Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Правописание глаголов на -тся, -ться", 8 класс, 2022г. , для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Сафонова Ирина Николаевна

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Правописание глаголов  на -тся, -ться", 8 класс, 2022г. для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету «Русский язык» по теме «Правописание глаголов на -тся, -ться», 8 класс, 2022г.

Город: Магнитогорск.

ОУ: МСКОУ «С(К)ОШ № 15»

Учитель: Сафонова Ирина Николаевна

Тема учебного занятия: «Правописание глаголов на -тся, -ться».

Класс: 8 класс.

Продолжительность учебного занятия: 45минут.

Тип учебного занятия: Сообщение новых знаний.

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная):

 Образовательные:

 Познакомить с правописанием глаголов, оканчивающихся на тся, ться.

 Развивать умение задавать вопросы к глаголам; отрабатывать  способ действия при выборе

 написания – тся, ться, упражнять в правописании этих глаголов

 Коррекционные:

 Совершенствование мыслительных процессов: анализа, сравнения, действия по  образцу;

 зрительного и слухового восприятия, памяти, переключения и распределения внимания,

 мелкой моторики рук, письменной и устной речи.

 Воспитательные: развитие интереса к предмету, развитие нравственных качеств через

 устное народное творчество, навыков  коллективной работы, самопроверки и самоанализа.

            Оборудование: учебники, тетради, компьютер, проектор, индивидуальные карточки,

            презентация.

Ход учебного занятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент.

Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу и пусть на нашем уроке царит доброе хорошее настроение.

Проверка домашней работа

Откройте тетради. Проверьте правильность выполнения домашнего задания с доской. Оцените свою работу самостоятельно. Объясните свое решение.

Ученики проверяют правильность выполнения домашнего задания, оценивают свою работу самостоятельно.

Запишите число классная работа.

Делают запись в тетрадь

Словарная работа

Отступите одну строчку (Мы запишем тему урока).

Перед вами словарные слова. Вставьте пропущенные буквы  запишите их.

Для сильных учеников:

Медаль (картинка),   скрет- ,   - порт, д…сц…пл…нироваться,   пр…фе…ия (перевернутый вид),  лктрчств,  тчств, тр…н….руется.

Для слабых учеников:

М..даль,  с..кретарь, пасп..рт, д…сциплинироваться, пр…фессия, эл…ктричество, тр…неруется.

2. Проверьте себя. На слайде появляются слова.

3. Найдите 2 лишних слова. (Глаголы на слайде)

4. Почему они лишние?

5. Вспомните, что такое глагол.  Работа с правилом (слайд)

Глагол – это……..

обозначает……

отвечает……

Записывают словарные слова

Учащиеся проверяют выполнение работы. Выставляют себе оценки.

Дисциплинироваться, тренируется – это глаголы.

Восстанавливают правило.

2 Новая тема

1.Сравните написание этих глаголов. (Слайд)

2.Попробуйте, сформулировать тему урока.

Запишите тему урока.

 В каком случае пишется ь, а в каком нет?

 Что мы должны узнать? (1 цель урока – на доске)

- Давайте составим алгоритм правописания -тся, -ться (Составляем алгоритм на доске слова: дисциплинироваться, тренируется)

- Вспомните, что нам  помогает определить в каком падеже стоит имя существительное, какое окончание пишется у прилагательного.

- Задайте вопрос к глаголам.

- Сравните  вопрос и глагол, что общего?

- Сделайте вывод?

    Правописание глаголов на  -ться, -тся

  1. Задай вопрос

  что делать?                       что делает?

  1. Если в вопросе

         Ь                                        Ь

  1. То  «Ь»

         Ь                                        Ь

- Давайте, проверим правильность нашего рассуждения. (Работа с правилом в учебнике)

- Итак, что нам поможет в определении написания -тся, -ться.

В одном глаголе на конце пишется - ться, а в другом – тся

Правописание глаголов на -тся, -ться (если затрудняются, учебник с 189). Записывают тему урока.

Ответы детей.

Узнать, когда пишется -тся, а когда  -ться.

Ответы детей.

Вопрос

Дисциплинироваться - что делать?, тренируется - что делает?

И в вопросе и в глаголе есть «Ь»

Если глагол отвечает на вопрос «что делать?», то пишется «Ь», если отвечает на вопрос «Что делает?», то «Ь» не пишется.

(Если затрудняются учебник с 190 – правило в рамочке)

Вопрос

Итог этапа

Что  узнали?

Прежде, чем глагол писать,

Не забудь вопрос задать.

Если мягкий знак в вопросе,

То в глагол его мы вносим.

Оценивание работы учащихся на этапе урока.

Правописание глаголов на - тся, - ться проверяется вопросом.

Первичное закрепление.

