Рабочая программа по природоведению 5 класс ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1.
рабочая программа по природоведению (5 класс)
В данную рабочую программу входит описание содерания курса, личностных и предметных результатов обучения, а также тематическое планирование. Данная программа адресована учителям природоведения, обеспечивающим реализацию требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
По учебнику Природоведение 5 класс авторы Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_prirodovedenie_5_kl.docx | 34.15 КБ |
prirodovedenie_tematich_5_kl_polnoe.docx | 38.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» для 5 классов (авторы Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина)
Планируемые результаты освоения
учебного предмета по итогам обучения в 5 классах
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности, водоёмы, небесные тела, основные достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях, фотографиях;
- представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
- отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть — горючее полезное ископаемое);
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
- соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека;
- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
- выполнение несложных заданий под контролем учителя;
- адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию учителя;
- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (золото — полезное ископаемые, металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные) металлы);
- называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
- выделение существенных признаков групп объектов;
- знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
- участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
- выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
- совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
- выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
- осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Личностные результаты
- Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих территорию нашей страны.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формирование интереса к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей стране, ее населению, традициям, обычаям, культурным и историческим достопримечательностям.
- Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Формирование умения обращаться за помощью к учителю или одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении практических работ, заданий в тетради на печатной основе, работе со статьей учебника, наглядным материалом (иллюстрациями, образцами полезных ископаемых, гербариями и пр.). Формирование готовности обращаться к взрослым и сверстникам в бытовых ситуациях на прогулке, в парке, в столовой.
- Формирование готовности к самостоятельной жизни. Формирование знаний о правилах поведения в быту и в природе (соблюдение правил пользования водой в быту, правила проветривания помещений). Формирование стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни.
- Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Формирование знаний безопасного (правильного) поведения в природе и в быту (например, соблюдение техники безопасности при пользовании газовой плитой, проветривание помещений, мер, принимаемых для очистки воды и поддержания чистоты воздуха, измерение температуры воды, воздуха).
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Знакомство с многонациональным населением страны, традициями и обычаями населения, природными и культурными достопримечательностями нашей страны, достижениями науки ( полеты в космос, переработка полезных ископаемых), формирование стремления поддерживать и соблюдать традиции своего региона и своей страны, формирование бережного от ношения к природным богатством (ресурсам) нашей страны- экологическое воспитание.
- Овладения начальными навыками адаптации и динамично изменяющимся и развивающимся мире. Развитие навыков социальной адаптации через знакомством со своим краем (природа, достопримечательности населения, традиции, обычаи и др.).
т
Содержание учебного курса «Природоведение»
в 5 классах
Природоведение — интегрированный естественно-научный курс, который сочетает в себе элементы биологии, географии и других естественных наук.
Курс «Природоведение» ставит своей целью освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта.
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
- сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
- демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
- формирование географических представлений о формах поверхности, водоемах, населении, городах и др.;
- формирование предметных и общеучебных умений и навыков;
- воспитание патриотических чувств, видения красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
- воспитание социально значимых качеств личности;
- формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни (уход за домашними животными, выращивание комнатных и культурных растений);
- формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила здорового образа жизни.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развиваются и корригируются наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости).
Первые природоведческие знания умственно отсталые школьники получают в дошкольном возрасте и в начальных классах. При ознакомлении с окружающим миром у учеников формируются начальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года и их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья.
Заложенный в программу обязательный минимум знаний обеспечивает преемственность на разных ступенях обучения школьников. В рамках природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные на уроках «Мир природы и человека» в 1—4 классах. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний об объектах природы и формировании первоначальных представлений о человеке как части Вселенной, о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде. Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у школьников с нарушениями интеллекта, так и экологическим требованиям современной жизни.
Таким образом, предлагаемый в программе минимум природоведческих знаний предоставляет возможность более успешного продолжения образования на последующих уровнях развития в процессе изучения географии и биологии.
Кроме вертикальной преемственности, программа обеспечивает и горизонтальные межпредметные связи. Содержание программы по природоведению взаимосвязано с математикой, русским языком, с основами социальной • жизни, физической культурой, изобразительным искусством, трудовой подготовкой.
Примерная АООП по курсу «Природоведение» для 5классов состоит из 6 разделов: «Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия», «Растительный мир Земли», «Животный мир Земли», «Человек».
При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле. Учитель может познакомить детей с названиями планет, но не должен требовать от них полного воспроизведения этих названий.
В разделе «Наш дом — Земля» изучаются оболочки Земли. Содержание понятий атмосфера, литосфера и гидросфера подлежит изучению без ознакомления с соответствующими терминами. В разделах «Воздух», «Полезные ископаемые», «Вода», «Почва» учащиеся знакомятся с основными свойствами воздуха, воды и почвы, видами полезных ископаемых, использованием в хозяйственной деятельности человека, мерами, принимаемыми для охраны природных ресурсов. Обучающиеся получают первоначальные представления и понятия о поверхности Земли: суши (равнины, холмы, овраги, горы) и водоемов (ручьи, реки, озера, пруды, болота, моря и океаны).
Учитель может использовать на уроке глобус, физическую карту России и политическую карту мира, предназначенные для начальной школы для демонстрации форм поверхности Земли и расположения суши и воды на ней, опираясь на основные условные цвета суши и воды -зеленый, коричневый и синий (не раскрывая особенностей построения географических карт).
В процессе изучения раздела «Есть на Земле страна Россия» предполагается сформировать у школьников элементарные страноведческие понятия. Учащиеся знакомятся с Россией как единым государством, ее городами, населением, крупнейшими географическими объектами. В данном разделе уместно обобщить знания пятиклассников о своем родном крае, более подробно познакомить с основными географическими объектами, занятиями населения, достопримечательностями.
