Разработка урока по русскому языку в 6 классе по «Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slitnoe_i_razdelnoe_napisanie_ne_s_gl._pril_sushch.docx | 33.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по русскому языку. 6 класс.
«Слитное и раздельное написание не с глаголами,
существительными и прилагательными».
Оборудование:
- Русский язык. 6 кл.: учеб. для ОУ/ под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. –М.: Дрофа, 2019./
- Раздаточный материал.
Тип урока: проблемно-поисковый, повторительно - обобщающий.
Цель урока:
1.Выявить уровень сформированного навыка правописания НЕ с глаголами, именами существительными и прилагательными у учащихся (для учителя).
2. Систематизировать полученные знания о правописании НЕ с глаголами, именами существительными и прилагательными (для учащихся).
2. Проверка домашнего задания.
- Дома вы выполнили 61-ое упражнение. Как озаглавили текст? Назовите слова, в которых вставляли окончание. Объясните свой выбор.
- Чтобы написать правильно окончание, что необходимо сделать в первую очередь?
- Чтобы не ошибиться в правописании окончания глагола, что надо сделать?
- Чтобы не ошибиться в правописании окончания имени существительного..?
- Чтобы не ошибиться в правописании окончания имени прилагательного..?
- ОЦЕНИТЕ, как вы справились с домашним заданием. Поставьте отметку в оценочные листы.
- Сдайте тетради на проверку.
- Запишите в тетрадях №2:
Двадцать первое сентября.
Классная работа.
3. Активизация опорных знаний.
- Найдите в листах (Приложение 2.), которые лежат у вас на столах, задание 1. Выполните его.
(1 ученик выполняет у доски)
Задание 1. Распределите данные слова в группы. Запишите их в тетрадь в три столбика. Будьте внимательны!
(Не) годовать, (не)уважать, (не)смелый, (не) любить, (не)приятель, , (не)ряшливый,
(не)доумевать, (не)нависть, (не) быть, (не) погода, (не)интересный,
Глаголы | Имена прилагательные | Имена существительные |
Ответ:
Глаголы | Имена прилагательные | Имена существительные |
(Не) годовать, (не) уважать, (не) любить, (не) доумевать, (не) быть | (не)смелый, (не)ряшливый, (не)интересный. | (не) приятель, (не) нависть, (не) погода. |
- ОЦЕНИТЕ себя: как вы справились с заданием №1.
Блиц-опрос. (вопросы куда положить в шляпу или в мышку):
- А теперь я предлагаю вам ответить на вопросы (свёрнутые в трубочку листочки с вопросами лежат в шляпе; всем ученикам - по 1-му вопросу, каждый достаёт, читает вопрос – отвечает… )
Что такое глагол? |
Как пишутся не с глаголами? (2) |
Что такое имя существительное? |
Как пишутся не с именами существительными? (2) |
Что такое имя прилагательное? |
Как пишутся не с именами прилагательными? (2) |
Чем может являться НЕ? (2) |
- ОЦЕНИТЕ себя: как вы ответили на вопрос, который вам достался.
4.Целеполагание.
Проблемный вопрос:
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (ученики формулируют тему урока, записывают в тетради)
- Что вы знаете по теме урока?
- Что хотели бы узнать?
- Сформулируйте цель для себя…
5. Исследование языкового материала.
Задания №2 (Приложение 2.)
- Ребята, прочитайте слова и ответьте на вопросы: 1.Что между ними общего?
2.Чем они отличаются друг от друга? Почему?
Негодовать Не болеть
Недоумевать Не читать
Ненавидеть Не помогать
Недомогать Не найти
Ненавидеть Не любить
Нездоровится Не отвечать
Задание 3 (Приложение 2.)
- Ребята, давайте вспомним лексическое значение слов-глаголов, которые пишутся с не слитно.
(Работая в парах, учащиеся должны стрелочками правильно указать значение глагола).
1.Недоумевать | – это значит заставлять, принуждать делать что-то. 4 |
2.Негодовать | – это значит сомневаться, колебаться. 1 |
3.Неистовствовать | – это значит находиться в болезненном состоянии. 5 |
4.Неволить | – это значит находиться в состоянии нездоровья. 6 |
5.Недомогать | – это значит проявлять ярость. 3 |
6.Нездоровится | – это значит выражать возмущение, крайнее неудовольствие. 2 |
- ОЦЕНИТЕ себя: как вы справились с заданием№3.
ВЫВОД: - Сформулируйте правило написания не с глаголами. (Ученики формулируют вывод)
6. Работа с учебником.
-Теперь давайте вернемся к первому нами выполненному заданию. Назовите имена существительные и прилагательные, которые могут без НЕ употребляться.
