Разработка урока по русскому языку в 6 классе по «Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Попова Ирина Игоревна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slitnoe_i_razdelnoe_napisanie_ne_s_gl._pril_sushch.docx33.55 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по русскому языку. 6 класс.

«Слитное и раздельное написание не с глаголами,

существительными и прилагательными».

Оборудование:

  1. Русский язык. 6 кл.: учеб. для ОУ/ под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. –М.: Дрофа, 2019./
  2. Раздаточный материал.

Тип урока:  проблемно-поисковый, повторительно - обобщающий.

Цель урока:

1.Выявить уровень сформированного навыка правописания НЕ с глаголами, именами существительными и прилагательными у учащихся (для учителя).

2. Систематизировать полученные знания о правописании НЕ с глаголами, именами существительными и прилагательными (для учащихся).

2. Проверка домашнего задания. 

- Дома вы выполнили 61-ое упражнение.  Как озаглавили текст? Назовите слова, в которых вставляли окончание. Объясните свой выбор.

- Чтобы написать правильно окончание, что необходимо сделать в первую очередь?

- Чтобы не ошибиться в правописании окончания глагола, что надо сделать?

- Чтобы не ошибиться в правописании окончания имени существительного..?

- Чтобы не ошибиться в правописании окончания имени прилагательного..?

- ОЦЕНИТЕ, как вы справились с домашним заданием. Поставьте отметку в оценочные листы.

- Сдайте тетради на проверку.

- Запишите в тетрадях №2:

Двадцать первое сентября.

Классная работа.

3. Активизация опорных знаний.

- Найдите в листах (Приложение 2.), которые лежат у вас на столах, задание 1. Выполните его.

(1 ученик выполняет у доски)

Задание 1. Распределите данные слова в группы. Запишите их в тетрадь в три столбика. Будьте внимательны!

(Не) годовать, (не)уважать, (не)смелый, (не) любить, (не)приятель, , (не)ряшливый,

(не)доумевать, (не)нависть, (не) быть, (не) погода, (не)интересный,

 

Глаголы

Имена прилагательные

Имена существительные

Ответ:

Глаголы

Имена прилагательные

Имена существительные

(Не) годовать,

(не) уважать,

(не) любить,

(не) доумевать,

(не) быть

(не)смелый,

(не)ряшливый,

(не)интересный.

(не) приятель,

(не) нависть,

(не) погода.

- ОЦЕНИТЕ себя: как вы справились с заданием №1.

Блиц-опрос. (вопросы куда положить в шляпу или в мышку):

- А теперь я предлагаю вам ответить на вопросы (свёрнутые в трубочку листочки с вопросами лежат в шляпе; всем ученикам - по 1-му вопросу, каждый достаёт, читает вопрос – отвечает… )

Что такое глагол?

Как пишутся не с глаголами? (2)

Что такое имя существительное?

Как пишутся не с именами существительными? (2)

Что такое имя прилагательное?

Как пишутся не с именами прилагательными? (2)

Чем может являться НЕ?         (2)

- ОЦЕНИТЕ себя: как вы ответили на вопрос, который вам достался.

4.Целеполагание.

Проблемный вопрос:

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (ученики формулируют тему урока, записывают в тетради)

- Что вы знаете по теме урока?

- Что хотели бы узнать?

- Сформулируйте цель для себя…

5. Исследование языкового материала.

Задания №2 (Приложение 2.)

- Ребята, прочитайте слова и ответьте на вопросы:     1.Что между ними общего?

                                                                                           2.Чем они отличаются друг от друга? Почему?

Негодовать     Не болеть

Недоумевать  Не читать

Ненавидеть    Не помогать

Недомогать    Не найти

Ненавидеть    Не любить

Нездоровится Не отвечать

Задание 3 (Приложение 2.)

- Ребята, давайте вспомним лексическое значение слов-глаголов, которые пишутся с не слитно.

 (Работая в парах, учащиеся должны стрелочками правильно указать значение глагола).

1.Недоумевать

– это значит заставлять, принуждать делать что-то.                    4

2.Негодовать

– это значит сомневаться, колебаться.                                           1

3.Неистовствовать

– это значит находиться в болезненном состоянии.                     5

4.Неволить

– это значит находиться в состоянии нездоровья.                        6

5.Недомогать

– это значит проявлять ярость.                                                       3

6.Нездоровится

– это значит выражать возмущение, крайнее неудовольствие.   2                        

- ОЦЕНИТЕ себя: как вы справились с заданием№3.

ВЫВОД: - Сформулируйте правило написания не с глаголами.  (Ученики формулируют вывод)

6. Работа с учебником.

-Теперь давайте вернемся к первому нами выполненному заданию. Назовите имена существительные и прилагательные, которые могут без НЕ употребляться.

