Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету «Русский язык»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам; совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка; развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx | 610.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету «Русский язык»
Предмет: русский язык.
Класс: 6
Автор УМК: Рыбченкова Л.М., Алексндрова О.М., Загоровская О.В.(в 2-х частях, 2022г.)
Тема урока: Правописание приставок ПРЕ и ПРИ
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, коллективная
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал, индивидуальные карточки.
1.Цели и задачи урока
Цель: совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам; совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка; развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов.
Задачи:
- Научиться систематизировать и обобщать знания, полученные при изучении морфемики
и словообразования
- Научиться формировать у обучающихся умений реализации новых способов действия
- Научиться определять способ выбора правильного написания от совокупности условий;
- Научиться анализировать языковой материал и обобщать его в форме опорных записей
(схем, таблицы);
-Расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Правописание приставок
ПРЕ и ПРИ»
2. Планируемые результаты урока
Личностные:
- прививать интерес к русскому языку
Предметные результаты: применять знания по орфографии в практике правописания ; знать 6 условий выбора написания приставок ПРЕ и ПРИ, максимально запомнить написание слов с приставками, в которых трудно определять смысловое значение, уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать написания буквы Е и буквы И в приставках, уметь анализировать языковые единицы, опираясь на фонетические , традиционные, этимологические, словообразовательные законы русского правописания.
Метапредметные результаты:
1.Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
Базовые логические действия
- выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
-устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- классифицировать языковые единицы по существенному признаку.
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
- формулировать вопросы, и самостоятельно устанавливать данные
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать свою точку зрения в устной монологической речи и в письменных текстах.
Совместная деятельность:
- принимать цель совместной деятельности коллективно (в группе), строить действия по её достижению, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
-уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация:
- ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие
решения или принятие решения группой)
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи, выбирать способ решения учебной
задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений.
Эмоциональный интеллект:
- развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- понимать и принимать ответы другого человека, анализируя речевую ситуацию;
- регулировать способ выражения собственных эмоций;
- признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая;
- проявлять открытость;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Краткое учебное содержание
Мотивационно-целевой этап
1. Проверка домашнего задания (упр. 87): а) выборочная проверка орфографии, морфемике, культуре речи. Найти слова с названной орфограммой, определить, в какой морфеме она находится, сделать вывод. Фиксируются в опорной записи выводы учащихся.
II. Актуализация опорных знаний
- Организуем анализ опорной записи, в которой фиксировались условия выбора употребления слов с приставками ПРЕ-ПРИ, просим рассмотреть рубрику «Советы помощника» для успешной организации учебной деятельности;
-Учим(-ся) сравнивать на основе анализа (применение актуализированного знания в различных ситуациях:
Слайд 1.
Для разных приставок – разные законы.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
приставки, которые пишутся всегда одинаково независимо от произношения. | приставки, которые в одних словах пишутся с буквой З, а в других с буквой С: | самая маленькая, но самая трудная ПРЕ-и ПРИ |
отпер, отперла, отдеру, оторвать, пробежать | разбавить, расправить, рассорить, раззадорить. | прибежать, приподнять |
«Мозговой штурм» Распределительный диктант (заполнить в таблицу)
Формулируем вывод и тему урока
Вывод. К первой группе относятся слова с приставками, которые пишутся всегда одинаково независимо от произношения. Эта группа самая большая. Ко второй группе относятся приставки, которые в одних словах пишутся с буквой З, а в других с буквой С: К третьей группе относятся только две приставки: ПРЕ- и ПРИ-.
Эта группа самая маленькая, но самая трудная, потому что у них своё основание для правописания – смысл.
III Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы проведём небольшое исследование и узнаем , при каком условии надо писать пре-. При каком -при-.Прежде всего научимся узнавать их в лицо.
Определите 1-ое значение приставки ПРИ-
Работа в группах. (на столах карточки с заданиями)
Открываем желтую карточку
А)Прочтите четверостишия
Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из Вселенной –
В словах придёт, прилетит, приплывёт –
Пишется ПРИ- несомненно.
Б) Найдите соответствие, запишите вывод.
1 Колобок | прилетит |
2.Уж | прикатится |
3.Конь | придет |
4.Самолет | приползет |
5.Друг | Прискачет |
ВЫВОД | 1 условие: ПРИБЛИЖЕНИЕ |
Предмет приблизился сам, но и когда его приблизил кто-то: принёс, привёз.
2-ое условие написания приставки ПРИ
Слайд 2
(люди занимаются творчеством и трудом)
|
Рассмотрите слайды. Что на них изображено? Что делают люди? Сформулируйте ответы
Обобщение ответов
А)Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело –
Пишем мы при, говоря обо всём,
Что добрые руки сделали.
Б) Работа в парах.
Возьмите красную карточку и выполните «Творческий диктант». Замените данные словосочетания одним словом. Запишите вывод.
Присоединить с помощью веревки- это________________
Присоединить с помощью молотка и гвоздей –это_____________
Присоединить с помощью клея- это______________
Присоединить с помощью винтов и шурупов- это_______________
Вывод : 2-ое значение приставки ПРИ_________ПРИСОЕДИНЕНИЕ___
Выясните самостоятеьно.3-е условие написания приставки –ПРИ-.
