Конспект урока по предмету «Русский язык» по теме «Деловое письмо. Заявление», 9 класс, 2020г., для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Сафонова Ирина Николаевна

Конспект урока по предмету «Русский язык» по теме «Деловое письмо. Заявление»,  9 класс, 2020г. , для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету «Русский язык» по теме «Деловое письмо. Заявление»,  9 класс, 2020г.

Город: Магнитогорск.

ОУ: МСКОУ «С(К)ОШ № 15»

Учитель: Сафонова Ирина Николаевна

Класс: 9

Тема учебного занятия: интегрированный урок (учебные курсы:  деловое письмо и СБО) «Деловое письмо. Заявление»

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Тип учебного занятия: комбинированный

Цели:

  1. Коррекционно-образовательная: уточнить представление о назначении заявления, как делового документа, о правилах составления этого документа.

  1. Коррекционно-развивающая: способствовать развитию познавательных способностей, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать устную (монологическую и диалогическую) речь учащихся, обогащать словарный запас учащихся в ходе изучения новой темы.

  1. Коррекционно-воспитательная: формировать умения соблюдать правила социального поведения в разных жизненных ситуациях, способствовать формированию активной жизненной позиции.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, слайд-презентация «Заявление».

Дидактические материалы к учебному занятию: образцы деловых документов, образцы различных заявлений, бланки заявлений, словарь по теме «Заявление»

Ход учебного занятия:

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

I. Оргмомент.

1 мин.

Организация внимания и внутренней готовности

Словесный,

наглядный

Фронтальная

Слайд № 1

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Настрой учащихся на активную работу на уроке.

Приветствуют учителя.  Размещаются за свои рабочие места.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

II. Мотивация к учебной деятельности на уроке.

Цели и задачи урока.

5 мин.

Создать у учащихся положительную мотивацию к изучению материала урока

Актуальность знаний для будущей жизнедеятельности

Быстро включиться в учебный процесс

Объяснительно-иллюстративный

Фронтальная

Слайды № 2,3,4

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель СБО: В жизни необходимо заполнять различные деловые бумаги и документы. Необходимо знать, как правильно это делать.

Учитель знакомит учащихся с целью и задачами, планом урока.  

Учащиеся самостоятельно знакомятся с задачами, планом урока.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

III. Повторение пройденного материала

5 мин.

Проверка освоенности   изученного в 9 классе материала

Знания деловых бумаг

Ориентироваться в ранее изученном материале, выделять главное

Объяснительно-иллюстративный

Частично-поисковый

фронтальная

Слайды № 5,6,7

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель СБО предлагает выполнить три задания:

  1. «Назови одним словом» - из перечисленных определения деловых бумаг выбрать определение заявления.
  2. «Согласуй ситуацию с темой урока» - опираясь на картинки, назвать случаи написания заявлений.
  3. «Подумай, чем отличаются….?» - назвать документы и определить, чем отличаются друг от друга эти заявления.

Учащиеся выполняют задания учителя, отвечают на вопросы, объясняют свой выбор.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

IV. Изучение новой темы.

9 мин.

Актуализация социального опыта учащихся.

Формирование жизненно необходимых навыков

Правила оформления заявления

Работать со словарем

Частично-поисковый

Объяснитель-ное чтение

Фронтальная

Слайды № 8,9

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель СБО объясняет учащимся  особенности делового документа:  заявления о приеме на работу, рассказывает об общих правилах оформления заявления.

Учащиеся слушают объяснение учителя и знакомятся  с новыми словарными словами: штат, работодатель, квалификация, адресат, адресант.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

V. Практическая работа

20 мин.

Формирование умений и навыков по написанию заявления о приеме на работу

Правила оформления заявления о приеме на работу

Умения применять полученные знания на практике

 Объяснительно-иллюстративный

Репродуктивный

Фронтальная

Индивидуальная

Слайд № 10

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель русского языка начинает свой этап урока.

- Вспомним, как заполняется заявление.

- Сколько частей можно выделить в заявлении?

- Посмотрите, какие сведения включает 1 часть?

- В каком падеже стоит фамилия адресата?

- А адресанта?

- В какой части заявления записываются сведения об адресате и адресанте?

- Обратите внимание, что название документа написано с маленькой буквы. Сведения об адресате, адресанте и название документа это одно предложение. И только после слова «заявление» мы ставим точку.

- Напишите первую часть заявления.

- Сейчас работаем со 2 частью. Каково содержание 2 части заявления?

- Как оформляется 2 часть заявления?

- Обратите внимание, что текст просьбы излагается коротко, лаконично. Это деловой документ, где все должно быть кратко, четко изложено.

- Чем заканчивается 2 часть?

-Заполните 2 часть заявления.

Проверка написания.

-Прочитайте  заявление.

-Заявление можно разделить на две части.

