Конспект урока по теме "Наречие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Цель урока: создать условия для повторения и закрепления у обучающихся общего представления о наречии как части речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_fgos_5_kl._narechie.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока русского языка
«НАРЕЧИЕ
КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»
Автор: | Душенко Ирина Владимировна |
Место работы: | МОБУ СОШ № 2 г. Тихорецка |
Должность: | учитель русского языка и литературы |
План-конспект урока русского языка
Тема урока: «Наречие как часть речи»
Цель: создать условия для повторения и закрепления у обучающихся общего представления о наречии как части речи
Планируемые результаты:
предметные:
закрепление знаний об общем значении, морфологических признаках
и синтаксической роли наречий; закрепление умения находить и
использовать наречия в тексте; развитие творческих способностей
обучающихся; расширение словарного запаса обучающихся за счет
употребления в речи наречий; воспитание интереса к изучению
предмета;
личностные УУД:
профессиональное самоопределение, понимание значения
русского языка в процессе получения образования, стремление к
речевому самосовершенствованию;
регулятивные УУД:
целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;
познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации, осознанное и
произвольное построение речевого высказывания в устной форме,
смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста,
преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ,
умение доказывать;
коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками,
умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения:
компьютер, проектор, учебник, карты с модулями и листами учета
контроля для каждого обучающегося.
Литература:
- Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: 5 класс: русский язык: пособие для учащихся – М: Просвещение, 2009
- Третьяков П.И. Сенновский И.Б. технология модульного обучения в школе. Практико-ориентированная монография - М., 2007
Ресурсы сети Интернет:
- Сайт фестиваля педагогических идей (http://festival.1september.ru)
- Русский урок (http://rusurok.ru/index.php)
- Сообщество взаимопомощи учителей (http://pedsovet.su)
Ход урока.
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организация начала занятия | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | Психологический настрой детей на урок. Учитель: -Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю. | Оценивание готовности к уроку по модулю. |
Мотивация к учебной деятельности | личностные: профессиональное самоопределение, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Учебная ситуация «Директор фирмы выбирает работников» | Вывод о том, что работник должен быть грамотным, надо знать русский язык |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Определение темы. - Посмотрите, пожалуйста, на доску. Попробуйте разгадать ребусы, назовите слова, которые зашифрованы. внутри рядом На доске записан ряд понятий. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол… - Продолжите предложенный ряд. - Какой признак лежит в основе составления этого ряда? - Определите, к какой из названных частей речи относятся слова-отгадки. - Правильно, это наречия. Определите тему нашего урока. - Верно, тема нашего урока – “Наречие как часть речи”. (Слайд 2, запись темы). Работа с текстом Прочитайте текст Наш язык и скромен, и богат. В каждом слове скрыт чудесный клад. Слово «высоко» произнеси – И представишь сразу неба синь. Ты скажи: «Кругом белым-бело» - И увидишь зимнее село, С белых крыш свисает белый снег, Не видать под белым снегом рек. Вспомнится наречие «светло» - И увидишь: солнышко взошло. Если скажешь слово ты «темно», Сразу вечер поглядит в окно. Если скажешь «ароматно», ты Сразу вспомнишь ландыша цветы. Ну, а если скажешь ты «красиво», Пред тобою - сразу вся Россия! (Эля Куклина.) Беседа: - Какие слова привлекли внимание этой поэтессы? - На какой особенности этих слов акцентируется внимание в стихотворении? (высоко, темно, светло, ароматно, красиво) - Как образованы данные наречия? (от прилагательных с помощью суффикса –о) Сравните: Девушка красива. Говорит красиво. | Разгадывают ребусы, отгадки записывают в тетрадь. Определяют тему, записывают в тетрадь |
Выявление причин затруднения и постановка цели (целеполагание) | личностные: стремление к речевому самосовершенствованию; регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | - Легко ли вы справились с заданием? - Почему? - Какие основные задачи урока стоят перед нами? | Формулируют задачи: определить, что такое наречие, каковы его морфологические признаки, синтаксическая роль, закрепить умение находить наречия в тексте и правильно их употреблять в речи. |
Организация деятельности по повторению и применению знаний и умений по образцу и в измененной ситуации с целью их безошибочного применения. | личностные: стремление к речевому самосовершенствованию; регулятивные УУД: рефлексия, саморегуляция; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Организация самостоятельной работы, инструктаж | Самостоятельная работа обучающихся по модулям 3-6 или 7 дополнительно (выполнение заданий, самооценка, контроль в парах) |
Самоконтроль | регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Инструктаж | Самостоятельно по модулю №8 |
