозы погоды;
проводить метеорологические исследования с помощью приборов и подручными средствами;
обрабатывать результаты наблюдений и измерений;
строить и анализировать схемы, диаграммы, графики по результатам измерений;
определять свойства горных пород, добываемых в своей местности;
прогнозировать разрушение горных пород под действием природных факторов.
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами), текстовыми (текстом учебников, дополнительной литературой, энциклопедиями), профилями, диаграммами, рисунками, схемами, приборами. Освоение курса картографии и топографии предполагает самое широкое использование школьных и школьно-краеведческих справочных карт и атласов.
Информационные средства:
- мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания, электронные карты по основным разделам курса географии.
Технические средства обучения:
- ноутбук в кабинете географии;
- плазменная панель к кабинете географии.
Раздел 5. Список литературы.
- Учебные пособия по географии Москвы и Московской области: Учебное пособие/А.И. Алексеев, О.В. Гаврилов, В.Г. Глушкова, Л.Ф. Греханкина, Э.В. Ким. - М.: Издательство Московского университета, 2013.
- Основы топографии и картографии. Н.В. Андреев М.: Просвещение, 2000.
- География для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. Е.Н. Селищев. Издательство Академия развития, 2006.
- Школьное краеведение: Методика и практика преподавания курса «москвоведение». Учебное пособие. Е.Ю. Ривкин. М.: АНО «ИЦ Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2007
Интернет-сайты
- http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- https://uchebnik.mos.ru/catalogue Библиотека МЭШ.
- https://nsportal.ru/ Социальная сеть работников.
- https://www.nes.ru/ Библиотека РЭШ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА МАТЕМАТИКИ»
Программа «За страницами учебника математике» строится на следующих концептуальных принципах:Принцип успехаПринцип динамики.Принцип демократии.Принцип доступности.Принцип наглядности. Принцип сис...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «За страницами школьного учебника химии»
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «За страницами школьного учебника химии» может использоваться для учащихся 9 классов с целью расширения зна...
Рабочая (дополнительная общеразвивающая) программа для 7 класса «За страницами учебника русского языка»
Данная образовательная программа носит интеллектуально-познавательную направленность. Программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать много слов в одном и одно во многих, ра...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Естественнонаучной направленности «За страницами учебника математики» Возраст учащихся:11-13лет Срок реализации: 1год
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Естественнонаучной направленности «За страницами учебника математики»Возраст учащихся:11-13лет Срок реализации: 1годА...
Дополнительная общеразвивающая программа "Вокруг света. Занимательная география"
Направленность: естественно-научнаяУровень программы: ознакомительныйВозраст обучающихся: 12-13 летСрок реализации: 1 год...
Рабочая (дополнительная общеразвивающая программа) для 9 класса «За страницами учебника математики»
Рабочая программа...
Дополнительная общеразвивающая программа «За страницами школьного учебника»
Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках мало времени, чтобы углубляться в тайны языка. На заняти...