Конспект урока по теме: "Наречие как часть речи".
план-конспект урока по русскому языку по теме
Урок предназначен для формирования у учащихся знаний о правильном написании наречий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narechie_kak_chast_rechi.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
КГКОУ «Вечерняя школа №1»
Развёрнутый план проведения открытого урока по русскому языку
Тема: «Наречие как часть речи».
Учитель русского языка
и литературы
Анахасян А.В.
г. Рубцовск, 2015г.
Цель: 1) показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.
2) формирование умения находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.
Работа по развитию речи: показать наречия как одно из средств связи предложений в целом тексте; расширение словарного запаса учащихся за счёт употребления в речи наречий.
Приборы и материалы: таблицы по теме наречия, раздаточный материал (карточки, предложения для самоконтроля).
- Орг. момент.
- Повторение:
А) Что называется глаголом?
1. Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? 2. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а совершенного – на вопрос что сделать? Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по числам и родам ( в единственном числе). 3. в предложении глагол обычно бывает сказуемым. |
Б) Найти глаголы в предложениях.
Последнюю ночь перед уходом в подземелье Володя спал в доме дяди Гриценко.
Несколько раз ночью мать подходила к его постели, поправляла одеяло на мальчиках, зажимая себе рот, боясь застонать, заплакать от томившей её тревоги.
В) Что называется причастием?
1. Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? 2. Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Причастия обычно изменяются по падежам, числам и родам. 3. Причастие в предложении обычно является определением. |
Например: желтые (признак предмета – прилагательное) листья; тонущие (признак предмета по действию - причастие) листья.
Г) что называется причастным оборотом?
Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. |
Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме запятыми. Искры, |ярко пылающие, были похожи на звёзды. №6. |
Д) Расставьте знаки препинания.
Палка,| торчавшая из воды|, служила ориентиром.
Петя держал в руке |закопчённое| ведёрко с водой.
Е) что называется деепричастием?
1. Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Деепричастия отвечают на вопросы что делая? что сделав? Улыбаться (глагол) – улыбаясь (что делая?) 2. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. Деепричастия не изменяются. 3. В предложении деепричастие является обстоятельством. |
Ё) Что называется деепричастным оборотом?
Деепричастие с зависимым словом называется деепричастным оборотом. |
На письме деепричастие и деепричастный оборот выделяются запятыми. №7 |
Ж) расставьте знаки препинания.
Витя мыл посуду, |насвистывая какую-то песенку|.
|Разложив игры|, дети сели в кружок.
|Изогнув длинные шеи|, птицы сели в кружок.
З) Расставить знаки препинания. Сделать синтаксический разбор предложения.
Шёл дождь,| барабаня по крыше|, и,| нагоняя тоску|, назойливо выл ветер в трубе.
3. А) Объяснение нового материала.
|
Применяя данное правило, рассуждаем так: (приехал) вчера – вчера обозначает признак действия по времени: когда? – вчера; слово вчера не изменяется, значит, слово вчера – наречие.
Применение на практике. Работа с предложением.
Нужно выписать из предложений словосочетания с наречиями:
Скоро мы нашли в парке очень уютный уголок. Здесь мы довольно хорошо отдохнули.
х
Очень уютный - зависимое слово- наречие, оно обозначает признак признака.
х
Отдохнули хорошо - зависимое слово – наречие, обозначает признак действия.
х
Довольно хорошо - зависимое слово- наречие, оно обозначает признак другого признака.
В результате наблюдений учащиеся делают вывод о том, что наречие может относиться к прилагательному, к глаголу, другому наречию и обозначать признак действия, признак другого признака, реже признак предмета ( яйцо всмятку)
Запись на доске:
как? как? как?
Пел красиво поют красиво поёшь красиво
Писал, красиво выводя буквы. Красиво одетая девочка.
Очень красивый ситец; Очень красивого ситца.
Анализ словосочетаний позволяет сделать вывод о том, что наречие не имеет окончаний, оно не изменяется и остается неизменным независимо от того, с какими частями речи употребляется, может относиться к глаголу, деепричастию, причастию, а также к существительному (яйцо всмятку).
- Можно ли только по вопросу к наречию определить, что оно обозначает- признак действия или признак признака? ( Нет, необходимо знать, от какого слова (части речи) задается вопрос к наречию).
Б) Закрепление материала.
- Работа с учебником $ 37 упр., № 170 стр., 78.
Выписать группами словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, к его особым формам, к прилагательным и наречиям.
- Работа с текстом (2 человека у доски).
Выразительно прочитать текст, определить роль наречий. Вставить пропущенные буквы.
Темное, чистое небо торжестве_но и необъятно выс_ко стояло над нами со всем своим таинстве_ным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах- запах русской летней ночи. Кругом (не)слышалось почти никакого шума… Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью пл_снет большая рыба и прибрежный трос_ник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной… Одни огоньки тихонько потреск_вали. |
Темное, чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах- запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума… Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной… Одни огоньки тихонько потрескивали. |
- Упр.245. учащиеся списывают предложения, подчёркивают наречия как члены предложения, определяют роль наречия как средства связи предложений в тексте.
Учащиеся должны отметить, что наречие теперь, противопоставленное наречию когда-то, соединяет третье предложение со вторым. Наречие так, замещая последнюю часть предшествующего предложения, также связывает его с концом текста.
- Итог урока.
- Домашнее задание: выучить $37, выполнить упр. 171. Составить план - перечень орфограмм, которые применяются при выполнении упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Причастие как часть речи"
Конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР....
Конспект урока по теме "Наречие как часть речи" ФГОС
Конспект урока, который является первым в теме...
Конспект урока по теме "Наречие как часть речи"
Разработка урока открытия нового знания в 7 классе...
Конспект урока по теме "Наречие как часть речи"
Цель урока: создать условия для повторения и закрепления у обучающихся общего представления о наречии как части речи...
Конспект урока по теме "Наречие как часть речи"
Технологическая карта урока в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"...
Конспект урока по теме :" Наречие как часть речи"
Конспект урока по русскому языку для 7 класса по теме : "Наречие как часть речи". Урок начинает цикл занятий по теме "Наречие "....
Конспект урока по теме "Наречие как часть речи"
Конспект урока по теме "Наречие как часть речи". Для учащихся 9 класса коррекционной школы VIII вида....