При изучении разделов «Растительный мир Земли» и «Животный мир Земли» у учащихся 6 класса углубляются и систематизируются знания, приобретенные ранее в младших классах, приводятся простейшие классификации растений и животных. Педагогу нужно обратить внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого,на необходимость охраны растительного и животного мира. При изучении данных разделов следует опираться на личный опыт учащихся.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения о своем организме, его строении и функционировании. В программе человек рассматривается как часть живого мира, поэтому одноименный раздел предполагает изучение организма человека как единого целого и на этой основе формирование представлений о способах поддержания и сохранения здоровья. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
В процессе изучения природоведческого материала обучающиеся должны понять логику курса: Вселенная — Солнечная система — планета Земля — оболочки Земли (атмосфера (в связи с этим изучается воздух), литосфера (почва, поверхность), гидросфера (вода, водоемы), биосфера (растения, животные, человек). Человек — часть Вселенной. От неживой природы зависит жизнь растений, животных и человека.
Такое построение программы позволит сформировать у учащихся с умственной отсталостью целостную картину окружающего мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.
Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла. Для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
Учителю рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы, что обусловлено как психофизическими особенностями учащихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (значительная часть изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступна непосредственному наблюдению учащихся).
В том случае, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). В программе выделены основные виды практических работ по всем разделам. Предлагаемые практические работы имеют различную степень сложности: наиболее трудные, необязательные для общего выполнения или выполняемые совместно с учителем, обозначаются специальным знаком «*».
На изучение темы «Сезонные изменения в природе» отдельное время программой не отводится, гак как школьники рассматривали времена года и их характерные особенности в начальной школе. В 5 классе предлагается лишь проводить практические работы: ежедневное наблюдение за погодой и ведение календаря природы и труда, посезонное подведение итогов. На знания учащимися сезонных закономерностей в природе необходимо опираться при изучении всех тем курса.
В связи с тем, что курс «Природоведение» решает задачу подготовки учеников к усвоению в дальнейшем биологического и географического материала, данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов и таких терминов, как млекопитающие, земноводные, системы органов, материки, глобус, карта и др. Программой предполагается, что при изучении раздела «Есть на Земле страна Россия» школьники познакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории России (Черное море, река Волга, озеро Байкал и др.). Изучение данных объектов носит ознакомительный характер и не требует от школьников географической характеристики этих объектов и нахождения их на физической карте.
Содержание материала описано лаконично, без излишней детализации — это дает учителю большое пространство для творчества, не ограничивает его жесткими программными рамками, позволяет учитывать специфику природы своего края.
Требования к уровню базовых учебно-познавательных действий, уровню подготовки обучающихся с интеллектуальными нарушениями по природоведению ориентированы на овладение наиболее значимыми географическими и биологическими знаниями, приемами практической и интеллектуальной деятельности. Рубрика «Знать, понимать, уметь» включает в основном требования репродуктивного уровня, нацеленные на воспроизведение основного содержания предмета. Однако в программу включены и отдельные требования продуктивного характера, к которым относятся формирование предметной деятельности, коммуникативных умений и способов деятельности, связанных с соблюдением норм экологического поведения в природной среде, сохранением собственного здоровья.
5 класс
Неживая природа (68 ч)
«Введение» (2 ч)
Что такое природоведение? Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа.
Живая природа: растения, животные, человек.
«Вселенная» (6 ч)
Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Полеты в космос. Современные исследования.
Смена дня и ночи. Смена времен года. Сезонные изменения в природе.
Практические работы
Зарисовки звездного неба, формы Земли и Луны, космического корабля.
Экскурсия (планетарий, музей Космонавтики, обсерватория) или наблюдение за звездным небом.
Межпредметные связи
Мир природы и человека, русский язык, математика, изобразительная деятельность.
«Наш дом — Земля» (44 ч)
Планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера (1 ч).
«Воздух» (9 ч)
Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
Движение воздуха. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты.
Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара.
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
«Полезные ископаемые» (14 ч)
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина. Внешний вид, свойства, добыча и использование.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение.
Благородные (драгоценные) металлы: золото, серебро, платина. Внешний вид, использование.
Охрана недр.
«Вода» (14 ч)
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.
Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и использование свойств воды.
Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода.
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.
Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры — градус. Температура плавления льда и кипения воды.
Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.
Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения).
Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Экономия питьевой воды.
Вода в природе: осадки, воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека.
Охрана воды.
«Поверхность суши. Почва» (6 ч)
Равнины, холмы, овраги. Горы.
Почва — верхний слой земли. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и соли — минеральная часть почвы.
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.
Эрозия почв. Охрана почв.
Лабораторная работа. Давление и движение воздуха.
Практические работы
Проведение опытов, демонстрирующих свойства воды, воздуха, почвы.
Зарисовка форм поверхности суши.
Составление таблицы «Полезные ископаемые».
Заполнение схемы «Воды суши».
Изготовление макетов форм поверхности суши.
Изготовление плакатов по темам «Охрана воды, воздуха, почвы».
Экскурсии (1ч)
Экскурсии к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности Земли, водоемы).
Межпредметные связи
Мир природы и человека, русский язык, ручной труд, изобразительная деятельность.
«Есть на Земле страна Россия» (14 ч)
Россия — Родина моя. Место России на карте мира.
Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона.
Москва — столица России.
Санкт-Петербург.
Крупные города, их достопримечательности. Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Новосибирск, Владивосток или другие города европейской и азиатской частей России (по усмотрению учителя).
Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Ярославль, Владимир, города Золотого кольца.
Население нашей страны. Городское и сельское население. Народы России.
Ваш город (поселок, село, деревня). Важнейшие географические объекты региона. Поверхность, водоемы. Занятия населения. Достопримечательности.
Обобщение раздела «Неживая природа» (2 ч).
Практические работы
Зарисовка государственного флага России.
Подбор иллюстраций (достопримечательности городов, представителей народов нашей страны, изделия народных промыслов и т. д.).
Изготовление альбома «Россия — наша Родина».
Нахождение России на политической карте.
Составление рассказа о своем городе, поселке, селе, деревне.
Изготовление альбома «Наш город (поселок, село, деревня)».
Экскурсии
Экскурсии по городу или поселку (природные объекты, промышленные или сельскохозяйственные предприятия, краеведческий музей, достопримечательности своей местности).
Межпредметные связи
Русский язык и чтение, ручной труд, изобразительная деятельность.
