Конспект урока по русскому языку "Урок-зачёт по теме "Деепричастие"". 6 класс.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок-зачёт по теме «Деепричастие».
Цель: • обобщить, систематизировать материал по теме;
• закрепить изученные орфограммы (НЕ с деепричастиями) и пунктограммы ( выделение ОД и ДО на письме);
• помочь каждому усвоить норму употребления деепричастия в предложении, научится видеть границы ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_na_temu_urok-zachyot_po_teme_deeprichastie_6_klass.docx | 24.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
Урок-зачёт по теме «Деепричастие».
Цель:
- обобщить, систематизировать материал по теме;
- закрепить изученные орфограммы (НЕ с деепричастиями) и пунктограммы
( выделение ОД и ДО на письме);
- помочь каждому усвоить норму употребления деепричастия в предложении, научится видеть границы ДО.
Подготовка к уроку-зачёту начинается на 1 уроке по теме.
1 этап – предварительный.
На стенде «А знаешь ли ты…» сообщается о теме и дате проведения урока-зачёта. Здесь же ребята знакомятся с требованиями, которые будут предъявлены на зачёте, вопросы, задания, ряд слов, из которых будет составлена словарная работа.
Например:
Я должен знать.
1. Научные термины, изученные по теме «Деепричастие».
2. Определения научных понятий «деепричастие», «деепричастный оборот».
3. Формулировки правил постановки знаков препинания при одиночном
деепричастии, деепричастном обороте.
4. Роль предложений с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом
в речи.
Я должен уметь.
- Производить синтаксический разбор предложений с одиночным
деепричастием и деепричастным оборотом.
- Ставить знаки препинания при одиночном деепричастии и деепричастном
обороте.
- Правильно произносить предложения с одиночным деепричастием и
деепричастным оборотом.
- Использовать в речи предложения с одиночным деепричастием и
деепричастным оборотом.
- Правильно писать и объяснять написание слов с проверяемыми орфограммами, изученными в данной теме, или с другими видами орфограмм.
2 этап – проведение урока-зачёта.
Учащиеся, которые в течение изучения темы все работы, как теоретические, так и практические, сдавали на «отлично» (смотрим записи капитанов групп, консультантов) освобождаются от сдачи зачёта или выполняют более трудные задания, или помогают учителю принимать зачёт.
Варианты заданий.
- Опорная схема (проверка знания терминов, определений) или на доске, или на листе.
Деепричастие – это…
обозначает…
отвечает на вопросы…
имеет признаки глагола…
имеет признаки наречия…
в предложении является…
выделяется на письме…
выделяется в устной речи…
можно заменить…
Примеры:
Деепричастный оборот – это…
Синтаксическая роль в предложении…
знаки препинания…
место ДО в предложении…
Примеры:
и т. д.
Разберите по составу деепричастия. Например: поговорив, не глядя и т д.
Учащиеся разбирают сначала свои слова, затем обмениваются с соседом.
Тест по теме «Деепричастие»
1. Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает:
а) признак предмета по действию;
б) признак признака;
в) добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом;
г) действие предмета.
2. Укажите, какие глагольные признаки отсутствуют у деепричастия:
а) вид;
б) наклонение;
в) изменяемость;
г) значение действия или состояния;
д) способность управлять существительным.
3. Найдите деепричастия:
а) увидел;
б) шлёпая;
г) спеша;
в) поднявши;
д) принявший;
е) свежо.
4. Определите, от какого глагола нельзя образовать деепричастие:
а) крыть;
б) лить;
в) жить;
г) плыть.
2. Придумайте и запишите слова с данными значимыми частями:
-евши, -евший :
-ивши, -ивший :
-авши, -авший :
(умение различать причастия и деепричастия).
3. Подберите существительные к деепричастиям.
Делая (что-то) кормушку.
Завернув в бумагу хлеб.
Выпив чашку чая.
Проговорив слова.
НЕ ЗНАЯ дела и т д.
