Дидактический материал c национально-региональным компонентом к урокам русского языка в 5, 7 классах
учебно-методический материал (5, 6, 7 класс)
Дидактический материал
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ «Краснояровкая основная общеобразовательная школа»
Дидактический материал
c национально-региональным компонентом
к урокам русского языка в 5, 7 классах
Составитель: Жапова Эржэна Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Краснояровкая основная
общеобразовательная школа»
2016
Пояснительная записка
Введение.
Духовно-нравственное и эстетическое развитие Личности в значительной мере зависит от окружающей ее речевой среды. Окружающая среда – это мир текстов, которые мы слышим, читаем, произносим. Это они создают ту атмосферу, в которой живет, дышит и развивается ребенок. Надо ли в сегодняшней школе изучать произведения, написанные местными авторами? Конечно! Ведь неотъемлемая часть духовности выпускника – это любовь к родному краю и знание реалий его культуры. В школе изучается и анализируется творчество русских поэтов, воспевающих родной край, красоту родной земли: Ф. Тютчев, С. Есенин, Н. Заболоцкий, но ученики так мало знают о творчестве поэтов, которые живут рядом с ними и так же преданно любят родной край и пишут о нём. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального потенциала. Малая родина каждого школьника – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, памятные места города и села, это известные люди и события родного края.
Цели: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию гражданского сознания обучающихся на основе приобщения к истории родного края, содействовать формированию личностного отношения к настоящему, будущему своего края, стимулировать желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей малой родины, наполнять содержание урока русского языка краеведческим материалом, «приоткрыть дверь» в мастерскую поэтов и писателей Бурятии, научить понимать учащихся образное слово, способствовать повышению интереса к урокам русского языка.
Образовательные задачи: усвоить комплекс краеведческих знаний по истории, культуре родного края в процессе учебной и внеурочной деятельности, создать условия для самостоятельной учебной деятельности, самообразования в образовательном пространстве приобретения обучающимися средств познания и исследования мира.
Воспитательные задачи: формировать личностно-ценностное отношение к родному краю, потребность в активной жизненной позиции по сохранению и преобразованию родного края, формировать толерантность.
Развивающие задачи: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся – выявлять одаренных (заинтересованных) детей, предоставлять возможности детям реализовать свои способности и готовность использовать краеведческие знания, умения в повседневной жизни.
Программа призвана:
- обогатить обучающихся знаниями об истории нашего района, республики;
- воспитать школьников на примерах мужества, героизма, мудрости наших земляков;
- развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся;
- воспитывать чувство гражданственности и патриотизма.
Актуальность материала.
Введение упражнений на уроках русского языка, содержащих национально-региональный компонент, позволяет учащимся по-другому взглянуть на окружающий их мир, лучше узнать свой родной край, учит бережливому отношению к богатым и разнообразным ресурсам родной природы, развивает любовь к своей малой родине. Применение местного материала повышает активность мышления, способствует более углубленному и осмысленному пониманию материала. Практика проведения уроков с использованием упражнений, содержащих примеры описания природы родного края, достижений земляков, показывает, что они способствуют повышению качества знаний, расширению кругозора, а также легкому усвоению материала. Бурятия богата талантливыми людьми, особенно поэтами и писателями. Многие их произведения включены мною в дидактический материал для изучения русского языка.
Метапредметные универсальные учебные действия. В процессе выполнения заданий ученик получает возможность совершенствовать универсальные учебные действия (УУД): коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), регулятивные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку), познавательные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация, умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом).
Используются следующие формы организации деятельности:
- работа в парах,
- групповая работа,
- индивидуальная,
- работа по технологии КИМ
Разнообразие приемов использования стихотворных и прозаических текстов, видов работы обеспечивает осуществление намеченной цели.
