ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Естественнонаучной направленности «За страницами учебника математики» Возраст учащихся:11-13лет Срок реализации: 1год
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс) по теме

Хаустова Елена Владимировна

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Естественнонаучной   направленности  «За страницами учебника математики»

Возраст  учащихся:11-13лет

Срок реализации: 1год

Автор: Хаустова Елена Владимировна

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

центр дополнительного образования детей

«Центр информационных технологий»

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

МОУ ДО ЦИТ

                                                                               

УТВЕРЖДАЮ

МОУ ДО ЦИТ

 директор А.А. Попова

 

             

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Естественнонаучной   направленности

 «За страницами учебника математики»

Возраст  учащихся:11-13лет

Срок реализации: 1год

Автор: Хаустова Елена Владимировна

г. Приозерск

2016г.


 

АННОТАЦИЯ

         к  дополнительной  общеразвивающей  программе

объединения «За страницами учебника математики»

Направленность:

Естественнонаучная

Вид:

Модифицированная

Уровень освоения:

Общекультурный

Целевое назначение программы:

Формирование математического мышления

Задачи программы:

Обучающие:

  1. Формировать представления о математическом моделировании и  применении его для решения поставленных задач.
  2.  Познакомить с наиболее рациональными способами решения логических задач.
  3.  Распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач.

Развивающие:

  1. Развивать фантазию, изобретательность, логическое  мышление и пространственное воображение.
  2.  Развивать устойчивую мотивацию к занятиям математической направленности

Воспитательные:

  1.  Воспитывать культуру общения, положительное отношение к труду.

Возраст:

11-13 лет

Срок реализации:

1 год

Объем программы:

1 год обучения – 34 часа

Ожидаемый результат:

Предметные:

  • Приобретут навыки быстрых устных вычислений
  • Научатся решать простейшие комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов
  •  Научатся решать логические задачи, используя при решении таблицы и графы.

Метапредметные:

  • научатся использовать наиболее рациональные способы решения задач
  • научатся распознавать плоские геометрические фигуры и применять их свойства
  • научатся творчески подходить к выбору средств при решении задач

Личностные:

  • стремятся к самореализации социально-адекватными способами;
  • активны в творческой деятельности

Особенности реализации программы:

При реализации программы применяется широкий диапазон средств для развития творческих способностей обучающегося: дидактический материал, видеооборудование, вспомогательные технические приспособления.

Программа объединения «За страницами учебника математики» способствует развитию математических способностей и математического мышления


Содержание

  1. Пояснительная записка

6

  1. Учебно – тематический план 1 года обучения

9

  1. Программное содержание и методическое обеспечение программы 1 года обучения

10

  1. Учебно-методическое обеспечение программы 1-ого года обучения

14

  1. Учебно-материальная база

16

  1. Список литературы для педагога

17

  1. Список литературы для обучающихся

18

  1. Приложения

19


1.Пояснительная записка

Дополнительная  общеразвивающая  программа естественнонаучной направленности.  Объединение «За страницами учебника математики» (далее Программа) разработана на основе общеобразовательных типовых программ по факультативным занятиям математики, с учетом современных тенденций равенства основного и дополнительного образования,  а также многолетнего  личного опыта работы с детьми, согласно следующих документов: Письмо Комитета общего и профессионального образования от 01.04.2015 №19-1969/15-0-0 «О методических рекомендациях по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ различной направленности», ПриказМинобрнауки России от 29.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»  и Письмо Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области № 19-1932/14/0/0 от 09.04.2014 г. «О соблюдении законодательства Российской Федерации в сфере образования при реализации дополнительных  общеразвивающих  программ».

Программа предназначена для учащихся средних  классов основной школы, которые в процессе достижения необходимой подготовки смогут успешно сдавать тесты, олимпиады, принимать участие и занимать призовые места в различных конкурсах

 Программа, являясь естественнонаучной, носит практико-ориентированный характер, реализуется в естественнонаучной направленности.

Актуальность программы заключается в возможности раскрытия творческих способностей обучающихся, в выражении их индивидуальности, через изучение и углубление знаний по математике

Цель программы –формирование пространственного воображения и графической культуры, привитие интереса к изучению предмета

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

Образовательные:

 1 год обучения

  1. Формировать представления о математическом моделировании и  применении его для решения поставленных задач.
  2.  Познакомить с наиболее рациональными способами решения логических задач.
  3.  Распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач.

