Программа внеурочной деятельности "Курс "Масс-медиа"
рабочая программа по русскому языку
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 г. НАДЫМА» |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Курс «Масс»
Надым
2021
1. Пояснительная записка
Цель общего среднего образования - воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, профессионала в своем деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию.
Модель современного выпускника отличается от прошлых социальных заказов тем, что за время обучения в школе ученик должен приобрести не только знания, но и умения и навыки самосовершенствования. Составляющие процесса самосовершенствования - самопознание, самовоспитание, самообразование, самоутверждение, самоопределение, саморегуляция, самоактуализация.
Личностно развивающее, личностно ориентированное обучение сегодня требует проектирования учебного процесса. Одним из средств достижения данной цели может служить надпредметный (социально культурологический) проект. Данная программа по обучению теории и практике деятельности журналиста (созданию, выпуску и распространению ученической газеты, а также создание познавательного видео-контента) предназначена для развития проекта «Школа Z».
Создание условий для активного включения обучающихся в окружающую их социальную среду является главным направлением внеурочной деятельности. Занимаясь на курсе «Школа журналистики», обучающиеся смогут изменять, развивать собственную инициативу, принимать участие в своем жизненном и профессиональном становлении. Работа над выпусками информационных постов предполагает непосредственное участие школьников в различных социальных акциях, рассмотрение сложных проблем общества, школы с точки зрения личного восприятия.
Значительное место в программе занимают разделы “Этика”, “Эстетика”, “Экология”, без которых невозможно постичь культурные традиции и освоить искусство слова. На занятиях обучающиеся овладевают формами и жанрами устной и письменной речи, накапливают лексический запас слов.
Обучение строится на творчестве – сотворчестве знаний и умений. Для выполнения поставленных задач предусмотрены теоретические и практические занятия (лекции, беседы, экскурсии, дискуссии, творческие задания, творческие лаборатории, пресс-конференции, встречи с интересными людьми). Допрофессиональное образование предполагает не только эстетический рост и повышение творческих возможностей, но и самореализацию. Программа направлена на выработку у учащихся основных умений:
• Владение различными направлениями журналистики;
• Умение грамотно изложить информацию;
• Умение видеть в произведениях искусства авторское отношение к героям и событиям;
• Умение оценивать поступки людей в заметках, очерках, репортажах, интервью, с точки зрения этики и эстетики;
• Умение вести беседу;
• Умение определять жанровую природу материала, его структуру, функции языковых средств и деталей;
• Умение самостоятельно анализировать и рецензировать произведения искусства.
Формы и методы работы выбраны с учетом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности в контексте Концепции модернизации российского образования. Здесь закладываются основы знаний, умений, навыков социализации, активной гражданской и социально значимой деятельности.
Область обучения: формирование творческих качеств личности; развитие креативного мышления.
Область воспитания:
• развитие нравственной, волевой и эстетической сферы личности;
• формирование умения самовоспитания и самообразования;
• создание условий для самореализации;
• формирование веры в себя, в свои возможности и силы;
• создание воспитательно-образовательной среды, формирующей у старшеклассников потребность в самосовершенствовании.
Область социализации:
• формирование высоконравственного отношения личности к себе, самоуважения, адекватной самооценки;
• формирование духовно-нравственного отношения к окружающему миру;
• развитие гуманистического, демократического, диалектического, экологического мышления;
• осуществление деятельностного подхода в обучении;
• формирование социальной активности старшеклассников;
• обучение умениям самоуправления и самоутверждения в коллективе: общению, ответственности, дисциплинированности, самоуправлению и саморегуляции;
• подготовка обучающихся к профессиональному и жизненному самоопределению, выбору профессии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цели программы: развитие культурологической компетентности обучающихся; создание в образовательном пространстве школы условий для успешной профильной подготовки обучающихся.
Задачи
Обучающие:
• изучение основ журналистского творчества;
•освоение обучающимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.
Развивающие:
• развитие умений решать проблемы действительности совместными усилиями, выступая в разных социальных ролях;
• развивать творческие способности обучающихся, их творческую индивидуальность;
• развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
Познавательные:
• вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретенных знаний на практике;
• развитие интереса к изучению русского языка, литературы, мировой художественной культуры, истории, обществознания, компьютерных технологий;
• изучение истории журналистики.
