Конспект урока по русскому языку "Употребление деепричастий в речи"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Тема урока: «Употребление деепричастий в речи»  

Вид урока:  беседа, практическая работа

Цели урока:

  • Показать широкие возможности употребления деепричастий в речи;
  • Совершенствовать умение анализировать текст, выявлять в нём роль деепричастий и деепричастных оборотов;
  • Знать особенности употребления деепричастий;
  • Уметь использовать деепричастия в предложении и тексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upotreblenie_deeprichastiy_v_rechi.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Употребление деепричастий в речи

 

Тема урока: «Употребление деепричастий в речи» 

Вид урока:  беседа, практическая работа

Цели урока:

  • Показать широкие возможности употребления деепричастий в речи;
  • Совершенствовать умение анализировать текст, выявлять в нём роль деепричастий и деепричастных оборотов;
  • Знать особенности употребления деепричастий;
  • Уметь использовать деепричастия в предложении и тексте.

Ход урока

I. Вступительная  беседа. Формулировка  темы. Целеполагание.

- Ребята,  вы  любите  юмористические  рассказы? Сейчас  я  хочу  напомнить  вам  небольшой  фрагмент  рассказа  А.П.Чехова  «Жалобная  книга».

« Подъезжая  к  станции  и  глядя  на  природу  в  окно,  у  меня  слетела  шляпа».

- Почему  эту  жалобу Чехов  поместил  в  юмористическую  книгу?

- Какую  часть  речи  неудачно  употребляет повествователь?

- Над  чем  он не  задумался,  а  может  быть,  чего-то  он  не  знал? Тогда,  как  вам  кажется,  изучив  всю  тему  «Деепричастие», о  чем  необходимо  задуматься?

- Сформулируйте  тему  урока  (употребление  деепричастий  в  речи).

- Что  значит  правильно  употреблять  деепричастия (произносить, использовать)?

 - Сформулируйте  цели  урока (знать  особенности  употребления  деепричастий; уметь  использовать  их  в  предложении   и  тексте; задуматься  о  роли  деепричастий  в  речи).

II. Актуализация  опорных  знаний.

- Но  прежде  всего, чтобы  правильно  употреблять,  надо  узнавать  деепричастия! Проверим  себя (выделите  в  каждом  столбике  деепричастие).

1)

I-й  вариант

а) закрыт;

б) закрывшийся;

в) закрыв.

II-й  вариант

а) работавший

б) работая;

в)разработка.


- По  каким  признакам  вы  это  сделали?

2)

Из данных словосочетаний выбрать и записать словосочетания

деепричастие + существительное:

синеющая даль

вспахать поле

пересекая болота

заросшие места

поваленные бурей

пропитан пылью

передвигая ноги

- По каким признакам вы нашли деепричастие?

- Что такое деепричастный оборот?

- Когда обособляется деепричастный оборот и одиночное деепричастие?

- Когда не обособляется?

III. Формирование  новых  понятий.

- Узнавать  деепричастия  вы  умеете. Теперь  приступим  к  теме. Если  нужно  познакомиться  с  правилами,  заглянем  в  учебник  «Теории»?

- Есть  ли  в  нем  такие  правила? (нет) Поэтому  я  предлагаю  вам  самим  сделать  «научные  открытия»  на  основе   наблюдений, анализа  языковых  фактов,  явлений.

1. Знакомимся  с  особенностями  произношения  деепричастий  (орфоэпическими  нормами).

- От  данных  глаголов  образуйте  деепричастия (устно):

создать

- создав

занять

- заняв

поднять

- подняв

- Какую  закономерность  вы  заметили?

Продолжайте  теперь  самостоятельно (письменно).

начать  (начав)

понять  (поняв)

принять  (приняв)

прибыть  (прибыв)

закупорить  (закупорив)

заплесневеть  (заплесневев)

облегчить  (облегчив)

углубиться  (углубившись)

черпать  (черпая)

баловаться  (балуясь)

- Проверьте  себя (произносите  правильно).

2. Знакомимся  с  особенностями  использования, включения  деепричастий  в  предложения  (грамматическими  нормами).

