Конспект открытого логопедического занятия во 2 классе на конкурс "Учитель года 2012"
план-конспект по теме

Вид занятия- Осеннее путешествие.

Цель: формировать нейропсихологическое пространство у детей с ОВЗ в условиях школьного логопункта.

На занятии использованы прием " Волшебные восьмерки" на формирование межполушарной ассиметрии, игра "Компас" для развития коммуникативных навыков, упражнение на дыхание из программы БОС "Здоровое дыхание", логопедические игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Муниципальное общеобразовательное учреждение

 « Романовская  средняя общеобразовательная школа»

Конспект логопедического занятия с учащимися

 2 класса.

Урок «Осеннее путешествие».

Учитель-логопед: Кудрявцева Лариса Алексеевна

Ленинградская область

Всеволожский район

п. Романовка

Тема.

Коррекционная: Формирование нейропсихологического пространства.

Лексическая: Осень.

Задачи:

  1. Образовательные:
  1. Закреплять названия осенних месяцев.
  1. Актуализировать знания об изменениях в природе осенью.
  2. Совершенствовать навык чтения.
  3. Закреплять умение правильного написания предложения ( первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка, слова пишутся раздельно друг от друга).
  4. Пропедевтика умения последовательно составлять связный рассказ по опорным предложениям.

  1. Коррекционные:
  1. Активизировать словарь по темам Грибы», «Фрукты», « Овощи»; закреплять знания об обобщающих понятиях.
  2.  Развивать навык зрительного восприятия и оптико- пространственные представления.
  3. Формировать умение звукобуквенного анализа и синтеза слова.
  4. Развивать умение анализировать предложение на слова ( отделять слова друг от друга, отделять от слов предлоги и союзы).
  5. Учить детей диафрагмально- релаксационному типу дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС).
  6. Развивать межполушарное взаимодействие и гармонизировать работу головного мозга.

  1. Воспитательные:
  1. Учить детей навыкам взаимодействия в коллективе.
  2. Учить доверять друг другу.
  3. Воспитывать интерес к природе.
  4. Воспитывать эстетические чувства.

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный комплекс.
  3. Коллекция картинок по теме « Осень» для мультимедийной демонстрации.
  4. Карточки с контурными изображениями грибов, фруктов, овощей для дидактической игры «Волшебное чтение».
  5. Карточки для дидактической игры «Улитка», «Змейка».
  6. Чистые листы бумаги, простые карандаши, маркеры.
  7. Корзинка с клубком ниток.
  8. Блюдо с фруктами.

Музыкальное сопровождение:

     Инструментальная мелодия.

                                       Ход занятия.

I.Организационный момент ( приветствие детей).

- Предлагаю вам отправиться в путешествие по временам года. В какое именно время года вам предстоит отгадать.

II.Определение темы занятия.

Выделить звуки (буквы) из слов:

Облако- первый звук (слайд 1)

Лист- третий звук (слайд 1)

Дерево- четвёртая буква (слайд 1)

Небо- первый звук (слайд 1)

(дети выделяют звуки и буквы и составляют слово)

Осень (слайд 2)

- Назовите осенние месяцы:

Сентябрь ( слайд 2)

Октябрь (слайд 2)

Ноябрь (слайд 2 )

Вопросы:Что раньше? Что после? Что между?

III.Основная часть.(включить программу «Здоровое дыхание» урок 8)

1.- Перед путешествием нам нужно набраться сил. Для этого мы выполним упражнения на дыхание. Сядьте удобно. Ноги поставьте на пол, руки- на коленях. На вдохе- «надуваем» живот, на выдохе- медленно «сдуваем». Вдох делаем через нос, выдох- через слегка сомкнутые губы.

(запустить урок 8)

2.Станция «Осенний лес».(слайд 3)

- В лесу можно заблудиться. Чтобы этого не случилось, нужно держаться поблизости друг от друга, особенно от человека, который умеет ориентироваться в лесу. Предлагаю вам поучиться не отставать в лесу друг от друга. Нам нужно выбрать ведущего.

Считалка:

На суку сидит ворона,

В клюве держит сыр огромный.

Кто-то крикнул:-Сыр отдай!

Это ты друг? Вылетай!

Дети выстраиваются друг за другом « паровозиком» и кладут руки на плечи впереди идущего. Глаза должны быть закрыты. Ведущий- «Компас»- идёт с открытыми глазами первым , меняя направление. Нужно вести группу так, чтобы все находились в безопасности. (слайд 4-54), (слайд 55)

В конце упражнения обсудить ощущения детей в роли ведущего и ведомых.

