Рабочая (дополнительная общеразвивающая) программа для 7 класса «За страницами учебника русского языка»
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) на тему
Данная образовательная программа носит интеллектуально-познавательную направленность. Программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать много слов в одном и одно во многих, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками.
Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Введение программы “За страницами учебника русского языка” обусловлено желанием приобщить к лингвистическому образованию учащихся, расширить и углубить сферу их знаний.
Программа “За страницами учебника русского языка”ориентирована на применение различных форм организации взаимодействия учителя и ученика.
Содержание программы предполагает самостоятельную подготовку учащихся с использованием разных источников информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop.platnye_uslugi_7kl._rus._yaz.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сосновская средняя общеобразовательная школа №1
Рассмотрено: Утверждаю:
на заседании Директор МБОУ
педагогического совета Сосновской СОШ №1
Протокол №1 -------------------Савинкина Н.В.
От «31» 08 2017г. Приказ №360 от 01.09.2017 г.
Рабочая (дополнительная общеразвивающая) программа
для 7 класса
«За страницами учебника русского языка»
2017-2018 учебный год
Срок реализации: 9 месяцев
Составитель Пилягина И.Н.
учитель русского языка и литературы
Информационная карта
- Программа – «За страницами учебника русского языка»
- Педагог – Пилягина Ираида Николаевна
- Вид программы – модифицированный
- Направленность – интеллектуально-познавательная
- Продолжительность освоения – 9 месяцев
- Объем часов - 34 часа
- Возрастной диапазон – 7 класс
- Форма организации образовательного процесса – групповая, индивидуально - групповая
Пояснительная записка
Данная образовательная программа носит интеллектуально-познавательную направленность. Программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать много слов в одном и одно во многих, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками.
Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Введение программы “За страницами учебника русского языка” обусловлено желанием приобщить к лингвистическому образованию учащихся, расширить и углубить сферу их знаний.
Программа “За страницами учебника русского языка”ориентирована на применение различных форм организации взаимодействия учителя и ученика.
Содержание программы предполагает самостоятельную подготовку учащихся с использованием разных источников информации.
Актуальность программы
заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры.
Мы всё дальше и дальше уходим от первоистоков значений слов родного языка, вовлекаясь в неумолимый информационный поток, приносящий нам целую лавину иноязычных слов. Всё большая часть нашего общества проявляет уже неспособность усваивать и обоснованно применять новые слова, поскольку просто не понимает их значения. Но что ещё печальнее, стараясь выглядеть «продвинутыми» и современными, многие употребляют слова, искажая их настоящий смысл, не утруждая себя проверить значение слова по словарю. В связи с чем всё чаще можно слышать и в жизни и по телевидению в речи уважаемых людей смешные и глупые смысловые нелепицы и ляпсусы, причём произносятся они в серьёзном контексте. Выглядит это удручающе, так как происходит активное внедрение в массовое сознание слов с заведомо искажённым смыслом, а это, в свою очередь, вносит дисгармонию в речевую культуру общества.
Отличительная особенность данного курса –
внимание к вопросам истории развития родного языка, целенаправленное знакомство с этимологией, которое раскрывает перед учащимися многие тайны родного языка, знакомит с историко-культурными традициями русского народа, отраженными в слове.
При подготовке к урокам учтены современные требования, предъявляемые к урокам русского языка – это, прежде всего, реализация взаимосвязанных задач обучения: вооружение учащихся знаниями основ наук о языке и формирование умений грамотно и ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи в различных ситуациях
Новизна программы в том, что содержание данного курса тесно связано с этимологией, историей языка и литературой. Особый акцент в программе сделан на использование исторического материала. Формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программный курс развивает способность к собственному речетворчеству, учит применять логически точные и выразительные словообразы для выражения мысли и чувства в собственных письменных высказываниях, учит творческому употреблению родного языка.
