Материал к уроку РР в 5 классе Фантазия - сочиняем сказку
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
Предлагаю материал из книги Джанни Родари «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй» , в которой автор предложил множество способов и приёмов создания творческого сочинения. Данный материал можно использовать на уроке РР "Сочинение-фантазия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_k_uroku_rr_v_5_klasse_fantaziya_-_sochinyaem_skazku.docx | 26.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал к уроку РР в 5 классе
Тема. Учимся писать сочинение. Развиваем воображение. (По книге Джанни Родари «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй»).
1. Диалог учителя с учениками
-Давайте вспомним, что же такое сказка?
-Как называются сказки придуманные народом, и у которых нет автора?
-А как называются сказки, которые сочинили писатели-сказочники?
-На какие три группы можно разделить сказки?
-Вспомним признаки волшебной сказки. (существуют два мира; мотив пути, в ходе которого герой проходит испытания; волшебный помощник; в дар получает волшебный предмет; мотив временной смерти; особый язык сказки и т.д.)
Любите ли вы слушать, когда взрослые рассказывают вам сказки? Рассказывать сказку интересно, но совсем не просто. Сегодня мы будем саами сочинять сказку.
- Слово учителя. Знаменитый итальянский писатель Джанни Родари во второй половине XX века написал книгу «Грамматика фантазии». Её можно считать интересным и полезным пособием для детей и взрослых, желающих развивать воображение и придумывать истории.
Я вам сразу скажу, если вы будете сидеть и думать: как бы мне сочинить интересную сказку, у вас ничего не получится. Или выйдет что-нибудь, очень похожее на другую сказку… Сказка всегда складывается из какого-нибудь неожиданного сравнения, а иногда и из настоящей чепухи, если признаться…
Писатель предложил множество способов и приёмов создания творческого сочинения. Познакомимся с некоторыми из них.
«Фантастическая гипотеза» Что произойдет, если...
Здесь вам никаких подсказок не будет. Для начала вы должны сами придумать какую-нибудь совершенно необыкновенную ситуацию.
Что произойдет, например, если в вашу школу вдруг придет Кот в сапогах? Может быть, его попросят дать пресс-конференцию и рассказать, как живется сегодня другим сказочным персонажам? Или все ребята выстроятся в очередь, начнут мерить его сапоги-скороходы, и кому-нибудь быстренько захочется слетать в Антарктиду? А может быть, он выступит с докладом в экологическом кружке?
Можно вообразить и другую ситуацию. Например, в класс пришел новый ученик – маленький гиппопотамчик. Как его встретят ребята? А что, если ваш домашний кот Мурзик решит вам подсказать, как решается задачка по математике? Будете вы его слушать? А что случится, если в вашем портфеле поссорятся ручка, карандаш и ластик?
Берём любые подлежащее и сказуемое – их сочетание и даёт гипотезу.
Что было бы, если бы наш город внезапно оказался среди моря?
Что было бы, если бы во всём мире исчезли деньги?
Что было бы, если бы человек вдруг проснулся в обличье насекомого?
«Сказки наизнанку»
Большое удовольствие всем доставляет игра в перевирание сказок. Возможно умышленное «выворачивание наизнанку» сказочной темы.
Красная Шапочка злая, а волк добрый…
Мальчик – с – Пальчик сговорился с братьями убежать из дома, бросить бедных родителей, но те продырявили ему карман и насыпали туда риса…
Золушка, дрянная девчонка, издевалась над замечательной мачехой, отбила у сестры жениха…
«Салат из сказок»
Этот метод, на мой взгляд, самый легкий. Все вы умеете, наверное, готовить салат. Нарезать помидоров, огурцов, добавить лук, укроп, петрушку, перемешать все с майонезом, и - салат готов. Можно приготовить салат и более изысканный. Смешать крабовые палочки, свежую капусту и кукурузу из банки, и также все полить майонезом…
Вот таким же образом можно сочинить и сказку. Свести вместе героев разных сказок, добавить немножко «соуса» собственной фантазии, и посмотреть, как они будут взаимодействовать друг с другом, что из этого получится. Джанни Родари назвал такой метод сочинения сказок «Салатом из сказок».
Чего только может не происходить в вашей сказке, ведь сказочники – вы сами. Маша с тремя медведями может, например, приехать на велосипеде в гости к Незнайке, Золушка попасть в плен к Карабасу-Барабасу, а Карлсон совершить с Буратино путешествие на крышу, на которой он живет.