Удобно представлять художественный текст на уроке с помощью мультимедиапроектора, так как к тексту необходимо вернуться, допустим, после письма по памяти, чтобы внести, если нужно, поправки путем самопроверки или взаимопроверки на предмет правописания. В каждой работе по использованию поэтического текста в мультимедийной презентации можно использовать фотографии, на которых запечатлены красивые или значимые места. Нужно отметить, что материалы по краеведению включаю в работу на любом этапе урока, используя их как языковой материал. Это может быть и минутка чистописания, и словарная работа, и этап объяснения нового материала, и, конечно же, закрепление. Не стоит забывать также и об уроках развития речи, которые предоставляют большие возможности для использования материалов краеведческого характера.
Формирующее оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, а ориентировано на конкретного ученика, призвано выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Поэтому ребятам предлагается сверить работы с эталоном, оценить себя и друг друга. Результаты заносятся в лист самооценки или оценочный лист работы в паре, которые находятся у них в рабочей папке на каждом уроке. Шкала оценивания в баллах по каждому критерию:
- в полной мере - 3 балла
- в основном – 2 балла
- частично – 1 балл
- нет – 0 баллов
Лист самооценки ученика/ оценочный лист работы в паре
Критерии | Карточка №__ дата______ | Карточка №__ дата_______ | Карточка №__ дата______ |
Выполнял задание полностью самостоятельно | |||
При выполнении задания обращался к учебнику | |||
Выполнял задание с помощью учителя/ товарищей/родителей | |||
Итого: |
Ожидаемые результаты.
В процессе участия в данном проекте учащиеся должны овладеть:
- навыками коммуникативной деятельности;
- умениями самостоятельно добывать знания, используя различные источники информации;
- вырабатывать навык работы, развивающий творческие способности умения
- логически мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы
Данный дидактический материал дополняет практическую часть учебника краеведческим материалом. Обучение ведётся по УМК под редакцией Т. А. Ладыженской.
Дидактический материал
5 класс. Задания к разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи »
Карточка №1
Задание: спиши, подчеркни обращения. Сравни свой ответ с эталоном и оцени его. Выучи данный отрывок.
Свисти, Баргузин, хохочи и свисти,
То этак, то так завывая,
Беснуйся, Байкал, словно омуль в сети,
Упрямством меня удивляя. ( А. Бадаев)
Карточка №2
Работа в паре: спишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Сравните ваши работы и прокомментируйте друг другу ход ваших размышлений. Проверьте и оцените друг друга, сравнив ответы с эталоном.
1. Где вы вольные странники
Смелые духом и сердцем? ( Б. Жигмытов)
- Степь для меня ты не просто земля без границы
Посвист метели, плывущая в зное пыльца.( Б.-Ж. Гармажапов)
- О солнцещедрый край о край голубоведрый
До боли святый край до боли светлый,
Пока жива здесь мать, жива отцова честь,
Я буду здесь любить, я буду плакать здесь. ( А. Улзытуев)
- Прижались к берегу строенья
В зелёных зарослях низин…
С каким восторгом и волненьем
Спешил к тебе я Баргузин! (Семён Дунаев)
5. Сверкай сентябрь осенним золотом!
Я рад приходу твоему. ( Арсалан Жамбалон)
Карточка №3
Задание: определи количество простых и сложных предложений в отрывке из стихотворения «Золотая серьга» Д. Мадасон, напиши по памяти, подчеркни главные члены предложения. Сравни свой ответ с эталоном и оцени его.
Круты байкальские берега.
Тайга на утёсы вбегает.
Я вижу:
С лиственницы,
Как серьга,
Юный месяц свисает.
Карточка №4
Задание: Спиши предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркни однородные члены предложения, составь схемы предложений. Выпиши сравнение. Сравни свой ответ с эталоном и оцени его.
