Конспект открытого урока "Правописание НЕ с прилагательными" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Николаева Наталья Сергеевна

Урок создан для проведения в рамках конкурса профессионального мастерства "Учитель года-2023"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок117.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

«Правописание

 НЕ с прилагательными»

6 класс.

Составила:

Николаева Наталья Сергеевна

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ.С.Чубовка

        Цели урока.

  • Познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными;
  • учить различать НЕ как приставку, частицу

Ход урока.

- Дорогие ребята, доброе утро!

Вчера пришло электронное письмо от моего знакомого, который работает в приюте для бездомных животных, он попросил меня отредактировать текст.

-Прочтите его!

Добрые люди!

Не проходите мимо! Наши питомцы очень ждут вас! Многие из наших милых зверят оказались на улице по (не)лепой случайности. Приносите с собой (не)безвкусные, а ароматные котлетки и пышные булочки. Помните: недруг не сможет покормить наших постояльцев!

Ваш визит будет ничуть (не)скучный. Ждём всех (не)равнодушных людей!

-Какой это по типу текст?

-Какие чувства у вас вызывает это объявление?

-Какие слова вас особенно тронули?

-Вам что-нибудь мешало при прочтении объявления?

-Давайте подумаем, почему он поставил скобки в словах?

-Как вы думаете, какую часть слова он не знает как писать?

-К какой части речи относятся выделенные слова?

-Как мы сформулируем тему нашего урока? Начинаю строить таблицу на доске.

-Сегодня мы познакомимся с правилами написания НЕ с прилагательными.

-Как, по вашему мнению, может писаться НЕ с прилагательными? (слитно и раздельно)  

-В процессе урока мы будем заполнять данную таблицу, постепенно раскрывая ячейки.

-Для того, чтобы открыть первую ячейку мы с вами поиграем.

- Будем работать в парах

  1. Без НЕ не употребляется. Работа в парах. Раздаю слова и словосочетания. Игра «Угадайка»

-Перед вами лежат синие конвертики, в которых находятся части задания. Достаньте содержимое.

-Найдите значение прилагательных, данное в виде словосочетаний или предложений.

Вы должны сопоставить слова с данными предложениями по смыслу.

Относящийся невнимательно к своей работе.   НЕБРЕЖНЫЙ

Оставшийся неповрежденным.  НЕВРЕДИМЫЙ

Очень подвижный, активный ребенок НЕУГОМОННЫЙ

Непривлекательный с виду, некрасивый НЕВЗРАЧНЫЙ

-Давайте проверим!

Дети зачитывают правильные ответы.

-Как написано НЕ с этими словами? (Слитно)

-Как думаете почему? (Без НЕ не употребляется)

Р/Р Часто ли вы употребляете эти слова в своей речи?

- Постарайтесь разнообразить свою речь подобными словами. Использование разнообразной лексики делают нашу речь более выразительной и богатой.

Открываю первую ячейку таблицы.

-Выполнив следующее задание «Угадайки», мы сможем открыть вторую ячейку.

2. Можно заменить синонимом без НЕ.

-Замените выделенные слова на синонимы данные ниже.

Дорога была неблизкой (далёкой).

Эта скатерть совсем неширокая (узкая).

          Со временем колодец стал неглубоким (мелким).

          Спинка стула невысокая (низкая).

Эта цветочная клумба кажется небольшой (маленькой).

ДАЛЁКОЙ, МЕЛКИМ, УЗКАЯ, НИЗКАЯ, МАЛЕНЬКОЙ.

Р/Р –Для чего в нашей речи нам нужны синонимы?

-Правильно, чтобы сделать речь яркой.

-Какой вывод мы можем сделать? Открываю вторую ячейку.

3. Противопоставление с союзом а.

-Древнегреческий писатель и философ Плутарх сказал: «Сила речи состоит в умении      выразить многое в немногих словах».

-Действительно! Силу речи придает пословица.

-Что такое пословица?

-Давайте найдем точное значение этого слова в толковом словаре.

Дети читают определение Пословица из словаря.

- У каждого из вас на партах, в зеленых конвертах, лежат половинки пословиц.

-Соберите их в целое предложение.

Не красна изба углами, а красна пирогами

Радость не вечная, а печаль не бесконечная.

-Сформулируем следующий пункт правила. Открываю третью ячейку.