Учащиеся должны знать:
- что изучает природоведение;
- предметы и объекты живой и неживой природы;
- название нашей планеты и ее форму, значение Солнца для жизни на Земле;
- свойства воды, воздуха и почвы;
- названия полезных ископаемых, их свойства, использование человеком;
- основные формы поверхности;
- виды водоемов;
- простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) и животных (рыбы, насекомые, птицы, звери);
- Среду обитания и разнообразие растительного и животного мира и Земли;
- название с своей страны и ее столицы, некоторых народов, ее населяющих;
- названия важнейших географических объектов;
- названия типичных представителей растительного и животного мира России и своего края;
- названия некоторых редких и занесенных в Красную книгу растений и животных своей местности;
- правила поведения в природе;
- название частей тела и основных органов, их назначение;
- факторы здорового образа жизни;
- основные санитарно-гигиенические нормы и правила оказания доврачебной помощи.
Учащиеся должны уметь:
- наблюдать за сезонными изменениями в природе, растительном и животном мире своей местности;
- заполнять дневники наблюдений;
- называть разнообразных представителей животного и растительного мира;
- ухаживать за домашними животными и культурными растениями;
- демонстрировать простейшие опыты;
- показывать части тела и некоторые органы (сердце, легкие, желудок, органы чувств);
- демонстрировать образец правильной осанки;
- оказывать простейшую доврачебную помощь, измерять температуру тела;
- соблюдать правила элементарной гигиены;
- выполнять зарисовки и изготавливать простейшие макеты форм поверхности;
- составлять небольшие по объему рассказы о своем крае.
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование в 5 классе.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата прове- дения | Тип урока | Целевая установка | Основные понятия | Планируемые предметные результаты (в соответствии с ФГОС) | ||
Минимальные | Достаточные | ||||||||
1 четверть Введение (2 ч) | |||||||||
1 | Вводный урок. Что такое природоведение? | 1 | Вводный | Формировать представления о предмете природоведение, предметах и явлениях, которые на нём изучаются. | Что изучает природоведение? Природа и человек. Явления природы. Знакомство с учебником, тетрадью. | Узнавание природных предметов и явлений на иллюстрациях и фотографиях, отнесение объектов к живой или неживой природе; называние природных предметов и явлений. | Выделение существенных признаков объектов природы, отнесение предметов к природе, называние природных предметов и явлений. | ||
2 | Предметы и явления неживой и живой природы. | 1 | Урок изучения новых знаний | Формировать представления о предметах и явлениях живой и неживой природы, умения дифференцировать живую и неживую природу. | Природа живая и неживая. Признаки живой природы. Тела неживой природы. Явления природы. | Узнавание объектов неживой природы на иллюстрациях и фотографиях, отнесение объектов к живой или неживой природе; называние изученных объектов живой и неживой природы. | Выделение существенных признаков объектов живой и неживой природы, отнесение объектов к живой или неживой природе, установление взаимосвязей между живой и неживой природой. | ||
Вселенная (6 ч) | |||||||||
3 | Небесные тела: планеты, звёзды. | 1 | Урок изучения новых знаний | Формировать представления о небесных телах. | Небесные тела. Звёзды. Планеты. Солнце. Земля. Луна. Астрономия (астрономы). | Называние изученных небесных тел. | Называние изученных небесных тел (звёзды, Солнце, планеты) и их признаков; отнесение небесных тел к разным группам на основании признаков. | ||
4 | Солнечная система. Солнце. | 1 | Комби- нирован- ный урок | Формировать представления о Солнце как центре Солнечной системы, показать значение Солнца для жизни на Земле, дать краткую характеристику планетам Солнечной системы. | Вселенная. Солнце – раскалённый шар. Солнечная система. Планеты. Вращение планет вокруг Солнца. Земля. | Называние изученных небесных тел - Солнце, планеты, планета Земля. Солнечная система – и их основных признаков. | Называние изученных небесных тел – звёзды, Солнце, Солнечная система, планета Земля, 2-3 другие планеты Солнечной системы – и их признаков; знать, что входит в состав Солнечной системы. | ||
5 | Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Познакомить учащихся с исследованиями космоса и их значением для человечества. | Вселенная. Солнечная система. Искусственный спутник. Значение. Космические корабли. | Узнавание искусственных спутников и космических кораблей на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов. | Узнавание и называние искусственных спутников и космических кораблей, знать их назначение. | ||
6 | Полёты в космос. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Познакомить учащихся с исследованиями космоса, формировать представления о полётах человека в космос и первых космонавтах. | Космические корабли. Космонавты. Ю.А.Гагарин. В.В.Терешкова. | Называние первого космонавта Ю.А.Гагарина, первой женщины-космонавта В.В.Терешковой. | Знать фамилии первых космонавтов (Ю.А.Гагарин, В.В.Терешкова), иметь представления о современных полётах в космос и их значении. | ||
7 | Смена дня и ночи. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формировать представления о суточном вращении Земли и смене дня и ночи. | Вращение Земли, смена дня и ночи, день, ночь, сутки. | Определение на иллюстрациях и фотографиях частей суток, называние их. | Знать название частей суток, их признаки и причины смены дня и ночи. | ||
8 | Смена времён года. Сезонные изменения в природе. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формировать представления о годовом вращении Земли. | Вращение Земли вокруг Солнца, смена времён года. Времена года. | Определение времён года на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных времён года и их основных признаков (1-2). | Знать признаки времён года, осуществлять классификацию времён года на основании основных признаков. Причины смены времён года. | ||
Наш дом – Земля (44 ч) | |||||||||
9 | Планета Земля. Оболочки Земли. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Закрепить знания о Солнечной системе. Формировать представления о Земле как планете, показать отличие Земли от других планет Солнечной системы. | Планета Земля. Вращение Земли вокруг Солнца. Форма Земли. Оболочки Земли: воздух, вода, суша (литосфера). Отличие Земли от других планет. | Называние планеты Земля и её основных оболочек – вода, суша, воздух. | Знать, что Земля – часть Солнечной системы; знать форму Земли и узнавать Землю на иллюстрациях и фотографиях; называть основные оболочки Земли (твёрдая, воздушная, водная); знать основное отличие Земли от других планет. | ||
Воздух (9 ч) | |||||||||