- Гэсэр и его баторы отвязали от серебряной коновязи своих коней и вскочили в сёдла. 2. Вокруг Гэсэра стали собираться его баторы воины дружинники. 3. Абай Гэсэр подошёл к зеркалу величиной с дверь отряхнул пред ним одежду снял с неё пылинки-соринки. ( Из книги «Карающий меч Гэсэра.», перевод с бурятского М. Степанова)
Задания к разделу «Фонетика. Офоэпия. Графика»
Карточка №5
Задание: восстанови по транскрипции отрывок из стихотворения Дондока Улзытуева «Берёза»: [ За акном калышэца б'ир'оза, Ад'инока во пол'э б'ил'эйэт ]
Карточка №6
Задание: восстанови по транскрипции отрывок из стихотворения М. Саридак «Саянам»: [ Как жал' мн'э, жал' Сайаны, И йурты, т'иш дал'ин…]
Карточка №7
Работа в паре: выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв. Сравните с товарищем по парте свои ответы. Обсудите, какие вы выписали слова, выдвигая подобранные аргументы. Выслушайте доказательства.
Долго ли ехал хан, только приехал он к этой драной юрте. Сошёл с коня, привязал его к телеге и вошёл в юрту. (Из бурятской народной сказки «Золотые ножницы».)
Задания к разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи»
Карточка №8
Работа в паре: внимательно прочитайте текст, выполните задания 1-5. Обсудите с соседом по парте свои ответы, выдвигая подобранные тобой аргументы. Выслушайте и его доказательства. Сравните свои работы с эталоном. Оцените, есть ли ошибки.
Двери все предо мною раскрыты,
Гостю рады в бурятском дому,
С каждой крыши дымок духовитый
Прямо к сердцу летит моему.
Вместе с дверью — узнал навсегда я—
Раскрываются настежь сердца,
И о них я пою, соблюдая
Стародавний обычай певца. (Д. Жалсараев)
- Найдите сложное слово.
- Укажите слова с нулевым окончанием.
- Укажите слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
- Укажите слова с орфограммой «Буквы з и с на конце приставок».
- Укажите слово, состоящее из приставки, корня, двух суффиксов, окончания.
Карточка №9
Задание: вспомните о правописании приставок на з- и с-. Выпишите из предложений слова с этими приставками в 2 столбика: в 1- с приставкой, оканчивающейся на з-; во 2 - на с-. Сравните свой ответ с эталоном и оцените его.
- Из дерева уголь выходит, от плохого дурное исходит.
- Бестолкового учить всё равно, что в бездонную бочку воду лить..
- Две бычьих головы в одном котле не сваришь.
- Дерево развесистое - краса гор, красивая девица - краса дома.
- Одна головня в пламя не разгорится, а один человек человеком не станет.
- Острота ножа бесполезна для его рукоятки, быстрота коня бесполезна для его копыт.
- У бесшабашного человека потерь не бывает.
- Ясно солнышко - утреннее, радостна жизнь – расцветающая. (Бурятские пословицы)
Задания к разделу «Лексика. Культура речи»
Карточка №10
Задание: укажите в тексте антонимы. Подберите синонимы к слову «неумолимый». Сравни свой ответ с эталоном и оцени его.
Слезы Байкала, Ангары, Енисея и Иркута, пролитые ими от горя и от радости, превратились в воды. И только все бесчувственное всегда бывает подобно камню.
В большой камень превратился неумолимый богатырь Ольхон, не понимавший, что такое слезы. Скалу, что кинул когда-то в Ангару Байкал, люди прозвали Шаманским камнем. А добрые пожелания Ангары исполнились: там, где были брошены ее рукою волшебные бусы с камнями-самоцветами, разлетелись во все концы большие и яркие огни жизни, выросли города. И таких городов будет еще больше. (Из бурятской народной сказки «Ангарские бусы»)
Карточка №11
Работа в паре: выпишите антонимы. Попробуйте самостоятельно сформулировать, что такое контекстные антонимы. Постарайтесь вспомнить синонимичные русские пословицы. Проверьте и оцените друг друга, сравнив ответы с эталоном. Своя земля тёплая, чужая земля - холодная. 2. Среди деревьев есть длинные и короткие; среди множества людей - хорошие и плохие. 3. Беседовать друг с другом не могут умный и дурак, бодаться не могут верблюд и коза (Бур. пословицы)
Задания к разделу «Морфология. Имя существительное »
Карточка №12
Орфографическая задачка: -Е- или –И-?