  1. Станция «Дары осени».

- Осень радует нас своими дарами.- Какими? (грибы, ягоды, фрукты, овощи) ( слайд 56)

- Давайте вспомним названия грибов, фруктов, овощей.(раздать детям карточки с контурными изображениями , с напечатанными словами). Узнать контурное изображении, назвать обобщающее понятие.

Дид. игра « Волшебное чтение»

 

- Какие контурные изображения нарисованы на карточках №1,2,3? (цветы, фрукты и др.)

- Закрасьте маркером буквы внутри яблок, составьте из этих букв по порядку слова.

- Что обозначают эти слова?( названия фруктов)

- Какие контурные изображения нарисованы на карточках №4,5,6? ( помидор, лист и т.д.)

- Закрасьте буквы внутри помидоров, составьте из этих букв по порядку слова.

- Что обозначают эти слова? ( названия овощей)

- Какие контурные изображения нарисованы на карточках №7,8,9? (грибы, листья и т.д.)

-Закрасьте буквы внутри грибов, составьте из этих букв по порядку слова.

-Что обозначают эти слова? ( названия грибов)

  1. Станция «Привал». (слайд 57)

-На привале можно отдохнуть, а чтобы не скучать можно порисовать на дорожках. Мы с вами сейчас будем рисовать «Волшебные восьмёрки».( показать «гармоничную восьмёрку» с объяснением как рисовать) (слайд 58)

  1. Станция «Животный мир осенью».

- Какие изменения происходят в животном мире осенью?(слайд 59) 

 (ответы детей)

Подготовка к игре «Улитка», «Змейка»:

рассказать по картинкам на слайдах, как животные готовятся к зиме.

Раздать детям карточки к игре «Улитка» и «Змейка».

- На карточках «спрятаны» предложения о том, как животные готовятся готовятся к зиме, но слова в предложениях «склеились». Чтобы прочитать предложение, нужно маркером отделить слова друг от друга, подчеркнуть заглавную букву в начале предложения и точку в конце.

Проверка. Дети читают свои предложения в соответствии с номером карточки. На экране появляются предложения.( слайд 60- каждое предложение открывать по щелчку после прочтения )

- Что у нас получилось? (текст)

- Как можно назвать этот текст?(Подготовка животных к зиме.)

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

Игра «Паутинка».

- Наше осеннее путешествие подошло к концу. У меня есть корзинка с клубком настроения. Встаньте в круг, скажите, что вам запомнилось на занятии, что понравилось и передайте клубочек любому, стоящему напротив, чтобы получилась паутинка.(слайд 61)

- Чтобы сохранить наше хорошее настроение, давайте спрячем паутинку в корзину.

-Я благодарю Вас за работу.(слайд 62)

-Осень приготовила Вам угощения. ( дети угощаются фруктами)

Литература и другие источники информации

  1. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения.- М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Яворская О. Н.  Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7- 11 лет.- СПб.: КАРО, 2010.
  3. Яворская О. Н. Игры, задания, конспекты занятий по развитию письменной речи у школьников 7-10 лет.- СПб.: КАРО, 2007.
  4. Программное обеспечение по методике А. Сметанкина,  модуль «Здоровое Дыхание».



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Романовская средняя общеобразовательная школа».

Конспект логопедического занятия с учащимися

 2 класса.

Учитель – логопед: Кудрявцева Лариса        Алексеевна.

Ленинградская область

Всеволожский район

План  занятия с группой учащихся 2 класса, имеющих диагноз ОНР; риск дисграфии.

Темы:

Коррекционная – «Звук С(сь). Слоговой и звуко – буквенный анализ слов»;

Грамматическая – «Предлог На. Перенос слов»;

Лексическая – «Шифровка».

Цели:

  1. Уточнить артикуляцию звуков С (сь).
  2. Развивать слоговой и звуко – буквенный анализ анализ слов.
  3. Познакомить детей на практическом уровне с предлогом На, учить им пользоваться в устной и письменной речи.
  4. Закреплять умение переносить слова.
  5. Развивать зрительно – вербальный анализ и синтез.

Оборудование:

Картинки по теме «Предлог На», схема предлога На, карточки для звуко – буквенного анализа слов, карточки для зрительно – вербального анализа и синтеза, тетради, ручки, карандаши.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Упражнение для развития творческого мышления.

На доске написаны слова, среди которых нужно найти и подчеркнуть только те, которые относятся к теме «Цветы».