Возраст учащихся: 11 -13 лет

Набор в группы свободный. Состав групп постоянный. Количество учащихся 12 человек в группе.

Срок реализации программы: 1 год

Режим занятий:

1 г.о. – 34 часов - 1 раза в неделю по 1 академическому часу;

Форма обучения: очная, язык – русский.

Формы организации занятий: групповая и индивидуально-групповая

Форма проведения занятий: учебное занятие

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские методы обучения

При реализации Программы  применяются следующие современные образовательные технологии:

  • технология проблемного обучения;
  • технология КТД (совместное творчество педагога и учащихся);
  • здоровье сберегающая технология;
  • технология формирующего оценивания результата

Планируемые результаты и формы их оценки:

Предметные:

- находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;

- распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;

- решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;

- применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;

- применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.

Метапредметные:

  • научатся использовать наиболее рациональные способы решения задач
  • научатся распознавать плоские геометрические фигуры и применять их свойства
  • научатся творчески подходить к выбору средств при решении задач

Личностные:

  • стремятся к самореализации социально-адекватными способами;

    -   активны в творческой деятельности

Контроль за качеством усвоения программного материала проводится систематически и регулярно; проверка и оценка знаний, умений и навыков носит индивидуальный характер. Оцениваться результаты обучения могут не только баллами (творческие, итоговые и зачетные работы), но и другими средствами (награждение грамотами, медалями и т.д. за участие в выставках и конкурсах).

Одним из вариантов оценивания является папка достижений – «Портфолио», включающее в себя результаты участия в конкурсах различного уровня.

Формы промежуточной аттестации (Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися содержания общеразвивающей программы по итогам учебного периода (года)

-анализ творческих работ;

-опрос.

        Формы итоговой аттестации (это оценка качества усвоения обучающимися уровня достижений, заявленных в программе по завершении всего курса): участие в городских, областных, всероссийских, международных конкурсах и фестивалях.

Основные   показатели оценки освоения содержания программы.

Теоретическая подготовка:

  • теоретические знания по предмету;
  • владение специальной терминологией

Практическая подготовка:

  • практические умения и навыки
  • имеют навык работы со специальным оборудованием

Коммуникативные навыки

  • стремятся к самореализации социально-адекватными способами
  • умеют работать в команде, сообща решать полученное задание

Творческая активность

  • творчески подходят к выбору средств при решении задач
  • проявляют творческое воображение
  • активны в творческой деятельности

2. Учебно-тематический план  

1-й год обучения

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Техника безопасности.

1

1

-

Задачи со спичками.

3

1

2

Взвешивания.

2

1

1

Переливание

1

-

1

Разрезания

2

1

1

Выразите число

2

1

1

Упростите вычисления

2

1

2

Числовые ребусы

2

1

1

Перестановки

2

1

1

Логические задачи

3

1

2

Скорость, время, расстояние

4

2

2

Задачи на делимость

2

1

1

Задачи на принцип Дирихле

2

1

1

Комбинаторные задачи

2

1

1

Участие в конкурсах

3

-

3

Итого:

34

14

20

3.Программное содержание и учебно-методическое обеспечение программы  

1 года обучения

№ п/п

Разделы программы

Содержание

Форма

занятия

Методы

и технологии

Методическое и

техническое

оснащение

Формы подведения

итогов

1

2

3

4

5

6

7

1.

Вводное занятие. Техника безопасности.

Знакомство с программой, правилами внутреннего распорядка, ТБ. Показ работ и портфолио учащихся.

учебное занятие

объяснительно-иллюстративные

технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирующего оценивания результата

компьютер, интерактивная доска, фото и видео материалы работы учащихся объединения, программа объединения

анализ, обобщение

2.

Задачи со спичками.

Комплект заданий со спичками

учебное занятие

объяснительно-иллюстративные, репродуктивные

технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирующего оценивания результата

Спичечные коробки. Раздаточный материал

обобщение, упражнения

3.

Взвешивания.

Комплект заданий на взвешивания

учебное занятие

объяснительно-иллюстративные, репродуктивные

технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирующего оценивания результата

компьютер, проектор, раздаточный материал

обобщение, упражнения

4.

Переливание

Комплект заданий на переливание

учебное занятие

объяснительно-иллюстративные, репродуктивные

технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирующего оценивания результата

Раздаточный материал

Упражнения

5.