Действие даже самой старинной сказки можно перенести в наши дни. Пусть Пьеро уедет учиться на факультет математики в университет, а Мальвина начнет с ним переписываться по электронной почте. Можно слегка изменить свойства характеров героев. Чиполлино может стать вредным мальчишкой и заставлять всех плакать, Карабас-Барабас, наоборот, очень добрым и преподавать в школе «Этику», а Баба Яга – симпатичной старушкой, которая летает на своей ступе исключительно затем, чтобы дарить ребятишкам радость.
Буратино оказался в домике семи гномов, стал восьмым другом Белоснежки…
Красная Шапочка повстречала в лесу Мальчика – с - Пальчик и его братьев…
Старая сказка в новом ключе»
В любой волшебной сказке можно изменить время или место действия. И сказка приобретёт необычную окраску. Приключения Колобка в XXI веке…
«Материал для персонажа»
Джанни Родари пишет о том, что большой простор для фантазии дает исследование разных материалов, ведь своих волшебных героев вы можете «слепить» из чего угодно. Но здесь нужно хорошо подумать, ведь почти все самые интересные материалы уже разобраны.
Из характерных особенностей персонажа можно логически вывести и его приключения.
Пусть героем будет стеклянный человек. Стекло прозрачное. Можно читать мысли нашего героя, он не может говорить неправду. Мысли можно скрыть, только надев шляпу. Стекло хрупкое. Всё вокруг должно быть обито мягким, рукопожатия отменены. Врачом будет стеклодув…
Деревянный человек должен опасаться огня, а в воде он не тонет…
Человек из мороженого может жить только в холодильнике, там же происходят и его приключения…
«Бином фантазии»
Возьмём любые два слова. Например, пёс и шкаф. Возникают такие варианты соединения слов: пёс со шкафом, шкаф пса, пёс на шкафу, пёс в шкафу и т. д. Каждая из этих картин служит основой для придумывания истории.
По улице бежит пёс со шкафом на спине. Это его будка, он всегда её таскает на себе…
Например, можно попробовать поискать рифму к разным словам. Составить «фантастический бином», как говорит Джанни Родари. Возьмем, например, первую попавшуюся: тетрадка-лошадка, листок-свисток…
Тетрадка-лошадка. Что тут можно придумать интересного? Например, что однажды маленькой лошадке подарили тетрадку, она решила стать очень умной и поступить в школу. А может, вести дневник, или – еще лучше – завести словарь, в который вносить разные испанские слова и их перевод, потому что лошадка очень хотела перебраться в Испанию на постоянное место жительства.
А можно подойти к рифме совсем с другой стороны. Девочка делала уроки по математике, и вдруг прямо из задачника к ней выпрыгнула лошадка. Она оказалась на редкость симпатичной, и девочка с ней подружилась. Сюжет дарю.
Возьмем рифму листок-свисток. Представим себе дерево, на котором вместо листьев растут свистки. А на другом дереве – маленькие арфы, а еще на одном – маленькие аккордеоны и так далее. Когда в лесу начинается ветер, лес начинает звучать. Иногда звуки складываются в прекрасную сонату или даже симфонию, потому что это лес-оркестр. Ну а как на подобный музыкальный лес будут реагировать его обитатели, придумайте сами. Возможно, они полюбят музыку и изменят свои характеры. Все станут добрыми, культурными и приятными в общении. Даже волки, львы, тигры и шакалы. А может быть, откроют в лесу филармонию, театр оперы и балета или консерваторию. Лиса будет там дирижером, а медведь поедет учиться искусству пения в консерваторию… Словом, есть где разгуляться фантазии.
Возьмем рифму трамвай-попугай. На мой взгляд, совершенно замечательная рифма. Почему бы и в самом деле нам не подружить трамвай с попугаем? Что мы знаем о трамвае? Ну ходит он, бедный, по рельсам, даже влево-вправо шагнуть не может, а ему, наверное, так хочется взлететь высоко в небо! Может, в этом ему как раз попугай и поспособствует?
Словарь-помощник
Иногда на интересный сюжет для сказки можно напасть, просто листая обычный орфографический словарь и наугад пальцем тыкая в разные слова. Первый раз, например, я попала в слово «прозорливость», второй раз – в «репку». Нет, сказка про репку уже имеется, не будем повторяться, а пойдем дальше.
Первое слово – «судно», второе – «репутация». Это уже что-то. Жила-была маленькая лодочка, которая очень заботилась о своей репутации. Она все время хотела выбиться в большие корабли и плавать не по озеру, а по океану…
Еще вот такое словосочетание: корзина – говорить.Почему бы не придумать сказку про очень разговорчивую корзину, которая любила поболтать с овощами и фруктами, которые ее хозяйка несла с рынка?