Берёза, ромашка, фиалка, трава, поляна, колокольчик, роза, клумба, тюльпан, пион, клён, редис, гладиолус, лук, гвоздика, незабудка, ваза, виноград, василёк.

  1. Основная часть.
  1. На сегодняшнем занятии мы с вами превратимся в шифровщиков.

- Что обозначает слово шифровка? (запись слов с помощью цифр, различных знаков и символов).

   Сейчас мы попробуем зашифровать слова гладиолус и василёк с помощью кружков: каждый звук в этих словах обозначим кружком –

○○○○○○○○○          ○○○○○○○

- Расшифруйте, пожалуйста, последний звук в первом слове и третий звук во втором слове. (с, сь)

- Охарактеризуйте эти звуки. (звук С – согл., глух., твёрд.; звук Сь – согл., глух., мягк.)

2. – А сейчас мы будем шифровать слова в два столбика с помощью кружков, расшифровывая кружки со звуками С и Сь:

Спасибо, окно, ступеньки, садовые умею, стол, спутник.

(один ученик выполняет на доске)

3.  – Теперь мы будем шифровать слова с помощью геометрических фигур: если в слове звук С слышим в начале – рисуем треугольник, в середине – кружок, в конце – квадрат:

Стройка, Останкино, автобус, просторный, компас, труд, смелость, страна, трос. (проверка: расшифровать слова).

   

    4. Расшифровать слова по картинкам: рассмотреть картинки, прочитать подписи к ним, добавляя недостающие буквы вместо точек; написать слова в тетрадь, разделив их на слоги.

Картинки: ….рец (скворец), синица, часы, спички, носки, лес, весы, самолёт, самокат, свечи, пылесос, апельсин, сосиски, скворечник, чеснок, усы.

Физкультминутка:

 - Какие вы знаете предлоги? ( о, об, по, под, от, около, за, над, с, к, из, в – если возникает затруднение, вывешивается таблица с предлогами).

 - Сейчас я буду называть слова – предметы и предлоги. Если я назову слово – предмет, поднимите руки вверх. Услышав предлог, разведите руки в стороны. Пользуйтесь таблицей с предлогами:

Огонь, о, костёр, без, под, дым, ветер, около, дружба, над, день, про, крыло, об, сердце, за, гнездо, на, из, забота.

  1. На доску выставляются картинки по теме «Предлог На». Дети отвечают на вопрос : «Где находится предмет?» (на диване, на столе и т. д.)

– Что обозначает предлог На? (один предмет находится на другом сверху).

Вывешивается схема предлога На (см. приложение) и дети зарисовывают её в тетрадь.

Предлог – это самостоятельное слово, поэтому писать его надо с другими словами  раздельно.

  1. – А сейчас мы будем шифровать предложения. Слова будем записывать с помощью чёрточек, а если услышите предлог – нарисуйте квадратик (один ученик выполняет у доски).

Дети катались на лодке. На берегу реки росла сосна. Аисты построили гнездо на крыше. На болоте созрела клюква. Портрет висел на стене. На севере ездят на оленях. Саша играет на балалайке.

  1. Задание «Отгадай слова»: прочитайте текст, отгадывая зашифрованные слова.

Зима вьюжная.

Пролетело жаркое      о е л т, прошла золотая     н с о е ь, выпал снег – пришла     м и з а. Подули холодные     р ы в е т. Голые стояли в лесу     в ь я р е д е – ждали зимней     ы д ж е д о. И л е     и     н ы с о с     стали ещё зеленее. Много раз большими хлопьями начинал падать     е н г с, и, просыпаясь, люди не узнавали     л я п о – такой необыкновенный свет светил в     к о н о. По первой пороше охотники пошли на     т у о о х. И целыми днями слышался по всему лесу заливистый    а й л     б а к с о.

  1. Проведение тестовой работы на компьютере.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Романовская средняя общеобразовательная школа » Учитель – логопед: Кудрявцева Лариса Алексеевна .

Слайд 2

План занятия с группой учащихся 2 класса, имеющих диагноз ОНР; риск дисграфии.

Слайд 3

Темы: Грамматическая: Предлог На. Перенос слов. Коррекционная: Звук С (сь). Слоговой и звуко – буквенный анализ слов. Лексическая: Шифровка .

Слайд 4

Цели: Уточнить артикуляцию звуков С (сь). Развивать слоговой и звуко – буквенный анализ слов. Познакомить детей на практическом уровне с предлогом На, учить им пользоваться в устной и письменной речи. Закреплять умение переносить слова. Развивать зрительно – вербальный анализ и синтез.