Образуйте с помощью приставки ПРИ- имена прилагательные от данных слов и запишите их.в карточке голубого цвета.
Работа в группах
Край при море Канава при дороге | |
2 группа Поселок при городе Площадь при вокзале Участок при школе | |
3 группа Территория при границе Заповедник при Байкале Полоса при береге | |
ВЫВОД ЗАПИШИТЕ | Близость к чему-либо |
Вывод 3-его условия написания приставки ПРИ дети формулируют и записывают самостоятельно. (близость к чему-либо)
Откройте 4 белую карточку, прочитайте вслух четверостишие.
Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорело – не значит сгорит.
Помни – что сделано, но не совсем
Пишется с приставкой при-
Логическая разминка « Вопрос-ответ».
- Если пирог в духовке не совсем сгорел, а только немножечко, мы говорим – ….(пригорел.)
-Доктор не сжёг вам царапину йодом, а только…… прижёг,
- Вы не открыли окно широко, а только немножко….. приоткрыли
- Вы не встали еще с постели, а только немножечко…(привстали)
-Ты не сел на стул, а только немного …
Немного поднял – приподнял,
Немного хромает – прихрамывает,
Ненадолго остановился – приостановился,
Ненадолго лёг – прилёг,
Ненадолго
Делаем вывод:
Если что-то делается не полностью до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, такие действия называются неполными. Слова их обозначающие пишутся с приставкой ПРИ- |
Тренировочное задание: распределить слова в четыре столбика, сделайте вывод, от чего зависит написание приставки ПРИ.
Приближение | Присоединение | Близость к чему-либо | Неполное действие |
Прискакать, привинтить приписать, прилететь, прикрутить, приподняться, пришкольный прибрежный, приболеть, привокзальный, притащить, привязать, пританцовывать, прикоснуться.
А при каких условиях надо писать приставку ПРИ поможет нам лингвистическая сказка. Слайд 3
Жили были две приставки. Одна -Пре, другая- При. Приставка Пре была очень добрая и очень мудрая. Пре дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень мудрая – премудрая.
Пристака Пре была дочкой приставки Пере, она была очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву Е. Благодаря этому сходству, она могла заменять приставку пере- в глаголах: перервать – прервать, переступить – преступить.
-Какие же слова с приставкой Пре- встретились в данном тексте? ПРЕДОБРАЯ, ПРЕМУДРАЯ, ПРЕРВАТЬ, ПРЕСТУПИТЬ.
Слайд №4 поможет сделать вывод. В каком случае пишется ПРЕ?
4. Учим(-ся) синтезировать и обобщать
Составьте алгоритм написания ПРЕ-ПРИ
Когда пишем приставку ПРЕ? Приведите примеры. Обозначьте условия выбора | Когда пишем приставку ПРИ? Приведите примеры. Обозначьте условия выбора |
5.Диагностика достижения планируемых результатов. Задание: замените слова в скобках, используя слова с приставками ПРЕ-ПРИ. Обоснуйте свой выбор.
В зоопарк из-за границы доставили два (очень огромных удава). Был зимний
поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили,
что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо
(закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные
полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна.
Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни.
Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили)
тёплой воды – удавы (изменились), ожили.
6 Самоконтроль и самооценка.
Продолжи фразу
Сегодня на уроке я понял (а)…
Мне было трудно…
7. Выдача домашнего задания.
Упр. 98. Списать, вставить пропущенные буквы в приставках ПРЕ—ПРИ. Определить тему текста, главную мысль текста. Составить вопросный план по тексту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спроектируйте учебное занятие на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету «Английский язык» 9 класс Кузовлева В.П. М. «Просвещение» 2014г.
Цели и задачи учебного занятия. УМК Тема учебного занятия «СМИ в Британии». Целью иноязычного образования провозглашено формирование коммуникативной компетенции обучающихся в ед...
Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету Немецкий язык (второй иностранный)
Представлен план учебного занятия по немецкому языку (второй иностранный) для обучающихся 5 класса. План разработан в свете требований обновленного ФГОС 2021 года....
Практическая работа № 4 «Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету
Практическая работа № 4 «Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету »Предмет, класс,УМК : Русский язык, 5 класс, УМК Т. А. Ладыженской,...
Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы ФГОС НОО 2021, УМК Купалова по предмету «Русский язык»
Задачи:1. Научиться сравнивать предложения с прямой речью и косвенной по структуре предложения.2. Научиться анализировать: единицы синтаксиса (предложения с прямой речью и сложные предложения), письме...
"Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету" .УМК "Русский язык" Т.А.Ладыженская 5 класс.Тема "Правописание корней с чередованием лаг-лож"
Разработка урока по русскому языку....
Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету
Предмет: русский языкУМК: Т. А. Ладыженская, 5 кл.Тема: Имя существительное как часть речи...
Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету «Русский язык». 6 класс Правописание Н и НН в именах прилагательных
Тема урока: Правописание Н и НН в именах прилагательных Основное содержание урока: имя прилагательное, словообразование имён прилагательных, правописание -н- и -нн- в именах прилагательных. Тип ур...