10 | Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. | 1 | Урок изучения новых знаний | Формировать представление о воздухе, уточнить и обобщить знания о значении воздуха для человека, животных и растений. Формировать представления о мероприятиях, проводимых с целью охраны чистоты воздуха. | Воздух. Значение для человека, животных и растений. | Знать значение воздуха для растений, животных и человека. | Знать и называть состав воздуха и его значение. | ||
11 | Свойства воздуха. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формировать в процессе демонстрации опытов представления о свойствах воздуха (прозрачность, бесцветность, упругость, теплопроводность) и об использовании этих свойств в быту. | Свойства воздуха. Воздух прозрачный и бесцветный, без запаха. Воздух занимает место, упругий, сохраняет тепло. | Называние свойств воздуха совместно с учителем после демонстрации опытов. | Узнавать и называть свойства воздуха после демонстрации опытов; описывать опыты, демонстрирующие свойства воздуха; знать свойства воздуха, использование их в быту. | ||
12 | Давление и движение воздуха. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формировать представление о свойствах (упругость, сжатие) и движении воздуха. | Свойства воздуха. Упругость воздуха. Воздух сжимается. Движение воздуха. Тёплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. | Знание об использовании свойств воздуха в быту (накачивание шин, матрасов, игрушек). | Знать свойства воздуха (упругость, сжатие, тёплый воздух поднимается, холодный опускается); называть свойства воздуха с опорой на иллюстрации или демонстрируемый опыт; умение использовать свойства воздуха в быту. | ||
13 | Температура воздуха. Термометр. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формировать представления о термометре и его устройстве, формировать умение измерять температуру воздуха, читать показания термометра. | Термометр. Температура воздуха. Устройство термометра. Правила измерения температуры воздуха. | Узнавание термометра на иллюстрациях и фотографиях, чтение записанной температуры воздуха; понимание положительных (со знаком плюс) и отрицательных (со знаком минус) температур. | Узнавание термометра в естественных условиях, иметь представление о назначении термометра; уметь читать показания термометра; уметь использовать показания термометра в повседневной жизни (одежда – температура воздуха). | ||
14 | Движение воздуха в природе. Ветер. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формировать представления о движении воздуха – ветре, силе ветра и использовании ветра человеком. | Ветер. Сила ветра. Ураган. Шторм. Использование силы ветра человеком. | Узнавание ветра разной силы на иллюстрациях и фотографиях; называние ветра, урагана; иметь представления об использовании силы ветра человеком. | Знать названия движения воздуха разной силы (ветер, ураган, шторм), причины появления ветра. | ||
15 | Состав воздуха. Кислород, его значение и применение. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формировать представления о составе воздуха, о значении кислорода и его свойствах. | Воздух. Газы, входящие в состав воздуха: углекислый газ, азот, кислород. Кислород. Значение кислорода. Свойства кислорода. | Называние свойств кислорода, отнесение кислорода к газам, входящим в состав воздуха; знание значения кислорода для человека, животных и растений. | Называние газов, входящих в состав воздуха; значение свойств кислорода и наличие представлений об использовании свойств кислорода в быту, хозяйстве и промышленности. | ||
16 | Состав воздуха. Углекислый газ и азот. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формировать представления о составе воздуха, о значении углекислого газа и азота и их свойствах. | Воздух. Газы, входящие в состав воздуха: углекислый газ, азот, кислород. Азот, углекислый газ. Значение. Свойства. | Называние газов, входящих в состав кислорода (углекислый газ, азот), отнесение углекислого газа и азота к газам, входящим в состав воздуха. | Называние газов, входящих в состав воздуха, значение свойств углекислого газа, роли углекислого газа в жизни растений и наличие представлений об использовании свойств углекислого газа в быту, хозяйстве и промышленности. | ||
17 | Значение и охрана воздуха. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формировать представления о значении воздуха, его роли в жизни растений, животных и человека. Знакомство с мерами, предпринимаемыми для охраны воздуха. | Воздух. Чистый воздух. Значение воздуха. Мероприятия, принимаемые для охраны воздуха. | Иметь представления о значении чистого воздуха и мерах, принимаемых для его защиты. | Знать о роли воздуха для жизни на Земле; устанавливать (с помощью учителя) зависимость между чистотой воздуха и жизнью растений, животных и человека; знать и соблюдать в быту меры по охране воздуха, правила здорового образа жизни. | ||
18 | Значение воздуха для жизни на Земле и его охрана. | 1 | Обоб-щающий урок | Обобщить и систематизировать понятия о воздухе, его составе, свойствах и значении для человека, растений и животных. | Состав воздуха. Свойства кислорода, углекислого газа. Охрана воздуха от загрязнения (высадка растений, установка специальных фильтров на промышленных предприятиях для очистки воздуха). Поддерживание чистоты воздуха в классе и дома. | Иметь представления о значении чистого воздуха для жизни на Земле и мерах, принимаемых для его защиты. | Знать состав воздуха, свойства воздуха, роль воздуха для жизни на Земле; устанавливать (с помощью учителя) зависимость между чистотой воздуха и жизнью растений, животных и человека; знать и соблюдать в быту меры по охране воздуха, правила здорового образа жизни. | ||
2 четверть Полезные ископаемые (14 ч) | |||||||||
19 | Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи. | 1 | Урок изучения новых знаний | Формировать представления о полезных ископаемых, их видах и значении. | Полезные ископаемые. Месторождения. Способы добычи. Виды полезных ископаемых (твёрдые, жидкие, газообразные; горючие, негорючие). Значение полезных ископаемых. Охрана. | Иметь представление о назначении полезных ископаемых. | Знание названий полезных ископаемых; выделение признаков полезных ископаемых; отнесение полезных ископаемых к разным группам (твёрдые, жидкие, газообразные; горючие, негорючие). | ||
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов | |||||||||
20 | Гранит, известняк. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формировать представления о полезных ископаемых, используемых в строительстве, - граните, известняке. | Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит. Известняк. Мрамор. | Узнавание полезных ископаемых на рисунках, фотографиях, в коллекциях (мел, мрамор, гранит); называние изученных полезных ископаемых; отнесение полезных ископаемых к группе используемых в строительстве; иметь представление о назначении данной группы полезных ископаемых. | Узнавание и называние представителей полезных ископаемых, используемых в строительстве; выделять признаки полезных ископаемых, используемых в строительстве; называть полезные ископаемые, известные из других источников, объяснять своё решение. | ||
