Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: "Понятие о деепричастии"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Понятие о деепричастии" . Цель урока: формирование знаний о грамматических признаках деепричастий, месте и роли деепричастий и деепричастных оборотов в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_7_klass_deeprichastie.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему: «Понятие о деепричастии»

Тема урока: «Понятие о деепричастии»

Цели и задачи урока:

образовательные: формирование знаний о грамматических особенностях деепричастий, месте и роли деепричастий и деепричастных оборотов в речи;

развивающие: формирование умения правильного употребления деепричастий в речи; умение работать с текстом;

воспитательные: формирование умений и навыков самостоятельной работы.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Этап проверки домашнего задания. Ученики читают выполненное упражнение, комментируя орфограммы.
  3. Объяснение новой темы.

1. Объявление темы урока. Запись в тетради даты, темы урока.

2. Работа с текстом.

- Прочитайте выразительно текст, определите тему текста.

Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими елочками, он подпрыгнул на своем высоком мостике, показав свое белое, чистейшее белье подхвостья, подкрылья, и крикнул: «Чуф! Ши!»

                                                                                                                  (М. Пришвин)

- Как вы определили тему текста?

- Какой стиль выбирает автор? Назовите его приметы.

-Какие художественные средства выразительности использует автор в тексте для описания тетерева?

- Какие действия совершает тетерев? Запишите их.

Сел, стал расцветать, устроившись, подпрыгнул, завидев, показав, крикнул.

- Чем отличаются записанные вами слова?

Вывод: у слов: устроившись, завидев, показав нет привычных окончаний глаголов, хотя они обозначают действия.  Они получили название «деепричастия». В этом слове нам знакома вторая часть, а что обозначает первая? Она входит в состав таких слов, как деятель, дееспособный, действие. Пойдем по проторенному пути, обратимся к справочнику. (Учащиеся работают со справочниками)

-Деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать)+ причастие (сравните: причастность) ; объяснить его можно как причастность к действию.

До ХVIIвека деепричастия не было, а была краткая форма действительного причастия настоящего времени. Теперь такой нет! Вспомните, мы выяснили. Что краткие формы образуются только от страдательных причастий. Вот ее место заняли деепричастия.

Обозначая добавочное действие, деепричастие украшает речь, заставляет нас обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали. Конечно, невозможно составить предложения из одних деепричастий, но именно им под силу описать неукротимую природную стихию.

Итак, деепричастие особая форма глагола, наделенная признаками глагола и  наречия. Поработайте в парах над материалом учебника, обоснуйте правильность данного утверждения. Ответ запишите в тетради в виде схемы.

Схема

Д

     признаки глагола                                                                            признаки наречия

обозн. добавочное действие                                              является обстоятельством

                                                                                                               не изменяется

- Как в письме выделяются деепричастия?

IV. Закрепление материала

  1. Выпишите из текста предложение, в котором есть деепричастие.

 Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца.

- Кто совершает действие?

- Какое действие совершает Косач?

- От какого слова задаем вопрос к деепричастию?

- Отвечая на вопрос, вы использовали только деепричастие?  Мы сейчас выделили голосом, а на письме выделено запятой, деепричастие с зависимыми словами.  Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом.

- Какие выводы вы сделаете на основании наблюдений? Как на письме выделяется деепричастный оборот?

2. Найдите «лишнее»

Кипя, шипя, играясь, посмотрев

- По какому принципу вы исключили лишнее слово? Какой вывод можно сделать о грамматических признаках деепричастия?

- Давайте познакомимся со стихотворением Роберта Саути «Лодорский водопад». С какой целью, на ваш взгляд, использовал автор деепричастия?

- Прочитаем текст (один ученик читает)

- Сколько предложений в этом тексте?

-Почему мы называем это предложение текстом?

- С какой целью используются в этом тексте деепричастия?

-Задание.  Расставьте знаки препинания.

Кипя

Шипя

Журча

Ворча

Струясь

Крутясь

Сливаясь

Вздымаясь

Вздуваясь

Мелькая шурша

Резвясь и спеша

Скользя обнимаясь

Делясь и встречаясь

Лаская бунтуя летя

Играя дробясь шелестя

Блистая взлетая шатаясь

Сплетаясь звеня клокоча

Взвиваясь вертясь грохоча

Морщинясь волнуясь катаясь

Бросаясь меняясь воркуя шумя

Взметаясь и пенясь ликуя гремя

Дрожа разливаясь смеясь и болтая

Катясь извиваясь стремясь вырастая

Вперед убегая в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

                                                                         (Р. Саути «Лодорский водопад»)

- Мы проанализировали, как удалось поэту изобразить могущество и великолепие водопада, используя деепричастия. Теперь обратимся к живописи и посмотрим, какое впечатление водопад произвел на известного художника Ивана Константиновича Айвазовского.

Задание: допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия и деепричастные обороты. Можно воспользоваться материалом прочитанного стихотворения Р. Саути.

Перед нами картина И.К. Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды,____________________________устремляются вниз с огромной высоты. Они ___________________________, бегут наперегонки, __________________________.

Вот они, _________________, переливаются под лучами солнца,  а вот, _____________________________ сливаются с темными скалами.

- А теперь перестройте предложение, образуя  деепричастия выделенными словами.

Человек любуется природой, восхищается ее великолепием, пытается постичь тайны гармонии, ощущает себя частичкой мира.

  1. Подведение итогов урока. Выставление отметок.  Домашнее задание. (В зависимости от специфики класса, с учетом усвоения материала)

Использованная литература:

Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. М.: Просвещение – 2007

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 8 классе на тему: "Понятие об образе- символе" (по произведению В.М.Гаршина"Красный цветок")

Этот урок раскрывает образ-символ красный цветок как мировое зло. Учащиеся учатся анализировать текст, понимать его идейно-тематическое значение через образы-символы....

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

конспект урока по русскому языку 7 класс по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот".

 Конспект урока русского языка по учебнику М.Т.Баранова. Урок закрепления сведений по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот и знаки препинания при нём"...

План-конспект урока по математике в 5 классе на тему «Понятие обыкновенной дроби»

Тема урока. «Понятие обыкновенной дроби»Дата проведения. 25 ноября 2022 г.Тип урока. Урок изучения нового материалаЦель урока. Познакомить обучающихся с обыкновенными дробями.Задачи. 1. Сф...