ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Естественнонаучной направленности «За страницами учебника математики» Возраст учащихся:11-13лет Срок реализации: 1год
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс) по теме
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Естественнонаучной направленности «За страницами учебника математики»
Возраст учащихся:11-13лет
Срок реализации: 1год
Автор: Хаустова Елена Владимировна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_dopolnitelnogo_obrazovaniya_detey.docx | 51.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
центр дополнительного образования детей
«Центр информационных технологий»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МОУ ДО ЦИТ
| УТВЕРЖДАЮ МОУ ДО ЦИТ директор А.А. Попова
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Естественнонаучной направленности
«За страницами учебника математики»
Возраст учащихся:11-13лет
Срок реализации: 1год
Автор: Хаустова Елена Владимировна
г. Приозерск
2016г.
АННОТАЦИЯ
к дополнительной общеразвивающей программе
объединения «За страницами учебника математики»
Направленность: | Естественнонаучная |
Вид: | Модифицированная |
Уровень освоения: | Общекультурный |
Целевое назначение программы: | Формирование математического мышления |
Задачи программы: | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Возраст: | 11-13 лет |
Срок реализации: | 1 год |
Объем программы: | 1 год обучения – 34 часа |
Ожидаемый результат: | Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
|
Особенности реализации программы: | При реализации программы применяется широкий диапазон средств для развития творческих способностей обучающегося: дидактический материал, видеооборудование, вспомогательные технические приспособления. Программа объединения «За страницами учебника математики» способствует развитию математических способностей и математического мышления |
Содержание
| 6 |
| 9 |
| 10 |
| 14 |
| 16 |
| 17 |
| 18 |
| 19 |
1.Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности. Объединение «За страницами учебника математики» (далее Программа) разработана на основе общеобразовательных типовых программ по факультативным занятиям математики, с учетом современных тенденций равенства основного и дополнительного образования, а также многолетнего личного опыта работы с детьми, согласно следующих документов: Письмо Комитета общего и профессионального образования от 01.04.2015 №19-1969/15-0-0 «О методических рекомендациях по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ различной направленности», ПриказМинобрнауки России от 29.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» и Письмо Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области № 19-1932/14/0/0 от 09.04.2014 г. «О соблюдении законодательства Российской Федерации в сфере образования при реализации дополнительных общеразвивающих программ».
Программа предназначена для учащихся средних классов основной школы, которые в процессе достижения необходимой подготовки смогут успешно сдавать тесты, олимпиады, принимать участие и занимать призовые места в различных конкурсах
Программа, являясь естественнонаучной, носит практико-ориентированный характер, реализуется в естественнонаучной направленности.
Актуальность программы заключается в возможности раскрытия творческих способностей обучающихся, в выражении их индивидуальности, через изучение и углубление знаний по математике
Цель программы –формирование пространственного воображения и графической культуры, привитие интереса к изучению предмета
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
Образовательные:
1 год обучения
- Формировать представления о математическом моделировании и применении его для решения поставленных задач.
- Познакомить с наиболее рациональными способами решения логических задач.
- Распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач.
Возраст учащихся: 11 -13 лет
Набор в группы свободный. Состав групп постоянный. Количество учащихся 12 человек в группе.
Срок реализации программы: 1 год
Режим занятий:
1 г.о. – 34 часов - 1 раза в неделю по 1 академическому часу;
Форма обучения: очная, язык – русский.
Формы организации занятий: групповая и индивидуально-групповая
Форма проведения занятий: учебное занятие
Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские методы обучения
При реализации Программы применяются следующие современные образовательные технологии:
- технология проблемного обучения;
- технология КТД (совместное творчество педагога и учащихся);
- здоровье сберегающая технология;
- технология формирующего оценивания результата
Планируемые результаты и формы их оценки:
Предметные:
- находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;
- распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
- решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
- применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
- применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
Метапредметные:
- научатся использовать наиболее рациональные способы решения задач
- научатся распознавать плоские геометрические фигуры и применять их свойства
- научатся творчески подходить к выбору средств при решении задач
Личностные:
- стремятся к самореализации социально-адекватными способами;
- активны в творческой деятельности
Контроль за качеством усвоения программного материала проводится систематически и регулярно; проверка и оценка знаний, умений и навыков носит индивидуальный характер. Оцениваться результаты обучения могут не только баллами (творческие, итоговые и зачетные работы), но и другими средствами (награждение грамотами, медалями и т.д. за участие в выставках и конкурсах).