Контроль-коррекция | личностные: стремление к речевому самосовершенствованию; регулятивные УУД: саморегуляция; | - Если результат, полученный на уроке, не устраивает, его можно повысить, выполнив задания дома. |
№ УЭ | Содержание урока | Рекомендации учителя | Поле самооценки |
1 | Здравствуйте, ребята! Сегодня вы будете сами формулировать правила, анализировать, сопоставлять, размышлять. Будьте внимательны, честны и справедливы в оценке своих знаний, умений и навыков. Удачи! Задание: проверьте, всё ли вы приготовили для урока (тетрадь, учебник, дневник, ручку, карандаш, линейку). Контроль: самоконтроль. | Настройся на серьёзную работу, внимательно читай задания и выполняй их по определённому алгоритму. Помни о времени! 1 минута | |
2 | Задание: найди в учебнике тему «Наречие» и прочитай сведения о нем. Расскажи соседу по парте. - Что такое наречие? - Что обозначает наречие? - На какие вопросы отвечает наречие? - Изменяется ли наречие? - Каким членом предложения является? Контроль: взаимопроверка в парах. | В случае затруднения обратись к учебнику, справочнику. 5 минут. | За каждый правильный ответ 1 балл |
3. | Зеленую иву увидишь повсюду: в огородах, в садах, у проезжих дорог. Немало растет ее по берегам лесных речонок. Люди по-разному называют иву. Задание: -Подчеркни наречия как члены предложения Контроль: самоконтроль. | Работай вместе с классом. 5 минут | 5-если справился со всеми заданиями без подсказок 4-справился, но пару раз ошибся 3- ошибался часто, но все-таки справился 2-не справился |
4 | Цель: научиться находить наречия в тексте. Задание:
А вот и отец. Он медленно поднимается с травы и идёт мне навстречу. Радостно и светло блестят его чёрно – карие глаза. Он добро улыбается, но брови по-всегдашнему сурово и непреклонно сведены на переносице. И я степенно подхожу к отцу, протягиваю руку. (Д. Голубков) Контроль: самостоятельно свериться с ключом в конце урока | Работай в тетради. Пиши красиво. 5 минут. | |
5 | Цель: научиться употреблять наречия в словосочетаниях, повторить правописание безударных гласных Задание:
Т..инственно, невдал..ке, уд..влённо, вд..ли, непод..лёку, напр..мик, изд..вна, дот..мна, изд..л..ка, изр..дка, бер..жно, вт..хомолку, доч..ста, впл..тную, ш..потом. Контроль: самоконтроль. | Работай строго по алгоритму. 6 минут. |
|
6 | Цель: развитие речи Задание: Составь несколько предложений, которые могут быть включены в текст поздравления с праздником. Используйте некоторые из следующих наречий. Искренне, сердечно, глубоко, по-настоящему, радостно, всегда, никогда, удивительно, горячо, светло. | 5 минут | За каждое предложение 1 балл |
7 | Цель: проверить, как учащиеся усвоили новую тему. 1. Задание. Выполните синтаксический разбор предложения. Он медленно поднимается с травы и идёт мне навстречу. 2.Отгадай задки. Что это за части речи? а)Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю нашу речь. Меня вам надо знать, беречь! б)Есть у меня семёрка слуг, Проворных, удалых, И всё, что вижу я вокруг, - Всё знаю я от них. Они по зову моему Являются в нужде. Зовут их Как и Почему, Зачем, Куда, Откуда, Когда и Где. 3.Задание. Заменить фразеологический оборот синонимичным наречием. Поговорим с глазу на глаз________________; бежал сломя голову _______________; жили душа в душу ___________________; разбили в пух и прах _______________; всё делает шиворот навыворот ____________; жили бок о бок__________________; работал не покладая рук___________________. | К этому модулю можно приступить, если ты справился с заданиями быстрее всех, или дома, если хочешь повысить оценку. 10 минут | За каждое правильно выполненное задание 5 баллов |
8 | 1. Заполни таблицу и посчитай количество баллов, которые ты получил за урок. 2. Запиши домашнее задание в дневник. | 1 минута Итог______________ | “5” – 55-46 баллов “4” – 45-36 баллов “3” – 35-20 баллов |
9 | Цель: усвоить алгоритм выполнения домашнего задания. Задание: 1) повтори теоретические сведения о наречии; 2) выполни упр.______ или задания модуля №7. Контроль: индивидуальный на следующем уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Имя существительное как часть речи"
Конспект урока-путешествия "Имя существительное как часть речи" 5 классе по учебнику Львовой. Используется интерактивная доска, раздаточный материал (карта путешествия), цветик-семицветик, индив...
Конспект урока по теме "Служебные части речи"
Конспект урока по русскому языку по теме "Служебные части речи"....
Конспект урока "Предлог как служебная часть речи" 7 класс
Урок на тему "Предлог как служебная часть речи" в 7 классе проходил в форме открытого урока, в нем использованы элементы игровых технологий. Так как урок проходил 14 февраля, то тема текста для ...
конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."
Цели: повторить и обобщить знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки учащихся;совершенствов...
Подготовка к ЕГЭ. Конспект урока "Правописание суффиксов различных частей речи(кроме –н- и –нн-). (2 часа)"
Цели: повторить и обобщить знания учащихся по пройденным темам (правописание суффиксов различных частей речи (кроме –н- и –нн-); закрепить умение комментировать постановку знаков пре...
Конспект урока: Местоимение и другие части речи.
Повторение и систематизация полученных знания о местоимении; умение отличить местоимение от других частей речи; выделение параметров местоимения как самостоятельной части речи; формирование умен...
Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"
Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...