В соответствии с этим конечной целью становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Целью программы - содействие расширению сферы знаний учащихся по лексикологии, полученные в ходе освоения основной программы по русскому языку, и развитию их интеллектуальных возможностей.
Задачи:
Образовательные:
. знать определения основных понятий лексикологии, уметь находить языковые явления в тексте;
Развивающие:
- способствовать развитию творческих возможностей обучающихся;
- вырабатывать умение самостоятельно приобретать и применять знания;
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к предмету.
Условия реализации программы:
Данная программа рассчитана на 9 месяцев обучения и предусмотрена для учащихся 7 классов 34часов(1ч в неделю)
Оканчивая данный курс, учащиеся должны знать и уметь:
- узнавать изученные явления языка среди других явлений;
- определять признаки изученных явлений;
- классифицировать изученные языковые явления;
- обобщать и систематизировать изученные языковые явления по тем или признакам;
- находить изучаемые и изученные орфограммы и пунктограммы;
- соблюдать изученные нормы литературного языка;
- создавать тексты разных стилей и типов речи.
Содержание программы
- Чем занимается русский язык как школьный предмет (3 час)
*чему учит русский язык?
* значение языка в жизни человека и общества;
* язык и слово;
* лексическое значение слова, разбор слова.
2. Речь устная и речь письменная (5час).
* речь письменная, её особенности и правила;
* опознавательные признаки орфограмм;
* понятие нормы;
* литературная норма и кодификация.
3. Массовая коммуникация в повседневной жизни (8 час).
* Влияние языка СМИ на нормы речевого общения.
* Языковое манипулирование, его приёмы.
* Роль заимствованных слов в разговорной и письменной речи.
4. Изобразительно-выразительные средства языка (2 часа).
* Юмор , сатира, сарказм, ирония.
* Языковое творчество в повседневной жизни.
* Роль фразеологизмов в разговорной речи.
5. Лексическое богатство русского языка (2 часа).
* Лексическое значение слова.
* Способы определения значения слова.
* «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля.
6. Орфоэпические нормы (6часов).
* «Почему мы так говорим?»
* Типы орфоэпических ошибок.
* Орфоэпические нормы. Практическая работа с орфоэпическим словарём.
7. Языковое творчество в повседневной жизни (7 часов).
* Языковая игра как элемент повседневного общения.
* Некоторые языковые приёмы создания комического эффекта.
* Жаргон как поле языкового творчества.
* Общение в интернете – соединение устной и письменной речи.
8. Подведение итогов (1час).
Ожидаемые результаты.
К концу учебного года учащиеся имеют представление:
- О разновидностях коммуникации;
- Об отличии литературной речи от разговорной;
- О словарном богатстве русского языка;
Знают:
- историю развития русского языка;
- причины коммуникативных неудач;
- закономерности разговорной речи.
Умеют:
- анализировать речевое общение в типовых повседневных
ситуациях;
- применять изобразительно-выразительные средства русского
языка в устной и письменной речи;
- говорить и писать правильно.
Литература
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г. «Человеческое слово могуче…»- М.,2006г
- ГраудинаЛ.К. «Беседа о русской грамматике»-М.,2008г
- КалининаА.В. «Культура русского языка»- М.,2007г
- НорманБ.Ю. «Язык: знакомый незнакомый»- М.,2009г
- СкворцовЛ.И. «Правильно ли мы говорим по-русски?»- М., 2011г.