21 | Песок, глина. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формировать представления о полезных ископаемых, используемых в строительстве, - песке, глине. | Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Песок. Глина. | Узнавание полезных ископаемых на рисунках, фотографиях, в коллекциях (песок, глина); называние изученных полезных ископаемых; отнесение полезных ископаемых к группе используемых в строительстве; иметь представление о назначении данной группы полезных ископаемых. | Узнавание и называние представителей полезных ископаемых, используемых в строительстве; выделять признаки полезных ископаемых, используемых в строительстве; называть полезные ископаемые, известные из других источников, объяснять своё решение. | ||
Горючие полезные ископаемые | |||||||||
22 | Горючие полезные ископаемые. Торф. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формировать представления о горючих полезных ископаемых. Формировать представление о торфе. | Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид. Способы добычи. Значение. Использование человеком. Охрана. | Узнавание полезных ископаемых на рисунках, фотографиях, в коллекциях (торф); называние изученных полезных ископаемых, отнесение торфа к группе полезных ископаемых; иметь представление о назначении торфа. | Узнавание и называние представителей горючих полезных ископаемых; выделять признаки горючих полезных ископаемых и торфа, относить торф к различным группам с учётом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые, полезные ископаемые, используемые в качестве удобрений). | ||
23 | Каменный уголь. Свойства. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формировать представления о горючих полезных ископаемых. Формировать представление о каменном угле. | Горючие полезные ископаемые. Каменный уголь. Внешний вид. | Узнавание полезных ископаемых на рисунках, фотографиях, в коллекциях (каменный уголь); называние изученных полезных ископаемых, отнесение каменного угля к группе полезных ископаемых. Узнавание и называние горючих полезных ископаемых – каменного угля; выделять признаки каменного угля; отнесение каменного угля к группе полезных ископаемых и горючих полезных ископаемых. | Узнавание и называние горючих полезных ископаемых – каменного угля; выделять признаки каменного угля; отнесение каменного угля к группе полезных ископаемых и горючих полезных ископаемых. | ||
24 | Добыча и использование каменного угля. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формировать представление о каменном угле, способах добычи и значении каменного угля. | Каменный уголь. Способы добычи. Значение. Использование человеком. Охрана. | Отнесение каменного угля к группе полезных ископаемых; иметь представление о значении каменного угля. | Относить каменный уголь к различным группам с учётом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые); знать способы добычи каменного угля. | ||
25 | Нефть: внешний вид и свойства. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формировать представления о горючих полезных ископаемых. Формировать представление о нефти. | Горючие полезные ископаемые. Нефть. Внешний вид. Свойства. | Называние изученных полезных ископаемых (нефть); отнесение нефти к группе полезных ископаемых. | Узнавание и называние горючих полезных ископаемых – нефти; выделять признаки нефти; отнесение нефти к группе полезных ископаемых и горючих полезных ископаемых. | ||
26 | Добыча и использование нефти. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формировать представление о нефти, способах добычи и значении нефти. | Горючие полезные ископаемые. Нефть. Способы добычи. Значение. Использование человеком. Охрана. | Отнесение нефти к группе полезных ископаемых; иметь представление о значении нефти. | Относить нефть к различным группам с учётом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые); знать способы добычи нефти. | ||
27 | Природный газ. Свойства, добыча, использование. Правила обращения с газом в быту. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формировать представления о горючих полезных ископаемых. Формировать представление о природном газе, способах добычи и значении природного газа. Формировать умение соблюдать правила безопасного пользования газом в быту. | Природный газ. Внешний вид. Свойства. Способы добычи. Значение. Использование человеком. Правила обращения в быту. | Называние изученных полезных ископаемых (природный газ); отнесение газа к группе полезных ископаемых; иметь представление о значении природного газа; называть (с помощью учителя) правила пользования газом в быту. | Узнавание и называние горючих полезных ископаемых – природного газа; выделять признаки природного газа; относить природный газ к различным группам с учётом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые); знать способ добычи газа. | ||
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов | |||||||||
28 | Чёрные металлы. Сталь. Чугун. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формировать представления о чёрных металлах. Формировать представление о стали, чугуне, способах получения и использовании в промышленности и в быту. | Чёрные металлы. Сталь. Чугун. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. | Называние чёрных металлов (сталь, чугун), представление об использовании чёрных металлов. | Узнавать и называть чёрные металлы – чугун и сталь; знать способ получения чёрных металлов; выделять признаки чёрных металлов, свойства стали и чугуна. | ||
29 | Цветные металлы. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формировать представления о цветных металлах. Формировать представление об алюминии и меди, способах получения и использовании в промышленности и в быту. | Цветные металлы. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Использование цветных металлов. | Называние цветных металлов; представление об использовании цветных металлов. | Узнавать и называть цветные металлы – алюминий, медь; знать способ получения цветных металлов; выделять признаки цветных металлов; производить классификацию цветных металлов (относить алюминий, медь к металлам и цветным металлам). | ||
30 | Благородные (драгоценные) металлы. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формировать представления о благородных (драгоценных) металлах. Формировать представление о золоте, серебре, платине, использовании в промышленности и в быту. | Благородные (драгоценные) металлы. Золото. Серебро. Платина. Внешний вид. Использование. | Называние благородных (драгоценных) металлов; представление об использовании благородных (драгоценных) металлов. | Узнавать и называть благородные (драгоценные) металлы - золото, серебро, платину; выделять признаки цветных металлов; производить классификацию драгоценных металлов (относить золото, серебро, платину к металлам и драгоценным металлам). | ||
