Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему "Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx | 383.54 КБ |
interaktivnaya_igra.ppt | 2.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
Тема урока: «Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными».
Оборудование:
- Учебник русского языка для 6 кл. под ред. Разумовской М. – 2022 г.
- Мультимедийная установка.
Тип урока: повторительно - обобщающий.
Цели:
Образовательные:
- Повторить и закрепить правила написания не с глаголами, существительными, прилагательными.
- Добиться усвоения правильного способа действия при выборе слитного или раздельного написания не с глаголами, существительными, прилагательными; осознания противопоставления «глаголы - существительные и прилагательные».
Развивающие:
1. Способствовать развитию у детей наблюдательности, умения анализировать и синтезировать языковые явления.
Воспитательные:
- Содействовать повышению лингвистической культуры учащихся, сознательному отношению к явлениям русского языка.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Ход урока
- Приветствие.
Учитель: Прозвенел звонок. Это означает начало урока. Присаживайтесь, ребята.
- Учитель: Тема сегодняшнего урока «Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными».
-Сегодня наш урок пройдёт в необычной форме. Мы проведём интерактивную игру.
Цель этого урока такова. Прочти, Даша.
(Цель урока: совершенствование навыков написания слитного и раздельного не с глаголами, существительными и прилагательными.)
-Как вы понимаете фразу «совершенствование навыков написания»?
-Итак, какие прошлые знания мы сегодня повторим, усовершенствуем?
-Урок начнём сегодня с чтения замечательных стихотворений о нашем сокровище, русском языке.
Стихотворение «Ода русскому языку»
(читает ученик наизусть)
Русский язык нам всем понятен.
Красив, величествен и ясен.
На нём мы мысли выражаем
И говорим, и пишем, и читаем.
В нём есть и птичьи голоса,
Любви и счастья чудеса.
Дремучие леса, бескрайние поля
И краски осени, и свежесть января.
На свете нет другого, такого нам родного.
Ты благороден, ты велик,
Любимый русский наш язык!
Тебя пусть славят все на свете,
Потомки наши, внуки, дети.
И знаем мы тебя, и чтим,
И если надо защитим!
Стих “Выучи русский язык!” (читают ученики)
1.Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
2.Он твой наставник – великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!
3.Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово – свободы зарница,
Выучи русский язык!
4.Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово-
Выучи русский язык!
5.Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спасенных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!
Учитель: Молодцы! Вы хорошо прочли стихотворения, ведь в них отражена любовь поэтов к родному языку. Русский язык - один из богатейших языков в мире. На нём написаны гениальные произведения русских классиков, создана богатейшая художественная литература. Да он и наш родной!
Без знания русского языка нигде не обойтись. Русский язык учит вас писать толково и грамотно.
Вы уже поняли, что урок пройдет в необычной форме. Заранее вы выбрали капитана, придумали название и девиз команде.
1. Блиц-опрос:
- Я предлагаю вам ответить на вопросы. Свёрнутые в трубочку листочки с вопросами лежат в шляпе; каждый капитан команды достаёт, читает вопрос и отвечает на него. Попрошу капитанов команд выйти к доске и выбрать свой вопрос.
Что такое глагол? Привести пример, включить его в предложение.) |
Что такое инфинитив? (У каждой части речи есть н.ф. Как она называется у глагола?) |
На какие вопросы отвечает инфинитив? |
Как пишутся не с глаголами? Слова-исключения: ненавидеть, недоумевать, невзлюбить, негодовать, несдобровать, неволить, недолюбливать, нездоровится, неистовствовать, неможется, неймётся. |
Что такое имя существительное? |
Как пишутся не с именами существительными? |
Что такое имя прилагательное? |
Как пишутся не с именами прилагательными? |
Чем может являться НЕ? |
- ОЦЕНИТЕ себя: как вы справились с заданием №1.
2 задание – вы должны выбрать слитное или раздельное написание НЕ и поставить крестик в нужный квадратик.
1-й ряд выполняет задание, в котором нужно определить написание НЕ с именами существительными.
2-й ряд – с именами прилагательными.
3-й ряд - с глаголами.
1-й ряд:
- (Не) правдой весь свет пройдешь, да назад не воротишься.
- То (не) беда, коли во двор взошла, а то беда, как со двора не идет.
- (Не) поседа портит беседу.
- (Не) умейка кузнечит – себе руки калечит.
- Без правды (не) житьё, а вытьё.
НЕ с существительными | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Слитно | x |
| x | x |
|
Раздельно |
| x |
|
| x |
Учитель: часть цели нашего урока не с глаголами мы достигли. Переходим к следующей задаче игры.
