Технологическая карта к уроку литературы в 5 классе "Учимся сочинять сказки"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Разработка содержит материалы, которые можно использовать при обобщении изученного о волшебных сказках, а также для подготовки написания своей сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_sochinyat_skazku.docx | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс
Литература
Технологическая карта урока
Тема «Учимся сочинять сказки»
Разработка учителя руского языка и литературы Липаевой Ирины Владимировны.
Цель — научить школьников делать выводы и прогнозы. Цель – познакомить учашщихся со структурой волшебнойсказки. | - Традиционными являются и сказочные формулы, которые как раз встречаются в волшебных сказках. Вспомните, какие сказочные формулы вы встречали и продолжите их. Слайд 6. Сказочные формулы
Продолжите сказочную формулу. Скоро сказка сказывается, ......... Избушка-избушка, повернись ко мне...... Ни в сказке сказать, ....... Долго ли, коротко ли, ........... - Такие устойчивые выражения и фразы в волшебной сказке могут повторяться несколько раз. - Как вы думаете, какие из этих сказочных формул могут повторятся в одной и той же сказке? И это будет уместно. Такого рода выражения помогали сказителям в старину запоминать сказки. Слайд 7. Троекратные повторы - Какие повторы, свзанные с числом три, встречаются в сказке «Царевна лягушка?» Примеры: три сына, три стрелы, три испытания для невесток царя, три пары железных сапог, три железных хлеба. - Как вы думаете, ребята, мы уже достаточно знаем, чтобы стать сказочником и написать волшебную сказку? 2. Знакомство со структурой волшебной сказки. -А я думаю, что не совсем, чтобы сочинить волшебную сказку нужно ещё знать её особое устроение. (Для ребят подготовлены памятки «Как устроена волшебная сказка») | . - Называют продолжение сказочных формул. - Ответы на вопросы. - Ответы на вопросы учителя. - Формулирование обобщений и выводов. - Отвечают на вопрос. Вспоминают содержание сказки «Царевна лягушка». Памятки для учащихся «Как устроена волшебная сказка» 1. В основе лежит запрет. 2. Герой нарушает запрет. 3.Последствия нарушения запрета. 4.Испытания, через которые проходит герой. 5. Волшебные помощники. 6. Победа добра над злом. |
Цель – обучение анализу волшебной сказки. На примере сказки «Царевна-лягушка», подготовка к написанию сказки. | Слайд 8. Структура волшебной сказки.
3. Анализ волшебной сказки - Попробуем разобрать сказку «Царевна-лягушка», опираясь на эти признаки и определить, является ли она волшебной. Слайд 9. Запрет в сказке «Царевна-лягушка» - Какой запрет лежит в основе сказки? Слайд 10. Нарушение запрета в сказке «Царевна-лягушка» - Кто в сказке нарушает запрет? Слайд. 11. Послелствия нарушения запрета в сказке «Царевна-лягушка». - Каковы последствия нарушения запрета в сказке? (Иллюстрации на слайде) Слайд. 12. Испытания, через которые проходит герой в сказке «Царевна-лягушка» - Вспомните и расскажите, через какие испытания проходит Иван-царевич, разыскивает и спасает свою возлюбленную. Слайд 13. Волшебные помощники в сказке «Царевна-лягушка» - Какая же волшебная сказка без волшебных помощников? Вспомните, каке были в сказке? А какие ещё бывают, в других сказках? | - Ответы учащихся (Нельзя избавляться раньше указанного срока от лягушечьей кожи.) - Ответы учащихся (Иван-царевич, воспользовавшись ситуацией, когда Василиса скинула лягушечью кожу и обратилась в прекрасную девицу, сжёг ненавистную кожу...) - Ответы учащихся.
- Учащиеся эпизодично пересказывают приключения Ивана-царевича. - Ответы учащихся:старичок-лесовичок, клубок, лесные звери, волшебная куколка, зеркальце, серый волк. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта организации урока литературы
Технологическая карта организации урока литературы способом создания проблемной ситуации ...
Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".
Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....
технологическая карта по уроку литературы по программе Меркиной 5 класс ФГОС
данная технологическая карта разработана по ФГОС 2 поколения по программе Меркиной...
Технологическая карта интегрированного урока (литература и краеведение) по стихотворению Н.А. Некрасова "Железная дорога".
Если изучение художественного произведения всколыхнёт "эмоциональную память народа", то тогда произойдёт единение времён (прошлого, настоящего и будущего): современный школьник...
Технологическая карта к уроку литературы в 5 классе "Багульник" Ю.Яковлева
Урок построен по технологии педагогические мастерские....
Технологическая карта к уроку литературы «Сказка «Царевна-лягушка». Герои сказки»
Данный материал нацелен углубить представления учащихся о жанре волшебной сказки, сформировать представление о народном идеале, о герое сказки как выразителе этого идеала....
Технологическая карта к уроку литературы в 5 классе на тему "Бородино" М. Ю. Лермонтова
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_v_5_klasse.docx...