Разрезание

Комплект заданий, образцы выполнения заданий  

учебное занятие

объяснительно-иллюстративные, репродуктивные

технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирующего оценивания результата

Компьютер, раздаточный материал

обобщение, упражнения

    6.

Выразите число

Комплект заданий, примеры выполненных заданий

учебное занятие

объяснительно-иллюстративные, репродуктивные

технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирующего оценивания результата

Компьютер, раздаточный материал

обобщение, упражнения

     7.

Упростите вычисления

Комплект заданий, примеры выполненных заданий

учебное занятие

объяснительно-иллюстративные, репродуктивные

технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирующего оценивания результата

Компьютер, раздаточный материал

обобщение, упражнения

8.

Числовые ребусы

Комплект заданий, примеры выполненных заданий

учебное занятие

объяснительно-иллюстративные, репродуктивные

технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирующего оценивания результата

Компьютер, раздаточный материал, картинки

упражнения, практическая работа

9.

Перестановки

Комплект заданий, примеры выполненных заданий

учебное занятие

объяснительно-иллюстративные

технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирующего оценивания результата

Компьютер, раздаточный материал, картинки

упражнения, практическая работа

10.

Логические задачи

Комплект заданий

учебное занятие

игровой

технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирующего оценивания результата

Компьютер, раздаточный материал, картинки

упражнения,  беседа

11.

Скорость, время, расстояние

Комплект заданий, примеры выполненных заданий

Учебное занятие

объяснительно-иллюстративные, репродуктивные

технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирующего оценивания результата

Компьютер, раздаточный материал, картинки

обобщение, упражнения

12.

Задачи на делимость

Комплект заданий

Учебное занятие

объяснительно-иллюстративные, репродуктивные

технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирующего оценивания результата

компьютер, проектор, раздаточный материал

упражнения, практическая работа

13.

Задачи на принцип Дирихле

Комплект заданий

Учебное занятие

объяснительно-иллюстративные, репродуктивные

технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирующего оценивания результата

компьютер, проектор, раздаточный материал

упражнения, практическая работа

14.

Комбинаторные задачи

Комплект заданий

Учебное занятие

объяснительно-иллюстративные, репродуктивные

технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирующего оценивания результата

компьютер, проектор, раздаточный материал

упражнения, практическая работа

15.

Участие в конкурсах

Ежегодные конкурсы по тематике деятельности объединения:

« Международный проект

INTOLIMP.ORG »,

« Международный проект

VIDEOUROKI »,

« III  Международный конкурс «Мириады открытий»

проекта «Инфоурок»

 по математике «Магия цифр»» и т.д.

 «Знайка»

Работы учащихся

Анализ, обобщение


  1. Учебно- методическое обеспечение программы 1 года обучения

п/п

Разделы программы

Методическая литература

Методические разработки

Методические папки и пособия

1

2

3

4

5

Вводное занятие. Техника безопасности.

1. Б.А. Кордемский. Математическая смекалка. – М.: Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1954.

«Введение в ДОП

«За страницами учебника математики»

Фото и видеоматериалы. Инструктаж.

Задачи со спичками.

2. П.Ю. Германович. Математические викторины. – М.: Учпедгиз, 1959.

«Задачи со спичками»

Наглядное пособие, стенд.

Взвешивания.

3. Я.И. Перельман. Живая математика. – М.: Наука, 1974.

«Взвешивания»

Наглядное пособие.

Переливание

     4. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.

«Переливание»

Наглядное пособие.

Разрезание.

5. Е.И. Игнатьев. В царстве смекалки. – М.: Наука, 1982.

«Разрезания»

Наглядное пособие.

Выразите число.

6. Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 1988.

«Выразите число»

Наглядное пособие.

Упростите вычисления.

     7. Н.Н. Аменицкий, И.П. Сахаров. Забавная арифметика. – М.: Наука, 1992.

«Упростите вычисления»

Наглядное пособие.

Числовые ребусы.

8. Математический кружок. Первый год обучения. 5 – 6 классы. – М.: Изд. АПН СССР, 1990.

«Числовые ребусы»

Папка «Числовые ребусы»

Перестановки.

9. Л.П. Мочалов. Головоломки. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1996.

«Перестановки»

Папка «Перестановки»

Логические задачи.