- ПашковаГ.И. «Открытие формы занятий в сочетании с компьютерными технологиями при обучении русскому языку» РЯШ-2006,№5
- ПреображенскаяЕ.П. «Кружок русского языка в школе»
- Синицын В.А. «Праздник творчества по русскому языку во внеурочное время»
Учебно-тематический план
№п/п | Перечень разделов и тем | Кол-во часов | теория | практика |
1. | «Неспроста слово молвится». Значение языка в жизни человека и общества. Язык и слово. Работа с этимологическим словарём. | 2 | 1 | 1 |
2. | Слово – «одежда всех фактов, всех мыслей». Лексическое значение (лексический разбор слова) | 1 | 1 | |
3. | Речь устная и речь письменная. Работа с орфоэпическим словарём. Звукопись как средство усиления выразительности. Опознавательные признаки орфограмм. | 3 | 1 | 2 |
4. | «И то, да не то; и так, да не так» (понятие нормы) | 2 | 1 | 1 |
5. | Литературная норма и кодификация | 1 | 1 | |
6. | Стилистический анализ текста | 1 | 1 | |
7. | Русский язык в семье славянских народов | 1 | 1 | |
8. | «Тысяча лиц одного языка». Тема текста, мысль, стиль речи | 1 | 1 | |
9. | О том, что нельзя рассказать словами (как понимать язык природы) | 1 | 1 | |
10. | Разговорная речь и повседневные коммуникативные ситуации. Многозначность и экспрессивность разговорной речи. | 2 | 1 | 1 |
11. | Межкультурная коммуникация. Речевой этикет | 1 | 1 | |
12. | Словарное богатство русского языка. Языковое творчество в повседневной жизни. Юмор и ирония | 1 | 1 | |
13. | Не нарушай правил лексической сочетаемости | 1 | 1 | |
14. | Многословие – враг ясности | 1 | 1 | |
15. | Статья в газету. Понятие жанра, строение | 2 | 1 | 1 |
16. | «Говорить, т.е. творить» | 1 | 1 | |
17. | Язык, которого нет. Мёртвые языки. Новая жизнь одного языка, которого уже нет (латынь) | 2 | 1 | 1 |
18. | Коммуникативные неудачи. Причины коммуникативных неудач | 2 | 1 | 1 |
19. | Как формируется языковая личность в повседневном общении? | 1 | 1 | |
20. | Прямой порядок слов в спокойной монологической речи. Обратный порядок слов в экспрессивной речи | 1 | 1 | |
21. | Репортаж | 1 | 1 | |
22. | «Слово слово роднит, третье само бежит». Умение говорить «с чувством, толком, с расстановкой…» | 1 | 1 | |
23. | Сюжет. Разновидности композиций | 1 | 1 | |
24. | «Язык, которого нет». Бесконечное разнообразие знаковых систем. Исчезнувшие языки; искусственные языки различных типов и назначений | 1 | 1 | |
25 | Языковое творчество в повседневной жизни. Языковая игра как элемент повседневного общения | 1 | 1 | |
26 | Подведение итогов года. Чему научились? Какие темы показались более интересными? Самые интересные творческие работы. Зачёт | 1 | 1 |
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематический план
Класс: 7а,б
Учитель: Топоркова Ольга Александровна
Количество часов:
Всего: 34 часа, в неделю-1 час
Планирование составлено на основе программ М.Т.Баранова, Е.И.Никитиной, А.Д. Дейкиной, Т.М.Пахновой, А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой, Г.В.Хлебинской, С.И. и В.В.Львовых и другой дополнительной литературы.
