Статья "Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности в условиях ФГОС".
статья

Лебедева Наталья Сергеевна

Статья рассказывает о формах работы на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности с использованием национально-регионального компонента.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности в условиях ФГОС

Лебедева Наталья Сергеевна

МАОУ «СОШ № 48 г. Улан-Удэ»

Аннотация

Статья рассказывает о формах работы на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности с использованием национально-регионального компонента.

The realization of an ethno-regional component in Russian Language,

Literature classes and extracurricular activities in accordance with the

Federal Educational Stаndards

 Lebedeva Natalya

МАОУ «СОШ № 48 г. Улан-Удэ»

Annotation

The article presented different forms of work perfomed in Russian Language and Literature classes, extracurricular activities with the usage of an ethno – regional component.

                                                        Воспитание любви к родному краю,

   к родной речи – задача первостепенной

                                                важности, и нет необходимости

                    это доказывать.

Д.С. Лихачев

В современном мире обострился интерес к развитию человека в конкретной социокультурной и национальной среде. В сфере образования на региональном уровне формируются свои национально-региональные особенности. В этой связи вопрос о внедрении национально-регионального компонента очень актуален сегодня.

Основной задачей современных образовательных стандартов нового поколения является:

- обеспечение исторической преемственности поколений; сохранение и развитие национальной культуры;

- воспитание патриотизма;

- формирование целостного миропонимания, развитие культуры межэтнических отношений.

  Важность изучения родного края, использование местного материала в обучении и воспитании подчеркивали основоположники педагогической науки: Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци. К. Д. Ушинский обосновал необходимость включения местного материала в преподавание учебных предметов.

Однако до сих пор нет научно-обоснованной, адаптированной программы с введением национально-регионального компонента в учебный процесс. На реализацию регионального компонента на уровне основного общего образования выделено 10-15% времени. Нет целостного системного подхода в формировании представления о культурных, исторических и национальных особенностях региона.

В нашей школе региональный компонент реализуется как через урочную, так и внеурочную деятельность.

Основными целями внедрения национально-регионального компонента в учебный процесс являются:

- расширение знаний о родном крае, приобщение к духовному наследию своего народа, формирование высоконравственной личности;

- развитие познавательного    интереса к изучению истории и традиций своей малой родины, воспитание своей значимости и толерантности по отношению к другим культурам;

- применение знаний в повседневной жизни.

Использование регионального компонента на уроках русского языка дает возможность учителю реализовать межпредметные связи, помогает проводить связь с внеклассными мероприятиями. Основой для такой работы может стать краеведение, использование на уроках русского языка местного языкового материала, диалектов, топонимики.

Примером такой работы может стать урок русского языка в 6 класса по теме «Диалектные слова». Исследование диалектов в названии ветров на Байкале лучше реализовать в проектной деятельности учащихся. Все это относится к языковым явлениям нашего региона.

При изучении темы «Имя числительное» в 6 классе на заключительном уроке для анализа использую тексты с историческими фактами о героическом подвиге бурятского народа в годы Великой Отечественной войны. Это позволяет не только закрепить изученный материал, но и углубить знания учащихся по истории нашей республики.

Возможно также включение местного материала в уроки по изучению лексики, фонетики, словообразования.

Например, при изучении синонимов в разделе «Лексика» предлагаю ребятам написать сочинение на темы: «Мой любимый город», «История моего года», «Прогулка по старому городу».

Знакомство с биографиями знаменитых земляков можно проводить в форме диктантов. Интерес учащихся вызывают познавательные и ролевые игры, решение кроссвордов, сочинения-эссе, создание презентаций, экскурсии под общим названием «Познай и полюби свой край».

Использование художественных произведений бурятских писателей на уроках литературы дает возможность приобщиться к духовным ценностям бурятского народа.

Пример урока по внеклассному чтению в 6 классе:

Тема: «Дети войны» (по рассказу М.М. Шиханова «Хлебные карточки»).

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/08/14/urok-po-vneklassnomu-chteniyu-v-6-klasse-hlebnye-kartochki

Пример урока литературы в 7 классе:

Тема: «Письмо с фронта» (по бурятской поэзии в годы Великой Отечественной войны).

Рекомендую темы для изучения по литературе:

класс

Основное содержание

5 класс

Устное народное творчество. Бурятские сказки.

6 класс

Устное народное творчество. Героический эпос «Гэсэр». Обрядовый фольклор семейских.

7 класс

Устное народное творчество. Бурятские исторические песни.

8 класс

Древнерусская литература. Семейские традиции.

9 класс

Устное народное творчество. Предания о декабристах.

Чехов в Бурятии.

10 класс

Литература Бурятии. Биография и творчество бурятских писатей.

11 класс

Литература Бурятии. Современная бурятская литература.

 Рекомендую список бурятской литературы для изучения в школе:

класс

Произведение

5 класс

Байкала-озера сказки. Сборник. – Санкт-Петербург: Москва: Речь, 2020.

Бурятские народные сказки: Сборник – М: Современник, 1990.

6 класс

- Гэсэр: Бурятский героический эпос. Т. 2. – Улан-Удэ, Бурятское книжное издательство, 1986

- Шиханов М.М. Хлебные карточки: стихи и рассказы

г. Улан-Удэ: НоваПринт, 2014.

7 класс

- Жалсараев Д.З. Таёжная, озерная… Стихи. – Улан-Удэ, Бур. Кн. Изд-во, 2000.

- Бальбуров А.А. Мы живем за Байкалом. Книга о Бурятии. Детская литература, - М., 1967.

8 класс

- Белоглазова Р.В. Ритка. Повесть. – Издательство «Багульник», Улан-Удэ, 2017.