Воспитательные:
• формирование основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;
• формирование личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, духовно-нравственных и гражданских качеств;
• формирование активной жизненной позиции и потребности в самообразовании;
• формирование эстетических навыков.
Практико-деятельностные:
• развитие навыков самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества, работы в группе;
• формирование практических навыков создания школьного печатного издания.
• формирование практических навыков создания школьного информационного онлайн аккаунта.
Мотивационные:
• создание условий формирования полноценной, всесторонне развитой личности.
Социально-педагогические:
• формирование у обучающихся профессионального интереса к журналистике и газетному делу;
• развитие ученического самоуправления;
• формирование активной созидающей личности, такого типа личности, который востребован современным российским обществом.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
• системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;
• научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
• доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
• наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
• деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
• прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
• принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
2. Общая характеристика курса «Основы журналистики»
В основе содержания и структуры данного курса лежит концепция профильного образования. Программа по целевой направленности является профессионально-прикладной, развивающей, личностно ориентированной.
Это специальный курс профильного обучения, в котором теория дозирована и тесно связана с практической деятельностью. Программа предполагает изучение основ журналистского творчества, теории и истории СМИ, психологии журналиста в ходе практической деятельности.
Курс ориентирован на дополнительное образование учащихся 6 классов (11-12 лет). Этот возрастной период характеризуется стремлением подростков к признанию их способностей сверстниками и взрослыми, к самореализации, профессиональной ориентации.
Курс «Школа журналистики» основан на общих интересах и увлечениях. Программа работы кружка составлена так, чтобы каждый обучающийся мог свободно выбрать вид, форму, темп и объем работы. Она предусматривает групповые и индивидуальные занятия по теории и практике.
Программа модифицирована, составлена по принципу типовой, за основу берется примерный тематический план. Она имеет связь с базовыми предметами (русский язык, литература, история, мировая художественная культура, обществознание, информатика, право, экономика). Практическим выходом реализации программы является подготовка долгосрочного проекта, издание школьной газеты.
Предполагаются экскурсии в редакции городских газет, типографии, встречи с журналистами.
Курс комплектуется на основании заявлений обучающихся. Группа формируется из детей на добровольной внеконкурсной основе. Так как дети имеют различные базовые знания, большое внимание в программе уделяется индивидуальной работе.
3. Место предмета в учебном плане
Представленная программа организации работы курса «Школа журналистики» реализуется в 7 классах основной школы.
Программа предусматривает работу кружка: 35 часов в год (1 час в неделю).
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты: эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе); приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира; приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом; первоначальные навыки использования различных художественных материалов для оформления иллюстраций.
Метапредметные результаты: формирование умения видеть и воспринимать собеседника; формирование мотивации творческой деятельности, формирование способности оценивать результаты творческой деятельности.
Предметные результаты: понимание значения человеческого общения и взаимопонимания; формирование интереса к творческим традициям своего народа; умение использовать некоторые материалы и средства творческой выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема занятия |
1-2 | Введение в журналистику |
3 | Жанры, типология и направления журналистики. Интернет-журналистика |
4 | Интернет-журналистика |
5-6 | Поиск информации |
7-9 | Написание эссе, статей и отчетов |
10-11 | Написание пресс-релизов |
12-13 | Создание репортажей |
14-15 | Ведение колонок |
16-17 | Интервьюирование |
18 | Редактирование текста |
19-20 | Реклама и журналистика |
21 | Лучшие формулы рекламных текстов |
22 | Копирайтинг |
23-24 | Стили текста |
25 | Привычки, отделяющие писателя от подражателя |
26 | Три атрибута успеха от Джорджа Мартина |
27 | 5 типов вирусного контента |
28 | Стилистические ошибки |
29 | Правила сильного текста: рекомендации Ильяхова |
30-31 | Креативные писательские упражнения |
32 | Литературные приемы постмодернизма |
33-34 | Советы по улучшению нехудожественного письма |
35 | Как улучшить свои писательские навыки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...