Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Морфологический разбор деепричастия"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Крыловская Татьяна Витальевна

Данная разработка урока поможет Вам обобщить знания по теме "Деепрчастие". Используются инновпционные формы и методы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7kl_rya_morfologicheskiy_razbor_deeprichastiya_1.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИТВИНЕНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

улица Житомирская, дом 1, с. Литвиненково, Белогорский район, Республика Крым, 297632

тел.(36559) 2-53-19, e-mail: school_belogorskiy-rayon19@crimeaedu.ru, ОГРН 1149102170744, ИНН 9109007561

Конспект урока по русскому языку в 7 классе

по теме: «Морфологический разбор деепричастия»

Учитель: Крыловская Т.В.

Литвиненково, 2023

         Тема урока. Морфологический разбор деепричастия.

  Цель урока: познакомиться с порядком морфологического разбора деепричастия, обобщить и систематизировать знания о деепричастии; закрепить знания о деепричастии и деепричастном обороте и отработать наиболее трудные орфограммы.

Предметные УУД: повторить правописание не с разными частями речи, сравнить правописание не с деепричастиями и причастиями, обособление причастных и деепричастных оборотов.

Метапредметные УУД: способствовать развитию навыков монологической и диалогической устной и письменной речи,  расширению словарного запаса школьников за счет включения в речь деепричастий; развитию логического мышления. Учиться структуировать полученные знания.

   Личностные УУД: укрепление нравственных оснований личности Способствовать воспитанию бережного отношения к русскому языку и интереса к его изучению, умение с достаточной полнотой и точностью выражатьсвои мысли.

Оборудование: учебник «Русский язык 7 класс», карточка для закрепления изученного материала, карточки с заданиями, блок-схема по теме «Деепричастие», образец разбора деепричастия  на мультимедийной  доске, акцентологическое лото, мультимедийная доска.

Тип урока: комбинированный

Эпиграф.

      Всякий шаг вперед должен опираться на повторение прежнего.  

                                                                                                          К.Д.Ушинский

 

ХОД УРОКА.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.   Повторение изученного о деепричастии.

1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

            1) Запись в рабочих тетрадях даты и вида работы.

             2) Запись в тетрадь эпиграфа урока.

Обратите внимание на доску. Здесь записаны слова К.Д.Ушинского, которые являются эпиграфом к нашему уроку:

                                                                                   

      Всякий шаг вперед должен опираться на повторение прежнего.  

                                                                                                         К.Д.Ушинский

-Я думаю, что мы сегодня проведем урок, эффективно работая.

Давайте сейчас вспомним все известные нам теоретические сведения о деепричастии.

Если вы забыли какие-то правила, можно пользоваться схемой-опорой!

(она изображена на мультимедийной доске)

2.  Проверка домашнего задания. Метод «Микрофон»

       1) Что такое деепричастие?

Приведите примеры?

        Выглянув из-за дерева, я увидел тигра. (Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом).

       2) Какое слово в предложении является определяемым словом для деепричастия? (глагол)

       3) Что общего у деепричастия и наречия? (неизменяемость и синтаксическая роль)

       4) Что общего у деепричастия и глагола? (видовая принадлежность)

Значит, деепричастие - дитя глагола и наречия!

Теорию повторили, переходим к практике.

       5) Как образуются деепричастия несовершенного вида?

- Повторим глагольные суффиксы  деепричастий.

Как образуются деепричастия несовершенного вида? ( От основы глаголов настоящего времени несов. вида при помощи суффиксов – а (- я).

        Привести пример: глядя, крича.

        Эти деепричастия не вызывают у нас опасений в отличие от деепричастий совершенного вида. Здесь вызывает трудность глагольный суффикс.

 6) Как образуются деепричастия совершенного вида? ( От основы глаголов н.ф. сов. вида при помощи суффиксов – в, - ши, а (- я). (Суффикс - вши  больше употребляется в разговорной речи).

3.Создание проблемной ситуации: образуйте от глаголов деепричастия несовершенного и совершенного вида

опаздывать – опаздывая

торопиться – торопясь

подбросить –

баловать – балуя

победить –

ржаветь – ржавея

От каких глаголов такие деепричастия не образуются? Почему?

4. Орфоэпическая разминка (работа с акцентологическим лото: на карточках предложены причастия и деепричастия с трудным ударением). Работа проходит в паре

ДовезЁнный, зАгнутый, зАнятый, занятА, зАпертый, запертА, заселЁнный, заселенА, наделЁнный, нажИвший, налитА, начАвший, нАчатый, низведЁнный, низведЁн, начАв, начАвшись, отдАв, поднЯв,понЯв, прибЫв.

5. Словарный диктант ( работают два ученика у доски)

Незабудка, ненавидя, не говоря, вовсе не свеж, не говоришь, некопчёный окорочок, не жаренное вчера мясо, невареные пельмени, не читая, невеселый, негодуя, не стихающий всю ночь ветер, неуспевающий ученик.

6. Взаимопроверка более сильными учениками. Ученики задают дополнительные вопросы, взаимооценка.

  1. Новый материал
  1. Самопостановка темы и целей урока

Махая крыльями, птицы летели на юг.

Назовите деепричастие? Какие грамматические признаки можно определить у деепричастия? Что мы сейчас с вами сделали, определив основные признаки деепричастия, его роль в предложении? Какова тема урока? Какие цели поставим?