 Анализ текста. Выразительно прочитайте текст. (Текст у каждого на парте).

Был невыносимо жаркий июльский день, когда я, медленно передвигая ноги, вместе с моей собакой поднимался вдоль Колотовского оврага в направлении Притынного кабачка. Солнце разгоралось на небе, как бы свирепея; парило и пекло неотступно; воздух был весь пропитан душной пылью. Покрытые лоском грачи и вороны, разинув носы, жалобно глядели на проходящих, словно прося их участья; одни воробьи не горевали и, распуша пёрышки, ещё яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам, дружно взлетали с пыльной дороги, серыми тучами носились над зелёными конопляниками. (И. Тургенев. Певцы.)

  • Определите тему текста и основную мысль.
  • Определите стиль текста и тип речи.
  • Какую картину создаёт автор?
  • Найдите деепричастия в тексте. Какую роль они играют в тексте?

 Замените данные конструкции предложениями с деепричастиями.

Графически объясните постановку знаков препинания.


Туча набирала силу и медленно поднималась из-за леса. – (Туча, набирая силу, медленно поднималась из-за леса).
На солнце весело дрожали и переливались капли росы .– (Весело переливаясь на солнце, дрожали капли росы). 

Что изменилось в предложениях?

Замените, где можно, один из глаголов деепричастием. Укажите условия замены.
1. Сестренка беспрерывно болтала и не слышала даже своих слов.
2. Малыш напевал и хлопал в ладоши.
3. Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки.

- Исправьте ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов в каждом предложении.

В- I

В- II

1. Подойдя  к  дому,  собака  встретила  меня  радостным  лаем.  

1. Покатавшись  на  катке,  сильно  болят  ноги.

2. Сидя  у  окна,  в  комнату  влетел  воробей.

2. Возвращаясь  домой,  пошел  дождь.

3. Заигравшись  до  позднего  вечера,  мама  рассердилась  на  нас.

3. Поселившись  в  деревне, его  мечта  осталась  прежней.

3. Задумаемся  о  роли  деепричастий  в  речи.

- Деепричастия,  деепричастия… . Сколько  с  ними  хлопот:  и  произносить  их  надо  правильно,  и  употреблять  в  предложении,  хорошенько  подумав. А  может,  не  так  уж  они  и  нужны? Мне  кажется,  убедительно,  красноречиво  ответил  на  этот  вопрос  английский  поэт Р.Саути  своим  необычным  стихотворением  «Лодорский  водопад».

(звучит  стихотворение)

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая,  шурша,

Резвясь  и  спеша,

Скользя,  обнимаясь,

Делясь  и  встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня,  клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь  и  пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь  и  болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед  и  вперед  убегая  в  свободолюбивом  задоре,-

Так  падают  бурные  воды  в  сверкающем, быстром  Лодоре.

- Что  в  этом  стихотворении  показалось  необычным? (52 деепричастия!)

- Кто  из  вас  видел  настоящий  водопад? Слышал  его  шум?

- Какие  слова  в  стихотворении  помогли  это  сделать? Попробуем  обойтись  без  них.

- Какую  же  роль  играют  они?

  • Деепричастия  дорисовывают  основное  действие, делают  речь  более  точной,  яркой.
  • Предложения  с  деепричастиями  более  выразительны, живописны.

IV. Формирование  умений,  навыков.

- А  если  так,  если  деепричастия  в  речи  нужны,  будем  учиться  их  использовать. Предлагаю  выполнить  творческое  задание.

(составьте  текст «Зима  в  нашем  городе», правильно  включив  в  него  как  можно  больше  деепричастий)

- Чьи  работы  вам  понравились?

Дома  можно  попробовать  написать  стихотворение  с  деепричастиями  или  текст  на  другую  тему.

V. Итоги.

- Наше  занятие  подходит  к  концу.

- С  какими  нормами  употребления  деепричастий  вы  познакомились?

- Какова роль деепричастий в предложении?

(Употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной и выразительной. Деепричастия «украшают» глагол, «дорисовывая» действие).

