Открытый урок по теме " Наречие как часть речи"
план-конспект занятия по русскому языку (7, 8, 9 класс)
Урок проводится в разновозрастной предпрофильной группе 7-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 34.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О: Жданова Наталья Сергеевна
Место работы: МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс»
Должность: учитель
Предмет: русский язык
Тема занятия: Наречие как часть речи
Номер и место занятия в теме: 2 день
Пояснительная записка
Урок проводится в разновозрастной предпрофильной группе 7-9 классов. По содержанию урок интегрированный (русский язык и литература), учащиеся, используя текст поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин», повторяют и систематизируют материал по теме «Наречие», изученный в 5- 6 классах.
Класс разделён на 3 группы, в каждой группе выбраны командиры.
В соответствии с ООП ООО МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс», учебный процесс проходит в режиме недельного погружения в предмет. Второй день погружения разработан согласно авторской (К.В. Билан, Т.В. Гаммершмидт, Ю.А. Зуева, Т.В. Коршунова) программы «Словесность» для 6-11 классов, рецензия ИПКРО, 2014 год. Ниже представлен урок 5 второго дня погружения.
Открытый урок
Тема: Наречие как часть речи.
Дата проведения: 13.02.2022
Группа: разновозрастная предпрофильная группа №8 (7-9 классы)
Технология: технология разновозрастного обучения (организация образовательного процесса в ходе межвозрастного взаимодействия), технология развития критического мышления.
Форма учебной деятельности обучающихся: групповая работа, индивидуальная, фронтальная
Средства обучения, техническое оборудование: предложения из текста поэмы А.Т. Твардовского поэмы «Василий Тёркин».
Цель: обобщение и систематизация знаний по теме «Наречие», умение распознавать наречие в текстах художественной литературы (на примере поэмы А. Твардовского «Василий Теркин»), расширение словарного запаса учащихся за счет употребления в речи наречий; способствовать развитию орфографической и речевой грамотности, зоркости при чтении текстов.
Планируемые предметные результаты
Личностные
-сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества, уважение к боевому подвигу советского солдата;
-осознание общечеловеческих ценностей, отражёнными в текстах литературных произведений;
-совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
Метапредметные
-самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
-устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка, функционально-смысловых типов, жанров;
владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
-обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
Предметные
-знать о наречии как части речи;
- уметь находить наречия в тексте и использовать наречия в письменной и устной речи.
Ход урока
1. Организационный этап
На доске написан эпиграф урока: «О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И. С.Тургенев). Готовность к уроку.
2.Актуализация знаний
Учитель: Ребята, продолжаем работать! Я знаю, что вы любите отгадывать кроссворды, ребусы, загадки. Предлагаю вам отгадать загадку-шутку.
Как перечислить по порядку дни недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня?
Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.
Молодцы! Что общего у этих слов! (отвечают на вопрос когда и являются наречием.) Теперь, я думаю, вы без труда сможете определить тему нашего урока. (Будем говорить о наречии).
Что вы помните о наречии?
Запишите это в своей таблице «ЗУХ» в графе «знаю» (Лист сопровождения)
Знаю | Узнал | Хочу знать |
Проверка задания. Учитель: что прописали в 1 графе таблицы?
I. Вызов
На доске закрепить ключевое слово – «Наречие». Работа в группе.
Задание: составить кластер к слову «наречие».
Проверяем кластер (представитель от каждой группы называет содержание блока) Это значение, вопросы, морфологические признаки, роль в предложении, степени сравнения, разряды наречий.
На столах у вас есть статья о наречии, прочитайте её, дополните свой кластер.
Наречие
Слово наречие – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием».
Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.
Проще всего это оказалось сделать с прилагательными. Заменили в слове хороший окончание суффиксом –о- и получилось замечательное наречие. Хорошо!
Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратили в приставку, окончание – в суффикс. И получается из одного существительного куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, сверху.
И с прилагательными тоже получилось. Вот прилагательное новый. С суффиксом -о и разными приставками получается: заново, снова, вновь.
Потом наречия добрались и да числительных. Из числительного двое получилось вдвоем и надвое.
