Региональный компонент на уроках русского языка
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5, 7, 10, 11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnyy_komponent_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение регионального компонента на уроках русского языка
Знание и сохранение языка, культуры своего народа – одна из важнейших задач всего поколения. Каждый человек – носитель и хранитель истории и традиций, и от него зависит, сможет ли он передать в целости «связующую нить» молодому поколению. Безусловно, большая роль отводится в этом воспитанию в семье и образовательных учреждениях. Гуманитарные предметы в школе являются отличными помощниками в воспитательном процессе, в том числе и в вопросе сохранения родной культуры.
На уроках русского языка, начиная с младших классов, целесообразно вводить лексические темы о достопримечательностях родного села, о людях, чьими именами названы улицы, скверы, мосты – обо всём о том, что близко и понятно ребёнку. В старших классах можно устраивать диспуты, готовить сообщения, выступления по заданной тематике. Введение регионального компонента будет способствовать развитию личности ученика, укреплению национального самосознания и чувства любви к родной земле. Ведь выдающийся учёный Д.С. Лихачёв писал: «…патриотизм прежде всего начинается с любви к своему городу, к своей местности, и это не исключает любви ко всей стране... Я думаю, что преподавание краеведения в школе могло бы послужить основой для воспитания настоящего патриотизма».
Русский язык
- класс.
№ | Тема урока | Тип урока | Региональный компонент | Этап урока |
1 | Имя существительное | Открытие новых знаний | «Село. Посёлок. Деревня» | Лексическая тема |
2 | Имя прилагательное | «Осень в деревне» | Лексическая тема | |
3 | Что такое диалог и монолог? | Р.р | Составить диалог или монолог на тему «Что мы знаем о родном посёлке?» | Домашнее задание |
4 | Наречие | «Якутские узоры» | Лексическая тема | |
5 | Синтаксис как раздел грамматики. Пунктуация как система правил правописания предложений | Перевод на русский язык предложений с однородными членами | Домашнее задание | |
6 | Предложение | «Улицы моего посёлка» | Лексическая тема | |
7 | Что значит писать и говорить на тему? | Р.р. | «Улицы моего посёлка». | Лексическая тема |
8 | Обучение написанию сочинения на тему «Памятный день летних каникул». | « Лето в Якутии» | Лексическая тема | |
10 | Обращение. | «Моя деревня – моя малая родина» | Лексическая тема | |
11 | Для чего нужен план? | Р.р. | «Мой день» | Лексическая тема |
12 | Прямая речь. Диалог. | «Музеи нашего посёлка» | Лексическая тема | |
13 | Звуки речи и буквы. Алфавит. | Из истории первого якутского алфавита. | Сообщение | |
14 | Подготовка к сочинению на грамматическую тему о слове. | Значение слова «красный» на якутском и русском языках. | ||
15 | Художественный стиль. Метафора как средство выразительности речи. | Р.р. | Перевод на якутский язык предложений с метафорой | |
16 | Повествовать – значит рассказывать. | Р.р. | «Чурапча – районный центр» | Лексическая тема |
17 | Лексическое значение слова. Толковые словари. | Русско-якутские словари. | ||
18 | Антонимы. | Якутские и русские антонимы, обозначающие повадки домашних животных | ||
19 | Описание предмета. | Р.р. | Описание чороон | |
20 | Устаревшие слова. | Якутские устаревшие слова | ||
21 | Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи. | Якутские и русские фразеологизмы о труде | ||
22 | Рассуждать – значит доказывать. | Р.р. | Устное выступление «Я люблю Ожулун» | |
23 | Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания в простом предложении | Составление простых предложений на тему « Наши земляки – участники Вов» | Домашнее задание | |
24 | Употребление синонимов, антонимов и фразеологизмов в речи. | Р.р. | Сопоставление якутских и русских фразеологизмов. |
- класс
№ | Тема урока | Тип урока | Региональный компонент | Этап урока |
1 | Правописание имен существительных. | «Конская упряжь» (перевод слов) | Словарная работа | |
2 | Правописание имён прилагательных. | «Конская упряжь» | Словарная работа | |
3 | Знаки препинания в сложном предложении.
| Составление предложений с использованием слов по теме «Конская упряжь» | Домашнее задание. | |
4 | Признаки прилагательного у причастия.