4. Словарный диктант.
Бассейн, дистанция, сиять, комбинация, экспресс, водянистый, балуясь, черная, ржавая, стремительный, торопливый, тренировка, метнуться, утрамбовать
и т. д.
5. Синтаксический разбор предложений с ДО, ОД, схемы.
Работы в группах или в парах. Каждая группа получает текст или ряд предложений.
Задание: найти предложения с ОД и ДО, сделать синтаксический разбор предложений, составить схемы.
Например: Мальчики, зевая, одевались. Они умылись студеной водой, согнавшей с них дремоту. Сосредоточенно сопя, жевали они холодные лепёшки, оставшиеся с вечера, и запивали их горячим чаем.
Можно изменить задание: списать, расставить знаки препинания, объяснить их расстановку, выделить суффиксы, сделать синтаксический разбор, составить схемы.
6. Составить предложения по схемам:
ОД ДО
- , . 4. , .
ПО
- Х , . 5. , (чтобы…).
ПО
- Х . 6. О, О, но О … .
Учащиеся должны выбрать схему предложений по теме «Деепричастие. Деепричастный оборот», составить и записать предложение в тетради.
Ряд заданий можно продолжить. Учащийся имеет право (на выбор) выполнить только 5 заданий, по желанию учащиеся выполняют все задания.
Урок – зачёт можно провести в форме игры «Что? Где? Когда?»
Задания вкладываются в конверты с названиями «Теория», «Предложения с ДО», «Предложения с ОД», «Схемы» и т. д.
Каждый учащийся берет задания из 5-ти конвертов (на выбор). Или же, группа раскрывает выбранный конверт с рядом заданий (теоретических и практических).
Или учащимся предлагается (каждому) подготовить по теме (любой) карточку-зачёт (автор: Степанова Татьяна Николаевна). Она так и будет называться.
Что входит в неё?
Необходимо подробно объяснить это детям, а впоследствии меняется только тема. В карточку-зачёт входит:
1.Теоретический вопрос (любой из контрольных вопросов учебника или дети придумывают свой вопрос сами, но согласуются с учителем);
2.Текст (или, как мы его называем “текстовка”), в которой должно быть не менее 3-4 орфограмм, связанных с теоретическим вопросом. Текст выписывается из художественных произведений обязательно с указанием фамилии автора;
3.Грамматический разбор любого слова из подобранного учащимися текста.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Какое задание показалось вам особенно интересным? Трудным? Лёгким?
Какую отметку вы поставили бы себе за урок и почему?
Д/з: выписать предложения с ДО из газеты «Красное Прикамье». Ответить на вопрос: для чего служат деепричастия в речи?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 5-ом классе "Буквы Ы-И после Ц"
Конспект открытого урока порусскому языку с применением игровых технологий и технологии уровневой дифференциации....
конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (7 класс)
Цель: Проверить знания учащихся особенностей личных местоимений. Формировать умения распознавать их. Научить правильно употреблять местоимения в устной речи. Задачи: 1. сформировать общее поня...
конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное" 6 класс
Контрольно- обобщающий урок может быть использован при закреплении темы "Имя прилагательное". Контроль индивидуальный и коллективный, что заставляет каждого ученика активно включаться в мыслительную д...
Конспекты уроков по русскому языку в 7, 8 классах
Разработки уроков с применением технологии проблемного обучения и ЭОР...
Конспекты уроков по русскому языку "Имя прилагательное" 6 класс
Конспекты уроков созданы согласно планированию по программе Бабайцевой с учетом психофизиологических особенностей учащихся ( см. на моем сайте статью "Моя педагогическая концепция", таблицу "Диагности...
Конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Употребление наклонений"
Цель урока: использование разных форм наклонений глагола в устном общении и на письме. Задачи урока: • образовательные: закрепить сведения о способах образования форм наклонений глагола и сферах употр...
Конспект урока по русскому языку в 7-ом классе
Конспект урока по русскому языку в 7-ом классе...