Здесь, вдали от шума, пыл.., воплей, стона,
В вечной нег.. простоты,
Под синеющим узором небосклона
Юрты юртятся в степ.. . (Солбонэ Туя)
- Как понимаешь слово «юртятся»? Слышал ли это слово раньше?
Карточка №13
Работа в паре: из данного текста выпишите существительные. Распределите между собой задания: один из вас будет «изображать» жестами и мимикой эти существительные, а другой – угадывать их и расскажет, что такое имя существительное. Переведите имя девушки Алтан-Хайша на русский язык, и вы узнаете название сказки.
— Принеси-ка мне верёвку из пепла, — говорит хан, — перевязать надо кое-что.
Забеспокоились старик со старухой: как дочка ханский приказ выполнит? А Алтан-Хайша весело отвечает:
— Подождите немножко, сейчас принесу!
Вышла она из юрты, быстро свила верёвку из соломы, принесла её, положила у ног хана и подожгла. Сгорела солома — осталась верёвка из пепла. (Из бурятской народной сказки.)
Карточка №14
Задание: из данного текста выпишите одушевлённые существительные. При помощи каких художественных средств автору удаётся показать суровую забайкальскую зиму? Назовите эти средства. Сравните свой ответ с эталоном и оцените его.
Когда на забайкальскую тайгу надвигаются лютые январские морозы, медведь лежит в тёплой берлоге и чувствует себя в полной безопасности. Нет ему никакого дела до того, что реки и речушки скованы льдом, а в степи воет и злится буран. Хозяином тайги и степей становится безжалостный волк. Он задирает пугливую косулю, заставляет тревожно озираться красавца лося, наводит панический страх на отары овец. Совсем худо приходится мелким птахам… ( Д. Батожабай)
Карточка №15
Задание: прочитайте текст. Выпишите все собственные и три нарицательные существительные. Произведите синтаксический разбор 4-го предложения. Сравните свой ответ с эталоном и оцените его.
1. Дорога эта связывала жилуху с золотым Баунтом, где гремели Ципикан и Каралон. 2. Кого только ни встретишь, бывало, на этой болотистой, в ухабах, дороге. 3. Когда-то по ней брели братья Кюхельбекеры… прошло много Лобановых…
4. Жили, умирали ссыльные, а их следы в народе остались.
5.Уходили сыны Подлеморья по этому тракту на гражданскую, Великую Отечественную… (М. Жигжитов)
Задания к разделу «Морфология. Имя прилагательное »
Карточка №16
Задание: спишите. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните прилагательные как члены предложения. Сравните свой ответ с эталоном и оцените его.
Наступили весен.. тёпл.. дни. На южн.. склонах гор на солнечн.. лужайках появились первые подснежники. (Х. Намсараев)
Карточка №17
Задание: укажите синтаксическую роль кратких прилагательных. Почему они часто используются в пословицах? Сравните свой ответ с эталоном и оцените его.
- Бесплодно дерево сухое, нет пользы в пустословии. (Бурятская пословица)
- Богач нравом буен, обладатель знаний спокоен. (Бурятская пословица)
- Гола вершина у высокой горы, пуста голова у заносчивого человека. (Бурятская пословица)
Карточка №18
Работа в паре: спишите текст, ставя прилагательные в нужной форме. Выпишите словосочетания «прилагательное + существительное», в которых главное слово-существительное. Сравните ваши работы и прокомментируйте друг другу ход ваших размышлений. Сравните свои работы с эталоном. Оцените, есть ли ошибки.