Одним из вариантов оценивания является папка достижений – «Портфолио», включающее в себя результаты участия в конкурсах различного уровня.
Формы промежуточной аттестации (Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися содержания общеразвивающей программы по итогам учебного периода (года)
-анализ творческих работ;
-опрос.
Формы итоговой аттестации (это оценка качества усвоения обучающимися уровня достижений, заявленных в программе по завершении всего курса): участие в городских, областных, всероссийских, международных конкурсах и фестивалях.
Основные показатели оценки освоения содержания программы.
Теоретическая подготовка:
- теоретические знания по предмету;
- владение специальной терминологией
Практическая подготовка:
- практические умения и навыки
- имеют навык работы со специальным оборудованием
Коммуникативные навыки
- стремятся к самореализации социально-адекватными способами
- умеют работать в команде, сообща решать полученное задание
Творческая активность
- творчески подходят к выбору средств при решении задач
- проявляют творческое воображение
- активны в творческой деятельности
2. Учебно-тематический план
1-й год обучения
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Вводное занятие. Техника безопасности. | 1 | 1 | - | |
Задачи со спичками. | 3 | 1 | 2 | |
Взвешивания. | 2 | 1 | 1 | |
Переливание | 1 | - | 1 | |
Разрезания | 2 | 1 | 1 | |
Выразите число | 2 | 1 | 1 | |
Упростите вычисления | 2 | 1 | 2 | |
Числовые ребусы | 2 | 1 | 1 | |
Перестановки | 2 | 1 | 1 | |
Логические задачи | 3 | 1 | 2 | |
Скорость, время, расстояние | 4 | 2 | 2 | |
Задачи на делимость | 2 | 1 | 1 | |
Задачи на принцип Дирихле | 2 | 1 | 1 | |
Комбинаторные задачи | 2 | 1 | 1 | |
Участие в конкурсах | 3 | - | 3 | |
Итого: | 34 | 14 | 20 |
3.Программное содержание и учебно-методическое обеспечение программы
1 года обучения
№ п/п | Разделы программы | Содержание | Форма занятия | Методы и технологии | Методическое и техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности. | Знакомство с программой, правилами внутреннего распорядка, ТБ. Показ работ и портфолио учащихся. | учебное занятие | объяснительно-иллюстративные технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирующего оценивания результата | компьютер, интерактивная доска, фото и видео материалы работы учащихся объединения, программа объединения | анализ, обобщение |
2. | Задачи со спичками. | Комплект заданий со спичками | учебное занятие | объяснительно-иллюстративные, репродуктивные технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирующего оценивания результата | Спичечные коробки. Раздаточный материал | обобщение, упражнения |
3. | Взвешивания. | Комплект заданий на взвешивания | учебное занятие | объяснительно-иллюстративные, репродуктивные технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирующего оценивания результата | компьютер, проектор, раздаточный материал | обобщение, упражнения |
4. | Переливание | Комплект заданий на переливание | учебное занятие | объяснительно-иллюстративные, репродуктивные технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирующего оценивания результата | Раздаточный материал | Упражнения |
5. | Разрезание | Комплект заданий, образцы выполнения заданий | учебное занятие | объяснительно-иллюстративные, репродуктивные технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирующего оценивания результата | Компьютер, раздаточный материал | обобщение, упражнения |
6. | Выразите число | Комплект заданий, примеры выполненных заданий | учебное занятие | объяснительно-иллюстративные, репродуктивные технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирующего оценивания результата | Компьютер, раздаточный материал | обобщение, упражнения |
7. | Упростите вычисления | Комплект заданий, примеры выполненных заданий | учебное занятие | объяснительно-иллюстративные, репродуктивные технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирующего оценивания результата | Компьютер, раздаточный материал | обобщение, упражнения |
8. | Числовые ребусы | Комплект заданий, примеры выполненных заданий | учебное занятие | объяснительно-иллюстративные, репродуктивные технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирующего оценивания результата | Компьютер, раздаточный материал, картинки | упражнения, практическая работа |
9. | Перестановки | Комплект заданий, примеры выполненных заданий | учебное занятие | объяснительно-иллюстративные технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирующего оценивания результата | Компьютер, раздаточный материал, картинки | упражнения, практическая работа |