Слово учителя.

В обыденной речи человек достаточно редко пользуется конструкциями с деепричастными оборотами. Это происходит по нескольким причинам: деепричастные обороты придают тексту некоторую торжественность, чего стесняется человек в обычной речи; эта конструкция вызывает много ошибок при употреблении, что снижает качество речи.

- Как  вам  кажется,  где  могут  пригодиться  эти  знания?

(итоговый  тест  по  типу  заданий  в  ЕГЭ)

Итоговый  тест

В- I

В- II

1. Какое  из  слов  не  является  деепричастием?

а) даря;

а) доля;

б) гиря;

б) деля;

в) жаря.

в) пиля.

2. На  месте  каких  цифр  должны  стоять  запятые?

Он  шел  по  тропинке (1)  и  (2)  низко  опустив  голову (3)  что-то  искал.

Он  бросил  работать (1)  и  (2)  отойдя  к  окну (3)  открыл  его.

а) 1,2,3

а) 1,2,3

б) 2,3

б) 2,3

3. Найдите  слова  с  ударением  на  третьем  слоге:

а) балуясь;

а) облегчив;

б) черпая;

б) прибыв;

в) углубившись.

в) закупорив.

4. Выберите  правильное  продолжение  фразы.

Сидя  у  костра,

Подходя  к  лесу,

а) внезапно  налетел  ветер;

а) ветер  стал  как  будто  сильнее;

б) мы  завороженно  глядели  на  огонь;

б) уже  чувствуется  осенняя  свежесть;

в) мне  вспоминалась  ночь  на  Днепре.

в) я  всегда  испытываю  необычайное  волнение.

5. Подберите  синоним  к  фразеологизму.

а) сломя  голову;

а) не  разгибая  спины;

б) засучив  рукава.

б) положа  руку  на  сердце.

Дома  можно  составить  тест  по  теме  «Употребление  деепричастий  в  речи».

Таким  образом,  домашнее  задание  по  выбору:

1) написать  стихотворение (текст)  с  использованием  деепричастий  или  «Похвальное  слово  деепричастию»;

2) составить  тест  по  изученной  теме.

        V. Рефлексия.

        Благодарю  всех  за  сотрудничество  и  прошу,  уходя  с  урока,  подумать  о  том,  как  прошел  он  для  вас  лично,  и  «выстрелить»  в  своеобразную  мишень  с  графами: «Полезно», «Интересно»,  «Скучно»,  «Трудно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Употребление причастий и деепричастий в речи"

Этот урок я проводила, участвуя в конкурсе  "Учитель года". Класс, которому я давала урок, был мне незнаком ( таково было условие испытания). Но благодаря сценке в начале урока ребята а...

Урок по русскому языку.: « Деепричастие как часть речи»

Дать понятие о деепричастии как части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; расширить речевую компетентность учащихся; воспитывать...

Конспект урока по русскому языку "Употребление в речи имён прилагательных"

Данный материал содержит конспект урока по русскому языку, на котором происходит обобщение знаний об имени прилагательном как части речи и изобразительно-выразительной роли прилагательного в речи...

Конспект урока по русскому языку "Самостоятельные части речи".

Материал для проведения урока в 5 классе....

Конспект урока по русскому языку и развитию речи (для детей с легкой умственной отсталостью) 4 класс

Конспект урока по русскому языку и развитию речи (для детей с легкой умственной отсталостью) 4 класс на тему "Упражнение в написании слов с безударными гласными".Ход урока происходит на основе событий...

Конспект урока по русскому языку "Деепричастие и его друзья" (деепричастный оборот). 6 класс.

Тема: "Деепричастие и его друзья" (деепричастный оборот).Цель: • определение деепричастного оборота;• деепричастный оборот как член предложения;• место деепричастного оборота ...

Конспект урока по русскому языку "Деепричастия совершенного и несовершенного вида". 6 класс.

Тема: «Деепричастия совершенного и несовершенного вида».Цель: • суффиксы деепричастий совершенного и несовершенного вида;• нахождение исходной формы, от которой образовано деепри...