Свет луны струится по (росистый) траве. Степь лежит, как ( большой серебряный) покрывало, оттого (улусный) домики кажутся (сказочный). Сосны оцепенели среди (молчаливый) природы и будто думают о чём-то своём. (Вяжущий, густой) тишина сковала всё вокруг, заполнила собой окрестности. (Ж. Тумунов)
- С чем автор сравнивает степь?
Задания к разделу «Морфология. Глагол »
Карточка №19
Игра «Художник»: учитель читает стихотворение, ученики, каждый раз услышав глагол в неопределённой форме, рисуют цветок.
Родимей нет российского простора,-
Таким вошёл он в сердце навсегда.
Пусть не изменят твой размер года,
Охотников делить умолкнет свора.
Ни пядь земли любого косогора
Нельзя взять у России никогда,
Как честь отдать в беспамятстве раздора.
Та пядь, как в небе вечная звезда. ( Владимир Липатов)
Карточка №20
Работа в паре: выпишите глаголы в два столбика в зависимости от вида. Проверьте и оцените друг друга, сравнив ответы с эталоном.
Он с детства полюбил охоту в тайге. К этому древнему зверобойному ремеслу приучал его отец, потомственный таёжник, известный на всё Прибайкалье. Водил он сына и на медведя. Да, ходили они и на медведя. Помнит Валентин, как ледяной страх сковал его, когда заревел и шевельнулся под заломом берложьего зева тёмный зверь… (Д.- Д. Дугаров)
Карточка №21
Задание: выпишите глаголы в неопределённой форме и глаголы во 2-ом лице, ед. числе в два столбика. Графически объясните написание глаголов во 2-ом лице, ед. числе. Какие ещё орфограммы в глаголах вы увидели? Найдите краткие прилагательные. Сравни свой ответ с эталоном и оцени его.
Тайга беспощадна, равнодушна к человеку. С нею нельзя вольничать, шутки шутить. Нельзя не считаться с нею. И плакать перед нею бесполезно. Кричать тоже. Криком эти горы не сдвинешь. И этот снег не растопишь. (Д.- Д. Дугаров)
Карточка №22
Орфографическая задачка: -Е- или –И-?
Мы красивее всех на свете,
Нас любят небо, солнце, ветер,
И всё, что здесь живёт и дыш..т,
Веселье наше слыш..т. ( Гунга Чимитов)
Карточка №23
Работа в паре: запишите пословицы, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните орфограмму. Вспомните синонимичные русские пословицы. Проверьте и оцените друг друга, сравнив ответы с эталоном.
- К чему привыкнеш .. , от того и ремнём не оторвёш .. (Бурятская пословица)
- Чужим умом далеко не уйдёш .. (Бурятская пословица)
- Поможеш .. другим, и тебе помогут. (Бурятская пословица)
Карточка №24. Лингвистический анализ текста ( коллективная работа)
Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею.
Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл, да бесновалось море-богатырь.
Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от нее скалу и бросил вслед убегающей дочери. (Из бурятской народной сказки «Богатырь Байкал»)
- Определите тему текста и озаглавьте. Определите тип речи.
- Какие слова показались вам необычными, яркими? Какими словами описывается недовольство отца Байкала? Как называется это изобразительно-выразительное средство языка?
- Какая картина представляется вам, когда вы читаете эти строки? Почему?
- Представьте, что вам нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие краски вам понадобятся для рисунка? Почему?
- Сколько грамматических основ в 3-ем предложении?
- Сделайте морфемный разбор слова «всплеснул» и определите значение суффиксов.
- Определите время глаголов.
- Написание каких орфограмм вам бы хотелось уточнить? Что вас затруднило?
7 класс. Задания к теме «Причастие»
Карточка №1
Задание: укажите предложения, в которых причастный оборот не выделяется запятыми (знаки препинания не расставлены). Сравни свой ответ с эталоном и оцени его.