Наречия несут в предложении огромную смысловую нагрузку. Они могут уточнять место действия (впереди, справа, близко), показывать неожиданность действия (внезапно, вдруг), время действия (вчера, сегодня, завтра), передавать состояние природы и человек (тоскливо, туманно), и т.д.
В предложении наречие чаще всего выражено обстоятельством и подчёркивается -.-.-.-.-.-.-.-.
-Какие новые сведения отметили для себя? Все ли понятно? Какие появились вопросы по поводу статьи? Что еще можно добавить в кластер? (1. образованы наречия от сущ., прилагательных, числительных, 2. Наречия несут в предложении огромную смысловую нагрузку)
Заполните таблицу ЗУХ графу «Узнал»
II. Стадия осмысления содержания.
Учитель: с теорией справились, закрепим ее на практике.
Индивидуальное задание: выписать из текста поэмы «Василий Тёркин» наречия, определить их разряд. (Отрывки произведения даны в раздаточном материале)
1.В первом взводе сон пропал,
Вопреки уставу.
2.И несмело у него
Просят: — Ну-ка, на ночь
Расскажи еще чего,
Василий Иваныч…
2.Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
- Вот и все, что Теркин вкратце
Вам имеет доложить.
4.Ночью, первым из колонны,
Обломав у края лед,
Погрузился на понтоны
Первый взвод.
5.Смерть в бою свистела часто
И минет ли в этот раз?
- Позади шумит протока,
И кругом — чужая ночь.
И уже он так далеко,
Что ни крикнуть, ни помочь - И покамест неизвестно,
Кто там робкий, кто герой,
- Чутко дышит берег этот
Вместе с теми, что на том
Под обрывом ждут рассвета,
Греют землю животом, … - Старшина паек им пишет,
А по почте полевой
Не быстрей идут, не тише
Письма старые домой,
- Видят — маленькая точка
Показалась вдалеке:
11.Взвод на правом берегу
Жив-здоров назло врагу!
Задание творческое: дополните запись тремя своими примерами.
Проверка задания.
Учитель: Какие черты имеет герой поэмы «Василий Тёркин»?
(Рисуя образ Василия Тёркина, автор воплотил в нём лучшие черты русского воина: мужество и самообладание, душевная открытость и щедрость, сметливость и непоказная удаль)
Задание: выполнить морфологический разбор наречия в словосочетании показалась вдалеке
(план разбора дан на карточке – информатор в раздаточном материале)
Двигаться вперед
I. Вдалеке-наречие, обозначает признак действия;
II. Показалась (где?) вдалеке, неизменяемое, наречие места;
III. В предложении является обстоятельством.
Физкультминутка
Учитель: медленно встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, невысоко подпрыгните, низко присядьте, тихо сядьте за парту.
- Сколько наречий встретилось в тексте физкультминутки? (Правильный ответ: 6) Молодцы!
Задание: учитель читает отрывок из поэмы «Василий Тёркин», дети выписывают наречия и подбирают к ним синонимы.
Немец был силен и ловок,
Ладно скроен, крепко сшит,
Он стоял, как на подковах,
Не пугай — не побежит.
Он ударил, не стращая,
Бил, чтоб сбить наверняка.
И была как кость большая
В русской варежке рука…
И еще на снег не сплюнул
Первой крови злую соль,
Немец снова в санки сунул
С той же силой, в ту же боль.
Проверка работы. Наречия: ладно-ловко, крепко-хорошо, наверняка- точно, снова- вновь
Учитель:
Как мы видим, в русском языке возможна замена одного слова другим или целым словосочетанием, что и говорит о богатстве и красоте нашего языка.
Недаром И.С. Тургенев писал: «О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»
Обратиться к таблице «ЗУХ»
- Что вы узнали на уроке?
Зафиксируйте во второй колонке таблицы.
- Что нам еще предстоит узнать? (Правописание наречий)
III. Рефлексия
а) Подберите наречия к глаголу, указав, как вы сегодня поработали.
«Работал – (хорошо, отлично, замечательно, чудесно и т. д.)»
б) Сочините синквейн.