  1. Определение темы, целей урока.
  2. Сообщение нового материала. Морфологический разбор деепричастия

      Сделаем морфологический разбор деепричастия, используя образец, предложенный на мультимедийной доске.

Рыдая – деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие.

  1. Глядела (как?), рыдая.

II.  Морфологические призн.: несов. вид, неизм. ф., невозв.

III. Глядела (как?), рыдая - обстоятельство

4.Физкультминутка. Устно составляем предложения-команды для класса, используя  деепричастные обороты.

(Например:

 Положив руки на пояс, делаем круговые движения головой.

Оставаясь в этом положении, делаем наклоны туловища в стороны.

Став на цыпочки, тянем руки вверх.

Поставив ноги на ширину плеч, делаем наклоны вперед.

Вытянув руки вперед, делаем упражнения для кистей рук.)

4.Закрепление, работа с раздаточным материалом. В данных предложениях найти деепричастные обороты, обособить и разобрать как часть речи:

  1. Том продолжал работать не обращая на пароход никакого внимания;
  2. Не получив официального уведомления о постановлении совета я мог не узнать о замыслах против меня.
  3. В саду не умолкая ни на минуту пели птицы.

5.Переходим к следующей работе. Это будет исследовательско-проектная работа по теме:  « Не с деепричастием».

Я вам предлагаю слова: ненавидя, не прочитав, не прочитать. Вы в паре должны посоветоваться и записать алгоритм написания не с деепричастиями в виде проекта.

Результаты исследовательской работы:

- Не пишется раздельно с деепричастиями, слитно, когда слово без не не употребляется.

Аналогично проводится исследовательско-проектная  работа по теме: «Не с причастиями». Лексика для исследования: не прочитанная вчера, не собранные, а разобранные, не сказано, ненавидевший, неуспевающий ученик.

        Результаты исследования:

Не пишется раздельно:

        1. Если есть зависимое слово ( не прочитанная вчера);

        2. Если есть противопоставление с союзом  а(не собранные, а разобранные);

        3. С кратким причастием ( не сказано).

        Не пишется слитно:

        1. Слово не употребляется без не (ненавидевший);

        2. Нет зависимого слова и противопоставления с союзом  а (неуспевающий ученик).

        6. Работа с карточкой №1. (Раздаточный материал). Работа в паре.

        Выборочно выписать номера предложений, где причастия и деепричастия   пишутся с НЕ раздельно.

1.В магазине продавали (не) распустившиеся, а зацветшие розы.

2. (Не) записав предложение, не сможешь сделать синтаксический разбор.

3.По степи, (не) успевшей остыть за ночь, уже тянет опять теплый ветер.

4.Мы увидели еще (не) скошенные луга.

5.Тоскливо, недоумевая,  детские глаза смотрели из-за пыльных узлов.

6. На столе лежала непрочитанная книга.

 Взаимопроверка по презентации.

        - Что такое деепричастный оборот? (Деепричастие с зависимыми словами).

III Домашнее задание  

1-уровень сложности: написать сочинение на лингвистическую тему «Значение деепричастий в речи».

2-й уровень сложности: страница 103, упражнение 3, повторить правила на стр.88,89.

IV Оценивание. Использование различных способов оценки. Самооценка, взаимооценка.

IV.Рефлексия. Метод «Незаконченное предложение»

Больше всего мне понравилось…

Самым интересным на уроке было…

Самым сложным для меня сегодня было…

Сегодня я научился….

Сегодня я понял….

На будущее мне надо иметь в виду…

Сегодня я задумался….

Какие цели ставили в начале урока? Достигли их?

Игра «Кто больше» (кто больше всех назовёт деепричастий)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: "Понятие о деепричастии"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Понятие о деепричастии" . Цель урока: формирование знаний о грамматических признаках деепричастий, месте и роли деепричастий и деепричастных оборотов в реч...

Конспект урока по русскому языку с использованием дидактических игр в 7 классе по теме « Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного»

Урок предназначен для обобщения и систематизации изученного по теме "Деепричастие" в 7 классе. Тип урока- урок-практикум....

Конспект урока по русскому языку "Употребление деепричастий в речи"

Тема урока: «Употребление деепричастий в речи»  Вид урока:  беседа, практическая работаЦели урока: Показать широкие возможности употребления деепричастий в речи;Совершенствовать умение анали...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Морфологический разбор имени числительного"

Работа представляет собой технологическую карту урока с использованием системно-деятельностного подхода.  Урок построен в форме тематической олимпиады, сопровождается презентацией. К уроку прилагаются...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания"

Конспект  урока  по  теме  "Словосочетание" предназначен  для  учащихся  5  класса.  Задания,  использованные  в  ходе  урока ,по...

Конспект урока по русскому языку « Разбор синтаксических конструкций на примере текстов финансовой направленности»

Урок русского языка в 9 классе "Разбор синтаксических конструкций на примере текстов финансовой направленности" проведен в рамках районного семинара "Сооциальная адаптация и финансовая грамотность дет...

Конспект урока по русскому языку "Урок-зачёт по теме "Деепричастие"". 6 класс.

Урок-зачёт по теме «Деепричастие».Цель: • обобщить, систематизировать материал по теме;• закрепить изученные орфограммы (НЕ с деепричастиями) и пунктограммы ( выделение ОД и ДО н...