Конспект урока по теме "Наречие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Разработка урока открытия нового знания в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narechie_kak_chast_rechi.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Наречие как часть речи».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: дать понятие о наречии как о части речи.
Задачи урока:
Образовательные:
- формировать умение «видеть» наречия в тексте,
- определять их морфологические признаки и синтаксическую роль;
- строить связные высказывания.
Развивающие:
- способствовать развитию аналитического мышления;
- развивать умение работать с учебной литературой;
- способствовать развитию познавательной способности учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать внимание к слову;
- воспитывать умение слушать высказывания одноклассников, работать в коллективе.
Оборудование урока:
- карточки с текстом;
- мультипроектор
Ход урока:
- Организационный этап, целеполагание.
Учитель: Сегодня мы начинаем разговор о части речи, о которой на уроках подробно не говорили, но с которой все вы знакомы. Это молодая, развивающаяся часть речи. Роль ее в нашем языке очень велика. Без них, как и без прилагательного, наша речь теряет конкретность, образность.
Как вы считаете, какая это часть речи?
Наречие – очень сложная по правописанию часть речи. Есть наречия, которые с приставками пишутся раздельно ( на лету, с разбегу), другие через дефис ( по-видимому). Чтобы усвоить их написание, надо сначала научиться узнавать их в речи.
Попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока.
Запишите тему урока.
На доске: Наречие как часть речи.
- Актуализация знаний.
Работа с текстом.
Учитель: Прочитайте предложенный текст, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы. (Слайд 1)
Ученики работают с текстом.
Учитель: вы вставили пропущенные буквы. Проверим, что у вас получилось. Сверьтесь с исходным текстом, он перед вами на экране. (Слайд 2)
Кто узнал автора предложенного текста и произведение, из которого взят этот отрывок?
Ученики отвечают, что это отрывок из сказа Лескова «Левша».
Учитель: в этом тексте автор использует наречия, чтобы «живописать» действия своего героя, чтобы мы ярче представили картину происходящего
.
- Проблемное объяснение нового знания.
Учитель: Найдите наречия в тексте, а теперь выпишите их с теми словами, к которым они относятся.
ехал спешно очень спешно
поливали так понесутся злее
перескакивали всегда сдействует тогда
сдействует опять сдействует обратно
Учитель: От каких частей речи зависит наречие, с какими частями речи может сочетаться?
Ученики: сочетается с глаголами, наречием.
Учитель: наречие также может сочетаться с прилагательным (очень красивый ), с глагольными формами (быстро бегущий, ясно представляя ) Запишите.
Наречие также может сочетаться и с именем существительным (взгляд исподлобья, кофе по-турецки). Запишите.
Вспомним, что обозначает имя существительное, прилагательное, глагольные формы?
А наречие? Что обозначает оно? Каково его грамматическое значение? (Смотрим выписанные словосочетания)
Ученики: наречие показывает, как, при каких обстоятельствах происходит действие, т.е. обозначает признак действия. (ехал спешно, перескакивали всегда)
А в словосочетании очень спешно? ясно представляя? быстро бегущий?
Ученики: признак признака
А в примерах, записанных дальше?
Ученики: как и прилагательное, признак предмета.
Учитель: какой вывод мы можем сделать? Что обозначает наречие?
Ученики: наречие обозначает признак действия или признак признака.
Учитель: мы с вами узнаем части речи не только по вопросу, но и по грамматическим признакам – постоянным и непостоянным, по синтаксической роли в предложении.
Разберем предложение по членам предложения.
Платов ехал очень спешно и с церемонией.
Учитель: каким членом предложения является наречие?
Ученики: в предложениях наречие чаще всего является обстоятельством, хотя может быть и определением. ( Я очень люблю яйца всмятку.)
Учитель: как же, убедиться, что перед нами наречие, если вопрос к нему как к прилагательному?
Надо его изменить. Например:
Взгляд исподлобья. Взглядом исподлобья.
Зависимое слово не изменяется вместе с главным, как прилагательное. Значит, это не прилагательное, а неизменяемая часть речи.
Почему в разобранном нами предложении слово «с церемонией» не наречие, хотя отвечает на вопрос как?
Ученики: потому что оно обозначает предмет, изменяется по числам и падежам.
Учитель: в словосочетании с предполагаемым наречием можно изменить главное слово; если изменяется и зависимое, то это не наречие. Можно главное слово заменить другим, но той же части речи. Если зависимое меняется, это не наречие.
сдействует тогда сдействовали тогда
понесутся злее скажут злее
Учитель: какой вывод мы можем сделать?
Ученики: наречие – неизменяемая часть речи.
