Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы
статья на тему

Канавина Елена Михайловна

Статья об использовании местного языкового материала на уроках гуманитарного цикла

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ. 

Учитель Канавина Е. М.

В связи со стремление в 21 веке гуманизации и гуманитаризации образования главной задачей школы стало воспитание гуманной, всесторонне развитой личности. Один из путей ее решения - введение в систему образования, в том числе в уроки словесности, регионального компонента.

 Но методические идеи использования в процессе обучения региональных языковых средств еще не нашли полноценной разработки и внедрения в современную практику преподавания русского языка в школе.

Как известно, учебники, реализующие федеральный компонент образования в области русского языка, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически не используется языковой материал, отражающий специфику того или иного региона России.

Однако наш регион имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Потому нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка и литературы. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся.

Под региональным компонентом школьного лингвистического курса в современной лингводидактике следует понимать «систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала, как в тематическом отношении, так и в отношении сугубо лингвистическом». [Благова,1993].

Методисты предлагают рассматривать региональный компонент в преподавании русского языка как углубленную лингвокраеведческую работу и использовать местный языковой материал не только на уроках русского языка, но и для внеклассной работы. Ведь «живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о ее истории и сегодняшнем дне, что в конечном счете способствует общей гуманизации школьного образования». [Благова,1993].

Региональный компонент содержания образования по словесности направлен на освоение учащимися культурных традиций, уклада жизни, богатейшего культурного наследия народов, населяющих Кемеровскую область, отраженного в фольклоре и литературе Кузбасса. Кроме того, при изучении русского языка рассматривать язык как культурно-историческую среду.

Это приводит к необходимости пересмотреть содержание школьных уроков, использовать новые виды деятельности учителя и учащихся.

Главной методической задачей уроков словесности с использованием регионального компонента является подключение к занятиям житейского и речевого опыта учащихся.

В базисном учебном плане на реализацию регионального компонента в образовательной области «Филология» выделено 10-15% времени. Региональный компонент используется не как отдельный блок, а как «вкрапления» в учебный материал без выделения отдельных часов и в качестве языкового материала при изучении школьного курса предметов.

Например, в 5 классе предлагается тема: «Особенности звучащей речи местных жителей нашей местности, ее отличия от общерусской литературной нормы». Данная тема сначала обсуждается при изучении фонетики и графики. При этом учащиеся анализируют свою речь, сравнивают ее с литературной нормой, находят отличия. Далее эта тема конкретизируется при изучении существительных в 5 классе. Рассматриваются особенности склонения существительных, затем в 6 классе – особенности склонения прилагательных, спряжения глаголов, особенности образования форм местоимений в сибирском говоре.

При изучении существительных собственных и нарицательных на уроках рассматриваются особенности кузбасской топонимии, т.е. происхождение названий городов, деревень, рек, озер, улиц нашей области.

При изучении антонимов в разделе «Лексика», детям предлагается написать сочинение-миниатюру на тему «Мой город сегодня и завтра».

При изучении числительных дома дети подбирают материал и составляют предложения с какими-либо числами, характеризующими город, область. Например, «В тысяча восемьсот восемьдесят третьем году в Ленинске-Кузнецком была открыта первая шахта «Успех».

Богатый языковой материал можно использовать при изучении темы «Словообразование». Это и сложные слова (каменноугольный, Кузбасс, краеведческий и др.), и образование слов, означающих название людей по профессии, по месту жительства и т.д.

Очень много я использую пословиц, поговорок, примет из «Народного календаря» для различных видов работ, в том числе для синтаксического и пунктуационного разбора предложений.

Отдельно нужно сказать о темах сочинений, их можно предложить великое множество. Например, «Любимый уголок природы», «Мой город», «Моя улица», «Мой край – Кузбасс», «За что я люблю свой край (город)», «Береги родную природу».

Кроме того, «Моя фамилия», «Почему меня так назвали», «Топонимический словарь моей семьи», «Когда мой дедушка был молодым» и т.д.

Такие темы стимулируют общение ребенка в семье, учат его ценить то, что составляет историю его жизни, историю его семьи, школы, улицы, города.

При изучении регионального компонента в курсе литературы мы затрагиваем множество разнообразных тем. Это и языческая культура народа, и история православия, и мифология, и национальная одежда, и народный календарь и т.п.

Например, при изучении славянской мифологии мы вспоминаем, какие мифологические и христианские персонажи есть в фольклоре Кузбасса.

При изучении УНТ в разных классах обязательно знакомимся с фольклором нашего народа в разных жанрах (сказки, песни, сказания, частушки, поговорки). Здесь хорошо проявляется связь с семьей, т.к. бабушки и дедушки могут рассказать какую-то не всем известную сказку, вспомнить старинную песню, частушку и т.д.

При изучении «рождественских» произведений: «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя, «Мальчик у Христа на елке» Ф.М.Достоевского вспоминаем традиции празднования Рождества и Нового года у нас в области и в каждой семье.

В каждом классе обязательно читаются стихи и проза кузбасских авторов. В связи с юбилеем области на каждом уроке проводились «Поэтические минутки», чтобы шире знакомиться с творчеством наших поэтов и прозаиков. Ребята изготавливали книжки-малышки на тему «Тихая моя родина» со стихотворениями поэтов Кемеровской области.

В последнее время заметно усилился интерес к проблеме повышения эффективности урока. Большая часть методистов и учителей свое внимание сосредотачивают на поисках новых, более совершенных форм организации занятий, структуры урока, на совершенствование методики обучения, на способах активизации учащихся и тому подобное.

Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К 7-8 классу интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Методисты объясняют этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению.

Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку необходимо начинать с освоения притягательной силы родного языка. Стержнем этой работы может стать краеведение. Ведь использование на уроках по русскому языку местного языкового материала не только повышает интерес к предмету, но и воспитывает интерес к тому, что называют малой родиной, расширяет представление об ее истории и сегодняшнем дне. Все это даст возможность воспитать не только патриота, но и гуманного, социально культурного человека.

Работа с региональными языковыми факторами является только компонентом сложной, многоаспектной деятельности учителя русского языка в школе, она не должна и не может вытеснить с урока тематически разнообразные материалы, иллюстрирующие вечные общечеловеческие ценности вне их этно- и географической определенности. Разумное включение регионального компонента в базовую и дополнительную части лингвистического образования школьников представляется делом общественно значимым, а главное – актуальным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование регионального компонента на уроках немецкого языка

Данная работа представлена по гуманитарному направлению – иностранный язык (немецкий язык). За основу взята тема «Моя Родина». Данная тема изучается в 7 классе.  В работе использована раб...

Использование этнокультурного компонента на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

Если народ знает и ценит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с земли, внося, как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры.  А ключ к этому ...

Статья "Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности в условиях ФГОС".

Статья рассказывает о формах работы на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности с использованием национально-регионального компонента....

Региональный компонент на уроках русского языка и литературы

Региональный компонент на уроках русского языка и литературы...

Использование национально - регионального компонента на уроках русского языка и литературы Бурятии

Использование национально - регионального компонента на уроках русского языка и литературы Бурятии...

Методические приемы использования лингвокультурологического компонента на уроках русского языка и литературы.

В статье представлен опыт работы учителя по использованию лингвокультурологического компонента на уроках русского языка и литературы,дается описание различных методических приемов и способов.Особое вн...

Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка и литератур

Национально-региональный компонент можно использовать как на уроках литературы, так и на уроках русского языка. В условиях Татарстана национально-региональный компонент курса русского языка будут слов...