2-й ряд: вы должны выбрать слитное или раздельное написание НЕ с именами прилагательными.
- (Не) грамотный человек подобен слепому.
- (Не) сильный в споре побеждает, а умный.
- (Не) брежный человек делает дважды.
- (Не) доброе слово больше огня жжёт.
- Лентяй всем (не) навистен.
НЕ с прилагательными | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Слитно | x |
| x | x | x |
Раздельно |
| x |
|
|
|
3-й ряд: не с глаголами.
- В чужом доме (не) указывают.
- Лентяю все (не) можется да (не) здоровится.
- В солонку хлеб (не) макают.
- Ссора до добра (не) доведёт.
- (Не) хвали сам себя, есть много лучше тебя.
НЕ с глаголами | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Слитно |
| x |
|
|
|
Раздельно | x |
| x | x | x |
- ОЦЕНИТЕ себя: как вы справились с заданием №2.
Зрительная гимнастика «Горизонт»
Рисуем кончиком пальца правой руки (как карандашом) линию горизонта слева-направо (глаза сопровождают движение, голова прямо), затем – справа-налево.
Интерактивная игра
Задание №3
Каждая игра имеет свои правила. Послушайте их внимательно:
1) Участникам игры будет предложено выбрать тему вопроса и уровень сложности. На обдумывание ответа дается 1 минута. Если у команды готов ответ, капитан поднимает руку. За каждый правильный ответ они получают указанное количество баллов. Побеждает та команда, которая наберет большее количество баллов.
2) Вопросы, на которые игроки не дают ответа, адресуются другой команде.
(Ученики по очереди выбирают вопрос и отвечают на него).
- ОЦЕНИТЕ себя: как вы справились с заданием №3.
Учитель: Надеюсь, что сегодняшняя интерактивная игра не только доставила вам удовольствие, но и повысила вашу грамотность, приобщила к богатству русского слова. Жюри внимательно подсчитает баллы каждой команды и определит победителей нашей игры.
Подведение итогов. Награждение команд. (Каждый ученик получает эмблему «Знатоку русского языка).
Приложение №1
Девизы команд
Знатоки
Мыслим - быстро!
Отвечаем – точно!
Считаем – правильно!
Пишем - красиво!
Юные гении
Гениальность-это просто,
Цель, стремленье и упорство!
Дружба
Все за одного, один за всех,
Тогда команду ждёт успех!
Приложение №2
Что такое глагол? |
Что такое инфинитив? |
На какие вопросы отвечает инфинитив? |
Как пишутся не с глаголами? |
Что такое имя существительное? |
Как пишутся не с именами существительными? |
Что такое имя прилагательное? |
Как пишутся не с именами прилагательными? |
Чем может являться НЕ? |
Приложение №3
1-й ряд
Вы должны выбрать слитное или раздельное написание НЕ и поставить крестик в нужный квадратик.
- (Не) правдой весь свет пройдешь, да назад не воротишься.
- То (не) беда, коли во двор взошла, а то беда, как со двора не
идет.
- (Не) поседа портит беседу.
- (Не) умейка кузнечит – себе руки калечит.
- Без правды (не) житьё, а вытьё.
НЕ с существительными | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Слитно |
|
|
|
|
|
Раздельно |
|
|
|
|
|
- ОЦЕНИТЕ себя: как вы справились с заданием №2.
2-й ряд
Вы должны выбрать слитное или раздельное написание НЕ с именами прилагательными.
- (Не) грамотный человек подобен слепому.
- (Не) сильный в споре побеждает, а умный.
- (Не) брежный человек делает дважды.
- (Не) доброе слово больше огня жжёт.
- Лентяй всем (не)навистен.
НЕ с прилагательными | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Слитно |
|
|
|
|
|
Раздельно |
|
|
|
|
|
- ОЦЕНИТЕ себя: как вы справились с заданием №2.
3-й ряд
Вы должны выбрать слитное или раздельное написание НЕ с глаголами.
- В чужом доме (не) указывают.
- Лентяю все (не) можется да (не) здоровится.
- В солонку хлеб (не) макают.
- Ссора до добра (не) доведёт.
- (Не) хвали сам себя, есть много лучше тебя.
НЕ с глаголами | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Слитно |
|
|
|
|
|
Раздельно |
|
|
|
|
|
- ОЦЕНИТЕ себя: как вы справились с заданием №2.
Приложение №4
(Если останется время)
Задание 4. Распределите данные слова в группы. Напишите их в тетрадь в три столбика. Будьте внимательны!
