Урок - игра .5 класс. «Русские народные сказки, пословицы и загадки» для учащихся 5 класса.
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок-игра .5 класс .Русские народные сказки, пословицы и загадки" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5a_klasse.docx | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - игра .5 класс.
«Русские народные сказки, пословицы и загадки»
для учащихся 5 класса.
Цели – развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умений сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях, развивать творческие способности детей.
Описание игры:
игра проходит как викторина — три команды (названия придумывают ребята), отвечают на вопросы по очереди. Если команда не отвечает, то вопрос переходит другой команде.
Оборудование:
1) «волшебные» предметы на подносе: клубок, яблоко, яйцо и иголка, вода «живая» и «мертвая», зеркальце, гребень;
2) иллюстрации к сказкам для конкурса «Потерялась иллюстрацию»;
3) карточки для стих-лото (выбираются стихотворные фрагменты из сказок, каждое слово фрагмента пишется на отдельном кусочке бумаги, эти листочки выдаются ребятам в перепутанном порядке, а они должны сложить из них стихотворный фрагмент);
4) карточки со сказочными задачами;
5) карточки с зашифрованными пословицами;
6)карточки с половинками пословиц.
Ход игры.
Вступительное слово учителя .
Ребята, конечно, вы все слушали и читали сказки. Вам их рассказывали мамы и бабушки, читали в детском саду и в школе, вы смотрели фильмы, снятые по сказкам. «Золушка» и «Дюймовочка», «Иванушка-дурачок», «Буратино», очень рано вошли в вашу жизнь и заставили вас радоваться их удачам и победам, переживать горести и беды.
С литературной сказкой всегда связано имя автора. Каждый писатель — человек с особой судьбой. В литературном произведении он выражает свое отношение к жизни, делится с читателями своими мнением, чувствами.
Но есть обширная и не менее прекрасная область творчества — фольклор — «народная мудрость» (англ.).
- Вспомните, пожалуйста, какие произведения относятся к УНТ? (Сказка, былина, эпос, пословицы, загадки, скороговорки, потешки и т.д. — это коллективное творчество). На всех фольклорных произведениях независимо от того, где и когда они создавались, лежит печать единого стиля. Фольклор творится не письменно, а устно. Чтобы передавать от поколения к поколению песни, сказки, необходимы особые приемы и законы для их создания.
- Вспомните устойчивые обороты, эпитеты, сюжетные ходы в сказках.
Фольклор корнями уходит в историю народа. И за долгие столетия чудесный ларец фольклора наполнился бесценными сокровищами.
Древние сказки и песни легли в основу сказок литературных. Сказки разных стран и народов и схожи между собой и различны. В них отразились мечты о счастье, вера в победу добра над злом.
Самые ранние сведения о русских сказках относятся к ХII веку. В летописях, поучениях и даже царских указах упомянуты «басни». Иван Грозный, например, любил на сон грядущий послушать «бахара» и щедро награждал его, если сказки были ему интересны. В 17 веке появились печатные народные сказки, и, наконец, в 1863 г. вышел знаменитый сборник Александра Николаевича Афанасьева «Народные русские сказки». Собирателям народного творчества надо сказать особое благодарственное слово.
Отправимся же в путешествие в страну сказок, в которой не обойтись и без загадок, пословиц, поговорок, потому что герои сказок обычно находчивы и красноречивы. Итак, путешествие начинается.
Разминка для команд. Учитель называет существительное, ребята называют эпитет, который встречается в сказках.
- Подобрать постоянные эпитеты к словам:
дороженька — столбовая
девица — красная
молодец — добрый
море — синее
поле — чистое
тучи — чёрные
лес — дремучий
трава — шелковая
луга — зелёные.
1) Первое задание — конкурс знатоков сказочных зачинов.
Примеры зачинов: ( «В некотором царстве, в некотором государстве...», «В стародавние годы в некоем царстве, в не в нашем государстве...»,
«За тридевять земель, в тридесятом государстве жил-был..».)
2) Второе задание - конкурс сказочных концовок.
Примеры концовок:( «На том пиру и я был, мёд — пиво пил, по усам текло, да в рот не попало».
«Погостили они, попировали и поехали в своё царство, приехали и стали жить-поживать да медок попивать».
«Не стали они долго раздумывать, повенчались и зажили припеваючи».
«У них там теперь стоит бочка, на бочке корец, а всей сказке конец».)
3) Третье задание – «Потерялась иллюстрация».
Ведущий показывает иллюстрации, а ребята называют сказки, к которым были нарисованы эти иллюстрации.
4) Четвертое задание – ответь на вопрос.
1. Именем какой рыбы можно творить заклинания? (Щуки.)
2. Какой новый вид транспорта изобрел Емеля? (Печку.)
3. Кто помог Ивану Царевичу добыть жар-птицу? (Серый волк.)
4. Что разбудило Финиста — Ясного сокола от сна колдовского? (Гребень, вынутое из волос перо, горючая слеза.)
5. Кто сломал теремок? (Медведь.)
6. Чем можно выманить петушка из избы? (Сообщением, что « куры-то клюют, петухам не дают».)
7. Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (Три.)
8. Что надо говорить, оказавшись перед избушкой Ба6ЫI-Яги? ( «Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».)
9. Что обычно произносит Баба-Яга, когда кто-то является к ней в гости? ( «Человечьим духом пахнет». )
10. На чем летает Баба-Яга? (В ступе и на метле.)
11. Какие птицы помогали Бабе-Яге? (гуси-лебеди.)
12. Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал богатырский конь? («Сивка-Бурка, вещий каурка, встань передо мной, как
лист перед травой».)
13. Кто сумел прогнать из заячьей лубяной избушки лису? (Петух.)
14. Что случилось, когда Василиса Премудрая пошла плясать с костями в одном рукаве и вином в другом? (Махнула левым рукавом— появилось озеро, махнула правым рукавом — поплыли по озеру белые лебеди.)
15. Что делили мужик с медведем на вершки и корешки? (Репу)
16. Какие реки в сказках текут? (Молочные.)
17. С какой поры нет дружбы между лисой и журавлем? (Пообедать в гостях не довелось.)
18. Почему не сладилась свадьба у цапли с журавлем? (IIз-за гордыни)
19. Какой новый способ рыбалки изобрела лиса? (На волчий хвост.)
20. Без кого репку бы не вытянули? (Без мышки.)
21. Что может случиться, если на прогулке сестрицу не послушать?
(Можно стать козленочком.)
22. Кто помогал Крошечке - Хаврошечке исполнять всю домашнюю работу? (Коровушка.)
23. Кому удалось съесть колобка? (Лисе.)
5) Пятое задание — конкурс загадок..
Пять братьев, годами равные, ростом разные. (Пальцы руки.)
В середине баня, в носу решето, на голове пуговица, одна рука, да та на спине. (Чайник.)
Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. (Клубок.)
Без тела — а живет, без языка — а кричит, никто его не видел,
а всякий слышал. (Эхо.)
Что с земли не поднимешь? (Тень.)
Возьмешь — увеличится, отдашь — уменьшится. (Яма.)
Сначала — блеск, а блеском — треск, за треском — плеск. (Гроза.)
Ног нет, а идет. Глаз нет, а плачет. (Дождь.)
Расколешь лед — возьмешь серебро. Разрежешь серебро — золото. (Яйцо.)
Летом спит, зимой ест. Тело теплое, а крови нет. (Печь.)
6) Шестое задание – стих-лото.
Стихотворные фрагменты из сказок, Строчки пишутся на разных листочках и выдаются детям в перепутанном виде. Уч-ся должны сложить из них стихотворный текст. Возможные варианты:
1) Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок...
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
2)Ку-ка-реку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу Лису посечи.
Пошла, Лиса, с печи!
3) Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
я от Зайца ушел,
Я от Волка ушел,
От Медведя ушел.
4) Несет меня Лиса
За темные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы...
Кот и Дрозд, спасите меня!
5) Петушок, Петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
7) Седьмое задание — конкурс сказочных шифровальщиков.
Допишите продолжение пословицы или поговорки (на листочке пишется только первая часть пословицы или поговорки).
После драки (кулаками не машут).
Любишь кататься (люби и саночки возить).
Делу время (потехе час).
Семь раз отмерь (один отрежь).
Ум — хорошо (а два — лучше).
Что написано пером (не вырубишь топором).
Слово не воробей: (вылетит — не воротишь).
Не зная броду (не суйся в воду).
8) Восьмое задание - расшифруйте текст и прочтите русские пословицы. Улде меряв, а хетепо сач. (делу время, а потехе час.)
Ен гоиб грошик тюбижога. (Не боги горшки обжигают.)
Дубет и ан шейна уцели драпзихн. (Будет и на нашей улице праздник.)
Идпо аз хевс, вес за огодно. (Один за всех, и все за одного.)
Мольбшоу барлюко — шоелобь еваналип. (Большому кораблю — большое плавание.)
Нода в плео ен овин. (Один в поле не воин.)
Ен вес от отолоз, точ стилетб. (Не все то золото, что блестит.)
Явос ашно не ятент. (Своя ноша не тянет.)
У смие якенн ятид бзе загал. (У семи нянек дитя без глаза.)
Чеут шокак, еьч омся алъес. (Чует кошка, чье мясо съела.)
9) Девятое задание – перечислить сказки,
в которых волшебство происходит при помощи «волшебных» предметов: клубка, яблока, яйца и иголки, воды «живой» и «мертвой», зеркальца, гребня.
Итоги. Подсчитываются командные очки, учащиеся награждаются сувенирами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-викторина "Русские народные сказки,пословицы и поговорки".
Игра-викторина "Русские народные сказки, пословицы и поговорки" ,которая сопровождается презентацией....
Театрализованная игра на основе русской народной сказки «Лиса, заяц и петух»
Театрализованная игра на основе русской народной сказки «Лиса, заяц и петух»...
Урок-игра по литературе "Русские народные сказки, пословицы и загадки"
Урок способствуетразвитию у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умению сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях, ...
Урок-презентация по теме "Русские народные сказки", 5 класс
Данная презентация содержит материал для изучения особенностей русской народной сказки. Учащиеся узнают, чем отличается сказка от мифа, сравнив миф "Яблоки Гесперид" и сказку "Молодильн...
Творческая игра «Синема» по русским народным сказкам
Сплочение детей и взрослых через игровую деятельность; формирование навыка коллективной деятельности; развитие творческого потенциала детей....
Конспект урока по предмету " Литературное чтение" по теме " "Кукушка" Ненецкая народная сказка"" 8.11.2017 г. 2 класс УМК "Перспектива"
конспект урока...
Урок-игра по литературе «Русские народные сказки» 5 класс.
Урок - игра «Русские народные сказки»5 класс.Цели – развитие у учащихся мотивации к чтению на основе игровой деятельности, умений сотрудничать при решении общих задач...