Конспект урока русского языка "Однозначные и многозначные слова", 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Данный урок проводится при изучении раздела "Лексика. Культура речи" в 5 классе. Урок способствует формированию предметных, метапредметных, личностных образовательных результатов. Учащиеся познакомятся с понятиями «однозначные и многозначные слова», научатся распознавать однозначные и многозначные слова среди других слов, находить в словаре искомое слово, определять общий элемент между лексическими значениями многозначного слова; научатся овладевать приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, способностью к преобразованию, сохранению и передаче информации, пониманию роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_odnozn_i_mnogozn_slova.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Однозначные и многозначные слова

Цель деятельности учителя: познакомить с понятием «однозначные и многозначные слова», учить определять лексическое значение многозначного слова; формировать навыки работы со словарем

Тип урока: урок открытия нового знания

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать понятия«однозначные и многозначные слова», уметь распознавать однозначные и многозначные слова среди других слов, находить в словаре искомое слово, определять общий элемент между лексическими значениями многозначного слова

Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации

Личностные: понимание роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

Методы и формы обучения: наблюдение над языковым материалом, создание проблемной ситуации, фронтальная, парная, индивидуальная

Оборудование: презентация, толковые словари, карточки

                                               

Структура урока

1Вступительное слово. Мотивация Слайд 2

Фрагмент стихотворения Сергея Баруздина «Стихи о человеке и его словах»

Много слов на свете,
Много дел на свете,

Если дела нету-

Слово-это ветер!

Слово улетает,

Не поймаешь снова…

Человек без дела-

Человек без слова!

-На какие размышления наводят строки поэта Сергея Баруздина?

-Вдумайтесь в смысл этих предложений.

Почему именно этими словами я начала урок?

2Актуализация и пробное учебное действие Слайд 3

А для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, прочитайте стихотворение  

Что за шутки?
Говорят,
На БЫКАХ
Мосты стоят!
Вот он, мост,
Под ним река —
Ни единого быка!

Не пойму я ничего:
Утонули, что ли?
Или все до одного
Убежали в поле
От нелёгкого труда?

Ну, а мост на чём тогда?

-Почему недоумевает герой?  

-Какое отношение это стихотворение имеет к теме урока?

-Да, мы будем говорить о словах, т.к. продолжаем изучать  раздел науки о языке - лексикологию. И поэтому, чтобы не прослыть человеком без дела, мы будем учиться работать со словом, объяснять лексические значения слов, употреблять их в соответствии с  ними (расширять свой словарный запас), узнаем, сколько лексических значений имеет слово,  продолжим формировать  умение  работать с толковым словарем.  

3. Создание проблемной ситуации

-Давайте посмотрим на слайд,  рассмотрим рисунки. Слайд 4

 (на слайде изображены многозначные слова: соломенная шляпка, шляпка гриба, шляпка гвоздя, однозначные слова: карандаш, пальто, брюки, морковь)

- Учитывая  лексическое значение каждого слова, составьте словосочетание и предложение.

4. Целеполагание  и построение выхода из затруднения

-Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос: сколько лексических значений имеет слово.

5.Практическая деятельность по реализации построенного проекта

-Попробуйте ответить на вопрос: сколько значений может иметь слово?

-Как это узнать?

-Ребята! Сегодня вам предстоит узнать, какие слова называются однозначными и многозначными. Мы выясним, какую роль в нашей речи играют многозначные слова, и научимся определять с помощью толкового словаря, сколько значений свойственно тому или иному слову.

Чтение теоретического материала на стр.172-173,

6. Первичное закрепление Выполнение заданий и упражнений учебника, работа с толковым словарем:

1)Работа в парах:  Слайд5

Запишите с помощью толкового словаря однозначное и  многозначное  слова,

составьте с ними словосочетания и предложения. Расскажите друг другу, какие слова называются однозначными, а какие - многозначными, зачитав примеры.

Для оценивания знаковая система  (на доске): Слайд 6

«!»- отлично выполнил, «+» - хорошо,

«?» - есть затруднения, «-» - не справился

2)Разноуровневые задания:  Приложение 1

1 уровень (базовый)  отметка – «3-4»;

2 уровень – «4»,

3 уровень – «5»

1уровень Слайд 7

1) Подчеркни однозначные слова:

 Корень, ключ, лисичка, пальто, свекла, шляпка

2) Подчеркни многозначные слова:

Матрос, шарф, коса, спорт, хвост, звезда, дорога.