Учитель:а теперь сверим наши выводы с материалом учебника.
- Первичное закрепление во внешней речи.
Читаем определение, данное в учебнике.
Повторим все выводы о наречии.
- Самостоятельная работа и закрепление с самопроверкой.
Учитель: выполняем упражнение №198, задание 2
Ученики:
К глаголам: выглянуло сзади; принялось тихо; поползла сначала, ползла впереди; понеслась навстречу; сбросила вдруг; оторвать трудно; плакали далеко; останавливается вдруг.
К особым формам глагола: подкравшись сзади; мягко картавя; плавно взмахивая.
К прилагательным и наречиям: далеко впереди; похожа издали; где-то далеко; далеко влево.
- Рефлексия, д/з.
Уитель: давайте еще раз сформулируем, что такое наречие как часть речи, каковы его особенности.
Домашнее задание: сочините миниатюру (пейзажную зарисовку), используя не менее 8-9 наречий.
Методическое обеспечение урока.
Урок построен с позиции здоровьесберегающих технологий и соблюдением основных правил. Содержание и организация обучения соответствует возрастным особенностям учащихся. Количество видов учебной деятельности: опрос, письмо, ответы на вопросы и активное включение учащихся в работу – снижают риск переутомления.
Личностно-ориентированная технология создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, стимулирует учащихся к высказываниям без боязни ошибиться, проявлению инициативы и самостоятельности.
Используется адаптивная технология: центральное место занимает ученик, его деятельность, учитель работает в режиме обучения всех и каждого ( сообщает новое, объясняет, осуществляет контроль, руководит, работает по очереди с учениками).
Библиография использованных материалов:
- Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2007.
- А.Ю.Купалова, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Ю.С.Пичугов. Поурочное планирование уроков русского языка. / М.: дрофа, 2002.
- Н.С.Лесков. Левша. / Хабаровск: Кн. изд., 1981.
- Н.В.Охременко. 100 заданий по теме «Наречие» 6 – 11 класс. / «Аквариум», ГИППВ, 2000.
- М.В.Федорова. Уроки русского языка в 7 классе: Книга для учителя. / М.: Прсвещение,2006.
Приложение № 1
Работа с текстом
Платов ехал очень спешно и с цер..монией: сам он с..дел в к..ляске, а на козлах два свистовые казака с нагайками по обе стор..ны ямщика с..дились и так его и пол..вали без милосердия, чтобы ск..кал. А если какой казак задремл..т, Платов его сам из коляски ногою ткнет, и еще злее пон..сутся. Эти меры побуждения действовали до того успешно, что лошадей ни у одной станции.. нельзя было удержать, а всегда сто ск..чков мимо ост..новочного места перескакивали. Тогда опять казак над ямщиком обратно сдейству..т, и к под..езду возворотятся.
Приложение № 2.
Платов ехал очень спешно и с церемонией: сам он сидел в коляске, а на козлах два свистовые казака с нагайками по обе стороны ямщика садились и так его и поливали без милосердия, чтобы скакал. А если какой казак задремлет, Платов его сам из коляски ногою ткнет, и еще злее понесутся. Эти меры побуждения действовали до того успешно, что лошадей ни у одной станции нельзя было удержать, а всегда сто скачков мимо остановочного места перескакивали. Тогда опять казак над ямщиком обратно сдействует, и к подъезду возворотятся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Имя существительное как часть речи"
Конспект урока-путешествия "Имя существительное как часть речи" 5 классе по учебнику Львовой. Используется интерактивная доска, раздаточный материал (карта путешествия), цветик-семицветик, индив...
Конспект урока по теме "Служебные части речи"
Конспект урока по русскому языку по теме "Служебные части речи"....
Конспект урока "Предлог как служебная часть речи" 7 класс
Урок на тему "Предлог как служебная часть речи" в 7 классе проходил в форме открытого урока, в нем использованы элементы игровых технологий. Так как урок проходил 14 февраля, то тема текста для ...
конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."
Цели: повторить и обобщить знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки учащихся;совершенствов...
Подготовка к ЕГЭ. Конспект урока "Правописание суффиксов различных частей речи(кроме –н- и –нн-). (2 часа)"
Цели: повторить и обобщить знания учащихся по пройденным темам (правописание суффиксов различных частей речи (кроме –н- и –нн-); закрепить умение комментировать постановку знаков пре...
Конспект урока: Местоимение и другие части речи.
Повторение и систематизация полученных знания о местоимении; умение отличить местоимение от других частей речи; выделение параметров местоимения как самостоятельной части речи; формирование умен...
Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"
Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...