(неприятель, непогода, несмелый и неинтересный)
- А почему они пишутся с НЕ слитно? ( озвучивают свои предположения…)
– Откройте учебник на странице 27 (параграф № 8). Найдите и прочитайте в теоретическом материале ту часть, где говорится о том, при каком условии НЕ пишется с именами существительными и прилагательными слитно? Отвечайте, опираясь на материал учебника.
(Если к существительному или прилагательному можно подобрать синоним без не.)
- Что такое синонимы? (слова разные по звучанию, но близкие по значению)
– Ребята, подберите синонимы, синонимичные словосочетания к словам
Неприятель – враг
Непогода – слякоть, плохая погода
Несмелый – трусливый, робкий, боязливый
Неинтересный – унылый, кислый, скучный
- Давайте потренируемся. Выполнение задания 4 (Приложение 2): в 1-м столбике существительные и прилагательные с НЕ, во 2-м – синонимы. Найдите соответствия.
Задание 4. Работа в парах: Найдите соответствия.
(Не)зависимость | Заточение |
(Не)воля | Грубый |
(Не)вежливый | Неопытный |
(Не)зрелый (человек) | Свобода |
- ОЦЕНИТЕ себя: как вы справились с заданием№4.
ВЫВОД: - При каком условии имена существительные и прилагательные пишутся слитно?
(если к ним можно подобрать синонимы)
- Продолжаем работу с учебником. Найдите и прочитайте в теоретическом материале ту часть, где говорится о том, при каком условии не с именами существительными и прилагательными пишется раздельно?
Не пишется слитно | Не пишется раздельно |
1. Если слово без не не употребляется: ненависть, 2. Если слово можно заменить синонимом без не: неудача (поражение), | 1. При чистом отрицании: Свет не резкий. Это не тигр. 2. При наличии противопоставления союзом а. Это не правда, а ложь. Игра была не интересной, а случной. ЗАПИШИТЕ ПРИМЕРЫ В ТЕТРАДЬ |
- ОЦЕНИТЕ свою работу с теоретическим материалом учебника.
7. Закрепление. Выполнение упражнения 64.
1) Это неаккуратный человек - на нем мятая одежда. Пишем НЕ с прилагательным слитно.
Этот человек не аккуратный, а неряшливый. В этом предложении есть противопоставление, писать надо раздельно.
У Федора неаккуратный почерк, поэтому написать поздравление поручили другому.
У Кати не аккуратная подруга, а неряшливая.
2) Неправда была в каждом слове. – Петя сказал не правду, а ложь.
3) Неприятель занял позиции вокруг города. – По данному делу Михаил не приятель, а соперник.
Он мне не приятель, а просто знакомый
3) Несправедливость обижает любого человека. – В его решении не справедливость, а предвзятость.
4) Несчастье постучалось в их тихий дом. – Не счастье, а горе объединило этих людей.
- ОЦЕНИТЕ себя: как вы справились с заданием упражнения 64; легко ли было придумать предложения?
ВЫВОД: - Когда же имена существительные и прилагательные с НЕ надо писать раздельно?
10. Итоги.
- Как пишется НЕ с глаголам?
- Закончите предложение: И глаголы, и имена существительные, и имена прилагательные пишутся слитно, если…
- При каком условии имена существительные и прилагательные пишутся слитно?
- При каком условии имена существительные и прилагательные пишутся раздельно?
11. Рефлексия. У каждого ученика ламинированные карточки с предложениями. Прошу выбрать одно предложение и закончить его.
12. Домашнее задание: выполнить упражнения № 63,66
Читают задание. Если возникают вопросы, задают их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"
Тема: Служебные части речи ...
Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.
Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока: Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...
Разработка уроков по русскому языку 6 класс.
Урок - путешествие по русскому языку в 6 классе. Спряжение глаголов. Учитель русского языка и литературыМолоканцева Л.И....
Интегрированный урок английского и русского языка в 6 классе по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными, прилагательными» - «Rules of writing negative prefixes»
Целью данного урока стало нахождение общего и закономерностей в образовании новых слов при помощи негативных приставок в английском и русском языках, объяснение их прапвописания с разными частями речи...
Открытый урок Русский язык 6 класс Тема: Слитное и раздельное написание «не» с существительными.
Урок посвящён очень серьёзной теме, так как учащиеся часто ошибаются в написании не с существительными. Чтобы ребятам было не сложно понять правило, на уроке применяются различные виды: презентация, м...
Урок по русскому языку в 6 классе. Тема "Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными и прилагательными"
Урок по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными и прилагательными". Урок построен по учебнику 6 класса М.М. Разумовской....
Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными
Конспект урока по русскому языку на тему "Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными"....