2 уровень Слайд 8

1) Отметь (подчеркни), многозначные слова:

- имеют одно значение; - имеют много значений; - имеют одинаковые корни.

2) Как называются слова типа «Игла»? Отметь (подчеркни):

- однокоренные; - однозначные; - многозначные.

2 уровень Слайд 9

Закончите  предложения: 

Раздел  науки  о  языке,   в  котором  изучается  лексика, называется_______________________________________________________;

Слова,  которые  имеют  одно  лексическое  значение, называются _________________________________________________________________;

Слова,  которые  имеют  два  или  более  лексических  значений, называются _________________________________________________________________;

3 уровень Слайд 10

1)Подчеркни многозначное слово.

_________________________________________________________________

2)Подчеркни однозначное слово.

_________________________________________________________________

3)Составь словарную статью, показав в ней многозначность слова кисть. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3)Индивидуальное задание «Мини-сообщение по теме урока» Слайд 11– по критериям:

«5»- полный ответ, использование терминов, примеры, выводы;

«4»-незначительные ошибки в ответе, примеры, вывод;

«3»-неполный ответ, ошибки в терминах;

«2»-неправильный ответ.

7.Включение в систему знаний и повторение

Чтобы знанья были впрок, кратко повторим урок! Слайд 12

-Какие слова называются однозначными?

-Какие слова называются многозначными?

-Где мы можем узнать значение слова?

8.Рефлексия «Продолжи фразу»  Слайд 13

9.Д/З: сделать рисунки к многозначным словам 1ряд – к слову идти или ходить, 2 ряд- летать, 3 ряд- бежать. Слайд 14

Приложение1

 

1уровень

1) Подчеркни однозначные слова:

 Корень, ключ, лисичка, пальто, свекла, шляпка

2) Подчеркни многозначные слова:

Матрос, шарф, коса, спорт, хвост, звезда, дорога.

2 уровень 

1) Отметь (подчеркни), многозначные слова:

- имеют одно значение; - имеют много значений; - имеют одинаковые корни.

2) Как называются слова типа «Игла»? Отметь (подчеркни):

- однокоренные; - однозначные; - многозначные.

2 уровень 

Закончите  предложения: 

Раздел  науки  о  языке,   в  котором  изучается  лексика, называется_______________________________________________________;

Слова,  которые  имеют  одно  лексическое  значение, называются _________________________________________________________________;

Слова,  которые  имеют  два  или  более  лексических  значений, называются _________________________________________________________________;

3 уровень 

1)Подчеркни многозначное слово.

_________________________________________________________________

2)Подчеркни однозначное слово.

_________________________________________________________________

3)Составь словарную статью, показав в ней многозначность слова кисть. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3)Индивидуальное задание «Подготовь мини-сообщение по теме урока»  по критериям:

«5»- полный ответ, использование терминов, примеры, выводы;

«4»-незначительные ошибки в ответе, примеры, вывод;

«3»-неполный ответ, ошибки в терминах;

«2»-неправильный ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9-м классе при подготовке к написанию сжатого изложения.

Урок строится с применением педтехнологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" в 9 классе при подготовке учащихся к выпускному экзамену, часть С....

Конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Правописание приставок пре- и при-"

Предлагаю конспект урока в 6-ом классе с мультимедийным приложением "Правописание приставок при- и пре-", построенного по технологии проблемного обучения. Это первый урок по данной теме. На нём учащие...

Конспект урока русского языка "Культура речи" 10 класс.

Урок русского языка в 10 классе. Цель: совершенствование культуры речи. Путем исследования текстов, речевых ситуаций ученики создают перечень признаков хорошей речи. Разные виды работ. В течение всего...

План-конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Буквы ы-и в корне после приставок".

ЦЕЛЬ урока: 1) познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв Ы и И после приставок;  учить находить данную орфограмму в словах и правильно писать буквы Ы и И после приставок; уметь ...

конспект урока русского языка в 5-ом классе по теме "Алфавит"

Урок-практикум русского языка в 5 классе по теме «Алфавит». Это интегрированный урок русского языка и родной литературы. Структура урока: организационный момент, целеполагание, формирование новых поня...

Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»

Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....

Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме: "Правописание причастий (обобщение)". 7-й класс .

Цель:обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;развитие орфографической и пунктуационной зоркости учеников;развитие логического мышления и аналитических н...