| Подобрать эпитеты и определения для описания красоты якутской природы. | Домашнее задание. | |
5 | Сочинение «Мой любимый уголок природы». | Р/р. | ||
6 | Образование и правописание действительных причастий настоящего времени. | «Работа на ферме» | Лексическая тема | |
7 | . Рассказ на основе услышанного. | Р/р | « Беседа с бабушкой» | Лексическая тема |
8 | Редактирование текста. | Р/р. | Редактирование заметок в школьную газету учащихся 5 класса. | |
9 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
| «Как выращивать рассаду овощных культур». | Лексическая тема | |
10 | Характеристика литературного героя.
| Р/р. | Образ Хачыгыр из одноимённого рассказа С.Яковлева- Эрилик Эристиин. | |
11 | Интервью – жанр публицистики. | Р/р. | Интервьюирование молодого педагога о выборе профессии. | |
12 | Правописание союзов «ТОЖЕ», «ТАКЖЕ», «ЗАТО», «ЧТОБЫ».
| Составить 10 предложить на тему «Какие летние цветы лучше растут в нашем климате?» | Домашнеее задание | |
13 | Различение на письме частицы «НЕ» и приставки «НЕ». | «Моя малая родина» | Лексическая тема | |
14 | Лексические нормы. . | Слова, называющие части тела в русском и якутском языках | Словарная работа. | |
15 | Лексические нормы.
| Слова, называющие части тела в русском и якутском языках. Закрепление. | Словарная работа. |
10 класс
№ | Тема урока | Тип урока | Региональный компонент | Вид работы |
1 | Синонимы и их употребление
| Аналогия якутских и русских синонимов | ||
2 | Антонимы и их употребление
| Аналогия якутских и русских антонимов | ||
3 | Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление | Сопоставление якутских и русских пословиц о чести и правде | Домашнее задание | |
4 | Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ
| Сочинение-рассуждение «Почему молодое поколение не желает жить в селе?» | Домашнее задание | |
5 | Употребление прописных букв | Перевод аббревиатур на родной язык | ||
6 | Правописание окончаний имён существительных
| «Эпитеты на русском и родном языках о характере человека» | Сообщение | |
7 | Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного
| «Численность населения Ожулунского наслега » | Лексическая тема | |
8 | Деепричастие как глагольная форма. Морфологический разбор деепричастия
| Сочинение -рассуждение « Почему я люблю малую родину » | ||
9 | Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Морфологический разбор союза | Звукоподражательные слова на родном языке. | «Профессии для развития сельского хозяйства» | |
10 | Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометия. | Звукоподражательные слова на родном языке. | Сравнительная характеристика на этапе закрепления |
11 класс
№ | Тема урока | Тип урока | Региональный компонент | Этап работы |
1 | Тире между подлежащим и сказуемым.
| «Наша школа в будущем» | Домашнее задание | |
2 | Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях | «Улицы нашего села, названные в память воинов ВОв» | Сообщение | |
3 | Обособленные обстоятельства
| « Наш урожай в бюджете семьи» | Выступление | |
4 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. | «Желает ли молодёжь жить на селе?» | Сочинение | |
5 | Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
| «Десять утверждений в пользу жизни на деревне» | Закрепление | |
6 | Знаки препинания при диалоге. | «Сквер молодёжи в селе Ожулун» | Проект | |
7 | Знаки препинания при цитатах.
| «Известные люди Якутии о родной земле» | Сообщение | |
8 | Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. | «Слово выпускника о школе» | Сочинение-рассуждение | |
9 | Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
| «Моя малая родина» | Выступление |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы
Статья об использовании местного языкового материала на уроках гуманитарного цикла...
Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка и чтения в школе 8 вида.
В материале представлен опыт работы по использованию национально-регионального компонента на уроках развития связной письменной речи и уроках чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья в 5 ...
Дидактический материал c национально-региональным компонентом к урокам русского языка в 5, 7 классах
Дидактический материал...
Статья "Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности в условиях ФГОС".
Статья рассказывает о формах работы на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности с использованием национально-регионального компонента....
Региональный компонент на уроках русского языка и литературы
Региональный компонент на уроках русского языка и литературы...
Использование национально - регионального компонента на уроках русского языка и литературы Бурятии
Использование национально - регионального компонента на уроках русского языка и литературы Бурятии...
реализация регионального компонента на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной школе)
Региональный компонент на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной) школе...