1. Старушка услыхавшая этот разговор подкатила к столу. (Д. Батожабай)
2. Светлые лучи полуденного солнца вливались сквозь чисто вымытые стёкла. ( Ш.-С. Бадлуев)
3. Весной на их густо переплетённых ветках набухали почки. ( Б. Мунгонов)
4. Подъехавшие на телеге люди недоумённо посмотрели на русского. ( Ц. Шагжин)
Карточка №2
Задание: выпишите причастия, укажите, действительные они или страдательные. Назовите причастие, употреблённое в значении существительного. Сравни свой ответ с эталоном и оцени его.
Борец стоял на арене со скучающим видом, как бы думая о чём-то своём, не имеющем отношения к происходящему. ( М. Осодоев)
Карточка №3
Работа в паре: спишите, вставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните причастные обороты как члены предложения. Проверьте друг друга. Сравните свои работы с эталоном. Оцените, есть ли ошибки.
Весна… Даже старая бабушка всю зиму просидевшая дома вышла на крыльцо и греется на солнышке. Закрыв глаза, она тихонько покачивается взад-вперёд, и кажется, будто спит старушка. Её пальцы всегда перебирающие чётки и те сейчас неподвижно покоятся на коленях.( К. Цыденов)
Карточка №4
Задание: запишите предложение, образовав от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия прошедшего времени, графически объясните в них изученные вами орфограммы. Причастия разберите по составу. Попытайтесь по контексту объяснить слово «кошёвка». Сравни свой ответ с эталоном и оцени его.
В чисто (вымести) двор въехала кошёвка, (выкрасить) в чёрный и красный цвета, расписными оглоблями и (оковать) полозьями. (Ж. Тумунов)
Карточка №5
Задание: спишите, подчеркните причастия и причастные обороты как члены предложения. Выполните синтаксический разбор 2-го предложения. Сравни свой ответ с эталоном и оцени его.
Между тем в лесу становилось светлее. Обозначались облепленные снегом кусты подлеска, взметнувшиеся высоко вверх мощные стволы кедров. Сибирцев собрал спальный мешок, приторочил его к рюкзаку, взвалил на спину походный груз и, подхватив ружьё, зашагал, согнувшись, прочь от потухающего костра. ( Д.-Д. Дугаров)
Карточка №6
Задания к теме «Деепричастие»
Задание: выпишите деепричастия в 2 столбика в зависимости от вида. Сравни свой ответ с эталоном и оцени его.
1. Я наслаждаюсь, вбирая в себя неповторимую прелесть степи, такой знакомой, такой родной и близкой. (К. Цыденов)
2. Давно замер стук колёс поезда, задержавшего свой бег на прибайкальском полустанке, а Алексей стоял, завороженный, вдыхая запахи родной тайги. ( М. Маликов)
3. Теперь наступив на таёжную землицу, он был снова охотник…( М. Жигжитов)
4. Самолёт покружил над широкой долиной, и, отыскав подходящую площадку, пилот повёл машину на посадку.( В. Штеренберг)
Карточка №7
Задание: запишите предложение, образовав от глаголов, данных в скобках, деепричастия. Деепричастия разберите по составу. Сравни свой ответ с эталоном и оцени его.
Свисти, Баргузин, хохочи и свисти,
То этак, то так (завывать),
Беснуйся, Байкал, словно омуль в сети,
Упрямством меня (удивлять). ( А. Бадаев)
Карточка №8
Работа в паре: спишите, вставьте пропущенные знаки препинания. Проверьте друг друга. Сравните свои работы с эталоном. Оцените, есть ли ошибки.