Вы помните, что слово «синквейн» французского происхождения и обозначает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по определенным правилам
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Пример:
Наречие
Несклоняемое, неспрягаемое, т.е неизменяемое
Поясняет, уточняет, раскрывает.
Наречие обогащает нашу речь.
Уточнение.
Домашнее задание: повторить теорию о наречии, составить небольшой рассказ на тему «Образ русского солдата» с использованием наречий. Наречия подчеркнуть, указать разряд.
Учитель: спасибо, ребята, за урок! Мне интересно было с вами вспомнить поэму «Василий Тёркин» и поговорить об удивительной части речи- наречии.
Приложение
Раздаточный материал
1. Наречие
Слово наречие – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием».
Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.
Проще всего это оказалось сделать с прилагательными. Заменили в слове хороший окончание суффиксом –о- и получилось замечательное наречие. Хорошо!
Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратили в приставку, окончание – в суффикс. И получается из одного существительного куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, сверху.
И с прилагательными тоже получилось. Вот прилагательное новый. С суффиксом -о и разными приставками получается: заново, снова, вновь.
Потом наречия добрались и да числительных. Из числительного двое получилось вдвоем и надвое.
Наречия несут в предложении огромную смысловую нагрузку. Они могут уточнять место действия (впереди, справа, близко), показывать неожиданность действия (внезапно, вдруг), время действия (вчера, сегодня, завтра), передавать состояние природы и человек (тоскливо, туманно), и т.д.
В предложении наречие чаще всего выражено обстоятельством и подчёркивается -.-.-.-.-.-.-.-.
-Какие новые сведения отметили для себя? Все ли понятно? Какие появились вопросы по поводу статьи? Что еще можно добавить в кластер? (1. образованы наречия от сущ., прилагательных, числительных,2. Наречия несут в предложении огромную смысловую нагрузку)
2. Отрывки из поэмы «Василий Тёркин»
В первом взводе сон пропал,
Вопреки уставу.
2.И несмело у него
Просят: — Ну-ка, на ночь
Расскажи еще чего,
Василий Иваныч…
2.Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
- Вот и все, что Теркин вкратце
Вам имеет доложить.
4.Ночью, первым из колонны,
Обломав у края лед,
Погрузился на понтоны
Первый взвод.
5.Смерть в бою свистела часто
И минет ли в этот раз?
- Позади шумит протока,
И кругом — чужая ночь.
И уже он так далеко,
Что ни крикнуть, ни помочь - И покамест неизвестно,
Кто там робкий, кто герой,
- Чутко дышит берег этот
Вместе с теми, что на том
Под обрывом ждут рассвета,
Греют землю животом, … - Старшина паек им пишет,
А по почте полевой
Не быстрей идут, не тише
Письма старые домой,
- Видят — маленькая точка
Показалась вдалеке:
11.Взвод на правом берегу
Жив-здоров назло врагу!
3.
Немец был силен и ловок,
Ладно скроен, крепко сшит,
Он стоял, как на подковах,
Не пугай — не побежит.
Он ударил, не стращая,
Бил, чтоб сбить наверняка.
И была как кость большая
В русской варежке рука…
И еще на снег не сплюнул
Первой крови злую соль,
Немец снова в санки сунул
С той же силой, в ту же боль
- Морфологический разбор наречия
Морфологический разбор наречия. Морфологический разбор наречия осуществляется по следующему плану:
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки: а) разряд по значению; б) неизменяемость; в) у наречий на -о,- е степень сравнения (если есть).
III. Синтаксическая роль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Наречие как часть речи" ФГОС
Конспект урока, который является первым в теме...
Конспект урока по теме "Наречие как часть речи"
Разработка урока открытия нового знания в 7 классе...
Конспект урока по теме: "Наречие как часть речи".
Урок предназначен для формирования у учащихся знаний о правильном написании наречий....
Технологическая карта открытого урока по теме "Наречие как часть речи". 7 класс
Цель урока: показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий, развивать умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении....
Конспект урока по теме "Наречие как часть речи"
Цель урока: создать условия для повторения и закрепления у обучающихся общего представления о наречии как части речи...
Конспект урока по теме "Наречие как часть речи"
Технологическая карта урока в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"...