Слайд 5

Оборудование Картинки по теме «Предлог На». Схема предлога На. Карточки для звуко – буквенного анализа слов. Карточки для зрительно – вербального анализа и синтеза. Тетради, ручки, карандаши.

Слайд 6

Берёза, ромашка, фиалка, трава, поляна, колокольчик, роза, клумба, тюльпан, пион, клён, редис, гладиолус, лук, гвоздика, незабудка, ваза, виноград, василёк. Назовите слова, которые относятся к теме «Цветы».

Слайд 7

Звук и буква С Особенности артикуляции: зубы сближены ; губы немного растянуты; кончик языка упирается в нижние зубы; Голосовые связки отдыхают (голоса нет); Характеристика звука: звук [ С ] – согласный, глухой, твёрдый.

Слайд 8

Звук [ С , ] Особенности артикуляции: зубы сближены; губы растянуты в улыбке; кончик языка упирается в нижние зубы; голосовые связки отдыхают ( голоса нет); Характеристика: звук [ с , ] – согласный, глухой, мягкий.

Слайд 9

Прочитайте подписи к картинкам, добавляя недостающие буквы вместо точек. Авто . . . Ди . . . ты

Слайд 10

Па . . . . . . тья

Слайд 11

. . . жинка ве . .

Слайд 12

микро . . . . гло . . .

Слайд 13

Предлоги О Об По Под От На Над За С К Из В

Слайд 14

Предлог На

Слайд 15

Предлог На



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по коррекции смешанной дисграфии, обусловленной НОНР, 3 класс.

Тема: Дифференциация Ч- Щ.

Цель: учить детей различать звуки и буквы Ч- Щ изолированно, в слогах, словах и текстах.

Задачи:

  1. Закреплять артикуляционно- акустические характеристики звуков ч- щ, соотносить их с соответствующими буквами.
  2. Развивать языковой анализ и синтез.
  3. Актуализация словаря по теме «Профессии» с помощью суффиксов – чик-, - щик-.
  4. Развитие психических процессов: внимания, памяти и мышления.
  5. Совершенствовать технику чтения.
  6. Формировать навык работы в определённом темпе.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

На доску выставляются картинки отдельно со звуком ч и щ. Одна группа детей запоминает слова со звуком ч, другая со звуком щ и воспроизводят по памяти.

- Какой звук есть в названии картинок 1 группы и второй? ( ч, щ)

  1. Основная часть.
  1. – Запишите в тетрадь число и тему занятия: Буквы Ч- Щ.

2. Сравнительная артикуляционная характеристика звуков ч- щ.

- Разделите пополам. Слева обозначьте столбик [ ч], справа- [ щ].

( вывешены артикуляционные схемы )

- Запишем сравнительную характеристику этих звуков и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

Ч- согл., глух., всегда мягкий, сложный (ть, щь).

Щ- согл.. глух, всегда мягкий, простой.

  1. « Корректурная проба» ( приложение № 1)

- Букву ч зачеркните, щ- обведите в кружок. ( 1 мин.)

  1. Дифференциация ч- щ в слогах.

- Прочитайте слоги парами, строчками, столбиками. ( приложение № 2)

  1. Дифференциация звуков ч- щ в словах:

А) Игра « Кто внимательный?» ( если в слове слышен звук ч, поднять букву Ч, соответственно со звуком щ):

Чопорный, щекотливый, щуплый, чернозём, печенье, гречка, щит, ручеёк, силач, песочек, ручка, чемодан, ящик, ящерица, овечка, синичка, щель, щепка, печка, хищник, чужеземец, ночь, плащ, рукавичка, лещ, угощение, ущелье, дочка, защита.

Б) Анализ и синтез слов  с буквами ч- щ ( выполнить неполный звуковой разбор с обозначением места букв ч- щ в словах:

Лучи, кирпич, лещи, чудовище, площадь, пастбище, болельщик, солнечный, крановщик, щелкунчик, возвращение, экскаваторщик. ( один ребёнок у доски)

В) Прочитайте слова парами, столбиками, строчками ( приложение № 3):

Плач                          щавель                               чарующий

Лещ                           щи                                        щиплющий    

Плащ                         щека                                   начинающий

Чаща                         щука                                    уничтожающий

Щель                         щётка                                  исключающий

Щёлка                       часовщик                           учащийся

Щелчок                     щелкунчик                        скучающий

Щегол                        вещи                                    изучающий

Щетина                      ящик                                   поучающий

Роща                           пещера                                удручающий

Физминутка: « Слушай хлопки!»

