Конспект открытого урока биологии в 6 классе
план-конспект урока биологии (6 класс) по теме

Полубоярова Юлия Анатольевна

Конспект урока изучения нового материала по теме  "Видоизменения пордземных побегов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_6_klasse_po_programme_i.docx996.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 6 классе по программе И.Н.Пономаревой  по теме

Видоизменения подземных побегов.

Цель урока: выявить черты сходства видоизмененных подземных побегов с вегетативным побегом.

Задачи:

  1. изучить общие черты сходства в строении  надземного вегетативного побега и  подземных побегов: корневища, клубня, луковицы;
  2. развитие умений поиска необходимой информации, умений выделять главное, сравнивать, обобщать;
  3.  формирование навыков общения в процессе выполнения групповой работы.

Тип урока: комбинированный урок;

Вид урока: урок теоретических и практических самостоятельных работ исследовательского типа

Методы:  самостоятельная работа поисково-исследовательская, проблемный.

       Средства обучения и оборудование: луковица, клубень картофеля, гербарий пырея с корневищем; компьютер, мультимедийный проектор и интерактивная доска.

Ход урока:

  1. Организация класса.

 Приветствие обучающихся. Деловой настрой.

II.Актуализация знаний.

1.При проверке ранее изученного материала «Вегетативные органы растений» используется индивидуально-дифференцированный подход. Обучающиеся получают индивидуальные задания.

А) Интерактивный тест «Вегетативные органы растений».

Б) Используя рисунок с изображением листьев растений, определить тип жилкования листьев, простые и  сложные листья и заполните  таблицу

В) Подпишите основные органы вегетативного побега .

                                                                                    1.________________

                 

                 2.________________    

        3.________________

        4._________________

2.Самопроверка выполнения заданий  (ответы на доске )

3.Подведение итога.

Учитель задает вопрос к классу:

-Назовите основные вегетативные органы растений?  Какова их функция?  (слайд 1)

Физминутка:  Присели-трава,

                           Встали- кустарник,

                           Вытянули руки-дерево.

III. Создание проблемной ситуации. Постановка задач урока.

  1. Учитель:

-Ребята,  давайте вспомним с вами подземные органы растений.(обучающиеся называют корень, корнеплод, луковица,клубень)

  Учитель вносит  ясность в ответы детей с помощью схемы на доске, прикрепляя изображения соответствующих подземных органов.

                 Подземные                                      органы                                       растений

                  лук

    пшеница

                                      морковь               пырей        ?

корень

                          корнеплод        ?

                                                                                            картофель

                                                                             ?

2.Учитель:

-Что такое корнеплод?  У каких растений имеется корнеплод? (слайд 2)

 (Обучающиеся отвечают:  Это видоизмененный корень. Морковь, свекла, редька, редиска имеют  корнеплод.)

  1. Учитель:

_Ребята, назовите подземные органы растений картофеля, лука, пырея.(возможны в ответах неточности, учитель помогает и заполняет схему на доске). Похожи ли эти органы на корень? (слайд3)

  1. Перед обучающимися учитель ставит проблему:

-Видоизменениями  какого  органа являются  корневище, клубень, луковиц?

IV. Изучение нового материала.

      1.Учитель объявляет тему  урока и цель. (слайд 4, 5, 6). Обучающиеся  записывают  тему  урока в тетрадь.

2.Организация самостоятельной исследовательской работы по инструктивным карточкам.

Для этого класс разбивается на три группы выбирается руководитель из числа сильных учеников.

    Группа I

Инструктивная карточка 1

Прочитайте материал учебника на стр.81-82. Выполните лабораторную работу. Приготовьтесь к выступлению с отчетом.

Лабораторная работа

«Изучение строения луковицы»

Цель: изучить строение подземного побега-луковицы

Оборудование:  препаровальная игла, целая луковица и разрезанная луковица.

Ход работы:

1.Рассмотрите внешнее строение  целой луковицы.

2.Расмотрите  внутреннее строение разрезанной луковицы.