31 | Охрана полезных ископаемых. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формировать представления о значении полезных ископаемых, знакомство с мерами, принимаемыми для охраны полезных ископаемых. | Полезные ископаемые. Запасы полезных ископаемых. Меры, принимаемые по охране полезных ископаемых. | Называть полезные ископаемые; знать о необходимости охраны полезных ископаемых. | Узнавать и называть полезные ископаемые; знать способы охраны полезных ископаемых. | ||
32 | Полезные ископаемые. | 1 | Обоб-щающий урок | Обобщить и систематизировать понятия о полезных ископаемых. | Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи. Горючие полезные ископаемые. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Чёрные металлы. Цветные металлы. Благородные (драгоценные) металлы. | Иметь представления о полезных ископаемых, их значении для людей. | Узнавать и называть полезные ископаемые; проводить классификацию полезных ископаемых; относить полезные ископаемые к различным группам, объяснять свой выбор; знать свойства полезных ископаемых, знать меры по их охране. | ||
3 четверть Вода (14 ч) | |||||||||
33 | Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. | 1 | Урок изу-чения новых знаний | Формирование представлений о воде в природе и о значении воды для растений и животных. | Вода. Вода на Земле. Значение воды для жизни растений, животных, человека. | Представление о воде в природе; знание о значении воды для растений, животных, человека. | Узнавание на рисунках и фотографиях и называние воды в разных формах существования в природе. | ||
34 | Свойства воды. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формирование представлений о свойствах воды. | Свойства воды: текучесть, отсутствие формы, отсутствие запаха, прозрачность, отсутствие вкуса, вода – растворитель. | Называние свойств воды (совместно с учителем) после демонстрации опытов. | Узнавать и называть свойства воды после демонстрации опытов; описывать опыты, демонстрирующие свойства воды; знать свойства воды и использование этих свойств в быту. | ||
35 | Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формирование представлений о свойствах воды, растворимых и нерастворимых веществах. | Вода. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Вида растворов. Питьевая вода. | Иметь представления о питьевой воде и растворах, называть растворы. | Знать и называть растворимые и нерастворимые вещества; узнавать растворы в естественных условиях и на иллюстрациях и называть их; иметь представления о назначении растворов; выделять существенные признаки питьевой воды, использовать полученные знания при выполнении практических работ (создание растворов – сладкий водный раствор, солёный водный раствор). | ||
36 | Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формирование представлений о свойствах воды, чистой воде и очистке воды. | Чистая вода. Мутная вода. Состав мутной воды. Очистка воды отстаиванием и фильтрованием. | Узнавать чистую и мутную воду в натуральном виде и на рисунках; знать признаки мутной и чистой воды. | Выделять признаки чистой и мутной воды; относить воду к разным группам; уметь использовать полученные знания при выполнении практических работ (очистка воды отстаиванием, фильтрованием). | ||
37 | Три состояния воды. Температура и её измерение. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формирование представлений о различных агрегатных состояниях воды. | Три состояния воды. Твёрдое (лёд), газообразное (пар), жидкое (вода). Температура замерзания. Температура кипения. Переход из одного состояния в другое. | Узнавать воду в твёрдом, жидком и газообразном состоянии в натуральном виде и на рисунках. | Выделять признаки в разных агрегатных состояниях; устанавливать зависимости между температурой и состоянием воды; уметь использовать полученные знания при выполнении практических работ совместно с учителем (измерение температуры воды). | ||
38 | Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формирование представлений об изменении состояния воды под воздействием температуры. | Вода сжимается при охлаждении, вода расширяется при нагревании. Температура кипения. | Узнавание и называние состояния воды при нагревании и охлаждении. | Узнавание и называние состояния воды в естественных условиях и на картинах; выделение существенных признаков воды при замерзании и нагревании; уметь использовать полученные знания в быту. | ||
39 | Свойства воды. Лабораторная работа. | 1 | Практи- ческий урок | Формирование умения применять знания о свойствах воды на практике, выполнять практические действия под контролем учителя. | Лабораторная работа. | Выполнять лабораторные работы совместно с учителем; называть свойства воды после проведения опыта. | Выполнять лабораторные работы под контролем учителя; прогнозировать результаты опытов, описывать результаты опытов; делать выводы о свойствах воды. | ||
40 | Работа воды в природе. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формирование представлений о работе воды в природе и изменениях, которые происходят под влиянием воды. | Вода размывает почву, овраги, пещеры, ущелья; наводнение. | Узнавание и называние последствий работы воды – оврагов, пещер, наводнений. | Устанавливать взаимозависимости между явлениями природы (работа воды и форма поверхности). | ||
41 | Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формирование представлений о значении воды для человека, знакомство с мерами, принимаемыми для охраны воды. | Чистая вода, пресная вода, использование воды в быту, сельском хозяйстве, промышленности; охрана воды, очистка воды, меры, принимаемые по охране воды. | Знание значения воды для жизни человека; умение называть (совместно с учителем) правила охраны воды в быту (выключать воду, плотно закрывать кран). | Знать и называть меры, принимаемые для охраны воды; применять знания об охране воды на практике; выполнение доступных возрасту действий. | ||
42 | Вода в природе. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формирование представлений о круговороте воды в природе. | Вода в природе, осадки, воды суши: реки, ручьи, озёра, моря, океаны. Облака, тучи. Круговорот воды в природе. | Знание и называние разных состояний воды; узнавание на иллюстрациях дождя, пара, облаков, туч. | Узнавание и называние состояния воды на разных этапах её круговорота; установление причинно-следственных зависимостей. | ||
43 | Воды суши: ручьи, реки. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формирование представлений о водах суши: ручьях и реках. | Воды суши. Вода пресная и солёная. Естественные и искусственные водоёмы. Ручей. Река. Образование. Значение. Охрана. | Узнавание ручьёв и рек на иллюстрациях и фотографиях; называние изученных объектов; представление об использовании рек. | Иметь представления о внешнем виде рек и ручьёв и образовании изученных водоёмов; знать правила поведения у водоёмов; уметь выполнять доступные возрасту действия. | ||