10. | Логические задачи | Комплект заданий | учебное занятие | игровой технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирующего оценивания результата | Компьютер, раздаточный материал, картинки | упражнения, беседа |
11. | Скорость, время, расстояние | Комплект заданий, примеры выполненных заданий | Учебное занятие | объяснительно-иллюстративные, репродуктивные технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирующего оценивания результата | Компьютер, раздаточный материал, картинки | обобщение, упражнения |
12. | Задачи на делимость | Комплект заданий | Учебное занятие | объяснительно-иллюстративные, репродуктивные технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирующего оценивания результата | компьютер, проектор, раздаточный материал | упражнения, практическая работа |
13. | Задачи на принцип Дирихле | Комплект заданий | Учебное занятие | объяснительно-иллюстративные, репродуктивные технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирующего оценивания результата | компьютер, проектор, раздаточный материал | упражнения, практическая работа |
14. | Комбинаторные задачи | Комплект заданий | Учебное занятие | объяснительно-иллюстративные, репродуктивные технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирующего оценивания результата | компьютер, проектор, раздаточный материал | упражнения, практическая работа |
15. | Участие в конкурсах | Ежегодные конкурсы по тематике деятельности объединения: « Международный проект INTOLIMP.ORG », « Международный проект VIDEOUROKI », « III Международный конкурс «Мириады открытий» проекта «Инфоурок» по математике «Магия цифр»» и т.д. «Знайка» | Работы учащихся | Анализ, обобщение |
- Учебно- методическое обеспечение программы 1 года обучения
№ п/п | Разделы программы | Методическая литература | Методические разработки | Методические папки и пособия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вводное занятие. Техника безопасности. | 1. Б.А. Кордемский. Математическая смекалка. – М.: Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1954. | «Введение в ДОП «За страницами учебника математики» | Фото и видеоматериалы. Инструктаж. | |
Задачи со спичками. | 2. П.Ю. Германович. Математические викторины. – М.: Учпедгиз, 1959. | «Задачи со спичками» | Наглядное пособие, стенд. | |
Взвешивания. | 3. Я.И. Перельман. Живая математика. – М.: Наука, 1974. | «Взвешивания» | Наглядное пособие. | |
Переливание | 4. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г. | «Переливание» | Наглядное пособие. | |
Разрезание. | 5. Е.И. Игнатьев. В царстве смекалки. – М.: Наука, 1982. | «Разрезания» | Наглядное пособие. | |
Выразите число. | 6. Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 1988. | «Выразите число» | Наглядное пособие. | |
Упростите вычисления. | 7. Н.Н. Аменицкий, И.П. Сахаров. Забавная арифметика. – М.: Наука, 1992. | «Упростите вычисления» | Наглядное пособие. | |
Числовые ребусы. | 8. Математический кружок. Первый год обучения. 5 – 6 классы. – М.: Изд. АПН СССР, 1990. | «Числовые ребусы» | Папка «Числовые ребусы» | |
Перестановки. | 9. Л.П. Мочалов. Головоломки. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1996. | «Перестановки» | Папка «Перестановки» | |
Логические задачи. | 10. Ю.В. Нестеренко, С.Н. Олехник, М.К. Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука, 1985. | «Логические задачи» | Папка «Логические задачи» Диагностические материалы | |
Скорость, время, расстояние. | 11. И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. Задачи на смекалку. | «Скорость, время, расстояние» | Папка «Скорость, время, расстояние» | |
Задачи на делимость | 12. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г. | «Задачи на делимость» | Папка «Задачи на делимость» | |
Задачи на принцип Дирихле | 13.Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г. | «Задачи на принцип Дирихле» | Папка «Задачи на принцип Дирихле» | |
Комбинаторные задачи | 14. «Задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г. | «Комбинаторные задачи» | Папка «Комбинаторные задачи» | |
Участие в конкурсах | 15. С.Г. Иванов. Нестандартные задачи по алгебре. 5 – 7 класс. – СПб.: Издательство ЦПО «Информатизация образования», 1999. | «Материалы конкурсов, олимпиад из интернета» | Диагностические материалы (конкурсы, олимпиады, тесты) |
5. Учебно-материальная база
- Класс
- Проектор
- Интернет
- Презентации
- Принтер
- Ватман, картон, спички.