(неприятель, непогода, несмелый и неинтересный)

- А почему они пишутся с НЕ слитно? ( озвучивают свои предположения…)

– Откройте учебник на странице 27 (параграф № 8). Найдите и прочитайте в теоретическом материале ту часть, где говорится о том, при каком условии НЕ пишется с именами существительными и прилагательными слитно? Отвечайте, опираясь на материал учебника.

(Если к существительному или прилагательному можно подобрать синоним без не.)

- Что такое синонимы? (слова разные по звучанию, но близкие по значению)

– Ребята, подберите синонимы, синонимичные словосочетания к словам

Неприятель – враг

Непогода – слякоть, плохая погода

Несмелый – трусливый, робкий, боязливый

Неинтересный – унылый, кислый, скучный

- Давайте потренируемся. Выполнение задания 4 (Приложение 2): в 1-м столбике существительные  и прилагательные с НЕ, во 2-м – синонимы. Найдите соответствия.

Задание 4. Работа в парах:  Найдите соответствия.

(Не)зависимость

Заточение

(Не)воля

Грубый

(Не)вежливый

Неопытный

(Не)зрелый (человек)

Свобода

- ОЦЕНИТЕ себя: как вы справились с заданием№4.

ВЫВОД: - При каком условии имена существительные и прилагательные пишутся слитно?

(если к ним можно подобрать синонимы)

- Продолжаем работу с учебником. Найдите и прочитайте в теоретическом материале ту часть, где говорится о том, при каком  условии не с именами существительными и прилагательными пишется раздельно?

Не пишется слитно

Не пишется раздельно

1. Если слово без не не употребляется:

ненависть,
негодование,
недоумение.

2. Если слово можно заменить синонимом без не:

неудача (поражение),
несчастье (горе).

1. При чистом отрицании:

Свет не резкий. Это не тигр.

2. При наличии противопоставления союзом а.

Это не правда, а ложь.

Игра была не интересной, а случной.

ЗАПИШИТЕ ПРИМЕРЫ В ТЕТРАДЬ

- ОЦЕНИТЕ свою работу с теоретическим материалом учебника.

7. Закрепление. Выполнение упражнения 64.

1) Это неаккуратный человек - на нем мятая одежда. Пишем НЕ с прилагательным слитно.

Этот человек не аккуратный, а неряшливый. В этом предложении есть противопоставление, писать надо раздельно.

У Федора неаккуратный почерк, поэтому написать поздравление поручили другому.

У Кати не аккуратная подруга, а неряшливая.

2) Неправда была в каждом слове. – Петя сказал не правду, а ложь.

3) Неприятель занял позиции вокруг города. – По данному делу Михаил не приятель, а соперник.

                                                                               Он мне не приятель, а просто знакомый

3) Несправедливость обижает любого человека. – В его решении не справедливость, а предвзятость.

4) Несчастье постучалось в их тихий дом. – Не счастье, а горе объединило этих людей.

- ОЦЕНИТЕ себя: как вы справились с заданием упражнения 64; легко ли было придумать предложения?

ВЫВОД: - Когда же имена существительные и прилагательные с НЕ надо писать раздельно?

10. Итоги.

- Как пишется НЕ с глаголам?

- Закончите предложение: И глаголы, и имена существительные, и имена прилагательные пишутся слитно,  если…

- При каком условии  имена существительные и прилагательные пишутся слитно?

- При каком условии  имена существительные и прилагательные пишутся раздельно?

11. Рефлексия. У каждого ученика ламинированные карточки с предложениями. Прошу выбрать одно  предложение и закончить его.

12. Домашнее задание: выполнить упражнения № 63,66

Читают задание. Если  возникают вопросы, задают их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

Разработка уроков по русскому языку 6 класс.

Урок - путешествие по русскому языку в 6 классе. Спряжение глаголов. Учитель русского языка и литературыМолоканцева Л.И....

Интегрированный урок английского и русского языка в 6 классе по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными, прилагательными» - «Rules of writing negative prefixes»

Целью данного урока стало нахождение общего и закономерностей в образовании новых слов при помощи негативных приставок в английском и русском языках, объяснение их прапвописания с разными частями речи...

Открытый урок Русский язык 6 класс Тема: Слитное и раздельное написание «не» с существительными.

Урок посвящён очень серьёзной теме, так как учащиеся часто ошибаются в написании не с существительными. Чтобы ребятам было не сложно понять правило, на уроке применяются различные виды: презентация, м...

Урок по русскому языку в 6 классе. Тема "Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными и прилагательными"

Урок по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными и прилагательными". Урок построен по учебнику 6 класса М.М. Разумовской....

Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными

Конспект урока по русскому языку на тему "Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными"....