Ночью налетел буйный сивер. Широко размахнувшись зацепил где-то за великой Леной-рекой густые тёмные тучи. Он гонит и гонит их через Байкал. Уткнувшись в гольцы Синего Беркута и его братьев тучи загустели ещё больше, заупрямились, спустились вниз и стали облизывать макушки высоких деревьев. ( М. Жигжитов)
Карточка №9. Лингвистический анализ текста ( коллективная работа)
1. Как медленно и понуро идёт в гору монгольская небольшая лошадка! 2. Степь уже залита первыми солнечными лучами. 3.Набирая высоту, запел свою первую песню жаворонок. 4. Синий простор и небесная высь манили к себе. 5. Там столько свободы, солнца и так легко поётся. 6. И он на миг замер в воздухе, а потом стрелой взмыл вверх. 7. И полились, полились трели. 8. Он приветствовал солнце, молодую траву, новый день. 9. Люди, истосковавшиеся по теплу и свету, выходили из своих тесных изб. 10. И, запрокинув голову, смотрели вверх, старались отыскать певца в небесной синеве. 11. Песня жаворонка смягчала их суровые лица, обожжённые степным ветром и морозом. 12. Не для них ли, для бедняков, пела птица? 13. А влюблённым казалось, что это им дарит свою песню жаворонок. 14. Маленькая птаха, возвещая новый день, отдавала людям свою лучшую песню, чтобы вселить в их души чувство доброе и возвышенное. ( Ц. Шагжин)
- Определите тему текста. Озаглавьте. Разделите текст на 3 части. Почему именно таким образом разделили?
- Как изображена природа? С помощью каких средств выразительности Ц. Шагжин достигает образности, эмоциональности при описании природы?
- Найдите сравнение в 6 предложении? Чем оно выражено?
- Усиливает ли эффект от прочитанного такой приём, как лексический повтор в 7 предложении?
- Подчеркните деепричастные обороты как члены предложения.
- Из 2-го предложения выпишите причастие и разберите его по составу. Каким членом предложения является это причастие?
- Из 4-го предложения выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков.
- Объясните написание НН в словах обожжённые, влюблённым, возвышенное. Какое из этих слов употреблено в значении существительного?
Задания к теме «Наречие»
Карточка №10
Задание: перепишите, расставляя знаки препинания; выпишите наречия, распределив их по значению. Сравни свой ответ с эталоном и оцени его.
Я снова не смог уснуть и полежав немного поднялся и вышел из шалаша. Костёр давно прогорел было холодно в полнеба чернела туча скрывшая звёзды. Она медленно надвигалась на всё еще светивший месяц, рваными краями уже облизывая его- то прикрывая то вновь открывая. Откуда-то налетевший ветер закачал лес. Деревья зашелестели зашептали что-то друг другу потом на короткий промежуток времени опять стало тихо и новый порыв ветра ещё пуще всколыхнул деревья. ( К. Цыденов)
Карточка №11
Работа в паре: распределите между собой задания: один из вас выпишет предложения с прилагательными в сравнительной степени, другой – предложения с наречиями в сравнительной степени. Подчеркните прилагательные и наречия как члены предложения. В чём разница между прилагательными и наречиями в сравнительной степени?
1. Озеро казалось ещё чище, ещё прозрачнее. ( М. Маликов)
2. Снег в долинах словно отяжелел, плотнее припал к земле… ( Б. Мунгонов)
3. Казалось, и небо стало намного светлее и выше. (Д.-Д. Дугаров)
4. Шаман всё больше и больше распалялся. (А. Бальбуров)
Карточка №12
Задание: вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Выполните синтаксический разбор предложений, определите роль наречий. Сравни свой ответ с эталоном и оцени его.
Над юртами и сараями сп..койно и др.мотно текли дымки вяло тянулись (в)высь к затянутому морозной занавесью солнцу. (В. Сергеев)
Задания к темам «Союз», «Предлог», «Частица
Карточка №13
Задание: выпишите сложное предложение с соединительным союзом.
Сравни свой ответ с эталоном и оцени его.
Иволгинская сопка «Баян Тогод» расположена в двух километрах от Иволгинска и представляет собой колоритное возвышение, напоминающее издалека форму головы. У подножия её некогда была пещера, в которой жили древние люди. Древний человек был хорошим художником. Он запечатлевал на скалах занятия и вообще жизнь своих сородичей: сцены охоты, фрагменты военных действий, зверей, птиц, людей. Для местных жителей сопка служит священным местом, где они устраивают молебны с обильными угощениями и жертвоприношениями в дар духам. Об иволгинской сопке «Баян Тогод» («Щедрый павлин») существуют красивые легенды, и в настоящее время она стала местом экотуристических маршрутов.(«О сопке Баян Тогод» из проспекта «Колыбель моя Иволга»).