- Митыпов В.Г. Долина бессмертников. Повесть. – М., Современник, 1975.

9 класс

- Настоящая память не знает забвения: стихи поэтов Бурятии о войне. – Улан-Удэ: Изд-во «Домино», 2010

- Нестерова С.А. Есть на земле память… Рассказы и стихи. Г. Улан-Удэ: НоваПринт, 2020.

10 класс

- Нимбуев Н. Т. Стихи. Стреноженные молнии. – Улан-Удэ, 2016.

- Бальбуров А.А. Хилтухин Д.Д. Приказываю жить. Повесть. – Улан-Удэ: Бур. КН. Издательство, 1985.

11 класс

- Улзытуев Д.А. Напев: Стихотворения. – М.: Современник, 1983.

- Калашников И.К. Сочинения в 3-х т. Т. 3. Жестокий век. – Улан-Удэ: Бур. Кн. Изд-во, 2003.

При работе с краеведческим материалом использую разные формы:

- заочная экскурсия по родному краю;

- встречи с интересными людьми;

- самостоятельная работа с книгой и документом;

- создание видеороликов;

- проектная деятельность.

Проведенная мною работа среди учащихся показала, что ребята интересуются историей родного края, его славным прошлым. Краеведческий материал очень удобен для анализа, и в то же время пробуждает интерес к жизни родного края. Знакомство с местным материалом нужно начинать как можно раньше, поощрять и развивать его изучение. Начать можно с изучения семейных архивов, изучения истории своей семьи. Например, проект «Реликвии моей семьи», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».

 Для знакомства с историей республики мы с ребятами проводим экскурсии в музеи города, работаем в библиотечных архивах, тесно сотрудничая с филиалом №18 ЦГБ имени И. Калашникова, Центром детского чтения им. Б. Абидуева, отделами краеведения.

Работа по изучению местного материала должна быть систематизирована. Она не может вестись только на уроках русского языка и литературы. Это и внеурочная и воспитательная деятельность в целом. Например, воспитательная работа в моем классе ведется по программе патриотического воспитания «Родничок». Ребята знакомятся с интересными людьми, с историей нашего города.

На протяжении нескольких лет в рамках элективного курса «Современная литература Бурятии» с учениками старших классов проводилась работа с семьями бурятских писателей. Например, при изучении биографии Д.А. Улзытуева была проведена творческая встреча с З.Л. Дашабыловой, родственницей поэта. Результатом этой работы стал интегрированный творческий проект ученицы 10 класса, Степановой Лены «Вы слыхали когда-нибудь о траве голубой ая-ганга?».

 При изучении биографии и творчества детской бурятской поэтессы В.А. Султановой учащиеся знакомились с семейным архивом писательницы. Также была налажена связь с женой Бурятского писателя М.М. Шиханова. Творческий вечер с молодой бурятской поэтессой, Т. Сосниной запомнился ребятам надолго.

Мои ученики ежегодно принимают участие в конференциях и НПК разного уровня и занимают призовые места. Например, Межрегиональная НПК «История и литература Бурятии», Верхнеудинские чтения, Калашниковские чтения, Городская НПК «Шаг в будущее», «Серебряная альфа».

Пример исследовательской работы по литературе ученицы 10 класса, Арьяевы Алины:

Тема: «Изображение русского национального характера в произведениях В.М. Шукшина и Т.Б. Хамагановой (на основе анализа рассказов В.М. Шукшина из цикла «Деревенская проза» и книги бурятской писательницы Т.Б. Хамагановой «Русский национальный характер»).

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2019/08/13/nauchnyy-proekt-po-literature-izobrazhenie-russkogo-natsionalnogo

Пример сочинения по литературе ученика 5 класса, Ангархаева Димы:

Тема: «Мир бурятской сказки».

https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2019/08/13/sochinenie-mir-buryatskoy-skazki

Мои работы с использованием НРК доступны в образовательной социальной сети nsportal.ru

Региональный компонент можно реализовать в современной школе, если осознавать важность и нужность такой работы. Главное – вызвать интерес к родной земле, родному языку, культуре своего народа; научить уважать себя, свою семью, свой народ.

Литература

1. Благова С.А. Место регионального компонента в современном образовании в условиях ФГОС ООО/ С.А. Болотова.- Смоленск: СГПУ, 2014, - 172 с.

2. Гриханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования / Л.Ф. Гриханкина //Педагогика. 1999. № 8. С.30-35.

3. Лыжова Л.К. Региональный компонент в преподавании русского языка / Л.К. Лыжова // Русский язык в школе. – Москва: Просвещение, 1994. -№4. –  С.11-14.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //минобрнауки.рф / document /988/.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 ФЗ (ред. От 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 24.07.2015).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях введения ФГОС

Статья для выступления на круглом столе "Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся в рамках ФГОС...

Приемы работы по формированию речевой и языковой компетенций на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС. Обмен опытом в рамках круглого стола.

В данном материале представлен опыт работы учителя по формированию речевой и языковой компетенций на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Использование этнокультурного компонента на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

Если народ знает и ценит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с земли, внося, как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры.  А ключ к этому ...

Использование национально - регионального компонента на уроках русского языка и литературы Бурятии

Использование национально - регионального компонента на уроках русского языка и литературы Бурятии...

Использование исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы во внеурочной деятельности

Доклад на районную НПК "Педагогический поиск:теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности" по теме "Использование исследовательской и проектной деятельности ...

Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка и литератур

Национально-региональный компонент можно использовать как на уроках литературы, так и на уроках русского языка. В условиях Татарстана национально-региональный компонент курса русского языка будут слов...