44 | Озёра, болота, пруды. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формирование представлений о водах суши: озёрах, болотах, прудах. | Озёра. Болота. Пруды. Водохранилища. Внешний вид. Режим. Использование человеком. Обитатели водоёмов. | Узнавание озёр, болот, прудов на иллюстрациях и фотографиях; называние изученных объектов; представление об использовании изученных водоёмов. | Иметь представления о внешнем виде озёр, болот, прудов, водохранилищ и образовании изученных водоёмов, о значении изученных водоёмов; уметь устанавливать причинно-следственные зависимости. | ||
45 | Моря и океаны. Использование и охрана воды. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формирование представлений о морях и океанах и их использовании. | Моря. Океаны. Внешний вид. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Использование океанов и морей человеком. | Узнавание морей и океанов на иллюстрациях и фотографиях; называние изученных объектов; представление об использовании изученных водоёмов. | Иметь представления о внешнем виде морей и океанов, их основных признаках, о значении изученных водоёмов. | ||
46 | Охрана воды. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формирование представлений об охране воды и мерах, принимаемых по охране водоёмов. | Охрана воды. Бережное отношение к воде в быту. | Иметь представления об использовании воды. | Знать и называть меры, принимаемые для охраны водоёмов; применять знания об охране воды на практике. | ||
Поверхность суши. Почва (6 ч) | |||||||||
47 | Равнины, холмы, овраги. | 1 | Урок изу-чения новых знаний | На основе имеющихся знаний формировать представления о формах поверхности Земли, внешнем виде равнин, холмов, оврагов и их использовании человеком. | Равнины, холмы, овраги. Внешний вид. Роль в жизни человека. Поверхность своей местности. | Узнавание и называние форм поверхности (равнины, холмы, овраги) на иллюстрациях и фотографиях. | Выделение существенных признаков изученных форм поверхности суши; называние холмов и оврагов, известных из личного опыта. | ||
48 | Горы. | 1 | Комби-нирован-ный урок | На основе имеющихся знаний формировать представления о формах поверхности Земли | Горы. Внешний вид. Природа. Жизнь людей в горах. Занятия людей. | Узнавание и называние гор на иллюстрациях и фотографиях. | Выделение существенных признаков гор; называть занятия людей, живущих в горах; устанавливать простейшие зависимости между формой поверхности суши и занятиями населения; называние гор, известных из личного опыта. | ||
49 | Почва – верхний слой земли. Состав почвы. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формировать представление о почве, её образовании. Закрепить знания о роли почвы в жизни растений. | Почва. Состав почвы: перегной, песок, глина, вода, воздух, минеральные соли. | Знать и называть назначение почвы. | Узнавание и называние почвы в натуральном виде в естественных условиях и на картинах; называть вещества, входящие в состав почвы, и их значение. | ||
50 | Разнообразие почв. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формирование представлений о видах почв, их особенностях. | Почва. Плодородие, чернозёмные почвы, глинистые почвы, песчаные почвы. | Называть виды почв (не менее 2); называть свойства чернозёмных почв. | Называть виды почв и их основные признаки; выделять существенные признаки разных видов почв; устанавливать связи между разными видами почв и растительностью; умение применять эти знания на практике. | ||
51 | Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формирование представлений о плодородии почвы, способах обработки почвы и её значении. | Почва. Перегной. Чернозёмные почвы. Плодородные почвы. Обработка почвы. Весенняя обработка почвы. Уход за почвой летом. Осенняя обработка почвы. | Иметь представления об основном свойстве почвы, о значении обработки почвы для получения урожая. | Называть способы обработки почвы в зависимости от сезона; иметь представление о взаимосвязи обработки почвы с её плодородием; уметь применять знания о сезонной обработке почвы на практике. | ||
52 | Охрана почвы. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Закрепление представлений о значении почвы. Формирование представлений о необходимости охраны почв, о мерах, принимаемых для охраны почв. | Почва. Охрана почв. Разрушение плодородного слоя почвы (костры, пожары, вырубка лесов, бытовой мусор, химикаты, вода, ветер). Меры, принимаемые по охране почв (высадка лесов, защита от загрязнения). | Представление о необходимости охраны почв и некоторых мерах, которые принимаются для защиты почвы. | Называть вредные воздействия на почву: костры, пожары, вырубка лесов, бытовой мусор, химикаты, вода, ветер; называть меры, принимаемые для охраны почв. | ||
4 четверть Есть на Земле страна Россия (14 ч) | |||||||||
53 | Место России на земном шаре. Знакомство с картой. | 1 | Урок изу-чения новых знаний | Формирование представлений о России, размере территории, климате, рельефе. | Россия. Россия – самое большое государство. Разнообразие поверхности и климата. Обозначение суши и рек на карте. | Знать и называть название своей страны. | Называть особенности климата и рельефа России; узнавать на карте России реки и сушу (по цвету); устанавливать причинно-следственные зависимости между территорией, солнечной освещённостью и климатом. | ||
54 | Моря и океаны, омывающие берега России. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формировать представления о морях и океанах, омывающих берега России. | Моря. Океаны. Тихий океан. Чёрное море. Азовское море. Балтийское море. Северный Ледовитый океан. | Знать, что территорию России омывают тёплые и холодные моря; называть основные признаки этих морей (лёд, снег, холодно, тепло, солнце, пляж). | Называть моря, омывающие берега России: Чёрное море, Азовское море, Балтийское море; знать их основные признаки. | ||
55 | Горы и равнины на территории нашей страны. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формировать представления о формах поверхности России. | Основные формы поверхности. Равнины: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина. Горы: Кавказские, Уральские горы. | Узнавать на иллюстрациях различные формы поверхности – горы, равнины; знать, что на территории России находятся горы и равнины. | Называть горы и равнины России: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Кавказские горы, Уральские горы; знать их основные признаки. | ||
56 | Реки и озёра России. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формировать представления о реках и озёрах России. | Крупнейшие реки: Обь, Лена, Енисей, Амур, Волга. Озёра: Байкал, Каспийское море. | Узнавать на иллюстрациях реки; знать, что на территории России находятся реки и озёра; называть 1-2 реки России. | Называть реки и озёра России: 3-4 названия, знать их основные признаки. | ||