Давайте определим  следующую цель нашего урока

Как вы думаете, чему  мы должны научиться?

Работа с учебником с 189 у 265.

Научиться писать глаголы на - тся, - ться.

Читают задание, выполняют  (учащиеся выходят к доске по цепочке и поясняют написание глаголов)

Физминутка

В нашем классе любят шутки,

Посмеемся полминутки,

Ты налево посмотри

И соседу подмигни,

Ты направо посмотри

И соседке подмигни,

Досчитай до десяти

Ровно  столько раз моргни.

Посмотри на потолок,

А потом на свой носок.

Закрываем все глаза,

Отдохнуть ведь им пора.

Помечтали, позевали.

И опять работать стали.

Выполняют упражнения стоя.

Закрепление материала

Выполнение заданий на карточках

Красная карточка

Собери пословицу. От выделенного слова поставь вопрос к глаголу. Ставь, где надо, Ь в глаголах. Запиши пословицы.

Счастье в воздухе не вьет(?)ся, а руками достает(?)ся.

Что летом родит(?)ся, то зимой пригодит(?)ся.

Нужно наклонит(?)ся, чтобы из ручья напит(?)ся.

Зеленая карточка

От выделенного слова поставь вопрос к глаголу. Ставь, где надо, Ь в глаголах. Запиши пословицы.

Счастье в воздухе не вьет(?)ся, а руками достает(?)ся.

Что летом родит(?)ся, то зимой пригодит(?)ся.

Вовремя не потрудит(?)ся, так и хлеба не добит(?)ся.

Кто любит трудит(?)ся, тому без дела не сидит(?)ся.

Нужно наклонит(?)ся, чтобы из ручья напит(?)ся.

Синяя карточка

Запиши пословицы. Подчеркни в глаголах -тся, -ться.

Счастье в воздухе (что делает?) не вьется, а руками (что делает?) достается.**

Вовремя (что сделать?) не потрудиться, так и хлеба (что сделать?) не добиться.

Что летом (что делает?) родится, то зимой  (что сделает?) пригодится.

Нужно  (что сделать?) наклониться, чтобы из ручья (что сделать?) напиться.

2. Разбор пословицы (**) по членам предложения.

Выбирают карточку по цвету. Выполняют задание. Проверяют задание (по слуху)

Итог этапа

Что узнали?

Чему научились?

Когда пишется –тся, -ться?

Научились задавать вопрос к глаголу и писать -тся, -ться в глаголах.

Отвечают правило.

Объяснение домашнего задания

Подобное задание вы будете выполнять дома. С 190 у 263. Прочитайте задание.

Запишите  в дневник.

Читают правило

Разбирают д/з с учителем.

Записывают в дневник.

Игра.  «Услышь «Ь»» (устно)

Называет глаголы: занимается, радоваться, спрячется, удивляться, улыбаться, слушается, двигаться, прогуляться, приближается.

Должны поднять правую руку, если мягкий знак есть в слове, не поднимать, если мягкого знака нет.

Итог урока

Что узнали?

Чему научились?

Когда пишется –тся, -ться?

Оценивание


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету Математика по теме:«Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд», 5 класс, 2018 год, для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Конспект урока и сопровождающая его презентация по математике школы VIII вида 5 класса по теме:«Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд...

Конспект урока по предмету "Чтение" по теме "Г.Скребицкий "В весеннем лесу"" 5 класс, 2018г., для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Конспект урока по предмету "Чтение" по теме  "Г.Скребицкий "В весеннем лесу"" 5 класс, 2018г., для обучающихся с интеллектуальными нарушениями....

Мультимедийный тренажер. Тема "Обращение" русский язык, 9 класс (АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

Авторская разработка.  Русский язык, 9 класс (АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)...

Конспект урока изобразительного искусства для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по теме: «Н. Рыленков «Деревья. Иллюстрирование литературного произведения"

Конспект интегрированного урока ИЗО и чтения с применением современной технологии правополушарного рисования, с использованием коррекционных упражнений на интер -активной доске  SMART....

Рабочая программа по природоведению 5 класс ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1.

В данную рабочую программу входит описание содерания курса, личностных и предметных результатов обучения, а также тематическое планирование. Данная программа адресована учителям природоведения, обеспе...

Конспект урока по предмету «Русский язык» по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных 3 склонения в родительном, дательном, предложном падежах в единственном числе», 6 класс, 2019г., для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Конспект урока по предмету «Русский язык» по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных 3 склонения в родительном, дательном, предложном падежах в единственном числе...

Конспект урока по предмету «Русский язык» по теме «Деловое письмо. Заявление», 9 класс, 2020г., для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Конспект урока по предмету «Русский язык» по теме «Деловое письмо. Заявление»,  9 класс, 2020г. , для обучающихся с интеллектуальными нарушениями....