- В 1 части указывается название организации, ФИО адресата, ФИО адресанта, его домашний адрес.  

- В Д.п.

- В Р.п.

- Эти сведения записываются в правом верхнем углу.

Учащиеся пишут первую часть заявления.

Проверка выполненной работы.

- 2 часть содержит просьбу адресанта о принятии его на работу, подпись и дату написания заявления.

- 2 часть заявления пишется с красной строки, начинается со слова «прошу». Указывается специальность, квалификационный разряд и дата начала работы.

- Вторая часть заканчивает датой и подписью.

Учащиеся заполняют вторую часть заявления.

Учащиеся читают свои заявления. Выполняют взаимопроверку.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

VI. Подведение итогов урока.

5 мин.

Подвести итоги учебного занятия, дать оценку успешности освоение цели урока, выставить отметки

Признаки успешности достижения цели

Давать аргументированный анализ своей деятельности на уроке

Словесный

Фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Подведение итогов урока (что нового, полезного для жизни узнали на уроке, чему научились), выставляет оценки за урок.

Отвечают на предложенные вопросы. Проводят самоанализ своей работы на уроке.

Словарь к уроку «Заявление»

  • Адресат организация или должностное лицо, кому адресовано заявление.
  • Адресант – заявитель.
  • Анкета - опросный лист для получения каких-нибудь сведений о том, кто его заполнил.
  • Доверенность - документ, которым доверяется кому-нибудь действовать от имени выдавшего этот документ.
  • Докладная - документ, содержащий письменное сообщение руководителю о служебном деле.
  • Заявление - документ, направляемый гражданами в организации, учреждения и т.д. по вопросам личного характера.
  • Квалификация - степень профессиональной подготовленности работника к выполнению определенного вида работы.
  • Работодатель – физическое лицо или юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
  • Расписка - документ, удостоверяющий получение чего-нибудь.
  • Штат - постоянный состав сотрудников, работников учреждения, организации, предприятия…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока «Заявление» Учитель СБО Богодомова Э.В. Учитель русского языка Калужских И.Н.

Слайд 2

Дорога длиною в жизнь

Слайд 3

Сегодня на уроке Вспомним: названия деловых бумаг, правила оформления деловых бумаг. Узнаем: порядок заполнения заявления о приеме на работу. Будем учиться: писать заявление о приеме на работу.

Слайд 4

План урока Оргмомент. Введение в тему урока. Повторение: виды деловых бумаг, случаи написания заявлений. Новое по теме урока. Заявление о приеме на работу. Правила оформления заявления. Практическая работа. Анализ образца заявления. Составление заявления. Оценка знаний, подведение итогов урока.

Слайд 5

Назови одним словом Документ, которым доверяется кому-нибудь действовать от имени выдавшего этот документ. Документ, удостоверяющий получение чего-нибудь. Документ, направляемый гражданами в организации, учреждения и т.д. по вопросам личного характера. Опросный лист для получения каких-нибудь сведений о том, кто его заполнил. Документ, содержащий письменное сообщение руководителю о служебном деле.

Слайд 6

Согласуй ситуацию с темой урока

Слайд 7

Подумай, чем отличаются….?

Слайд 8

Заявление о приеме на работу При поступлении на работу граждане подают письменное заявление с просьбой о зачислении в штат. Заявление о приеме на работу заполняется после прохождения собеседования и устного согласия работодателя о найме человека на определенную должность и квалификацию.

Слайд 9

Правила оформления заявления Реквизиты адресата и адресанта располагаются в правом верхнем углу листа. Название вида документа размещается в середине строки. Текст пишется с красной строки. Заканчивается текст заявления подписью и датой.

Слайд 10

Директору СУ № 14 Иванову Ю.П. Николаева А.А., проживающего по адресу: г. Магнитогорск, ул. Горького, д. 15, кв. 24 заявление. Прошу принять меня на работу штукатуром - маляром II разряда с 20 января 2020 г. 19 января 2020 г. Николаев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Изменение глаголов по числам" 7 класс

Урок письма и развития речи по теме "Изменение глаголов по числам". 7 класс...

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Правописание наречие", 9 класс

Конспект урока по теме "Правописание наречие", 9т  класс...

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Окончания имен существительных", 5 класс.

Конспект урока на тему:" Окончания имен существительных". 5 класс....

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Слова, которые обозначают названия действий предметов", 3 класс

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова, которые обозначают названия действий предметов"....

Конспект урока по предмету «Русский язык» по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных 3 склонения в родительном, дательном, предложном падежах в единственном числе», 6 класс, 2019г., для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Конспект урока по предмету «Русский язык» по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных 3 склонения в родительном, дательном, предложном падежах в единственном числе...

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Правописание глаголов на -тся, -ться", 8 класс, 2022г. , для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Правописание глаголов  на -тся, -ться", 8 класс, 2022г. для обучающихся с интеллектуальными нарушениями....