(Не)годовать, (не)уважать, (не)смелый, (не)любить, (не)приятель, (не)ряшливый, (не)доумевать, (не)нависть, (не)быть, (не)погода, (не)интересный.
Глаголы | Имена прилагательные | Имена существительные |
Ответ:
Глаголы | Имена прилагательные | Имена существительные |
Негодовать, не уважать, не любить, недоумевать, не быть. | Несмелый, неряшливый, неинтересный. | Неприятель, ненависть, непогода. |
Приложение №5
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. (Не) правдой весь свет пройдешь, да назад не воротишься. 2. То (не) беда, коли во двор взошла, а то беда, как со двора не идет. 3. (Не) поседа портит беседу. 4. (Не) умейка кузнечит – себе руки калечит. 5. Без правды (не) житьё, а вытьё. НЕ с существительными 1 2 3 4 5 Слитно Раздельно
1. (Не) грамотный человек подобен слепому. 2. (Не) сильный в споре побеждает, а умный. 3. (Не) брежный человек делает дважды. 4. (Не) доброе слово больше огня жжёт. 5. Лентяй всем (не)навистен. НЕ с прилагательными 1 2 3 4 5 Слитно Раздельно
В чужом доме (не) указывают. Лентяю все (не) можется да (не) здоровится. В солонку хлеб (не) макают. Ссора до добра (не) доведёт. (Не) хвали сам себя, есть много лучше тебя. НЕ с глаголами 1 2 3 4 5 Слитно Раздельно
10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ
Введите ответ: незабудка – не употребляется без НЕ. Введите вопрос: (не) забудка. 10
Введите ответ: НЕ успех, а провал. Есть противопоставление с союзом а . Введите вопрос: (не) успех, а провал. 20
Введите ответ: неправда - ложь. Можно заменить синонимом без НЕ. Введите вопрос: (не) правда. 30
Введите ответ: ненависть – не употребляется без НЕ. Введите вопрос: (не) нависть. 40
Введите ответ: НЕ книга. Отрицание: не заяц, не скрипка. Введите вопрос: (не) книга. 50
Введите ответ: несмелый. Можно заменить синонимом без НЕ - робкий. Введите вопрос: (не) смелый. 10
Введите ответ: далеко НЕ красивый. Есть слово ДАЛЕКО НЕ (ничуть не, нисколько не, вовсе не…) Введите вопрос: далеко (не) красивый. 20
Введите ответ: непобедимый человек. Слово не употребляется без НЕ. Введите вопрос: ( не) победимый человек. 30
Введите ответ: не гладкая, а шероховатая поверхность. Есть противопоставление с союзом а . Введите вопрос: (не) гладкая, а шероховатая поверхность. 40
Введите ответ: не кирпичный дом. С относительными и притяжательными прилагательными НЕ пишется раздельно. Введите вопрос: (не) кирпичный дом. 50
Введите ответ: НЕ уважать. Не с глаголами пишется раздельно. Введите вопрос: (не) уважать близких. 10
Введите ответ: негодовать. Не пишется слитно, т.к. не употребляется без НЕ . Введите вопрос: (не) годовать. 20
Введите ответ: недослышать. Пишем слитно, т.к. слово образовано с помощью приставки недо-. Введите вопрос: (не)дослышать. 30
Введите ответ: НЕ располагать. Не с глаголами пишется раздельно. Введите вопрос: (не) располагать. 40
Введите ответ: нежиться. Не пишется слитно, т.к. не употребляется без НЕ . Введите вопрос: (не) житься. 50
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе на тему "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными"
Данная разработка помогает легко и доступно донести до детей орфографическое правило написания НЕ с существительными....
Интегрированный урок английского и русского языка в 6 классе по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными, прилагательными» - «Rules of writing negative prefixes»
Целью данного урока стало нахождение общего и закономерностей в образовании новых слов при помощи негативных приставок в английском и русском языках, объяснение их прапвописания с разными частями речи...
Технологическая карта урока по теме: "Слитное и раздельное написание Не с именами существительными".
Цель: Образовательная: научить правильно писать не с именами существительными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически....
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Слитное и раздельное написание - НЕ с именами существительными (по УМК М.М.Разумовской)
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Слитное и раздельное написание - НЕ с именами существительными (по УМК М.М.Разумовской)...
Слитное и раздельное написание не с именами существительными
Технологическая карта урока, 5 класс...
Урок по русскому языку в 6 классе. Тема "Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными и прилагательными"
Урок по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными и прилагательными". Урок построен по учебнику 6 класса М.М. Разумовской....