3.Зарисуйте в тетради внутреннее строение луковицы. Подпишите основные ее части: почку, донце, кожистую и мясистые чешуи.

4. Ответьте на вопрос: Что такое чешуя в луковице?

5.Сформулируйте вывод: Луковица- это видоизмененный побег, так

как_____________________________________________________________________

        Группа II

Инструктивная карточка 2

Прочитайте материал учебника на стр.81. Выполните лабораторную работу. Приготовьтесь к выступлению с отчетом.

                                                                     Лабораторная работа

«Изучение строения клубня»

Цель: изучить строение подземного побега-клубня

Оборудование:  препаровальная игла, пророщенный клубень картофеля.

Ход работы:

1.Рассмотрите внешнее строение  целого клубня.

2.Зарисуйте внешнее строение клубня картофеля в тетрадь. Подпишите верхушечную почку, глазки, основание .

3. Ответьте на вопрос: Что такое  глазки? Какую они выполняют функцию?

4.Сформулируйте вывод: Клубень - это видоизмененный побег, так

как_________________________________________________________________________

Инструктивная карточка 3

Прочитайте материал учебника на стр.80-81. Выполните лабораторную работу. Приготовьтесь к выступлению с отчетом.

Группа III

Лабораторная работа

«Изучение строения корневища»

Цель: изучить строение подземного побега-корневище.

Оборудование:  лупа, гербарий корневищного растения пырей .

Ход работы:

1.Рассмотрите гербарий пырея и его корневище .

2. Воспользуйтесь лупой.  Найдите на корневище  узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.

3. Зарисуйте строение корневища в тетрадь.

4.Ответьте на вопрос: Чем корневище отличается от корня?

4.Сформулируйте вывод: Корневище  - это видоизмененный побег, так

как__________________________________________________________________________

  1. Презентация  исследовательской    работы   группы I    (  слайд 7,8)
  2. Презентация  исcледовательской   группы II   ( слайд 9,10 )
  3. Презентация  исследовательской  группы III       (слайд 11)
  4.  Формируется общий вывод на  поставленный вопрос : видоизменениями какого органа является корневище, клубень луковица?
  5. Физминутка для глаз

V.  Закрепление изученного.

1.Загадки          (слайд 12)

2. Заполните пропуски.( задание записано на доске)

А)  Донце,……., …….,……,……..- это…… .

Б)   Глазки,…..,……-это…….

В) У тюльпана - луковица,  у  картофеля –клубень, а у ландыша-………

VI.Д/з  П.21 .  

Приготовить сообщения о растениях, произрастающих в нашей местности с  видоизмененными подземными побегами:корневищем, клубнем, луковицей или составить кроссворд с ключевым словом «корневище», «клубень», «луковица»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока биологии:": Строение и многообразие бактерий."

·       Тип урока:·       По ведущей дидактической цели:  урок изучения нового материала;·       По спосо...

Конспект открытого урока биологии в 7 классе по теме: «КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ»

Рыбы -это позвоночные животные, обитающие в воде. Условия их обитания, состав пищи,конкуренты и враги повсюду различны, от этого зависит и большое разнообразие в строении и поведениирыб. Всего к...

Конспект открытого урока биологии в 10 классе по теме «Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Муниципальное общеобразовательное учреждениеКаменно-Бродская средняя общеобразовательная школа муниципального района Челно-Вершинский Самарской области    Конспект открытого у...

Конспект открытого урока биологии в 10 классе. Тема: Составление родословных.

Конспект открытого урока биологии в 10 классе. Тема: Составление родословных....

Конспект открытого урока биологии в 9 классе

Конспект открытого урока биологии в 9 классе...

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

        Данный урок является третьим в изучении темы «Система органов пищеварения». Обучение биологии в 9 классе, где был проведен анализируемый урок, ведется по...

Конспект открытого урока в 8 классе по биологии "Витамины"

Данный проект охватывает тему "Витамины"из раздела "Обмен веществ" по биологии 8 класса.Работа по группам создает ситуацию успешности.Познавательная деятельность позволяет более гл...