- Методические пособия в электронном и бумажном виде
- Бумага, карандаши, фломастеры
6.Список литературы для педагога
1. П.Ю. Германович. Математические викторины. – М.: Учпедгиз, 1959.
2. И.Л. Бабинская. Задачи математических олимпиад. – М.: Наука, 1975.
3.Математический кружок. Первый год обучения.
5-6 классы. – М.: Изд. АПН СССР, 1990.
4. Л.П. Мочалов. Головоломки. – М.: Просвещение, 1996.
5.С.Г. Иванов. Нестандартные задачи по алгебре. 5-7 класс. – СПб.: Издательство
ЦПО «Информатизация образования», 1999.
6. Пойа. Математическое открытие. – М.: Наука, 1976.
7. Н.Б. Васильев, В.Л. Гутенмахер, Ж.М. Раббот, А.Л. Тоом.
Заочные математические олимпиады. – М.: Наука, 1986.
8. Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 1988.
9. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.
10. «Задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.
11. Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: УЧПЕДГИЗ, 1961 г.
12. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.
- Список литературы для обучающихся
1. Б.А. Кордемский. Математическая смекалка. – М.: Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1954.
2. П.Ю. Германович. Математические викторины. – М.: Учпедгиз, 1959.
3. Я.И. Перельман. Живая математика. – М.: Наука, 1974.
4. Е.И. Игнатьев. В царстве смекалки. – М.: Наука, 1982.
5. Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 1988.
6. И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. Задачи на смекалку.
5 – 6 класс. – М.: Просвещение, 1996.
7. С.Г. Иванов. Нестандартные задачи по алгебре. 5 – 7 класс. – СПб.: Издательство ЦПО «Информатизация образования», 1999.
8. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.
9. А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И.Крючкова, Л.А.Литвачук. «Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах». / под ред. С.И.Шварцбурда. М.: «Просвещение», 1974 г.
10. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Такая разная биология"
Работа учащихся с декоративными растениями помогает им расширить знания по многим вопросам школьного курса ботаники, узнать о комнатном и рекреационном цветоводстве, лучше понять связь растения ...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Основы медицинской грамотности"
Данная программа составлена для проведения занятий с обучающимися 13 – 16 лет.Цель программы: содействие формированию у обучающихся медицинской грамотности, воспитанию медицинской...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Занимательная ботаника"
Программа "Занимательная ботаника" преднаначена для педагогов дополнительного образования и преподавателей биологии, позволяющая расширить представление у учащихся о мире растений....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности " За страницами учебника математики"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «За страницами учебника математики» характеризуется ярко выраженной целевой направленностью на развитие и совершенствование поз...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Софизмы и парадоксы в математике» для обучающихся 14-16 лет
Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы по математике в школе. Оно способствует углублению знаний обучающихся, развитию их дарований, логического мышлени...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мы познаем мир»
Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы дополнительного образования, ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности " За страницами учебника математики"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «За страницами учебника математики» характеризуется ярко выраженной целевой направленностью на развитие и совершенствование поз...