Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка и чтения в школе 8 вида.
учебно-методический материал по русскому языку по теме
В материале представлен опыт работы по использованию национально-регионального компонента на уроках развития связной письменной речи и уроках чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья в 5 – 8 классах школы 8 вида. Тексты сочинений и изложений составлены с опорой на местный материал, что позволяет воспитывать у детей «местный патриотизм», а также расширять кругозор знаниями о своеобразии растительного и животного мира в родном крае. При отсутствии местной тематики в учебниках по чтению, этот вопрос можно успешно решать на уроках внеклассного чтения, включив Ненецкое устное народное творчество.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дмитрова В.А.
РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ В ШКОЛЕ VIII ВИДА
г.Нарьян – Мар, Муниципальное казённое образовательное учреждение Заполярного района для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Ненецкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
Национально-региональный компонент является составной частью школьного образования. Он обладает самоценностью и самозначимостью. Это важно учитывать при введении регионального компонента в учебные программы. Ведь в основной массе люди живут в том регионе, где они родились и выросли.
В свои рабочие программы по русскому языку и чтению я включила национально – региональные материалы, которые позволяют учащимся лучше осознавать себя, свой город, свой посёлок, село, регион, которые являются неотъемлемой частью своей страны, а также способствуют становлению личности, небезразличной к судьбе своей «малой родины».
Академик Д. Ушинский считал, что в качестве основы для изучения Отечества необходимо развивать у детей «инстинкт местности» (местный патриотизм) где они живут, т.е. знание своего непосредственного окружения и умения сопоставлять его с изучаемым материалом.
Знания по краеведению можно вводить в любой предмет. Я расскажу об использовании местного материала в работе по развитию связной письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья в 5 – 8 классах.
5 класс – сочинения: «Осень», «Зима» (сезонные изменения в природе родного края по личным наблюдениям.)
6 класс – сочинение «Золотая осень», изложение описательного характера «Олень в тундре».
7 класс - сочинение «В походе», где дети пишут о традиционном проведении в школе Дня здоровья на природе в родной местности. Изложение «Зимой на севере» с отражением климатических условий в месте проживания. Сочинение «Мой край», в котором в свободном стиле ребята пишут о своих посёлках).
8 класс – сочинение «Памятник Победы». Сочинению предшествует экскурсия к памятнику, установленному в центре нашего города по улице Победы, а затем ребята описывают в своих работах памятник воинам – северянам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В таких сочинениях реализуются не только учебные задачи, но и обеспечивается патриотическое и нравственное воспитании.
Дети учатся:
- Описывать предметы и объекты (город, село, памятники)
- Выражать своё отношение по поводу (экскурсии, похода и т.д.)
Какие цели преследуют уроки развития речи на местном материале?
- Способствуют расширению кругозора знаниями о своеобразии растительного и животного мира, природных особенностях.
- При использовании текстов, отражающих жизнь, природу родного края применяется лексика, обозначающая традиционные предметы быта, природные явления (выделывали шкуры, пастухи ушли кочевать с оленями, тундра весной вся в цвету и т.д.)
- Воспитывают уважение к людям, проживающим на территории округа, к их труду.
Во вступительной беседе перед написанием творческих работ вовлекаю в разговор ребят. Особенно хорошо владеют знаниями по данным темам учащиеся, живущие в сельской местности, в тундре. Изучение местной природы, жизни, труда населения округа важно, т.к. многие учащиеся нашей школы остаются жить и работать в своём посёлке. Знание города помогают выпускникам найти соответствующую их возможностям работу.
Региональный компонент использую и на обычных уроках русского языка, например уроки краеведческой направленности по теме «Имена собственные, обозначающие географические названия» (5-7кл.), по теме «Наречие». «Значение наречий в речи» (9 кл.)
Блок уроков по теме «Наречие» построен на материале стихотворных и прозаических произведений ненецкого писателя и поэта Василия Ледкова:
«Смотрю я налево – там волны играют.
Смотрю я направо – зазубрины скал.
И парус небесный ветра распирают,
А ниже дома Варандей раскидал.»
(Задание: - Найдите в этом отрывке наречия).
На следующем уроке для коррекции недостатков речевого развития ребятам предлагается составить небольшой рассказ с использованием наречий, которые указывают на последовательность действий по темам на выбор:
- Как собрать чум.
- Как поймать оленя.