4.Слова – магниты

- А сейчас мы познакомимся с необычными словами-магнитами. Эти слова подобно магнитам притягивают к себе частицу НЕ, тем самым, отсоединяя ее от прилагательного.

   Такими «магнитами» являются слова ОТНЮДЬ НЕ, ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ  и отрицательные местоимения и наречия, начинающиеся с НИ: НИСКОЛЬКО НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИКОМУ НЕ, НИКЕМ НЕ   

-Составьте словосочетания, используя данные слова и прилагательные : легкий, простой, большой, красивый.

Пример на слайде: Небольшой дом; Вовсе не большой дом.

-В каком случае  значение слова небольшой усилено? Где ярче выражено это значение?

-Вывод: Слова-магниты служат для усиления отрицания.

-С этими словами НЕ пишется раздельно.

Открываю четвертую ячейку.

-Вот теперь наша таблица готова и мы можем сформулировать правило написания НЕ с прилагательными.

-Кто попробует это сделать?

Выяснить на сколько вы усвоили новый материал поможет небольшой тест.

Правило «НЕ» с прилагательными: когда пишется слитно и ...

Физминутка. Немного отдохнём.

Учитель читает словосочетания. Если НЕ с прилагательным пишется слитно, учащиеся садятся, если раздельно – остаются хлопают в ладоши.

нечаянная встреча

не мягкий, а твёрдый хлеб

нестрогий человек

далеко не удачный ответ

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

неожиданное известие

не скучная, а интересная книга

неглубокий овраг

небрежный почерк

  1.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Предлагаю вам выполнить тест:

Тест по теме: «НЕ с прилагательными»

1. В каком слове прилагательное с НЕ пишется раздельно?

а) (не)добрый человек

б) (не)дорогая ткань

в) (не)высокий, а низкий стул

2. В каком слове прилагательное с НЕ пишется слитно?

а) вовсе (не)красивый поступок

б) путь (не)долог, а близок

в) дорога (не)ровная и длинная

3. В каком слове прилагательное с НЕ пишется раздельно?

а) далеко (не)большое расстояние

б) нехороший запах

в) неуклюжий щенок

4. Слово нелепый пишется

а) слитно, так как можно заменить синонимом без НЕ

б) раздельно

в) слитно, так как не употребляется без НЕ

- Оцените себя по критериям:

«5» -4 верных ответа

«4» - 3 верных ответа

«3» - 2 верных ответа

- Кто закончил? – поднимите руки.

-теперь мы можем проверить ваши работы.

-Итак, ребята, Давайте вернемся к письму, которое написал мне мой знакомый. Разобрав написание выделенных слов у нас получилось следующее. (Текст на слайде) 

-Вот теперь это объявление можно размещать в соц.сетях и на доске объявлений.

-Ребята, мы справились сегодня с вами на уроке с этим заданием? (Конечно справились!)

Рефлексия.

- Какую проблему мы сегодня решали?

- Продолжите:

  • Работать мне было…, потому что …
  • Труднее всего было

Домашнее задание.

Написать объявление «Пропала собака» с использованием слов с НЕ (существительных, глаголов, прилагательных).

-Я желаю вам успехов в изучении языка и обогащении вашей речи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока для учащихся 2 класса

Тип урока сюжетно - игровой, наиболее актуальный в начальной школе. Для поднятия эмоционального фона урока подготовительная часть проводится под музыку. При совершенствовании навыков ловли мяча исполь...

Конспект открытого урока по химии 9 класс

Урок по химии 9класс. Тема урока : "Факторы, влияющие на скорость химических реакций"...

Конспект открытого логопедического занятия во 2 классе на конкурс "Учитель года 2012"

Вид занятия- Осеннее путешествие.Цель: формировать нейропсихологическое пространство у детей с ОВЗ в условиях школьного логопункта.На занятии использованы прием " Волшебные восьмерки" на формирование ...

Конспект открытого урока биологии в 6 классе

Конспект урока изучения нового материала по теме  "Видоизменения пордземных побегов"...

Конспект открытого урока по литературе - 7 класс

18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект  урока....

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

Конспект открытого урока биологии в 7 классе по теме: «КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ»

Рыбы -это позвоночные животные, обитающие в воде. Условия их обитания, состав пищи,конкуренты и враги повсюду различны, от этого зависит и большое разнообразие в строении и поведениирыб. Всего к...