Конспект урока по теме "Наречие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Технологическая карта урока в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Абрамова Ольга Анатольевна

Район

Муромцевский

Место работы

МБОУ «Муромцевский лицей»

Должность

Учитель русского языка и литературы

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Филология, русский язык

Класс

7

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК)

Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И.

Тема урока

Наречие как часть речи

Тип урока

Открытие  новых знаний

Цели как деятельность учеников

Предметные: иметь представление о наречии как неизменяемой части речи, анализировать и характеризовать морфологические признаки наречия, определять его синтаксическую функцию.

Метапредметные: пользоваться приёмами аудирования (ознакомительного, выборочного); извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу), анализировать, сравнивать, группировать.

Осуществлять взаимодействие в паре, группе, формулировать собственное мнение и обосновывать свою позицию, координировать с позициями партнёров в сотрудничестве.

Личностные : выявлять и анализировать общее значение и морфологические признаки наречия как части речи.

Сценарий  проведения учебного занятия

Этап урока

Подэтап урока  

Действия учителя

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Здравствуйте, ребята. Очень часто на уроках русского языка мы говорим о том, как богат и красив наш язык, сколько всего можно описать и обозначить с помощью слов.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

А бывают ли  у вас речевые ситуации, когда не можете выразить свою мысль, эмоции?

Почему так происходит?

Ответы учащихся

1.3. Создание проблемной ситуации

Я предлагаю вам посмотреть видеоролик с похожей ситуацией. После просмотра ответьте на вопрос: с какой проблемой столкнулись герои этого видео?

Смотрят видеоролик, в котором герои на знают наречий

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Обобщаю ответы, разъясняю ход работы урока по маршрутному листу

Формулируют тему, знакомятся с маршрутным листом урока

2. Формулировать тему урока.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Ставлю перед учащимися первую задачу:          ( прочитать предложения, найти и подчеркнуть наречия)

Выполняют задание

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Контролирую ответы учащихся

Актуализирую значимость изучения темы «Наречие как часть речи»

Обсуждают ответы, выбирают верный вариант, приходят к выводу, что получились разные ответы

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Комментирую задания маршрутного листа :

* «корзина идей» - что я знаю о наречии  

По ответам учащихся на доске составляю кластер

* определить грамматическое значение наречия (обращаю внимание на маршрутный лист)

* Выпишите наречие вместе с главным словом  (комментирую задание маршрутного листа, наблюдаю за работой учащихся)

* Откройте учебник на странице 80-81 (словарь Ожегова С.И., страницу Википедии в сети Интернет), прочитайте информацию о наречии как части речи, сравните ее с определением, данным наречию на уроке, сделайте вывод для кластера (комментирую задание маршрутного листа, наблюдаю за работой учащихся, корректирую ответы)

Работают в паре, обсуждают и договариваются о том, какие сведения им известны о наречии, фиксируют в таблице, назначают выступающего.

По ключевым словам кластера формулируют определение понятию «наречие»

Выполняют задание, обсуждают полученный результат в паре, договариваются о том, какую информацию поместят в кластер.

Формулируют новое определение понятию «наречие»

Работают у доски и на местах, формулируют вывод о неизменяемости наречия. Заносят информацию в кластер

Работают в группе, распределив роли по заданию. Отвечают

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов,

построение  связного монологического высказывания в учебно-научном стиле, участие в речевом общении и осуществление речевого самоконтроля.

Познавательные: наблюдение, восприятие информации, построение  умозаключения.

Познавательные УУД: производить отбор и систематизацию материала, извлекать информацию из источника, преобразовывать её из одной формы в другую

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

* Практическая работа. Прочитайте предложения. Если выделенное слово – наречие, то напротив него поставьте букву Н, если не наречие – поставьте прочерк. Ответ прокомментируйте. (Комментирую задание маршрутного листа, наблюдаю за работой учащихся)

Выполняют задание, отвечают, комментируют свой ответ.

Познавательные УУД: анализировать, сравнивать,

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Вернемся к первой задаче. Перечитайте предложения. Сколько же наречий в них употребляется? Изменилось ли ваше решение? Почему?

Благодарю учащихся за работу, предлагаю выполнить домашнее задание, чтобы восполнить пробелы в знаниях

Отвечают, слушают и оценивают ответы одноклассников, комментируют ошибки.

Делают вывод о проделанной работе. Выявляют свои плюсы и минусы

Записывают задание и рекомендации

Регулятивные УУД: соотносить цели и результаты своей деятельности,

определять степень успешности работы.

Приложение

Маршрутный лист № 1 по теме «Наречие как часть речи»

Задача №1. Прочитайте предложения, найдите и подчеркните одной чертой в них наречия, посчитайте, сколько их.

1.На удачу не надейся.      2.Плов по-узбекски.       3.В миг удачи.       4.Утро туманно.

5.Вмиг все сделать.           6.Пойти на удачу.           7.Говорить туманно.

«Корзина идей»

Знаю

Узнал

Задача №2  Определите грамматическое значение наречия.

 Выполните задание в паре, а затем обсудите полученный результат. Сформулируйте вывод для кластера, договоритесь, кто будет представлять результат.

Прочитайте предложение. Найдите наречие.

Замедленно, почти что на весу,

Плывут снежинки тихо, беззаботно.

 От какого слова задаем вопрос к наречию?

                          Плывут (как?) …

                          Плывут (как?) …

- Главное слово в этих словосочетаниях – . Это слово какой части речи?

- ...

- Что обозначают глаголы?

- …

- Что обозначает наречие, примыкая к глаголу?

- Признак ...

- Наречие чаще всего примыкает к …………… и обозначает признак ...

Задание № 3   Прочитайте предложение. Выпишите наречие вместе с главным словом.

Белый снег, пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Задание № 4  Работа в группе Откройте учебник на странице 80-81 (словарь Ожегова С.И., страницу Википедии в сети Интернет), прочитайте информацию о наречии как части речи, сравните ее с определением, данным наречию на уроке, сделайте вывод для кластера.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Задание №5  Прочитайте предложения. Если выделенное слово – наречие, то напротив него поставьте букву Н, если не наречие – поставьте прочерк. Ответ прокомментируйте.

1. Прогремел гром.

2. Она лениво потянулась.

3. Изобразил взгляд исподлобья.

4. Работал без отдыха.

5. Бежал очень быстро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Междометие как часть речи

Цель  урока:  познакомить с новой частью речи – междометием и ее особенностями...

Конспект урока "Повторение изученных частей речи" 9 класс VIII вид

Подробный конспект урока письма в 9 классеVIII вида по теме "Повторение изученных частей речи"...

Конспект урока "Причастие как часть речи".

Познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия, сформировать умение различать причастия и прилагательные, повторить грамматические признаки глагола, прилагательного.Презентация к уроку....

Конспект урока "Роль служебных частей речи"

Разработка урока, соответствующего требованиям ФГОС...

Конспект урока "Причастие как часть речи" с использованием ЭОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА« Причастие как часть речи»с использованием ЭОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов1.  ФИО (полностью)Цой Наталья Федоровна2.  Место работыМОУ «СОШ № 31»...