- Как разжечь костёр.
- Как ловить рыбу.
«Вкрапление» регионального компонента использую и при составлении предложений со словарными словами на уроках русского языка, отражающими какие – то события, происходящие в округе, например: словарное слово – делегат. Ребята составили следующие предложения с этим словом: Делегаты съезда оленеводов выехали из Нарьян-Мара утром. В Москву они приехали в полдень. (далее ребята выполняют грамматическое задание, т.е находят и выделяют приставки в словах: выехали, приехали).
Академик Д.С. Лихачёв пишет: «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становится частью человеческой судьбы». У каждого из нас есть «свой, милый сердцу уголок» земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путёвку в жизнь. Это наш порог жизни, наша малая родина. Приобщение к духовно – культурным ценностям малой родины, формированию патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края.
Учебники по чтению в школе 8 вида, по которым мы работаем, специальные. Тексты рассказов подобраны без опоры на краеведение. Местная тематика отсутствует. Что можно сделать в этом случае? Эти вопросы можно решать на уроках внеклассного чтения. Ненецкое устное народное творчество на уроках внеклассного чтения в нашей школе изучаем поэтапно:
5 – 6 класс – Ненецкие сказки (бытовые). Сказки С.Писахова.
7 класс – Ненецкие сказки (о животных).
8 класс – Ненецкий фольклор (загадки, пословицы, поговорки, кроссворды, составленные на основе языка тундры.)
9 класс – Творчество М.Р.Голубковой, северной былинной песенницы.
Можно найти и в наших учебниках рассказы, которые дают материал для знакомства учащихся с особенностями духовной жизни северного народа в разные периоды его существования. Чувством любви к своей малой родине, к русскому Северу напоены рассказы нашего земляка Ф.Абрамова (5класс «Из рассказов Олёны Даниловны».) Урок – путешествие на Чукотку в рассказе Ю.Рытхэу «Пурга». Крупин «В лугах» (летние работы в деревне, сенокос). В.П.Астафьев «Осенние грусти» (труд в деревне).
Старшеклассники знакомятся с творчеством поэта Николая Рубцова. Многие песни на стихи Рубцова входят в репертуар нашего северного хора. Во многих рассказах знакомлю ребят с «деревенским словарём». Ищем пословицы и поговорки, которые являются своеобразным источником информации о северном крае.
Региональный компонент на уроках чтения осуществляется через: сравнительный анализ лексики (метать сено – стоговать, коврига – каравай, яранга – чум); углублённое понимание известных слов – регионализмов (сени, ставни, прясло, горница и т.д.); уточнение значения слов (бурки – пимы, малица – паница, наст, хорей).
Национально – региональный компонент реализуется и во внеклассной деятельности через проведение литературных недель. Дважды посвящали эти недели творчеству Степана Писахова – патриота северной литературы. Ребята рисовали по сказкам Писахова, писали мини – сочинения «Быль – небылица», показывали своё сценическое мастерство не только по сказкам Писахова, но и инсценировали ненецкие сказки.
Подобное обращение к культуре севера, к местным корням повышает уровень национального самосознания, способствует нравственному и патриотическому воспитанию учащихся, воспитывает познавательный интерес и любовь к родному краю, помогает укрепить связи с родственниками, проживающими на территории округа. Человек не должен забывать об истоках родной речи, о духовном богатстве своего народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида
Обучение – это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнения учебной деятельности. Обучение в условиях здор...
Выступление на методическом объединении учителей гуманитарного цикла "Личностно-ориентированные образовательные технологии, используемые на уроках русского языка и чтения в школе VIII вида"
В докладе отражены основные направления личностно-ориентированных образовательных технологий и использование их на уроках русского языка и чтения в старших классах....
Дидактический материал c национально-региональным компонентом к урокам русского языка в 5, 7 классах
Дидактический материал...
Статья "Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности в условиях ФГОС".
Статья рассказывает о формах работы на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности с использованием национально-регионального компонента....
Использование национально - регионального компонента на уроках русского языка и литературы Бурятии
Использование национально - регионального компонента на уроках русского языка и литературы Бурятии...
реализация регионального компонента на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной школе)
Региональный компонент на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной) школе...
Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка и литератур
Национально-региональный компонент можно использовать как на уроках литературы, так и на уроках русского языка. В условиях Татарстана национально-региональный компонент курса русского языка будут слов...