Статья "Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности в условиях ФГОС".
статья
Статья рассказывает о формах работы на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности с использованием национально-регионального компонента.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности в условиях ФГОС
Лебедева Наталья Сергеевна
МАОУ «СОШ № 48 г. Улан-Удэ»
Аннотация
Статья рассказывает о формах работы на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности с использованием национально-регионального компонента.
The realization of an ethno-regional component in Russian Language,
Literature classes and extracurricular activities in accordance with the
Federal Educational Stаndards
Lebedeva Natalya
МАОУ «СОШ № 48 г. Улан-Удэ»
Annotation
The article presented different forms of work perfomed in Russian Language and Literature classes, extracurricular activities with the usage of an ethno – regional component.
Воспитание любви к родному краю,
к родной речи – задача первостепенной
важности, и нет необходимости
это доказывать.
Д.С. Лихачев
В современном мире обострился интерес к развитию человека в конкретной социокультурной и национальной среде. В сфере образования на региональном уровне формируются свои национально-региональные особенности. В этой связи вопрос о внедрении национально-регионального компонента очень актуален сегодня.
Основной задачей современных образовательных стандартов нового поколения является:
- обеспечение исторической преемственности поколений; сохранение и развитие национальной культуры;
- воспитание патриотизма;
- формирование целостного миропонимания, развитие культуры межэтнических отношений.
Важность изучения родного края, использование местного материала в обучении и воспитании подчеркивали основоположники педагогической науки: Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци. К. Д. Ушинский обосновал необходимость включения местного материала в преподавание учебных предметов.
Однако до сих пор нет научно-обоснованной, адаптированной программы с введением национально-регионального компонента в учебный процесс. На реализацию регионального компонента на уровне основного общего образования выделено 10-15% времени. Нет целостного системного подхода в формировании представления о культурных, исторических и национальных особенностях региона.
В нашей школе региональный компонент реализуется как через урочную, так и внеурочную деятельность.
Основными целями внедрения национально-регионального компонента в учебный процесс являются:
- расширение знаний о родном крае, приобщение к духовному наследию своего народа, формирование высоконравственной личности;
- развитие познавательного интереса к изучению истории и традиций своей малой родины, воспитание своей значимости и толерантности по отношению к другим культурам;
- применение знаний в повседневной жизни.
Использование регионального компонента на уроках русского языка дает возможность учителю реализовать межпредметные связи, помогает проводить связь с внеклассными мероприятиями. Основой для такой работы может стать краеведение, использование на уроках русского языка местного языкового материала, диалектов, топонимики.
Примером такой работы может стать урок русского языка в 6 класса по теме «Диалектные слова». Исследование диалектов в названии ветров на Байкале лучше реализовать в проектной деятельности учащихся. Все это относится к языковым явлениям нашего региона.
При изучении темы «Имя числительное» в 6 классе на заключительном уроке для анализа использую тексты с историческими фактами о героическом подвиге бурятского народа в годы Великой Отечественной войны. Это позволяет не только закрепить изученный материал, но и углубить знания учащихся по истории нашей республики.
Возможно также включение местного материала в уроки по изучению лексики, фонетики, словообразования.
Например, при изучении синонимов в разделе «Лексика» предлагаю ребятам написать сочинение на темы: «Мой любимый город», «История моего года», «Прогулка по старому городу».
Знакомство с биографиями знаменитых земляков можно проводить в форме диктантов. Интерес учащихся вызывают познавательные и ролевые игры, решение кроссвордов, сочинения-эссе, создание презентаций, экскурсии под общим названием «Познай и полюби свой край».
Использование художественных произведений бурятских писателей на уроках литературы дает возможность приобщиться к духовным ценностям бурятского народа.
Пример урока по внеклассному чтению в 6 классе:
Тема: «Дети войны» (по рассказу М.М. Шиханова «Хлебные карточки»).
Пример урока литературы в 7 классе:
Тема: «Письмо с фронта» (по бурятской поэзии в годы Великой Отечественной войны).
Рекомендую темы для изучения по литературе:
класс | Основное содержание |
5 класс | Устное народное творчество. Бурятские сказки. |
6 класс | Устное народное творчество. Героический эпос «Гэсэр». Обрядовый фольклор семейских. |
7 класс | Устное народное творчество. Бурятские исторические песни. |
8 класс | Древнерусская литература. Семейские традиции. |
9 класс | Устное народное творчество. Предания о декабристах. Чехов в Бурятии. |
10 класс | Литература Бурятии. Биография и творчество бурятских писатей. |
11 класс | Литература Бурятии. Современная бурятская литература. |
Рекомендую список бурятской литературы для изучения в школе:
класс | Произведение |
5 класс | Байкала-озера сказки. Сборник. – Санкт-Петербург: Москва: Речь, 2020. Бурятские народные сказки: Сборник – М: Современник, 1990. |
6 класс | - Гэсэр: Бурятский героический эпос. Т. 2. – Улан-Удэ, Бурятское книжное издательство, 1986 - Шиханов М.М. Хлебные карточки: стихи и рассказы г. Улан-Удэ: НоваПринт, 2014. |
7 класс | - Жалсараев Д.З. Таёжная, озерная… Стихи. – Улан-Удэ, Бур. Кн. Изд-во, 2000. - Бальбуров А.А. Мы живем за Байкалом. Книга о Бурятии. Детская литература, - М., 1967. |
8 класс | - Белоглазова Р.В. Ритка. Повесть. – Издательство «Багульник», Улан-Удэ, 2017. - Митыпов В.Г. Долина бессмертников. Повесть. – М., Современник, 1975. |
9 класс | - Настоящая память не знает забвения: стихи поэтов Бурятии о войне. – Улан-Удэ: Изд-во «Домино», 2010 - Нестерова С.А. Есть на земле память… Рассказы и стихи. Г. Улан-Удэ: НоваПринт, 2020. |
10 класс | - Нимбуев Н. Т. Стихи. Стреноженные молнии. – Улан-Удэ, 2016. - Бальбуров А.А. Хилтухин Д.Д. Приказываю жить. Повесть. – Улан-Удэ: Бур. КН. Издательство, 1985. |
11 класс | - Улзытуев Д.А. Напев: Стихотворения. – М.: Современник, 1983. - Калашников И.К. Сочинения в 3-х т. Т. 3. Жестокий век. – Улан-Удэ: Бур. Кн. Изд-во, 2003. |
При работе с краеведческим материалом использую разные формы:
- заочная экскурсия по родному краю;
- встречи с интересными людьми;
- самостоятельная работа с книгой и документом;
- создание видеороликов;
- проектная деятельность.