10. Ю.В. Нестеренко, С.Н. Олехник, М.К. Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука, 1985.

«Логические задачи»

Папка

«Логические задачи»

Диагностические материалы

Скорость, время, расстояние.

11. И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. Задачи на смекалку.
5 – 6 класс. – М.: Просвещение, 1996.

«Скорость, время, расстояние»

Папка

 «Скорость, время, расстояние»

Задачи на делимость

     12. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.

«Задачи на делимость»

Папка «Задачи на делимость»

Задачи на принцип Дирихле

     13.Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.

«Задачи на принцип Дирихле»

Папка «Задачи на принцип Дирихле»

Комбинаторные задачи

    14. «Задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.

«Комбинаторные задачи»

Папка «Комбинаторные задачи»

Участие в            конкурсах

15. С.Г. Иванов. Нестандартные задачи по алгебре. 5 – 7 класс. – СПб.: Издательство ЦПО «Информатизация образования», 1999.

«Материалы конкурсов, олимпиад из интернета»

Диагностические материалы

(конкурсы, олимпиады, тесты)


5. Учебно-материальная база

  1. Класс
  2. Проектор
  3. Интернет
  4. Презентации
  5. Принтер
  6. Ватман, картон, спички.
  7. Методические пособия в электронном и бумажном виде
  8. Бумага, карандаши, фломастеры


6.Список литературы для педагога

1. П.Ю. Германович. Математические викторины. – М.: Учпедгиз, 1959.

2. И.Л. Бабинская. Задачи математических олимпиад. – М.: Наука, 1975.

3.Математический кружок. Первый год обучения.
5-6 классы. – М.: Изд. АПН СССР, 1990.

     

     4. Л.П. Мочалов. Головоломки. – М.: Просвещение, 1996.

     5.С.Г. Иванов. Нестандартные задачи по алгебре. 5-7 класс. – СПб.: Издательство

        ЦПО «Информатизация образования», 1999.

     6.  Пойа. Математическое открытие. – М.: Наука, 1976.

   

    7. Н.Б. Васильев, В.Л. Гутенмахер, Ж.М. Раббот, А.Л. Тоом.

     Заочные математические олимпиады. – М.: Наука, 1986.

   

    8. Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 1988.

    9. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.

   

    10. «Задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.

         

   11.  Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: УЧПЕДГИЗ, 1961 г.

   

   12.  Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.

  1. Список литературы для обучающихся

1. Б.А. Кордемский. Математическая смекалка. – М.: Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1954.

2. П.Ю. Германович. Математические викторины. – М.: Учпедгиз, 1959.

3. Я.И. Перельман. Живая математика. – М.: Наука, 1974.

4. Е.И. Игнатьев. В царстве смекалки. – М.: Наука, 1982.

5. Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 1988.

6. И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. Задачи на смекалку.
5 – 6 класс. – М.: Просвещение, 1996.

7. С.Г. Иванов. Нестандартные задачи по алгебре. 5 – 7 класс. – СПб.: Издательство ЦПО «Информатизация образования», 1999.

    8.  И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся   5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.

   

    9. А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И.Крючкова, Л.А.Литвачук.   «Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах». / под ред. С.И.Шварцбурда. М.: «Просвещение», 1974 г.

 

   10. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Такая разная биология"

Работа учащихся с декоративными  растениями помогает им расширить знания по многим вопросам школьного курса ботаники, узнать о комнатном и рекреационном цветоводстве, лучше понять связь растения ...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Основы медицинской грамотности"

Данная программа составлена для проведения занятий с обучающимися  13 – 16 лет.Цель программы: содействие формированию у обучающихся медицинской  грамотности, воспитанию медицинской...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Занимательная ботаника"

Программа "Занимательная ботаника" преднаначена для педагогов дополнительного образования и преподавателей биологии, позволяющая расширить представление у учащихся о мире растений....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности " За страницами учебника математики"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «За страницами учебника математики» характеризуется ярко выраженной целевой направленностью на развитие и совершенствование поз...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Софизмы и парадоксы в математике» для обучающихся 14-16 лет

Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы по математике в школе. Оно способствует углублению знаний обучающихся, развитию их дарований, логического мышлени...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мы познаем мир»

Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы дополнительного образования, ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности " За страницами учебника математики"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «За страницами учебника математики» характеризуется ярко выраженной целевой направленностью на развитие и совершенствование поз...