Карточка №14
Задание: выбрать из текста предлоги со словами, к которым они относятся, в 1-ый столбик, союзы – во второй. Выпишите деепричастные обороты. С помощью каких художественных приёмов Б. Мунгонов показывает приход зимы? Сравни свой ответ с эталоном и оцени его.
Зима пришла на Хилок незаметно, исподволь. Ночами морозило, тонкий ледок схватывал лужицы на дорогах. В лесу стало будто бы тише, голые берёзы и осины не шумели на ветру, стояли, словно задумались. В горах, на голых каменных вершинах, в расщелинах гнездился снег. Хилок потемнел и казалось, начал замедлять свой бег. В волнах его, свинцово-тяжёлых, густой кашей ворочался мелкий лёд – шла шуга. Ветры дули с Еравны по течению Хилка – холодные, пронизывающие. ( Шуга – мелкий рыхлый лед, появляющийся перед ледоставом и во время ледохода.)
Карточка №15
Работа в паре: перепишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Определите разряд и значение частиц. Первое предложение представляет собой такое изобразительно-выразительное средство, как риторический вопрос. Попробуйте сформулировать, что это за языковое средство. Проверьте друг друга. Сравните свои работы с эталоном. Оцените, есть ли ошибки.
И разве требуешь ты платы
За эту д..броту свою?
Конечно, нет:
Вот так и мать:
Ей только(б) чадо
Р..сло(бы) душу веселя
Таким(же) щедрым, как Земля,
Таким(же) честным, как Земля,
Таким широким, как Земля,-
И больше (ни)чего (не)надо!(А. Бадаев)
Литература:1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Иволгинский_район;
4. «Избранные произведения», А. Бадаев, ОАО»Республиканская типография», Улан-Удэ, 2007
5.«Колыбель моя, Иволга», проспект, ОАО «Улзы», 1999г.
6. «Карающий меч Гэсэра», бурятский героический эпос в переводе М. Степанова, Бурятское книжное издательство, Улан-Удэ, 1994
7. «Таёжная озёрная степная», произведения бурятских учёных и писателей в 15 томах, ОАО «Республиканская типография», Улан-Удэ, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе. Дидактический и демонстрационный материал к уроку контроля знаний по разделу «Морфология. Имя числительное»
Презентация снабжена дидактическим и демонстрационным материалом познавательного характера (серия «Знаете ли вы?») для проведения контрольного урока в 6 классе по разделу «Морфология. Имя числительное...
Дидактический материал для организации коллективных учебных занятий по русскому языку в 6 классе в школе с государственным (казахским) языком обучения. Модуль "Имя существительное".
В пособии представлен дидактический материал в системе методик коллективного способа обучения для организации коллективных учебных занятий по русскому языку в 6 классе в школе с государственным ...
Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка и чтения в школе 8 вида.
В материале представлен опыт работы по использованию национально-регионального компонента на уроках развития связной письменной речи и уроках чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья в 5 ...
Дидактический материал "Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности"
Дидактический материал по применению пословиц и поговорок на уроках русского языка, литературе и во внеклассной работе в средней школе. Пословицы и поговорки, созданные нашим народом, составляют неоце...
Статья "Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности в условиях ФГОС".
Статья рассказывает о формах работы на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности с использованием национально-регионального компонента....
Использование национально - регионального компонента на уроках русского языка и литературы Бурятии
Использование национально - регионального компонента на уроках русского языка и литературы Бурятии...
Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка и литератур
Национально-региональный компонент можно использовать как на уроках литературы, так и на уроках русского языка. В условиях Татарстана национально-региональный компонент курса русского языка будут слов...