№п/п | Содержание | Кол-во часов по разделу | Кол-во часов по теме | Дата | |||
планируемая | фактическая | ||||||
1. | «Неспроста слово молвится». Значение языка в жизни человека и общества | 1 | 1 | 06.09 | |||
2. | Язык и слово. Работа с этимологическим словарём | 1 | 1 | 13.09 | |||
3. | « Слово- одежда всех фактов, всех мыслей» Лексическое значение слов | 1 | 1 | 20.09 | |||
4. | Речь устная и речь письменная. | 1 | 1 | 27.09 | |||
5 | Звукопись как средство усиления выразительности | 1 | 1 | ||||
6. | Понятие нормы литературного языка. | 1 | 1 | 04.10 | |||
7 | Отличие норм разговорной речи от норм кодифицированного литературного языка. | 1 | 1 | 18.10 | |||
8. | Литературная норма и кодификация | 1 | 1 | 25.10 | |||
9. | Стилистический анализ текста | 1 | 1 | 01.11 | |||
10. | Русский язык в семье славянских языков | 1 | 1 | 08.11 | |||
11 | «Тысяча лиц одного языка». Стиль речи, мысль, тема | 1 | 1 | 15.11 | |||
12. | О том, что нельзя рассказать словами (как понимать язык природы) | 1 | 1 | 29.11 | |||
13. | Разговорная речь и повседневные коммуникативные ситуации. | 1 | 1 | 06.12 | |||
14 | Многозначность и экспрессивность разговорной речи | 1 | 1 | 13.12 | |||
15. | Межкультурная коммуникация. Речевой этикет | 1 | 1 | 20.12 | |||
16. | Словарное богатство русского языка. Языковое творчество в повседневной жизни. Юмор и ирония | 1 | 1 | 17.01 | |||
17 | Не нарушай правил лексической сочетаемости | 1 | 1 | 24.01 | |||
18. | Многословие – враг ясности | 1 | 1 | 31.01 | |||
19. | Статья в газету. Понятие жанра, строение | 1 | 1 | 14.02 | |||
20. | Говорить, то есть творить | 1 | 1 | 21.02 | |||
21. | Язык, которого нет. Мертвые языки | 1 | 1 | 28.02 | |||
22 | Новая жизнь одного языка, которого уже нет(латынь) | 1 | 1 | 07.03 | |||
23. | Коммуникативные неудачи. | 1 | 1 | 14.03 | |||
24 | Причины коммуникативных неудач | 1 | 1 | 21.03 | |||
25. | Условия «идеальной» коммуникации | 1 | 1 | 28.03 | |||
26. | Как формируется языковая личность в повседневном общении? | 1 | 1 | 11.04 | |||
27. | Прямой порядок слов в спокойной монологической речи, обратный порядок слов в экспрессивной речи | 1 | 1 | 18.04 | |||
28. | Язык репортажа | 1 | 1 | 25.04 | |||
29. | «Слово слово роднит, третье само бежит». Умение говорить « с чувством, с толком, с расстановкой…» | 1 | 1 | 02.05 | |||
30. | Сюжет. Разновидности композиций | 1 | 1 | 12.05 | |||
31. | Бесконечное разнообразие знаковых систем. Исчезнувшие языки; искусственные языки различных типов и назначений | 1 | 1 | 16.05 | |||
32. | Языковое творчество в повседневной жизни. | 1 | 1 | 19.05 | |||
33. | Языковая игра как элемент повседневного общения | 1 | 1 | 23.05 | |||
34. | Подведение итогов года. Чему научились? Какие темы показались более интересными? Самые интересные творческие работы. Зачёт | 1 | 1 | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС к учебнику "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях", Москва, "Просвещение", 2012, авторы:М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование к учебнику "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях ФГОС", Москва, "Просвещение", 2012, авт...
Факультатив по немецкому языку для 7 класса «За страницами учебника немецкого языка»
Факультатив по немецкому языку для 7 класса «За страницами учебника немецкого языка»...
Программа кружка «За страницами учебника русского языка»
Программа кружка «За страницами учебника русского языка» расширяет и углубляет сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только сообщением каких &ndash...
Категория добра на страницах учебника русского языка 5 класс
Презентация к исследовательской работе по русскому языку...
Технологическая карта внеурочного занятия по учебному предмету «За страницами учебника русского языка» в 5 классе на тему «Писать ли, как слышится, или что такое орфография»
Технологическая карта внеурочного занятияпо учебному предмету «За страницами учебника русского языка» в 5 классе на тему «Писать ли, как слышится, или что такое орфография»...
Объединение "За страницами учебника русского языка"
Программа объединения "За страницами учебника русского языка" для 6 кл...
Дополнительная общеразвивающая программа Социально – гуманитарной направленности «За страницами учебника русского языка»
Особенность данной программы состоит в организации учебно-воспитательного процесса как взаимодействия и творческого общения педагога и учащегося, что обеспечивает возможность активно расширять познава...