Проведенная мною работа среди учащихся показала, что ребята интересуются историей родного края, его славным прошлым. Краеведческий материал очень удобен для анализа, и в то же время пробуждает интерес к жизни родного края. Знакомство с местным материалом нужно начинать как можно раньше, поощрять и развивать его изучение. Начать можно с изучения семейных архивов, изучения истории своей семьи. Например, проект «Реликвии моей семьи», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».
Для знакомства с историей республики мы с ребятами проводим экскурсии в музеи города, работаем в библиотечных архивах, тесно сотрудничая с филиалом №18 ЦГБ имени И. Калашникова, Центром детского чтения им. Б. Абидуева, отделами краеведения.
Работа по изучению местного материала должна быть систематизирована. Она не может вестись только на уроках русского языка и литературы. Это и внеурочная и воспитательная деятельность в целом. Например, воспитательная работа в моем классе ведется по программе патриотического воспитания «Родничок». Ребята знакомятся с интересными людьми, с историей нашего города.
На протяжении нескольких лет в рамках элективного курса «Современная литература Бурятии» с учениками старших классов проводилась работа с семьями бурятских писателей. Например, при изучении биографии Д.А. Улзытуева была проведена творческая встреча с З.Л. Дашабыловой, родственницей поэта. Результатом этой работы стал интегрированный творческий проект ученицы 10 класса, Степановой Лены «Вы слыхали когда-нибудь о траве голубой ая-ганга?».
При изучении биографии и творчества детской бурятской поэтессы В.А. Султановой учащиеся знакомились с семейным архивом писательницы. Также была налажена связь с женой Бурятского писателя М.М. Шиханова. Творческий вечер с молодой бурятской поэтессой, Т. Сосниной запомнился ребятам надолго.
Мои ученики ежегодно принимают участие в конференциях и НПК разного уровня и занимают призовые места. Например, Межрегиональная НПК «История и литература Бурятии», Верхнеудинские чтения, Калашниковские чтения, Городская НПК «Шаг в будущее», «Серебряная альфа».
Пример исследовательской работы по литературе ученицы 10 класса, Арьяевы Алины:
Тема: «Изображение русского национального характера в произведениях В.М. Шукшина и Т.Б. Хамагановой (на основе анализа рассказов В.М. Шукшина из цикла «Деревенская проза» и книги бурятской писательницы Т.Б. Хамагановой «Русский национальный характер»).
Пример сочинения по литературе ученика 5 класса, Ангархаева Димы:
Тема: «Мир бурятской сказки».
https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2019/08/13/sochinenie-mir-buryatskoy-skazki
Мои работы с использованием НРК доступны в образовательной социальной сети nsportal.ru
Региональный компонент можно реализовать в современной школе, если осознавать важность и нужность такой работы. Главное – вызвать интерес к родной земле, родному языку, культуре своего народа; научить уважать себя, свою семью, свой народ.
Литература
1. Благова С.А. Место регионального компонента в современном образовании в условиях ФГОС ООО/ С.А. Болотова.- Смоленск: СГПУ, 2014, - 172 с.
2. Гриханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования / Л.Ф. Гриханкина //Педагогика. 1999. № 8. С.30-35.
3. Лыжова Л.К. Региональный компонент в преподавании русского языка / Л.К. Лыжова // Русский язык в школе. – Москва: Просвещение, 1994. -№4. – С.11-14.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //минобрнауки.рф / document /988/.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 ФЗ (ред. От 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 24.07.2015).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка на основе применения проектной деятельности в условиях реализации ФГОС
Разработана в соавторстве с Гольцовой Людмилой Александровной...
Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях введения ФГОС
Статья для выступления на круглом столе "Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся в рамках ФГОС...
Приемы работы по формированию речевой и языковой компетенций на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС. Обмен опытом в рамках круглого стола.
В данном материале представлен опыт работы учителя по формированию речевой и языковой компетенций на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС....
Использование этнокультурного компонента на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
Если народ знает и ценит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с земли, внося, как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры. А ключ к этому ...
Использование национально - регионального компонента на уроках русского языка и литературы Бурятии
Использование национально - регионального компонента на уроках русского языка и литературы Бурятии...
Использование исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы во внеурочной деятельности
Доклад на районную НПК "Педагогический поиск:теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности" по теме "Использование исследовательской и проектной деятельности ...
Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка и литератур
Национально-региональный компонент можно использовать как на уроках литературы, так и на уроках русского языка. В условиях Татарстана национально-региональный компонент курса русского языка будут слов...