Ворота – миротворец. Здесь можно сочинить сказку о городских воротах, которые бы всех мирили. Какие бы враги ни проходили через эти ворота, они обязательно прощали друг другу все обиды и становились друзьями. И люди приезжали к этим воротам с разных концов света. Думайте, фантазируйте!
Понравилась мне пара слов: календарь – ослушаться. Висит на стене обычный отрывной календарь и висит. А что бы произошло, если бы он перестал «работать», как ему положено, перепутал все свои листы, и вместо 1 июля, к примеру, на нем появилось 3 января? В результате у меня получилась сказка, которую я так и назвала: «Непослушный календарик»
Сказки из страны Цифирии
Вы любите математику, ребята? Не очень? Она кажется вам неинтересной и сухой наукой? Я скажу вам: очень даже зря. Потому что если в математике вы разберетесь, как следует, то увидите, что это очень даже увлекательная наука. Даже Александр Сергеевич Пушкин сравнивал в свое время поэзию с геометрией.
Математика – настоящее волшебное царство…А цифры, числа, геометрические фигуры, если вы сильно захотите, могут превратиться в удивительные сказочные персонажи. Любая глава из учебника преподносит вам такие интересные сюжеты, что самому ничего и придумывать не надо.
Например, жила-была девушка по имени Задача и влюбилась она в парня по имени Х. Да так влюбилась, что жить без него не могла. А Х, надо сказать, был очень несерьезным парнем, зато любил напускать на себя таинственность. Я-де такой загадочный, исключительный, неповторимый. То в квадрат себя возведет, то в куб, а то и в пятую степень… «Я, – говорил он задаче, – тебе не чета, я – число трансцендентно-мнимо-иррациональное…» А Задачу от восторга и большой любви еще больше дрожь пробирает…Но в конце концов нашелся ученик, который Задачу решил и неизвестное Х нашел. Ничего особенного. Серенькая троечка оказалась. Мораль: не гоняйтесь, девушки, за мнимо-трансцендентными иксами!
Взять последовательности. Они, как известно, бывают ограниченными, неограниченными и монотонными… Острые и тупые углы – умные и дураки. Касательная – подхалимка. Нахождение икса в линейном уравнении – простенькая короткометражка, решение системы уравнений с несколькими неизвестными тянет уже на многосерийный детектив. Возведение числа в степень – возношение до небес. Круглые скобки – объятия. Квадратные – тюрьма… А ноль, который сам по себе ничего не значит, может возвысить любую цифру до небес или сбросить ее с высоты. Бесконечно большая и бесконечно малые величины – зазнайство и скромность . И то, и другое в гипертрофированном виде вредно.
Практическая работа по созданию собственного творческого продукта (сказок, загадок).
Не бойся сказок. Бойся лжи.
А сказка - сказка не обманет.
Попробуй сказку сочинить –
На свете правды больше станет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗРАБОТКА УРОКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "СКАЗКА В МУЗЫКЕ"
Данный урок - урок в 5 классе по программе Д.Б. Кабалевского. Тема "Музыка и литература".Опера Н.А. Римского - Корсакова "Золотой петушок"....
Разработка урока в 6 классе по теме "Сказки"
Урок- игра разработан для учеников 6 класса по теме «Сказки Шарля Перро». Уровень знаний учащихся разный. Есть ученики с более высоким уровнем, есть с низким, но в основном группа со средним у...
Конспект урока, презентация, самоанализ урока, раздаточный и наглядный материал для урока в 4 классе по теме "Домашние обязанности"
Данный урок был проведен в рамках конкурса учитель года 2013 в районном этапе....
Урок в 4 классе по теме: "Сказка "Колосок"".
Открытый урок в коррекционной школе по теме: "Сказка "Колосок"" с комментариями к уроку....
Фрагмент урока чтения в форме игры "Сочиним сказку"
Коррекционно- развивающая игра "Сочиним сказку", которую можно использовать как фрагмент на уроках чтения и развития речи, на уроках письма, а также при проведении внеклассных мероприятий...
Технологическая карта к уроку литературы в 5 классе "Учимся сочинять сказки"
Разработка содержит материалы, которые можно использовать при обобщении изученного о волшебных сказках, а также для подготовки написания своей сказки....
Урок - игра .5 класс. «Русские народные сказки, пословицы и загадки» для учащихся 5 класса.
Урок-игра .5 класс .Русские народные сказки, пословицы и загадки" ....