Дети встают в круг, идут и слушают внимательно. На один хлопок в ладоши- остановиться и принять позу аиста ( встать на одной ноге , руки в стороны). На два раза- принять позу лягушки ( присесть, руки на пол). На три хлопка- продолжать ходьбу.

Г) Найдите в рядах букв слова, отделите их друг от друга чертой и подчеркните букву ч- синим карандашом. Щ- красным карандашом ( приложение № 4).

Д) Запишите слова с ч- щ в два столбика ( приложение № 5).

Е) Замените в словах одну букву буквой ч или щ. Какие слова получатся? Запишите.( приложение № 6)

Шашка- …

Тётка- …

Детина- …

Венок- …

Мель- …

Река- …

Шесть- …

Зайка- …

Рука- …

Лист- …

Век- …

Гудит- …

Май- …

Палка- …

План- …

Борт- …

Клюв- …

Ж) Запишите слова , обозначающие название профессий. Добавляя суффиксы –чик-, -щик- ( приложение № 7)

Физминутка: « Испорченный телефон» ( учитель говорит на ушко одному из детей скороговорку, он передаёт её другому, последний говорит вслух):

Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.

  1. Дифференциация ч- щ в стихах:

- Прочитайте стихотворение, вставляя пропущенные буквы ч- щ ( приложение 8)

  1. Дифференциация ч- щ в тексте:

- Прочитайте текст. Зашифруйте его с помощью пиктограмм ( рисунков). Переверните текст  и перескажите его с помощью своих пиктограмм. ( записать текст в тетрадь или одно предложение и прочитать по « китайской» грамоте)

  1. Заключительная часть.

- Какие звуки и буквы учились различать?

- Чем отличаются эти звуки?

- Что вам понравилось на занятии и что запомнилось?

- Молодцы, вы сегодня хорошо работали, спасибо за работу на занятии ( угостить конфетами)

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тест к логопедическому занятию Нажмите слово «тест» МОУ «Романовская СОШ» Учитель – логопед: Кудрявцева Л. А.

Слайд 2

Вопрос № 1. В каких случаях нужно писать слитно? (на)речке (на)рисовал (под)берёзой (с)друзьями

Слайд 3

Молодец! Переходи к вопросу № 2

Слайд 4

Повтори попытку Вернись к вопросу № 1

Слайд 5

Вопрос № 2. Определите, какие слова перенесены неправильно . Би - вень А - рахис Ана - лиз Зай - ка

Слайд 6

Молодец! Переходи к вопросу № 3.

Слайд 7

Повтори попытку Вернись к вопросу № 2

Слайд 8

Вопрос № 3. Выбери слово, где нужно вставить букву С. Ука … ка Абрико… Арбу… Гру…чик

Слайд 9

Молодец! Переходи к вопросу № 4.

Слайд 10

Повтори попытку Вернись к вопросу № 3

Слайд 11

Вопрос № 4. Определи, какое слово нельзя переносить. ямка айва улей очки

Слайд 12

Молодец! Переходи к вопросу № 5.

Слайд 13

Повтори попытку Вернись к вопросу № 4.

Слайд 14

Вопрос № 5. Выбери слово, которое пишется слитно. (в)лес (в)нос (на)голове (под)ушка

Слайд 15

Повтори попытку Вернись к вопросу № 5.

Слайд 16

Молодец! Поздравляю с успешным прохождением теста !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия "Предлоги". 3 класс.

Конспект открытого логопедического занятия с учениками 3 класса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида по теме "Предлоги"....

Конспект открытого логопедического занятия в классе-группе (для детей с ОВЗ).

Представленный конспект содержит материал для проведения логопедического занятия. Данное занятие ориентировано на обучающихся детей с ОВЗ коррекционных школ VIII вида, классов-групп, имеющих дефекты п...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе. Тема: " Путешествие по Клину". Самоанализ занятия.

Цель: обобщить и закрепить знания, полученные в течение учебного годаЗадачи:Коррекционно – образовательные:  уточнить и активизировать словарь по теме «Мой город»; продолжать фо...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (ФФН) на тему: «Помоги Лунтику»

Конспект открытого логопедического занятияв старшей логопедической группе (ФФН) «Помоги Лунтику» Программное содержание:Коррекционно-образовательные задач...

Конспект открытого логопедического занятия на лексическую тему: «Тело человека» в средней логопедической группе

Логопедическое занятие на лексическую тему: «Тело человека» Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и активизация словаря по теме «Тело человека».Коррекционно-развива...