57 | Москва – столица России. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формировать представления о столице России - Москве. | Столица. Правительство. Достопримеча-тельности: Кремль, Третьяковская галерея, Большой театр, Театр кукол им. С.В.Образцова, стадион «Лужники», Останкинская телебашня. Транспорт. | Узнавание и называние достопримечательнос-тей Москвы: Кремль, стадион «Лужники» - на иллюстрациях и фотографиях; называние столицы России. | Узнавание и называние Москвы и основных достопри-мечательностей (Третьяковская галерея, Большой театр, Останкинская телебашня); знать названия видов транспорта Москвы. | ||
58 | Санкт-Петербург. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формировать представления о городе Санкт-Петербурге. | Достопримеча-тельности: Эрмитаж, Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, Невский проспект. Река Нева. Разводные мосты. Порт. | Узнавание и называние достопримечательнос-тей Санкт-Петербурга: разводные мосты, Дворцовая площадь - на иллюстрациях и фотографиях. | Узнавание и называние Санкт-Петербурга и его основных достопри-мечательностей. | ||
59 | Ярославль, Владимир. Города Золотого кольца. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формировать представления о городах Золотого кольца: Ярославле, Владимире, Ростове. | Древние города России: Ярославль, Владимир. История. Достопримеча-тельности. Народные промыслы. Туризм. | Называние городов Золотого кольца: Ярославль, Владимир. | Узнавание и называние городов - Ярославль, Владимир, Ростов; называть основные достопри-мечательности: набережная в Ярославле, театр; собор и Золотые ворота во Владимире; Ростовский кремль. | ||
60 | Нижний Новгород, Казань, Волгоград. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формировать представления о городах: Нижний Новгород, Казань, Волгоград. | Города России. Река Волга. Нижний Новгород. Казань. Волгоград. История. Достопримеча-тельности. Промышлен-ность. | Называние городов - Нижний Новгород, Казань, Волгоград. | Узнавание и называние городов: Нижний Новгород, Казань, Волгоград; называть основные достопри-мечательности городов (Нижегородский кремль, Казанский кремль, мечеть, Мамаев курган); называние городов, известных их других источников. | ||
61 | Новосибирск, Владивосток. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формировать представления о городах: Новосибирск, Владивосток. | Сибирь. Дальний Восток. Новосибирск, Владивосток. Достопримеча-тельности. Промышлен-ность. Порт. | Называние городов - Новосибирск, Владивосток. | Узнавание и называние городов: Новосибирск, Владивосток; называть основные достопри-мечательности городов; называние городов, известных их других источников. | ||
62 | Население и народы России. | 1 | Комби-нирован-ный урок | Формировать представления о населении России и России как многонациональном государстве. | Население России. Городское и сельское население. Россия – многонациональное государство. Национальности. Народы. Традиции. Обычаи. Народные промыслы. | Называть отдельных представителей народов России; называть места, где проживает население России; узнавать на иллюстрациях и называть городское и сельское население. | Называть представителей народов России, традиции и обычаи населения России, занятия городского и сельского населения. | ||
63-64 | Ваш город. Важнейшие географические объекты региона. | 2 | Комби-нирован-ный урок | Формировать представление о вашей местности на основе уточнения и обобщения имеющихся знаний. | Название. Область. Поверхность. Водоёмы. Растительный и животный мир. Население. Промышленность и сельское хозяйство. Достопримеча-тельности. | Называть основные географические объекты своей местности. | Называть промышленные предприятия, население вашей местности, традиции и обычаи. | ||
65-66 | Экскурсия. | 2 | |||||||
67 | Обобщающий урок по разделу «Есть на Земле страна Россия». | 1 | Обоб-щающий урок | Закрепить знания о России: формах рельефа, водоёмах, городах, населении. | Россия. Разнообразие поверхности и климата России, моря, океаны, горы, равнины, города России: Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Владимир, Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Сибирь. Дальний Восток. Новосибирск, Владивосток. Население России. | Называть отдельных городов России, отдельных представителей народов России. | Называть особенности климата и рельефа России, называть моря, омывающие берега России: Чёрное море, Азовское море, Балтийское море; называть отдельные реки, озёра, горы, равнины России; знать названия отдельных городов России и их достопримечатель-ностей. | ||
68 | Неживая природа. Обобщающий урок | 1 | Обоб-щающий урок | Обобщение и закрепление представлений о предметах и явлениях неживой природы. | Природа. Неживая природа. Признаки неживой природы. Планета Земля. Солнечная система. Вода. Воздух. Полезные ископаемые. Почва. Связь живой и неживой природы. | Узнавание и называние изученных предметов на иллюстрациях, фотографиях; отнесение изученных предметов к определенным группам (вода, воздух, полезные ископаемые, почва); называние предметов, относящихся к почве, полезным ископаемым, свойствам воды или воздуха; знание элементарных правил безопасного поведения в природе; представление о значении неживой природы в жизни человека. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к природе. Узнавание и называние изученных предметов неживой природы на картинах, схемах и в натуральном виде; отнесение предметов неживой природы к разным группам (вода, воздух, полезные ископаемые, почва); выделение существенных признаков каждой группы; представление о взаимосвязях между неживой и живой природой; знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на семинаре по дефектологии "Организация предметно-развивающей среды в школе-интернате в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотимнаучить его читать и писать. Да, от того, как будетчув...
Рабочая программа учебного курса "Изобразительная деятельность" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 9.2)
1,2,3,4 КЛАССЫ1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.2. Содержание учебного предмета.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном" ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1), 8 класс
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.У...
Адаптированная рабочая программа в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью по предмету "Русский язык"
Адаптационная образовательная программа для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с учётом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая...
Статья «Самостоятельная работа на уроках географии в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
Самостоятельная работа является приоритетным направлением в развитии современного образования....
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» АООП УО (интеллектуальные нарушения) вариант 1
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталост...
Рабочая программа по учебному предмету « Ручной труд» АООП УО (интеллектуальные нарушения) вариант 1
Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллекту...