Конспект урока русского языка "Однозначные и многозначные слова", 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Данный урок проводится при изучении раздела "Лексика. Культура речи" в 5 классе. Урок способствует формированию предметных, метапредметных, личностных образовательных результатов. Учащиеся познакомятся с понятиями «однозначные и многозначные слова», научатся распознавать однозначные и многозначные слова среди других слов, находить в словаре искомое слово, определять общий элемент между лексическими значениями многозначного слова; научатся овладевать приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, способностью к преобразованию, сохранению и передаче информации, пониманию роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_odnozn_i_mnogozn_slova.docx | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Однозначные и многозначные слова
Цель деятельности учителя: познакомить с понятием «однозначные и многозначные слова», учить определять лексическое значение многозначного слова; формировать навыки работы со словарем
Тип урока: урок открытия нового знания
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать понятия«однозначные и многозначные слова», уметь распознавать однозначные и многозначные слова среди других слов, находить в словаре искомое слово, определять общий элемент между лексическими значениями многозначного слова
Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации
Личностные: понимание роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности
Методы и формы обучения: наблюдение над языковым материалом, создание проблемной ситуации, фронтальная, парная, индивидуальная
Оборудование: презентация, толковые словари, карточки
Структура урока
1Вступительное слово. Мотивация Слайд 2
Фрагмент стихотворения Сергея Баруздина «Стихи о человеке и его словах»
Много слов на свете,
Много дел на свете,
Если дела нету-
Слово-это ветер!
Слово улетает,
Не поймаешь снова…
Человек без дела-
Человек без слова!
-На какие размышления наводят строки поэта Сергея Баруздина?
-Вдумайтесь в смысл этих предложений.
Почему именно этими словами я начала урок?
2Актуализация и пробное учебное действие Слайд 3
А для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, прочитайте стихотворение
Что за шутки?
Говорят,
На БЫКАХ
Мосты стоят!
Вот он, мост,
Под ним река —
Ни единого быка!
Не пойму я ничего:
Утонули, что ли?
Или все до одного
Убежали в поле
От нелёгкого труда?
Ну, а мост на чём тогда?
-Почему недоумевает герой?
-Какое отношение это стихотворение имеет к теме урока?
-Да, мы будем говорить о словах, т.к. продолжаем изучать раздел науки о языке - лексикологию. И поэтому, чтобы не прослыть человеком без дела, мы будем учиться работать со словом, объяснять лексические значения слов, употреблять их в соответствии с ними (расширять свой словарный запас), узнаем, сколько лексических значений имеет слово, продолжим формировать умение работать с толковым словарем.
3. Создание проблемной ситуации
-Давайте посмотрим на слайд, рассмотрим рисунки. Слайд 4
(на слайде изображены многозначные слова: соломенная шляпка, шляпка гриба, шляпка гвоздя, однозначные слова: карандаш, пальто, брюки, морковь)
- Учитывая лексическое значение каждого слова, составьте словосочетание и предложение.
4. Целеполагание и построение выхода из затруднения
-Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос: сколько лексических значений имеет слово.
5.Практическая деятельность по реализации построенного проекта
-Попробуйте ответить на вопрос: сколько значений может иметь слово?
-Как это узнать?
-Ребята! Сегодня вам предстоит узнать, какие слова называются однозначными и многозначными. Мы выясним, какую роль в нашей речи играют многозначные слова, и научимся определять с помощью толкового словаря, сколько значений свойственно тому или иному слову.
Чтение теоретического материала на стр.172-173,
6. Первичное закрепление Выполнение заданий и упражнений учебника, работа с толковым словарем:
1)Работа в парах: Слайд5
Запишите с помощью толкового словаря однозначное и многозначное слова,
составьте с ними словосочетания и предложения. Расскажите друг другу, какие слова называются однозначными, а какие - многозначными, зачитав примеры.
Для оценивания знаковая система (на доске): Слайд 6
«!»- отлично выполнил, «+» - хорошо,
«?» - есть затруднения, «-» - не справился
2)Разноуровневые задания: Приложение 1
1 уровень (базовый) отметка – «3-4»;
2 уровень – «4»,
3 уровень – «5»
1уровень Слайд 7
1) Подчеркни однозначные слова:
Корень, ключ, лисичка, пальто, свекла, шляпка
2) Подчеркни многозначные слова:
Матрос, шарф, коса, спорт, хвост, звезда, дорога.
2 уровень Слайд 8
1) Отметь (подчеркни), многозначные слова:
- имеют одно значение; - имеют много значений; - имеют одинаковые корни.
2) Как называются слова типа «Игла»? Отметь (подчеркни):
- однокоренные; - однозначные; - многозначные.
2 уровень Слайд 9
Закончите предложения:
Раздел науки о языке, в котором изучается лексика, называется_______________________________________________________;
Слова, которые имеют одно лексическое значение, называются _________________________________________________________________;
Слова, которые имеют два или более лексических значений, называются _________________________________________________________________;
3 уровень Слайд 10
1)Подчеркни многозначное слово.
_________________________________________________________________
2)Подчеркни однозначное слово.
_________________________________________________________________
3)Составь словарную статью, показав в ней многозначность слова кисть. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3)Индивидуальное задание «Мини-сообщение по теме урока» Слайд 11– по критериям:
«5»- полный ответ, использование терминов, примеры, выводы;
«4»-незначительные ошибки в ответе, примеры, вывод;
«3»-неполный ответ, ошибки в терминах;
«2»-неправильный ответ.
7.Включение в систему знаний и повторение
Чтобы знанья были впрок, кратко повторим урок! Слайд 12
-Какие слова называются однозначными?
-Какие слова называются многозначными?
-Где мы можем узнать значение слова?
8.Рефлексия «Продолжи фразу» Слайд 13
9.Д/З: сделать рисунки к многозначным словам 1ряд – к слову идти или ходить, 2 ряд- летать, 3 ряд- бежать. Слайд 14
Приложение1
1уровень
1) Подчеркни однозначные слова:
Корень, ключ, лисичка, пальто, свекла, шляпка
2) Подчеркни многозначные слова:
Матрос, шарф, коса, спорт, хвост, звезда, дорога.
2 уровень
1) Отметь (подчеркни), многозначные слова:
- имеют одно значение; - имеют много значений; - имеют одинаковые корни.
2) Как называются слова типа «Игла»? Отметь (подчеркни):
- однокоренные; - однозначные; - многозначные.
2 уровень
Закончите предложения:
Раздел науки о языке, в котором изучается лексика, называется_______________________________________________________;
Слова, которые имеют одно лексическое значение, называются _________________________________________________________________;
Слова, которые имеют два или более лексических значений, называются _________________________________________________________________;
3 уровень
1)Подчеркни многозначное слово.
_________________________________________________________________
2)Подчеркни однозначное слово.
_________________________________________________________________
3)Составь словарную статью, показав в ней многозначность слова кисть. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3)Индивидуальное задание «Подготовь мини-сообщение по теме урока» по критериям:
«5»- полный ответ, использование терминов, примеры, выводы;
«4»-незначительные ошибки в ответе, примеры, вывод;
«3»-неполный ответ, ошибки в терминах;
«2»-неправильный ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 9-м классе при подготовке к написанию сжатого изложения.
Урок строится с применением педтехнологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" в 9 классе при подготовке учащихся к выпускному экзамену, часть С....
Конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Правописание приставок пре- и при-"
Предлагаю конспект урока в 6-ом классе с мультимедийным приложением "Правописание приставок при- и пре-", построенного по технологии проблемного обучения. Это первый урок по данной теме. На нём учащие...
Конспект урока русского языка "Культура речи" 10 класс.
Урок русского языка в 10 классе. Цель: совершенствование культуры речи. Путем исследования текстов, речевых ситуаций ученики создают перечень признаков хорошей речи. Разные виды работ. В течение всего...
План-конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Буквы ы-и в корне после приставок".
ЦЕЛЬ урока: 1) познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв Ы и И после приставок; учить находить данную орфограмму в словах и правильно писать буквы Ы и И после приставок; уметь ...
конспект урока русского языка в 5-ом классе по теме "Алфавит"
Урок-практикум русского языка в 5 классе по теме «Алфавит». Это интегрированный урок русского языка и родной литературы. Структура урока: организационный момент, целеполагание, формирование новых поня...
Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»
Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....
Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме: "Правописание причастий (обобщение)". 7-й класс .
Цель:обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;развитие орфографической и пунктуационной зоркости учеников;развитие логического мышления и аналитических н...